Активные методы взаимодействия с семьей
материал

Васильченко Алина Маратовна

Активные методы взаимодействия с семьей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_vzaimodeystviya_s_semey_1.docx38.62 КБ

Предварительный просмотр:

РЕФЕРАТ

Активные методы взаимодействия с семьей

Подготовил:

Учитель-логопед                           Васильченко А. М.

Воронеж.

2023.

ВВЕДЕНИЕ

Единства взглядов в определении процесса воспитания нет. Его специфика выявляется только при сопоставлении с процессами развития и формирования личности. Формирование, развитие – цель, воспитание – средство ее достижения. Воспитание – процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной себе и обществу. В современном понимании воспитание - это эффективное взаимодействие (сотрудничество) воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели.

Что же важнее в становлении личности: семейное или общественное воспитание? Одни склоняются в пользу семьи, другие - общественным учреждениям. Согласитесь, для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и семьи.

Дошкольное воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей, воспитанников и их родителей. Если процесс воспитания прерывается, идет от случая к случаю, то воспитателю постоянно приходится заново прокладывать «след» в сознании воспитанника, вместо того чтобы, углубляя его, выработать устойчивые привычки. Процесс воспитания – комплексный, что означает единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитательного процесса, подчиненное идее целостности формирования личности. Воспитательному процессу присущи значительная вариативность (неоднозначность) и неопределенность результатов (Смирнов 2004: 230).

Объект исследования – взаимодействие ДОУ с семьей.

Предметом исследования нашей работы является содержание, организационные формы и методы совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.

Цель исследования: выявить содержание, организационные формы и методы, обобщить опыт совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей.

Задачи исследования:

  1. изучение литературы по проблеме;
  2. изучение теоретических особенностей совместной работы дошкольного образовательного учреждения и семьи по воспитанию детей;
  3. подбор диагностических методик по исследуемой проблеме.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель работы с семьями – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, совместное решение вопросов, вовлечение семьи в единое образовательное пространство.

Задачи  педагогов при взаимодействии с родителями:

  1. Работа в тесном контакте с семьями воспитанников;
  2. Создание условий для благоприятного климата взаимодействия;
  3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Помимо традиционных форм взаимодействия, нужно использовать нетрадиционные, активные методы работы,  которые способствуют  организации  совместной деятельности и общения, установлению контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду.

Активные методы:

1. Познавательные – обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания.

2. Информационно-аналитические - изучение семьи, ее особенностей.

3. Наглядно-информационные – донести до родителей любую информацию.

4. Досуговые – совместные мероприятия с родителями.

Информационно-аналитические формы взаимодействия

Основная задача – сбор, обработка и использование данных.

Опросы, тесты; «телефон доверия/почтовый ящик», куда родители могут помещать волнующие их вопросы. 

Анкетирование. Используется с целью изучения семьи, выяснения потребностей, интересов родителей, для согласования воспитательных воздействий на ребенка.

На основе анкетных данных можно разработать критерии  «включенности» родителей, может отражать инициативность, ответственность, отношение родителей к какой либо  деятельности. Такой анализ позволяет выделить три группы родителей.

Родители – лидеры, которые умеют и с удовольствием участвуют в процессе, видят ценность любой работы детского учреждения.

Родители – исполнители, которые принимают участие при условии значимой мотивации. Родители – критические наблюдатели.

Всё это поможет воспитателю найти дифференцированный подход к родителям во время  взаимодействия с семьей.

Познавательные формы взаимодействия с родителями. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей.

Мы в своей работе активно использует традиционные познавательные формы (Род. Собрания, консультации и тд.). Но данные формы можно рассматривать и как нетрадиционные, при неформальном подходе к организации и проведению этих форм общения.

Общее родительское собрание. Педагогический совет с участием родителей. Можно проводить, с целью активного взаимодействия - в форме тренинга, мастер-класса, в интерактивной форме и т.д.

Родительская конференция.  Где участвуют не только родители, выступают педагоги, работники районного отдела образования, представители мед.службы, учителя  и т.д.

