24.05.23г. «Формирование нравственных ценностей у дошкольников»
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Оксана Васильевна Прохорова

«Формирование нравственных

ценностей у дошкольников»

Нравственное воспитание является одной из сложных и приоритетных задач практически всех программ дошкольного образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников»

Нравственное воспитание является одной из сложных и приоритетных задач практически всех программ дошкольного образования. В наше время человечество столкнулось с падением нравственности и бездуховности. При всем многообразии применяемых методик педагоги отмечают нарастание детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов, фильмов, игр, у детей искажены представления о нравственных качествах:  доброта, милосердие, отзывчивость, щедрость, справедливость. Такие понятия как миролюбие, доброжелательность, великодушие, устремленность не на удовлетворение своих желаний, а на служение другим в условиях современной культуры могут оказаться незнакомым нашим детям.

Наблюдения за детьми  в детском саду, показали, что не все дети умеют общаться друг с другом, некоторые проявляют склонность к враждебности, не все дети желают делиться игрушками, не могут оказывать помощь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Поэтому, чтобы помочь детям найти правильные ориентиры в нашем сложном мире, была активизирована в своей деятельности работа со сказкой, как доступное, понятное, а главное интересное средство.

Сказки рассказывались детям на протяжении многих лет, и за это время не только стали наряду с такими видами фольклора, как пословицы и поговорки, сказки отражают  в себе жизненный опыт и моральные принципы многих поколений. Но помимо этого, сказки также прививают детям чувство прекрасного, содержат в себе не только этические принципы, но и эстетическое наслаждение. Считается, что существует неразрывная связь между этическими и эстетическими понятиями. Знакомясь со сказкой, ребёнок учится ценить доброту и справедливость, начинает считать прекрасными проявления этих качеств теми или иными героями, и в то же время убеждается в том, что ложь, предательство, несправедливость – понятия отрицательные, а герои, которые лгут или предают друзей, вызывают у ребёнка негативную реакцию.

Сказка наставляет детей на творческое мышление, любовь и уважение к будущему всего человечества. Трудно представить детство ребёнка без сказок и детских книг. Сказки вступают в жизнь ребёнка с самого детства и сопровождают всю его жизнь. Определённо, сказки нельзя назвать развлечением, а также средством от скуки. Ведь сказки - это способ совершенствования для ребёнка. Ребёнок неоднократно может просить почитать родителей или воспитателей его любимую книжку, чтобы ещё и ещё раз услышать историю про так полюбившихся ему героев сказки. Зачастую ребёнок подражает главным персонажам, стараясь быть на них похожим. Ведь каждому ребенку очень хочется быть бесстрашным, крепким и сеющим добро. В сказке, всё возможно, стоит только захотеть. Без сказки у ребёнка нет мечтания о той самой волшебной стране, где сбываются все желания. Сказка преподносит шанс ребенку пофантазировать.

Читая и рассказывая  детям сказки, мы развиваем  их внутренний мир. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаться. Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них переданы черты русского народа: свободолюбие, настойчивость, упорство в достижении цели. Сказки воспитывают гордость за свой народ, любовь к Родине. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера, как лень, жадность, упрямство, трусость, но одобряет трудолюбие, смелость, верность. Народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом.

Уже с раннего возраста, ребёнок, из страниц сказок,  начинает понимать, что есть добро и есть зло, что добрые поступки всегда вознаграждаются, а зло обязательно будет наказано. Именно так дети учатся быть друг к другу добрее, снисходительнее, помогать тем, кто оказался в беде и нуждается в помощи. Сказки способны воспитать в детях  отзывчивость, любовь к  прекрасному. Трудно переоценить значение сказок для воспитания ребёнка. При помощи сказок, ярких сюжетов, ребёнку гораздо проще усвоить жизненные ценности.

Сказки не дают четких, конкретных наставлений и инструкций, в их сюжете содержится поучительный урок, который во время или после прочтения сказки нужно обязательно обсудить вместе с детьми и сделать простые, доступные выводы.

С младшего дошкольного возраста детей, прежде всего, надо приучать делиться игрушками с друзьями. Находясь в детском социуме, малыш не может быть замкнутым в своем «маленьком мире», он общается со сверстниками и поделится своей любимой игрушкой и это будет одной из первых ступеней к доброте: «поделишься ты, поделятся и с тобой». Очень многому в этом плане могут научить персонажи детской художественной литературы, произведений фольклора, и малыши с удовольствием вживаются в их сюжеты.

В детском саду  знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для малышей просты для восприятия,  с ярким динамичным развитием сюжета и коротким содержанием. Заинтересовать детей к слушанию сказки лучше всего с помощью рассматривания игрушек или  красочных  картинок, на которых изображены герои произведения или события, происходящие в сказке. Это помогает детям понять смысл сказки, облегчает их восприятие литературного произведения. Иногда перед чтением  или рассказыванием сказки мы проводим дидактические игры с участием героев сказки.  Некоторые русские народные сказки, на которых воспитывались мы, взрослые,  рассказываем своим воспитанникам наизусть, по памяти. При таком «чтении» наилучшим образом достигается вербальный контакт с детьми.

