Статья " Формы наставничества, реализуемые в современной дошкольной образовательной организации"
статья

Хорунова Елена Петровна

В статье рассматриваются формы наставничества  в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и помощь в профессиональном самоопределении обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл horunova_e.p._statya.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Хорунова Елена Петровна  

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 116»

460051, Россия, г Оренбург, пр.Промысловый, 17а

ekhorunova@mail.ru

ФОРМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА, РЕАЛИЗУЕМЫЕ В СОВРЕМЕННОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Ключевые слова: наставничество, наставники, наставляемые, реверсивное наставничество, социализация, профориентация.

Аннотация. В статье рассматриваются формы наставничества  в дошкольной организации, которые способствуют профессиональному развитию молодых специалистов, а также обеспечивают преемственность поколений и помощь в профессиональном самоопределении обучающихся.

Khorunova Elena Petrovna

Municipal preschool educational autonomous institution "Kindergarten No. 116"

Russia, Orenburg

FORMS OF MENTORING IMPLEMENTED IN A MODERN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATION

Key words: mentoring, mentors, instructed, reverse mentoring, socialization, career guidance.

Annotation. The article discusses the forms of mentoring in a preschool organization that contribute to the professional development of young specialists, and also ensure the continuity of generations and assistance in the professional self -determination of students.

В классическом понимании наставничество – это передача опыта от старшего поколения к младшему. На современном этапе наставничество выходит на новый уровень и  рассматривается как эффективный механизм повышения качества образовательной деятельности, поддержка обучающихся разных ступеней и форм обучения через общение, основанное на доверии и партнерстве, способствующий самореализации и саморазвитию личности. В методических рекомендациях «наставничество» определяется как «универсальная технология передачи опыта, знаний, формирование навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогощающее общение, основанное на доверии и партнерстве».

В процессе реализации системы наставничества в дошкольных организациях используются разные формы.

Форма наставничества — это способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и позицией.

Когда мы обсуждаем проблему наставничества в ДОУ, то чаще всего рассматриваем вопрос поддержки молодых специалистов.

С выходом на работу у них появляется новая социальная роль, теперь они должны оправдывать социальные ожидания общества, которые предъявляются к людям, занимающим данную профессиональную нишу. Демонстрировать определенную модель поведения, проявлять определенные поведенческие реакции, иметь допустимый внешний вид, иметь свою мотивацию.

В современных условиях к педагогам предъявляются высокие требования, как к профессиональным, так и к личностным качествам.  У молодых специалистов такие же должностные обязанности, как и у опытных педагогов, к ним предъявляются такие же высокие профессиональные требования, как со стороны администрации, так и со стороны воспитанников и родителей. Останется ли педагог в этой профессии, как пройдет его адаптация к трудовой деятельности, во многом зависит от коллектива организации.

Поэтому в образовательной организации наставничество – это не дань моде, а яркий пример педагогики сотрудничества, направленной на адаптацию молодых специалистов, формированию их профессиональных качеств и компетенций. 

И наиболее распространенной формой наставничества является «учитель - учитель». В качестве наставника выступает опытный педагог, а наставляемый – молодой специалист.

Зачастую, молодые специалисты, даже обладая достаточным уровнем знаний и умений, могут чувствовать себя неуверенно на новом месте, так  как ими еще не освоены все нормы поведения, действующие в организации, им самим еще предстоит выработать свой стиль поведения, сформировать о себе положительное мнение в коллективе. На начальном этапе у молодого специалиста может развиться фобия несостоятельности вследствие негативного восприятия совершаемых молодым педагогом ошибок, упущений в работе, как со стороны коллектива, родителей, так и со стороны самого педагога, а значит, будет получен негативный опыт работы. И если молодой педагог не получит на начальном этапе своей работы поддержку, то у него наступит разочарование и он может уйти из этой профессии навсегда.

Трудность в период адаптации связана с проблемой вхождения в новый коллектив, налаживания межличностных отношений, а также значительным объемом работы.

Поэтому к выбору наставника необходимо отнестись очень серьезно. Наставник должен иметь не только положительный авторитет в коллективе и высокий профессиональный уровень. Но и быть  внимательным, терпимым, обладать педагогическими навыками, иметь со своей стороны желание помочь молодому педагогу, чувствовать важность данного взаимодействия, как для коллектива, так и для качественного воспитания  компетентного педагога.

