Проект «Воздух, которым мы дышим»
проект

Надежда Владимировна Кочетова

Проект «Воздух, которым мы дышим»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_vozduh.docx24.67 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №10 «Дюймовочка»

Проект «Воздух, которым мы дышим»

г. Закаменск

Состав проектной группы: воспитатель:   Кочетова Н.В..., воспитанники

подготовительной группы, родители.

Тип проекта: краткосрочный, исследовательский.

Актуальность

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей является одной из самых

актуальных. В дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического

воздействия формируется здоровье, жизнедеятельность и другие качества, необходимые

для всестороннего, гармоничного развития личности. Усугубление экологических

проблем в нашей стране обостряет необходимость интенсивной просветительской работы

по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования.

Эта работа начинается в детском саду – первом звене непрерывного образования.

Цель:

-раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его

помощью дышат люди, животные и растения,

-дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха о значении

чистого воздуха для всего живого и для здоровья человека в частности;

-формировать у детей “экологическое чувство”, Чувство сопричастности всему живому,

осознание планеты Земля “общим домом”, прививать детям экологическую и моральную

ответственность перед каждым живым существом.

Задачи:

-учить детей видеть проблему, строить гипотезы, делать обобщения;

-дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим,

лёгкий, не имеет запаха, а также дать представление о том, что ветер – это движение

воздуха;

-способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха посредствам

опытно-экспериментальной деятельности;

-закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении

чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической

безопасности.

Проблемные вопросы, решаемые в ходе проекта:

• Что такое воздух?

• Зачем он нужен людям и растениям?

• Как можно увидеть воздух?

• Почему воздух становится грязным?

• Что люди делают для того, чтобы воздух был чище?

• Как сохранить здоровье с помощью воздуха?

Предполагаемый результат: оформление проектной папки.

Организация проекта:

1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Создали мотивацию деятельности детей. Показали взаимосвязь человека и мира природы.

Рассказали о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

Познакомили с составом и свойством воздуха

2 этап. Организация исследования в рамках проекта.

Систематизировали информацию, планировали совместную деятельность.

3 этап. Практическая деятельность по решению проблемы.

Активизировали знания детей о том, что мы дышим воздухом, дышим всегда - и когда

бодрствуем, и когда спим.

Сформировали представление детей о том, что воздух занимает место и обладает

свойствами: невидим, легкий не имеет запаха.

Познакомили детей со строением дыхательной системы человека, ее функциями и

значением (Тематическое занятие «Знай свое тело. Легкие»)

Сформировали представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого

воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Закрепили знания о влиянии физкультуры и спорта на здоровье людей.

Вызвали у детей желание заботиться о своем здоровье и здоровье других людей, вести

здоровый образ жизни.

4 этап. Подготовка к презентации.

Активизировали языковой материал. Воспитывали заботливое отношение к своему

организму, побуждали интерес к проблеме загрязнения воздуха и как с этим справиться.

5 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.

1. Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом

2. Оформление проектной папки.

3. Презентация «Воздух, которым мы дышим»

Опыты и эксперименты с воздухом.

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты

с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают

любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего

мира. В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять,

сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную

связь, соблюдать правила безопасности.

Опыт 1.

Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку. Обратить внимание

детей на то, что стакан нужно держать очень ровно. Что получается? Попадает ли вода в

стакан? Почему нет?

Вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Опыт 2.

Детям предлагается снова опустить стакан в банку с водой, но теперь предлагается

держать стакан не прямо, а немного наклонив его. Что появляется в воде? (Видны

пузырьки воздуха). Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, и его место

занимает вода.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый.

Опыт 3.

Детям предлагается опустить в таз с водой соломинку и дуть в неё. Что получается?

(Получается буря).

Вывод: Воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть

ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются

пузырьки.

Опыт 4.

Детям предлагается подуть на вертушку. Выдыхаемый воздух, попадая на лопасти,

начинает их вращать. Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок.

Значит, когда воздух движется, получается ветер. Ветерок, созданный потоком воздуха

из груди, заставил вращаться лопасти вертушки.

Вывод: Воздух может двигать предметы.

Опыт 5.

Детям предлагается запустить «ракету» (выпустить воздух из шарика). Для этого надуть

воздушный шарик, придерживаем рукой отверстие, чтобы шарик не сдулся. Продеть

нитку через трубочку. Один конец нити привяжем к какому-нибудь предмету, другой

конец держим в руке. Скотчем прикрепляем трубочку к шарику. Теперь отпускаем шарик.

Он как настоящая ракета полетит от одного конца нити к другому, пока из него не выйдет

весь воздух

Опыт 6.

Для этого опыта возьмем из холодильника пустую, открытую пластиковую бутылк.