Тематические консультации групповые могут проводиться по общим и специальным вопросам, например, развитию музыкальности, охране психики, обучению грамоте, развитию речи и др.  Так же индивидуальные.

Педагогический консилиум. Помогает вовремя оказать действенную практическую помощь.

Групповые собрания родителей. Можно разнообразить – подготовить приглашения, например, в виде аппликаций, который делают дети, подготовить памятки, проводить собрания с активным вовлечением родителей (использовать кейс-метод, игру и т.д.). Использовать видеозаписи деятельности детей, фрагменты занятий, конкурсных выступлений, это может повысить процент посещения собраний.

 «Круглый стол». В нетрадиционной обстановке с участием специалистов обсуждаются актуальные проблемы воспитания.

Открытые занятия с детьми  для родителей. Можно включить в занятие элементы беседы с родителями.

«Дни открытых дверей». Дают родителям возможность увидеть стиль общения педагогов, самим «включиться» в деятельность. Родители могут быть гостем группы

Клубы для родителей. «Родительский университет». Педагоги стремятся не просто сами подготовить полезную и интересную информацию по волнующей родителей проблеме, но и приглашают специалистов.

Исследовательско-проектные, ролевые, имитационные и деловые игры.  Тренинги. 

Дни добрых дел. Добровольной посильной помощи родителей - ремонт игрушек, мебели, группы, помощь в создании предметно – развивающей среды в группе.  Подобные формы: Дни общения, День папы (бабушки, дедушки и т.д.)

Индивидуальные блокноты, куда воспитатель записывает успехи детей по разным видам деятельности, родители могут помечать, что их интересует в воспитании детей.

Досуговые формы взаимодействия с родителями

Досуговые формы   призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между родителями и детьми.

Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). Родители  могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т.д.

Выставки работ родителей и детей, семейные вернисажи. Такие выставки, как правило, демонстрируют результаты совместной деятельности родителей и детей. Это важный момент в построении взаимоотношений между ребёнком и родителем и значимый для воспитателя (повышение активности родителей в жизни группы, один из показателей комфортности внутрисемейных отношений). Например, выставки  «Чудеса для детей из ненужных вещей», вернисажи «Руки мамы, руки папы и мои ручонки», «Природа и фантазия» и т.д.

Совместные походы и экскурсии. Сейчас много сложностей в организации экскурсий и мы давно никуда не выезжаем, но можно организовать совместный пеший поход в лес по тропе. Из этих походов дети возвращаются обогащенные новыми впечатлениями о природе, о насекомых, о своем крае. Затем увлеченно рисуют, делают поделки из природного материала, оформляют выставки совместного творчества.

Благотворительный акции. «Забытая игрушка» или, например, акция «Подари книгу другу». Благодаря такой форме работы с родителями может обновиться и пополниться библиотека группы.

К данным формам также можно отнести:

  • кружки и секции;
  • клубы отцов, бабушек, дедушек;
  • клуб выходного дня;
  • совместный выпуск стенгазеты;
  • домашние гостиные;
  • работа театральной труппы дети – родители (совместная постановка спектаклей);
  • семейные встречи;
  • марафон, посвящённый Дню защиты детей (1 июня);
  • музыкальные и литературные салоны;
  • коллекционирование и т.д.

Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.

В их использовании необходимо соблюдать принцип целенаправленности и принцип систематичности. Главная задача - познакомить родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей в ДОУ (группе) и способствовать преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывать практическую помощь семье. К ним относятся:

  • записи на диктофон бесед с детьми,
  • видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий;
  • фотографии,
  • выставки детских работ,
  • стенды, ширмы, папки-передвижки.

Уголок для родителей.

Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, красочным и привлекающим внимание. Можно оформить стенд в соответствии с названием группы.

Уголок может включать Информационные листы. информацию о дополнительных занятиях с детьми; объявления о собраниях, событиях, экскурсиях; просьбы о помощи; благодарность добровольным помощникам и т.д.