В задачу наставника входит не только содействие в получении молодым специалистом навыков работы. Ему предстоит изучить профессиональные и педагогические качества специалиста, раскрыть его сильные стороны, влиять на их укрепление, предупреждать стрессовые ситуации. А так же помогать в преодолении ошибок. Наставник должен не только передавать свой опыт, но создавать условия для того, чтобы молодой специалист действовал самостоятельно, мог сам выдвигать цели и самостоятельно находить действенные способы достижения поставленных целей.

В процессе такого взаимодействия наставник развивает свои деловые качества, повышает профессиональный уровень, способствует созданию комфортной профессиональной среды внутри ДОУ,  а молодой педагог приобретает необходимые профессиональные навыки.

Но эта форма взаимодействия может принять модель реверсивного наставничества, где молодой специалист становится наставником опытного в области новых информационных технологий и интернет – коммуникаций. Молодые специалисты могут повысить ИКТ-грамотность педагогов старшего поколения.

На протяжении всей жизни человек окружен другими людьми. Процесс социализации происходит в познании окружающей действительности, в общении и взаимодействии. Только так он получает социальный опыт, осваивает разные модели поведения.

В период дошкольного детства в жизни ребенка наступает особенно важный и сложный период, так как окружающий мир стремительно входит в его жизнь, наполняя ее новыми нормами поведения и способами общения, новыми знаниями и открытиями. У него появляется новая социальная роль. Теперь он не только сын или дочь, теперь еще и воспитанник детского сада. Эта роль требует от ребенка умение контролировать свои эмоции и действия, взаимодействовать с окружающим миром, другими детьми и взрослыми, усваивать новые знания, проявлять собственную активность. С этого момента начинается процесс социализации в обществе.

Для того чтобы этот процесс прошел успешно в практике дошкольных учреждений реализуется форма «ученик-ученик» - организация наставничества между детьми разных возрастных групп, где старшие дети передают свой опыт младшим.

Важным условием развития ребенка, формирования его личности является общение. Общаясь с другими детьми, он вступает в разнообразные отношения, но в условиях современного детского сада это общение происходит на уровне сверстников, так как дети разделены по возрастным группам. Младшие дети всегда тянутся к более взрослым, они для них понятный партнер и образец для подражания. И в рамках  дошкольного учреждения есть возможность через искусственно организованное общение создать условия для взаимодействия детей разного возраста.

При этом используются разнообразные формы взаимодействия: игры старших детей с младшими, концерты, изготовление подарков для малышей, совместные прогулки, участие старших наставников в утренниках, проведение мастер-классов, участие в опытно-экспериментальной деятельности, в совместных проектах.

Данная форма наставничества способствует успешной социализации младших детей, помогает развитию речи, овладению культурно-гигиеническими навыками, стабилизирует эмоциональное состояние малышей. В свою очередь у старших детей формируется позиция взрослого, они становятся более внимательными и ответственными, что способствует формированию школьной готовности.

Данная форма наставничества способствует развитию самостоятельности детей, формированию лидерских качеств старших дошкольников, у них формируется чувство ответственности за те или иные поступки и действия, способность сопереживания и уважения чувств других.

В свою очередь младшие дети получают пример взаимодействия между детьми, у них развиваются коммуникативные навыки, воспитывается чувство уважения к старшим.

Еще одной распространенной формой наставничества является «работодатель-студент». Наставник – это опытный педагог, который передает свои знания и опыт, а наставляемый – студент, проходящий практику в образовательной организации. 

В студенческом возрасте молодые люди приобретают новую социальную роль. Это сложный и ответственный период в жизни молодых людей.  Они уже не школьники, но еще и не совсем взрослые, так как еще зависят от родителей.

Исходя из периодизации Д.Б.Эльконина, ведущей деятельностью студентов является учебно-профессиональная, которая постепенно трансформируется в профессиональную деятельность. У студентов формируется новая культура отношений, социальные установки, возникает обобщенная самооценка, самоуважение, складываются основы нравственности. Формируется отношение к будущей профессии, понимание себя как субъекта профессиональной деятельности. Наступает такой этап в жизни, когда молодые люди получают возможность разобраться в себе, самоопределиться, наметить для себя цели и способы их достижения.

В задачи наставника входит не только передача опыта, обеспечение психолого-педагогического сопровождения, погружение наставляемого в профессию, но и формирование у студентов позитивной установки, определенных жизненных ценностей, помощь в осуществлении научно-исследовательской деятельности. Все это будет способствовать успешной реализации молодых людей во взрослой жизни.

В ходе такого взаимодействия у наставляемых формируются профессиональные навыки, необходимые для вступления в трудовую деятельность, а также происходит освоение корпоративной и профессиональной культуры.