Наденем на горлышко воздушный шарик. Бутылку, на которую надели шарик,

поставили в таз и нальем горячую воду. Что же произошло с шариком? Воздуху стало

тесно, он расширяется и выходит из бутылки прямо в шарик. Поэтому шарик надувается.

Вывод: Теплый воздух легче, чем холодный.

Опыт 7.

Возьмем таз с газированной водой и опустим кусочки пластилина. Пузырьки

воздухаприлипают к пластилину и делают его легче, поэтому пластилин всплывает.

Вывод: Воздух легче воды.

Почему же воздух становится грязным?

Мы дышим воздухом. Он входит в наши легкие, словно в кузнечные меха, - это вдох.

Уходит - выдох. А затем снова вдох и снова выдох. Как будто все просто. Мы дышим

всегда - и когда бодрствуем, и когда спим. Пронесся ветерок по лесу - и это воздух.

Воздух колышет листья на деревьях, шевелит траву.

В наше время по улицам города проезжают тысячи автомобилей и засоряют воздух

выхлопными газами. Над крупными городами, где много заводов и фабрик ученые

обнаружили в воздухе более четырехсот вредных веществ.

Дети чутко реагируют на то, что происходит вокруг, а значит, и на качество воздуха,

которым дышат. Атмосфера больших городов действует на их здоровье не самым

лучшим образом: у многих детей проблемы с дыхательной системой (от частых

бронхитов до бронхиальной астмы). Их легкие просто не выдерживают натиска

выхлопных газов автомобилей! Защитить малышей от действия неблагоприятной среды

очень важно еще и потому, что их дыхательная система еще не созрела, она только

развивается. Если по каким-то причинам (например, из-за болезни) естественный ход

развития нарушается, легкие не смогут потом полностью восстановиться

Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит,

но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы

дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают,

всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем

он полезней для человека и его здоровья.

Опыт 8

Сравниваем листья с растущих у дороги деревьев, с листьями растений из глубины двора.

Обсуждаем, на каких из них больше пыли (где листья наиболее загрязнены? Почему?

Пыль всегда есть в воздухе, но у дороги ее больше. Почему? Из работающих двигателей

автомобилей выходят выхлопные газы (как правило, они хорошо заметны).

Вывод: Гулять у дороги, у гаражей, возле работающих автомобилей вредно для здоровья.

Выхлопные газы очень вредны для здоровья людей, растений и животных. Вместе с

воздухом они попадают в наш организм, поэтому гулять около дороги вредно для

здоровья. Возле дороги и растения растут плохо. Их листья загрязняются, им тоже трудно

дышать.

Воздух - главное, чем живет все живое на земле: люди, животные, растения. Без еды

человек может обходиться пять недель, без воды - пять дней, а без воздуха - самое

большее пять минут.

Оздоровительные мероприятия в детском саду, влияющие на здоровье детей

1. Физкультурные занятия на свежем воздухе

2. Прогулки

3. Целевые прогулки

4. Туристические походы

5. Утренняя гимнастика

6. Дыхательная гимнастика

7. Речевая гимнастика

8. Воздушные ванны

9. Кислородные коктейли

Во всем мире существуют «Городские службы охраны воздуха», которые следят за его

чистотой. Школьники высаживают деревья, которые поглощают вредный углекислый газ.

В защиту воздуха можно сказать:

«В НАШИХ ВОЗДУШНЫХ КЛАДОВЫХ СТОЛЬКО БОГАТСТВА, ЧТО ТОЛЬКО

БЕРЕГИ ЕГО И УМЕЙ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ!».

Воздух работает

Задача: Дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные

суда, воздушные шары и т.д.)

Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги, кусочек пластилина,

палочка, воздушные шарики.

Описание: Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри

них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы? Как это можно проверить?

Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку, и предлагает детям: «Попробуйте

заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее

плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка

движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.

Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться

воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением.

Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.

Дети самостоятельно   играют  с лодочкой, шариком.

Что быстрее?

 Задача: Обнаружить атмосферное давление.

Материалы: Два листа писчей бумаги.

Описание: Взрослый предлагает подумать, если одновременно выпустить из  рук два

листа: один горизонтально, другой вертикально (показывает, как держать в руках), то

какой быстрее упадет. Слушает ответы, предлагает проверить. Сам демонстрирует опыт.

Почему первый лист падает медленно, что его задерживает (воздух давит на него снизу).

Почему второй лист падает быстрее (он падает ребром, и поэтому воздуха под ним

меньше). Дети делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это

атмосферное давление).

Ветер в комнате «Живая змейка»

Задача: Выявить, как образуется ветер, что ветер – это поток воздуха, что горячий воздух

поднимается вверх,  а холодный – опускается вниз.

Материалы: Две свечи, «змейка» (круг, прорезанный по спирали и подвешенный на нить).