Выставки детских работ. Их цель - демонстрация родителям важных разделов программы или успехов детей по освоению программы (рисунки, самодельные игрушки, детские книги, альбомы и т.д.).

Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий.

Папки–передвижки. Необходимо привлекать внимание родителей на них, после, можно побеседовать о прочитанном (на род собрании например), предложить анкеты, ответить на возникшие вопросы, выслушать предложения и т.д.

Родительская газета оформляется самими родителями. В ней они отмечают интересные случаи из жизни семьи, делятся опытом воспитания по отдельным вопросам. Например, «Выходной день семьи», «Моя мама», «Мой папа», «Я дома» и т.д.

Видеофильмы. Создаются по определенной тематике, например «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Трудовое воспитание детей в детском саду» и др.

К данным формам работы с родителями можно отнести и

  • оформление фотомонтажей;
  • совместное создание предметно – развивающей среды;
  • семейный и групповые альбомы «Наша дружная семейка», «Наша жизнь день за днем», «Воспитание со всех сторон»;
  • фотовыставки «Моя бабушка - лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения», «Папа, мама, я - дружная семья»;
  • эмоциональный уголок «Я сегодня вот такой», «Здравствуйте, я пришел» и другие.

Письменные формы взаимодействия с родителями

Новое в практике работы детского сада с семьёй. Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично, вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит.

Брошюры.  Брошюры помогают родителям узнать о детском саде. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.

Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.

Бюллетень. Бюллетень можно выпускать раз или два в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программе и др.

Более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.

Еженедельные записки. Еженедельная записка, адресованная непосредственно родителям, сообщает семье о здоровье, настроении, поведении ребенка в детском саду, о его любимых занятиях и другую информацию.

Неформальные записки. Педагоги могут   информировать семью о новом достижении ребенка или о только что освоенном навыке, поблагодарить семью за оказанную помощь; здесь могут быть записи детской речи, интересные высказывания ребенка и др.

Личные блокноты. Такие блокноты могут каждый день курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду.

Доска объявлений. Это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.

Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями.

Отчеты. Письменные отчеты о развитии ребенка – это одна из форм общения с семьями, которая может быть полезна при условии, чтобы она не заменяла личных контактов.

За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но необходимо  в работе анализировать  качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Современный этап развития системы дошкольного образования предполагает тесное взаимодействие двух воспитательных институтов – семьи и дошкольных учреждений с целью разностороннего развития личности ребенка с учетом его возможностей и способностей.

В настоящее время активно функционирует модель «открытого» детского сада, которая ориентирована на взаимодействие с семьей и предусматривает качественно новые ролевые нагрузки родителям с целью их равноправного и органичного участия в процессе воспитания и обучения детей.

Сущностью такого взаимодействия становится личностно – ориентированное образование, которое соединяет воспитание и обучение в единый процесс помощи, поддержки и социально – педагогической защиты развития ребенка. Это – образование, ориентированное, прежде всего, на самого ребенка. Своей главной задачей оно ставит достижение максимального развития ребенка через приобщение его к ценностям человеческой культуры наиболее приемлемым и доступным образом.

Равноправное партнерство родителей и педагогов позволит им глубже осознать самоценность личности ребенка, необходимость ее изучения, развития и защиты.

Одной из важнейших задач взаимодействия педагогов и родителей является обеспечение единого пространства для развития ребенка, формирования у него универсальных способностей до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества.

Организуя образовательное взаимодействие, педагог должен отказаться от оценочной стратегии в отношениях с родителями; создать доброжелательную атмосферу диалога; внимательно отнестись к проблемам родителей, их переживаниям; излагать научные сведения доступно; учить родителей наблюдать за поведением своего ребенка, замечать его особенности, способности; замечать положительное, уметь вселять в родителей надежду на успех (Горина 2009: 139).

