Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей.
статья (старшая группа)

Минченко Альмира Анатольевна

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей

Минченко Альмира Анатольевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» г. Долинск

В соответствии с требованиями ФГОС ДО решение задач духовно-нравственного воспитания дошкольников осуществляется на основе приобщения к социокультурным ценностям, являющегося сложным по своему характеру и длительным по времени процессом. Эффективность педагогического процесса, направленного на социальное воспитание в культурологической модели образования предполагает «активное включение дошкольников в постижение ценностей социальной культуры,… умение быть способным не только познавать, но и творить культуру». [1, стр.16-17].

Для чего рекомендуется использовать разнообразные средства воздействия на внутренний мир ребенка, в частности отдавая приоритет тем, которые затрагивают эмоциональные струны дошкольника и приобщают к социальной культуре, обеспечивая становление различных сфер личности ребенка: формируя мотивы, потребности, интересы, направленность, отношения, творческую траекторию развития, самооценку и другие качества. [2, стр.5-7]. Что предопределяется реализацией ряда условий, в числе которых:

- поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, познавательной, изобразительной и т.д.) на основе умения использовать знания основ социального взаимодействия, понимании мыслей, чувств, намерений других людей в ситуации межличностного диалога;

-наличие позитивных, доброжелательных отношений между детьми, принадлежащим к разным национально-культурным, религиозным общностям, социальным слоям, имеющих ограниченные возможности здоровья, на основе способности распознавать, принимать и регулировать эмоциональные состояния и чувства других и свои собственные;

-развитие социально-коммуникативных способностей детей, позволяющих регулировать свое поведение в соответствии с нормами социальной культуры, разрешать конфликтные ситуации со сверстниками, формировать положительные способы сотрудничества в целях конструктивного взаимодействия в группе сверстников.

Вышесказанное означает, что успешное решение данной проблемы может реализовываться через становление определенной системы социокультурных ценностей у ребенка, которые будут обусловливать содержание и структуру системы отношений

человека к окружающему миру и тем самым закладывают особенности его целенаправленного поведения.

В нашем дошкольном учреждении на протяжении нескольких лет реализуется программа «Дорогами добра» под редакцией Коломийченко Л.В., Чугаевой Г.И., Юговой Л.И., направленная на достижение целевых ориентиров социально-коммуникативного развития дошкольников, заявленных во ФГОС ДО.

Наличие разделов и блоков программы способствует системному и целенаправленному приобщению воспитанников к социокультурным ценностям в различных видах деятельности: игровой, коммуникативной, познавательной, изобразительной, музыкальной и двигательной.

Реализация разделов программы осуществляется через блоки, содержание которых раскрывается в актуальных темах, что обеспечивает приобщение воспитанников к миру культуры и общечеловеческим ценностям, на основе формирования таких фундаментальных ценностей, как семья, добро, мир, отечество, истина, совесть, труд.

Например, раскрывая содержание блока «Моя семья», мы объясняем детям, что дом и семья это место, где человек чувствует себя защищенным, нужным и любимым. Где происходит единство близких людей посредством ответственности, заботливости, чуткости, сострадания, послушания. В семье все любят друг друга, помогают, поддерживают и заботятся друг о друге. Любовь родителей к своим детям проявляется в заботе, а любовь детей к родителям - во внимании, послушании по отношению к старшим. Не следует огорчать взрослых, нужно прислушиваться к их советам, предлагать свою помощь, не капризничать. Взрослые в семье делают все возможное, чтобы дети выросли хорошими людьми. Важно слушаться и доверять родителям, потому что они заботятся о благополучии детей и не разрешают делать то, что может привести к беде. В крепкой и дружной семье люди берегут себя друг друга, ведут себя так, чтобы все чувствовали себя нужными, любимыми и счастливыми. Семья-это самое дорогое, родное и близкое в жизни человека. Без семьи человек чувствует себя одиноким, как отломанная ветка, которую никто не поддерживает. Человек, который любит свою семью, бережет честь рода, заботиться о родственниках, никогда не будет одиноким.

В содержании блока «Я-человек», рассказываем, что с детства очень важно быть добрым, заботливым, не злиться, не капризничать. Хорошее настроение продлевает человеку жизнь, улучшает его здоровье. Каждый человек может управлять своим настроением, особенно, если его поступки мешают другим или огорчают их. Воспитанный, культурный человек умеет сдерживать себя, чтобы другим людям рядом с ним было хорошо. В этом проявляется его человеческое достоинство, которое

определяется его отношением к окружающему. Достойный человек не позволит себе говорить неправду, быть злым, обижать слабых, губить живое, разрушать то, что создано руками людей. В достойном человеке должно быть все красиво: чистая и аккуратная одежда, обувь, прическа, поступки, правильная речь. Красоту человека можно замечать во всем: он может красиво говорить, петь, рисовать, лепить, танцевать, общаться с другими людьми. Для того чтобы быть приятным другим людям, не причинять им беспокойства и неудобства, человек должен соблюдать определенные правила поведения, которые сложились на протяжении жизни многих поколений людей и помогают им относиться друг другу по-доброму. Если всегда выполнять эти важные правила, то у всех будет хорошее настроение.