 После чтения проводим беседу по прочитанной сказке.  Дети в процессе чтения сказок все увереннее и увереннее принимают решения о том, кто из героев – положительный, а кто – отрицательный. Они безошибочно встают на сторону тех персонажей, которые олицетворяют добро, верность, справедливость и честность, учатся сочувствовать несправедливо обиженным и незаслуженно пострадавшим героям. Дети быстро определяют свои симпатии по отношению к персонажам в сказке.  Прежде чем перейти к изучению более сложных литературных произведений, ребенок должен закрепить понимание таких понятий, как «добро» и «зло», «хорошее» и «плохое» на простых примерах. В сказках, предназначенных для детей младшего возраста, добро всегда побеждает, а зло наказывается. Такой финал вызывает в ребенке чувство радости от того, что восторжествовала справедливость. 

В средней группе используем сказки более глубокого смыслового значения: «Лисичка – сестричка и серый волк», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Жихарка», «Петушок и бобовое зернышко». Перед чтением сказки,  мы знакомим детей с новыми  словами, разъясняя их смысл.  После рассказывания сказки обязательно проводим беседу по её содержанию. Благодаря такой беседе, дети учатся оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения. 

В старшей группе  мы знакомим дошкольников  с народными сказками, которые  требуют анализа, осмысления и рассуждения детей по проблеме произведения.  Дети учатся  испытывать сострадание, определять и мотивировать свое отношение к героям сказок: положительное или отрицательное, понимать скрытые мотивы поведения героев, рассказывают о своём  восприятии конкретного поступка персонажа. Дети этого возраста самостоятельно определяют вид сказки, сравнивают их между собой, объясняя специфику.  Анализ сказки должен быть таким, чтобы дети смогли понять и почувствовать ее глубокое идейное содержание и художественные достоинства, чтобы им надолго запомнились и полюбились образы.

В подготовительной группе особую роль играет анализ текста сказки. При первом чтении важно показать сказку, как единое целое. При вторичном ознакомлении мы обращаем внимание на средства художественной выразительности, задаём вопросы: «О чем говорится в сказке? Что вы можете рассказать о героях сказки? Как вы оцениваете поступок того или иного действующего лица? Что произошло с героями сказки?». С помощью вопросов можно выяснить,  какие средства выразительности используются в сказке. Так же даём детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов.

Подбирая детям литературное произведение для чтения, мы всегда учитываем множество факторов. Одним из основных является наличие в нем такого героя, которым дети могли бы восхищаться, которому у них бы возникло желание подражать. Это должен быть персонаж, обладающий такими положительными качествами, как верность друзьям, стремление к справедливости, готовность приложить усилия для достижения своей цели, способность к сочувствию и взаимопомощи, высокие моральные принципы и другие свойства личности, которые мы хотела бы развить в воспитанниках детского сада.

Помимо чтения, мы знакомим детей со сказкой с помощью аудиокниг,  а также проводим много различных мероприятий с помощью  игровых презентаций, таких, как «Угадай сказку», «Из какой сказки герой», «Кто лишний?». Был реализован  проект «Наши добрые сказки», направленный на развитие интереса детей к книгам, обогащение познавательного опыта, развитие творческих способностей  и коммуникативных навыков детей. Для детей старшего дошкольного возраста проводим различные игры-викторины, вечера загадок по сказкам,  а так же используем кукольный театр.

Вся работа  в данном направлении  происходит в тесном взаимодействии с родителями. Для сказочных персонажей,  совместно с родителями были изготовлены костюмы, атрибуты и поля для инсценировки и постановки сказок. Дети с  большим желанием и интересом  участвуют в  таких театрализованных играх. В них ребёнок исполняет роль сказочного персонажа, что способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность. Участие в театрализованной деятельности - это прекрасная возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка.  

Таким образом, формируя духовно-нравственные представления у ребёнка в дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные духовно-нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего, любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.

Поэтому, можно сказать, что сказка является эффективным средством духовно-нравственного становления личности.  Ведь именно  сказка знакомит детей с окружающим миром, с взаимоотношениями людей. Сказка  развивает в ребёнке моральные и волевые качества, погружает его в уютный светлый мир, учит ребёнка думать, рассказывать, трудиться. Через сказку у ребёнка развиваются: справедливость, отзывчивость, доброжелательность, преданность, дружелюбие, трудолюбие, ответственность, взаимовыручка, патриотизм, честность и многие другие.  Мудрость сказки позволяет вырастить душевно здорового ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Презентация "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...

Доклад "Формирование нравственных ценностей у дошкольников через театрализацию"

Проблема нравственного воспитания детей в настоящее время очень актуальна. В сегодняшнем обществе мы видим недостаток духовности, моральное обнищание. Формировать нравственных качеств необходимо начин...

«Формирование нравственных ценностей у дошкольников через ознакомление с русским народным творчеством»

Формирование основ моральных качеств начинается еще в раннемдетстве. От того насколько успешно осуществляется этот процесс, во многомзависит нравственное развитие ребенка.Сохранить человеческое в наши...

Социально значимый проект как форма формирования нравственных ценностей у дошкольников (статья)

Особенности развития современного российского общества, в котором происходит переоценка ценностей, утрачиваются семейные традиции, теряется связь поколений, актуализирует проблему формирования основ н...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...