Использование головоломки «Танграм» в работе с детьми.
статья (средняя группа)

Григорова Алена Григорьевна

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_golovolomki_tangram_v_rabote_s_detmi.docx21.9 КБ

Предварительный просмотр:

Использование головоломки «Танграм» в работе с детьми.

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует формирования важнейших компетенций уже в предшкольный период воспитания.

Введение игр – головоломок в дошкольную практику способствует развитию наглядно - образного мышления, воображения, внимания, понимания цвета, величины и формы, восприятия, комбинаторных способностей дошкольников.

Игра «Танграм» направлена на развитие различных мыслительных процессов - сопоставление, обобщение, установление последовательности, определение отношений «целое» / «часть» - все то, чем необходимо овладеть дошкольнику для развития предпосылок формирования функциональной грамотности.

Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста - одна из актуальных проблем дошкольного образования. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.

Интеллектуальное развитие ребенка - дошкольника - это важнейшая составная часть его психического развития. Основа интеллекта человека, его сенсорный опыт закладывается в первые годы жизни ребенка. В дошкольном детстве происходит развитие восприятия, внимания, памяти, воображения, а также становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому.

Особую роль в развитии интеллекта ребенка играет математика, так как результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Именно поэтому я хочу остановиться на игре «Танграм».

Танграм – старинная китайская игра-головоломка. Она возникла 4 тысячи лет назад. Известно около семи тысяч различных комбинаций.

Есть много легенд про Танграм, я хочу вспомнить одну из них:
Появление этой китайской головоломки связано с красивой легендой. Почти две с половиной тысячи лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Шли годы. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, будущий властелин огромной страны, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками. Император призвал к себе трех мудрецов, один из которых был известен как математик, другой прославился как художник, а третий был знаменитым философом, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики, научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника, стал бы терпеливым, как истинный философ, и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей. Три мудреца придумали "Ши-Чао-Тю" - квадрат, разрезанный на семь частей.

Танграм — одна из множества вариаций игр в основу которых положено решение логических геометрических задач на разрезание. Исходное базовое тело или фигура разрезается на определенное число элементов (танов). Они создают исходный материал, из которого требуется сложить ту или иную фигуру. Различие в комбинации исходных базовых элементов порождает целый класс головоломок, как в случае плоских фигур, так и объемных.

Суть игры заключается в конструировании на плоскости разнообразных предметных силуэтов. Многообразие и различная степень сложности геометрических конструкторов позволяет учитывать возрастные особенности детей, их склонности, возможности, уровень подготовки.

Все собираемые фигуры должны иметь равную площадь, т.к. собираются из одинаковых элементов. Отсюда следует что:

1.     В каждую собираемую фигуру должны войти непременно все семь элементов.

2.     При составлении фигуры элементы не должны налегать друг на друга, т.е. располагаться только в одной плоскости.

3.     Элементы фигур должны примыкать один к другому.

В игре Танграм можно выделить 3 основные категории заданий:

1 этап:

1.     Поиск одного или нескольких способов построения данной фигуры или изящного доказательства невозможности построения фигуры.

2.     Нахождение способа, позволяющего с наибольшей выразительностью или юмором (или тем и другим вместе) изобразить силуэты животных, людей и другие узнаваемые предметы.

3.     Решение различных задач комбинаторной геометрии, возникающих в связи с составлением фигур из 7 танов.

2 этап:

  • Самое первое упражнение с такой игрой - составление фигуры из двух-трех элементов. Например, из треугольников я с детьми составляю квадрат, трапецию. Ребенок должен сориентироваться в головоломке: посчитать все треугольники, сравнить их по размеру.
  • Потом мы прикладываем детали друг к другу и смотрим, что получилось: грибок, домик, елочка, бантик, конфетка…

3 этап:

  • Через несколько занятий и игр с танграмом, я перехожу к упражнениям по складыванию фигурок по заданному примеру. В этих заданиях нужно использовать все 7 элементов головоломки.

·                Более сложной и интересной для ребят является воссоздание фигур по образцам-контурам. Воссоздание фигур по контурам требует зрительного членения формы на составные части, то есть на геометрические фигуры.