Блок «Родная страна» позволяет закладывать в воспитанниках знания о наших предках древних славянах, которые были очень гостеприимными и добрыми. Рассказываем о Киевском князе Владимире, который строил первые церкви, объясняем детям для чего и как совершается обряд крещения, почему нужно ходить в церковь, какие великие мастера строили церкви; рассказываем об иконах, знакомим с талантливыми художниками, писавшими их. Говорим о том, что церковь-это достояние культуры русского народа, к которым нужно относиться с уважением, беречь и охранять их. В рамках данного блока, знакомим воспитанников с историей становления Российского государства, рассказываем, что сначала существовали княжества, которые находились далеко друг от друга, поэтому на них часто нападали враги, грабящие и сжигающие города, уводящие в плен людей. Затем появился умный и смелый князь Александр Ярославович, который разбил немецких и шведских рыцарей недалеко от реки Невы, поэтому народ прозвал его Александр Невский. Знакомим с русскими героями Дмитрием Донским, Петром Первым, Михаилом Кутузовым и другими, которые любили свою Родину, берегли свою историю и культуру, поэтому всегда вставали на защиту Отечества. Знакомим ребят с праздниками День защитника Отечества, Новый год, Рождество, Пасха, Троица. Говорим о том, что Россия, это не только самая большая страна, но и сильная, культурная и многонациональная, поэтому её нужно беречь, украшать своими поступками и делами, заботиться о родной земле и её природе, изучать и уважать её историю, жить в мире и согласии со всеми.

Как показывает опыт, в результате систематической работы по данной программе у наших воспитанников стали осознанно формироваться социокультурные ценностные ориентации, на основании чего, нами сделаны следующие выводы:

1. У воспитанников появился устойчивый интерес и потребность в общении со сверстниками и близкими людьми, на основе проявления эмпатии, бесконфликтного и позитивного отношения к людям разных возрастов, разной национальности.

2. Воспитанники стали осознавать нравственную ценность поступков людей; искреннее проявлять собственное сопереживание, сочувствие в общении с близкими людьми и сверстниками, интересоваться их настроением, эмоциональным и физическим состоянием, проявлять уважительное отношение к интересам членов семьи, выполнять правила, принятые в семье, поддерживать семейные традиции.

3. Дети активнее проявляют познавательный интерес об истории России и её культурных достояниях, основных исторических событиях и выдающихся людях страны, об истории семьи, её родословной и семейных реликвиях.

4. Воспитанники уже самостоятельно могут применять полученные знания в различных видах творческой, предметно-продуктивной и коммуникативной деятельности, что позволяет говорить о положительной реализации социокультурной деятельности на основе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

Использованная литература

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября, 2013 года №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования// Российская газета. 2013. 25 ноября.

2. Коломийченко Л.В. Дорогою добра: Концепция и программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников.-М.: ТЦ Сфера, 2015.- 160с. (Дорогою добра).

3. Космачева Н.В. Проблема формирования нравственных ценностных ориентаций у дошкольников// Детский сад: теория и практика, 4/2011.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_minchenko_a.a._rozhdestvenskie_chteniya.pptx2.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г.Долинск, 2018 год Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе социокультурных ценностей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Воспитатель: Минченко Альмира Анатольевна

Слайд 5

Блок «Моя семья»

Слайд 6

Блок «Я - человек»

Слайд 7

Блок «Родная страна»

Слайд 9

Благодарю з а в нимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

формирование духовно-нравственных качеств у старших дошкольников на материале музыкальных сказок

Статья направлена на воспитание в человеке только положительного, приобщение детей к прекрасному, светлому и радостному в жизни через музыкальные сказки....

«Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе народных традиций»

ТЕМА: «Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основенародных традиций»   «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным»К. Д. Ушинский.В настояще...

Конспект родительского собрания в подготовительной группе на тему: "Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"

Конспектродительского собранияв подготовительной группена тему:"Формирование духовно-нравственных качеств личности старшего дошкольника средствами патриотического воспитания"...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»

Духовно-нравственное воспитание старших дошкольников на основе приобщения к художественной литературе в рамках реализации программы «Добрый мир»...

Познавательно-творческий проект «Доброе чтение» по воспитанию духовно-нравственных начал у старших дошкольников

laquo;Чтение в годы детства – это, прежде всего, воспитаниесердца, прикосновение человеческого благородства ксокровенным уголкам детской души». «Чтобы подготовить человека духо...