Таким образом, исходя из всего вышесказанного, можно утверждать, что выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, так как образовательное взаимодействие детского сада и семьи отражает одну из основных граней взаимной помощи двух воспитательных институтов в становлении полноценной и здоровой личности ребенка: развитии его интеллектуальной, физической, нравственной и, конечно, эстетической сторон. Необходимо помнить, что главной фигурой во взаимодействии педагогов и родителей является сам ребенок. Это для него мы должны стараться, для него учиться взаимной помощи и, главное, - жить.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. – М.: Просвещение, 2006.

2. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей. – М.: Просвещение, 2005.

3. Волынкин В.И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007.

4. Вопросы теории и практики дошкольного образования: Сборник научно-методич. статей / Ред.-сост. Л.В. Горина, Ю.Ю. Колесниченко. Вып. V. – Саратов: ИЦ «Наука», 2009.

5. Дрезнина М.Г., Куревина О.А. Навстречу друг другу: программа совместной художественно-эстетической деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: Линка-Пресс, 2007.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005.

7. Евдокимова Е.С. Детский сад и семья: методика работы с родителями / Е.С. Евдокимова, Н.В. Додокина, Е.А. Кудрявцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

8. Зверева О.Л. Общение педагога с родителями в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.

9. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2007.

10. Колеченко А.К. Психология и технологии воспитания. – СПб.: КАРО, 2006.

11. Комарова Т.С. Школа эстетического воспитания. – М.: Зимородок: Карапуз, 2006.

12. Лизинский В.М. Приемы и формы в воспитании. – М.: Педагогический поиск, 2004.

13. Микляева Н.В. Создание условий эффективного взаимодействия с семьей. – М.: Айрис-Пресс: Айрис-дидактика, 2006.

14. Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

15. Пидкасистый П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 1998.

16. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов Педагогических вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – Кн. 2: Процесс воспитания.

17. Родчанин Е.Г., Зязюн И.А. Об идеалах В.А. Сухомлинского. – М., 1991.

18. Смирнов С.А. Педагогиика: педагогические теории, системы, технологии: Учебник для студентов высших и средних педагогических учебных заведений – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академиия», 2004.

19. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. – М.: АРКТИ, 2005.

20. Сухомлинский В.А. О воспитании. – М., 1979.

21. Сысенко В.А. Цели и задачи семейного воспитания // Семья в России. – 2003. - № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование в практической деятельности психолого-педагогической акции как активной формы взаимодействия с семьей дошкольников.

в статье предлагается рассмотреть варианты взаимодействия с семьей, в частности,  использование  психолого-педагогические акции. На примере конкретного детского сада и конкретных данных по у...

Консультация "Активные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ"

В конспекте описывается фрмы работы с родителями....

Методический театр для педагогов ДОУ по теме: «Социо - игровая педагогическая технология -активный метод взаимодействия с дошкольниками»

Сегодня необходимо использовать активные формы работы, позволяющие  вовлекать педагогов в деятельность и диалог.        Педагогам предложена для ознакомления  новая форма...

План тематического контроля «Использование активных форм взаимодействия с семьями воспитанников и вовлечение их в коррекционно-развивающий и воспитательно-образовательный процесс в контексте ФГОС ДО»

Представлен план организации тематического контроля по организации взаимодейстия ДОУ с семьями воспитанников с указанием форм и методов работы в разных направлениях воспитательно-образовательного проц...

Метод проектов как метод взаимодействия с семьей

Проект – это специально организованный педагогом и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, где они могут быть самостоятельными при принятии решения и ответственными за свой выбор и ...

РАЙОННЫЙ СЕМИНАР ДЛЯ ПЕДАГОГОВ ДОУ«Социо - игровая педагогическая технология - активный метод взаимодействия с дошкольниками с учетом ФГОС »

 Изменения, происходящие в современном  обществе, вызвали необходимость обновления дошкольного образования.    Приоритетным  направлением  методической ...

Мастер-класс "Активные методы взаимодействия педагога с родителями при формировании родительского коллектива"

Работа с родителями одно из самых сложных, но интересных направлений. В сплоченном коллективе быстрее будут решаться любые задачи. Это возможно, если между людьми есть доверие, взаимопонимание и подде...