С «Танграмом» ребёнок научится логически мыслить, анализировать изображения, выделяя геометрические фигуры, визуально разбивать целый объект на части и наоборот. Эта игра развивает воображение, комбинаторные способности, внимание, наглядно - образное мышление, умение работать по инструкции, сообразительность, смекалку, а также усидчивость и мелкую моторику.

Анализируя результаты работы, с уверенностью можно сказать: успешность освоения игры «Танграм» в дошкольном возрасте зависит от уровня сенсорного развития детей. Играя, дети запоминают названия геометрических фигур, их свойства, отличительные признаки, обследуют формы зрительным и осязательно-двигательным путем, свободно перемещают их с целью получения новой фигуры. У детей развивается умение анализировать простые изображения, выделять в них и в окружающих предметах геометрические формы, практически видоизменять фигуры путем разрезания и составлять их из частей.

Исследовав практическое применение «Танграма» в воспитательно-образовательном процессе детского сада, я пришла к выводу, что эта головоломка способствует развитию компетенций, определяющих функциональную грамотность:

- коммуникативность – навыки общения, умение выражать и отстаивать свою точку зрения;

- креативность – способность к творчеству, нестандартно, неформально мыслить и действовать, любопытство, инновации, самовыражение;

- критическое мышление – решение проблем, рассуждение, анализ, интерпретация, обобщение информации;

- координация – лидерство, работа в команде, сотрудничество.

В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической, экономической деятельности. На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация. Танграм в этом – отличный помощник! Функциональная грамотность – это не просто норма, но и обязанность педагога, наше с вами самообразование и саморазвитие.

Для развития мышления и воображения ребенка можно использовать различные средства и способы, одним из которых является игра танграм. Работать с такой увлекательной и полезной головоломкой можно начинать в дошкольном возрасте. Детям будет интересно сложить домик, рыбку или котика из простых фигур, а красочные схемы помогут им не допустить ошибку.
Сама головоломка пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства». Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы.
Легенда гласит, что впервые использовать танграм начал некий император Китая, которого очень тревожило, что его будущий наследник не проявлял должного интереса к процессу обучения. Тогда монарх призвал на помощь трех мудрецов – математика, художника и философа, которые совместными усилиями и придумали магический квадрат. Благодаря ему можно выполнить огромное количество задач. И капризный принц наконец начал обучаться.
Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия цвета и формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части; помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев
Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.
Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию родителей треугольник, показывают, какой из них большой, какой – маленький. Далее взрослые распечатывают схему в полную величину, предлагая крохам наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек. Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, и задание сложить что-либо, например птицу.
Детям, как правило, становится интересно еще и то, что из конкретного числа элементов можно сложить несколько разновидностей пернатых. Чтобы дошкольникам не было скучно, следует придумать сюжет – например, сочинить сказку про животных, которые хотели бы поселиться в домике. Чтобы каждый из них занял свою «комнату», следует собрать зверя из элементов головоломки. Далее дошкольникам предлагается следующая схема:
При работе с танграмом важно использовать игровой элемент, придумывать сказки и увлекательные сюжеты. В противном случае малыш быстро заскучает и будет заниматься через силу. Поэтому лучше рассказать ему про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"

Танграм в переводе с китайского языка означает - "семь дощечек мастерства".а представляет из себя квадрат разрезанный на семь частей определенным образом....

Мастер-класс для родителей «Изготовление и использование головоломки «Танграм» в работе с дошкольниками»

Игра "Танграм" знакомит детей с геометрическими фигурами, учит складыватьопределённые фигуры, рекомендована для детей среднего и старшего дошкольного возраста, а также для родителей и педаго...

:Мастер- класс. " Использование головоломки «Танграм»» в работе с ребенком в домашних условиях"

Развитие воображения, наглядно-образного мышления старших дошкольников с помощью дидактической игры «Танграм»...

Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач»

В данном документе представлен мастер-класс на тему: Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных спо...

Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками

Танграм (в переводе с китайского означает «семь дощечекмастерства») — головоломка, состоящая из семи плоских фигур, которыескладывают определённым образом для получения другой, более...

Мастер-класс для педагогов на тему: "Использование головоломки "Танграм" в работе с дошкольниками"

Учитесь думать, объяснять, Учитесь мыслить, рассуждать.Ведь друзья, без логики никак нельзя!...