Описание: Взрослый зажигает свечу и дует на  нее. Дети выясняют, почему  отклоняется

пламя (воздействует поток воздуха). Взрослый предлагает рассмотреть  «змейку» ее

спиральную конструкцию и демонстрирует детям вращение «змейки» над свечой (воздух

над свечой теплее, над ней «змейка» вращается, но не опускается вниз, потому, что ее

поднимает теплый воздух.) Дети выясняют, что воздух заставляет вращаться «змейку», и с

помощью обогревательных приборов опыт выполняется самостоятельно.

Взрослый предлагает детям определить направление движения ветра сверху и снизу

дверного проема. Дети объясняют, почему направление ветра разное (теплый воздух в

квартире поднимается и выходит через  щель вверху, а холодный тяжелее, и он входит в

помещение снизу; через некоторое время холодный воздух нагреется  в помещении,

поднимется  вверх и выйдет на улицу через щель вверху, а на его место снова и снова

будет приходить холодный воздух). Именно так возникает ветер в природе. Зарисовывают

результаты опыта.

Самодельный термометр.

Задача: Продемонстрировать, как воздух расширяется при нагревании и выталкивает воду

из сосуда.

Материалы: Стеклянная трубка или стержень (прозрачный) от шариковой ручки,

бутылочка 50-100 мл., немного подкрашенной воды.

Описание: Дети рассматривают термометр: как он работает, его устройство (бутылочка,

трубочка, пробка); с помощью взрослого изготавливают модель термометра.

Проделывают шилом отверстие  в пробке, вставляют ее  в бутылочку. Затем набирают

каплю подкрашенной воды в трубочку и втыкают  трубку в пробку так, чтобы капля воды

не выскочила. Бутылочка нагревается в руках, капелька воды поднимается вверх.

Сухой из воды

 1 вариант – «Салфетка в стакане»

Задача: Определить, что воздух занимает место.

Материалы: Емкость с водой, стакан с прикрепленной на дне салфеткой.

Описание: Взрослый предлагает детям  объяснить, что означает «выйти сухим из воды»,

возможно ли это, и выяснить, можно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую

на дне салфетку. Дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая. Затем

переворачивают стакан вверх дном, осторожно погружают в воду, не наклоняя стакан до

самого дна емкости, далее поднимают его из воды, дают воде стечь, не переворачивая

стакан.  Взрослый предлагает определить, намокла ли  салфетка (не намокла), и

объяснить, что помешало воде намочить ее (воздух в стакане) и что произойдет с

салфеткой, если наклонить стакан (пузырьки воздуха выйдут,  а его место займет вода,

салфетка намокнет). Дети самостоятельно повторяют опыт.

Сухой из воды

2 вариант – «Флажок на бруске»

Задача:  Определить, что воздух занимает место.

Материалы: Емкость с водой, деревянные бруски  с флажками, банки     (в них должен

свободно входить брусок с флажком).

Описание: Взрослый предлагает детям опустить брусок в воду, понаблюдать, как он

плавает. Выясняют, почему он не тонет (дерево легче воды), как можно его утопить

(опустить на дно), не намочить (опускать в воду накрыв банкой). Дети самостоятельно

выполняют действия. Обсуждают, почему брусок не намок (потому что в банке находится

воздух).

Подводная лодка.

Задача: Обнаружить, что воздух  легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как

воздух выходит из воды.

Материалы: Изогнутая трубочкам для коктейля, прозрачные пластиковые стаканы,

емкость с водой.

Описание: Дети выясняют, что произойдет со стаканом, если его опустить в воду, сможет

ли он сам подняться со дна. Они выполняют действия: погружают стакан в воду,

переворачивают его вверх дном, подводят под него изогнутую трубочку, вдувают в него

воздух. В конце опыта делают  выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри

воздуха выходят из него; воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он

вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх, выталкивая из воды стакан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в подготовительной группе."Воздух-которым мы дышим"

Предлагаю вам призентацию проекта на тему "Воздух,  которым мы дышим". Поблема загрязнения окружающей среды в наше время стоит особо остро.Поэтому необходимо проводить работу по формиро...

Проект Воздух, которым мы дышим

                           Муниципальное  дошкольное образовательное...

Проект "Воздух,которым мы дышим!"

Проект "Воздух,которым мы дышим!"...

Проект "Воздух, которым мы дышим"

Познавательно творческий проект, для изучения состава воздуха....

Индивидуальный проект "Воздух, которым дышим мы и рыбы"

Углубление экологических проблем только подтверждает необходимость просветительской работы по формированию экологического сознания, культуры природопользования. И начинать её необходимо уже в дошкольн...

Проект ЗОЖ «Воздух, которым мы дышим»

Проект ЗОЖ «Воздух, которым мы дышим»...

Проект "Воздух, которым мы дышим"

Проект "Воздух, которым мы дышим"  в подготовительной к школе группе....