Доклад "Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации"
статья на тему

Филатова Татьяна Васильевна

Доклад для районного семинара.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx15.47 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей у дошкольников как основа здоровья нации

 Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа. Как ни сложна, ни темна психология национальной связи, мы можем, однако, утверждать, что мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие. В.В. Зеньковский. 

Работая в детском саду, я пришла к выводу, что современные дети более шумные, крикливые, неусидчивые, быстро вступают в конфликты, неуступчивы, драчливы. С ними трудно справиться, они часто бывают жестоки, не слушаются ни родителей, ни воспитателей. В стремлении достичь своей цели они манипулируют своими родителями. И мы с педагогами часто задаём вопрос, а что же делать? Как нам правильно воспитать ребёнка, чтобы он вырос добрым к окружающим. И почему же одни дети вырастают добрыми и отзывчивыми, способными к состраданию, а другие жестокими, злобными и мстительными? И что нужно делать, чтобы малыш вырос человеком в полном смысле этого слова? Как писал А. В. Луначарский “ маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого ломать”. И чтобы нам не пришлось ни ломать и не гнуть, мы должны воспитывать ребёнка с самого раннего детства в семье и в детском саду и воспитывать, в первую очередь, такие нравственные качества как душа, совесть, доброта, сочувствие, любовь, честь, патриотизм, то есть самые ценные, самые главные качества.

В своей деятельности мы опираемся на программу  Л. Л. Шевченко «Добрый мир». Программа не ставит своей задачей введение ребёнка в мир религиозного опыта духовной жизни, это задача семьи. Она только знакомит, подводит к храму, даёт представление о самом важном в жизни человека, таких понятиях как «Семья»«Родина»«милосердие»«добро»«благодарность», воспитывает послушание, почитание родителей, заботу о ближнем, терпение, доброту, сострадание.

Работа по духовно-нравственному воспитанию в ДОУ ведётся в четырёх направлениях

Педагоги – дети – родители –социум.

Формы работы с педагогами: педсовет, семинары, консультации, семинары- практикумы, открытые просмотры образовательной деятельности, самообразование.

Формы организации детей: организованная образовательная деятельность, совместная деятельность детей и взрослых, самостоятельная деятельность, праздники.

Методы, используемые в работе: открытые занятия, беседы с детьми, встречи с родителями, чтение тематической литературы, сказок, преданий, игры драматизации, а также конкурсы, викторины, художественный труд, наблюдения, музыкальные занятия, посещение музеев, экскурсии различной направленности, знакомство с народными ремеслами, декоративно-прикладным искусством, организация выставок (совместная деятельность детей и родителей);

Формы работы с родителями: родительские собрания на духовно-нравственные темы, факультативные занятия совместно с родителями, анкетирование и тестирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса воспитания в семье, наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы; совместное проведение праздников, развлечений.

Работа с социумом: проводим встречи с отцом Сергием, совершаем экскурсии в храм, посещаем музей в ДК нашего села, проводим совместные мероприятия, выставки с учащимися и педагогами наших школ.

В заключении хочется сделать вывод: у детей развиты представления о высших моральных ценностях (добро и зло, дружба, вражда, сопереживание, однако применение этих знаний в реальной жизни развито на среднем уровне. После регулярных занятий по духовно-нравственному развитию можно отметить некоторые изменения в поведении детей. Трудности возникают с дошкольниками, чьи родители не имеют особой заинтересованности в нравственном развитии своих детей. Может говорить о результатах ещё рано, ведь жизнь ребёнка – это непрерывный рост, постоянное развитие личности и это вопрос не одного дня, а ежедневная кропотливая работа. И очень важно, чтобы взрослые выступали в роли сеятелей  мудрого, доброго и вечного.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование моральных и нравственных ценностей у дошкольников»

«Детство – важнейший период человеческой жизни,не подготовка к будущей жизни, а  настоящая,яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того,как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детс...

Формирование единства эстетических чувств и нравственных ценностей у дошкольников на занятиях по правовому воспитанию «Первые шаги в понимании моих прав»

Материал содержит опыт работы по формированию единства эстетических чувств и нравственных ценностей у  детей старшего дошкольного возраста на занятиях по правовому воспитанию «Пер...

«Детский сад – планета открытий и становления духовно-нравственных ценностей современного дошкольника в системе приобщения к культурным традициям и любви к малой родине»

Духовно-нравственное воспитание ребенка занимает особое место в работе детского сада. Материал статьи содержит опыт дошкольного учреждения по организации деятельности по  приобщению дошкольников...

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей.

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностейМинченко Альмира Анатольевна, воспитательМБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. ДолинскВ соответстви...

РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

В статье рассмотрено духовно-нравственное воспитание, которое является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка. Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ограниче...