Через такую форму наставничества прошли многие в процессе получения образования и профессионального становления.

На современном этапе развития общества остро стоит вопрос профессиональной ориентации, как для старшеклассников, так и для общества в целом. Качественная профессиональная подготовка начинается со школьной скамьи. Перед каждым учеником  старших классов встает вопрос выбора профессии, реализации своих планов и интересов. И в решении этой проблемы может помочь такая форма наставничества, как «работодатель-ученик».

Наставничество в профориентации – это помощь в выборе будущей профессии, в саморазвитие и самореализации, передача социального опыта, повышение мотивированности  и осознанности школьников.

Представленная практика направлена на то, чтобы помочь старшеклассникам в профессиональном самоопределении и развитии через групповое наставничество с работодателем. В роли наставников выступают педагоги дошкольных учреждений, которые могут помочь в решении очень важного для наставляемых вопроса – сделать правильный выбор своей судьбы. Роль наставника заключается не только в помощи найти свою нишу на рынке труда, но и в оказании поддержки на пути социализации и взросления, составлении своего профессионального маршрута, определении этапов своего карьерного роста. Наставник может помочь обучающимся раскрыться, создать условия для пробы себя в трудовой деятельности, дать возможность перенять реальный опыт в профессиональной сфере. В процессе взаимодействия наставника с наставляемыми происходит прикладное знакомство с профессией.

Такое взаимодействие является взаимовыгодным, как для учеников, так и для наставников. Педагоги оттачивают свое мастерство, повышают свой профессиональный уровень. Школьники делают первый шаг на пути к трудовой деятельности, проходят подготовку к самостоятельной жизни, решают главный для себя вопрос – выбор профессии.

Благодаря данной форме наставничества у старшеклассников появляется возможность не только теоретически узнать о профессии воспитателя, но и познакомиться с ее практической стороной и приобрести первичные умения и навыки. А это в свою очередь будет способствовать привлечению новых кадров в сферу дошкольного образования.

Наставничество стало неотъемлемой частью современного образования. Этот способ передачи опыта через создание такой среды, которая будет способствовать раскрытию потенциала всех участников такого взаимодействия.

Литература

1.Башарина, О. В. Наставничество как стратегический ресурс повышения качества профессионального образования [Текст] / О. В. Башарина // Инновационное развитие профессионального образования. – 2018. – №3 (19).

2. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Журнал «Дошкольная педагогика». Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО. [Текст] / Л. С. Вакуленко, Ю. В. Ахтырская, О. А. Кернер. – Санкт – Петербург, 2018г.

3.Карпов, A. B. Психология профессиональной адаптации: монография / A. B. Карпов, В. Е. Орел, В. Я. Тернопол. — Ярославль, 2003. — 161 с.

4.Михайлова Н. Н., Юсфин С. М., Александрова Е. А. Педагогическая поддержка ребенка в  образовании / Под ред. В. А. Сластенина.  — М.: Academia, 2006. — 288 с.

5.Методология (целевая модель) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися / Министерство просвещения РФ, АНО «Институт развития социального капитала и предпринимательства» ; под общим научным руководством Н.Ю. Синягиной. – URL: https://goo.su/4UxV.

6.Наставничество в профориентации в образовательной организации: методические рекомендации / Е.В. Овчинникова, Е.А. Афонина, Г.К. Паринова и др. – Саратов : ГАУ ДПО «СОИРО», 2021. – 40 с.

7.Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Участие во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенка в условиях современной дошкольной образовательной организации" апрель 2016

Статья для участия во Всероссийской научно-практической конференции "Социализация ребенкав условиях современной дошкольной образовательной организации""Проект развитие  общения и в...

статья "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

laquo;От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегод...

СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ В СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ

Родители и педагоги – это две мощные силы, роль которых в процессе становления личности каждого человека невозможно преувеличить....

Организация работы по духовно-нравственному воспитанию в современной дошкольной образовательной организации

Духовно-нравственное воспитание - одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.В данном направлении невозможно увидеть моментальных резул...

Семинар-практикум для педагогов на тему: «Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»

Семинар-практикум для педагогов на тему:«Особенности организации ознакомления воспитанников с социальной действительностью в современной дошкольной образовательной организации»...

Реализация проекта «Образовательная среда для развития игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста» в условиях современной дошкольной образовательной организации

В этой статье  раскрывается актуальность проблемы проектирования образовательной среды для развития игровой деятельности дошкольников.  Представлен  проект «Образовательная среда ...