Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду

Забродина Мария Сергеевна

В данном документе представлен мастер-класс на тему: Мастер-класс «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей, целенаправленности в решении интеллектуальных задач»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Танграм177.86 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

 «Использование головоломки «Танграм» в работе с одаренными детьми для развития комбинаторных способностей,

целенаправленности в решении интеллектуальных задач»

Забродина Мария Сергеевна

воспитатель

МДОУ детский сад № 5

 комбинированного вида

 города Валуйки Белгородской области

Цель: создать условия для повышения мотивации педагогов к использованию геометрических головоломок в работе с одаренными детьми.

Задачи:

-познакомить педагогов с приемами использования головоломки «Танграм», при работе с одаренными детьми; показать возможности для развития ребенка;

-создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, фантазии педагогов.

-содействовать повышению уровня профессиональной компетенции участников мастер-класса по работе с одаренными детьми.

Оборудование: презентация по теме мастер-класса; головоломки «Танграм».

Ход мастер-класса.

Теоретическая часть

Для интеллектуального развития ребенка можно использовать различные методы. средства и способы. В работе с одаренными детьми необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. С каждым днем детей нужно развивать всё больше и больше, максимально разнообразив игры, методические пособия. Необходимо развить устойчивость внимания при погружении в познавательную деятльность.

 Одним из методов развития интеллектуальной детской одаренности является игра танграм. Сама игра пришла к нам из древнего Китая, и уже тот факт, что ей более тысячи лет, говорит о том, что она увлекательна и полезна. Слово, несколько непривычное для носителей русского языка, в переводе с китайского означает «семь дощечек мастерства».

Танграм - это головоломка, которая представляет  собой  квадрат, разрезанный на 7 частей определенным образом.  Суть игры проста: из семи геометрических фигур на плоскости необходимо построить нечто, заданное схемой. Это может быть фигурка человека или животного, растений, каких-то бытовых предметов, игрушек, а дошкольникам постарше можно предложить построить цифры и буквы. Свободу творчества ограничивает два простых правила – нельзя накладывать один элемент на другой, а в построении должны быть задействованы все семь фигур.

Упражнения с головоломкой, безусловно, полезны для детей дошкольного возраста, поскольку в ненавязчивой форме развивают у них полезные умения: учат пространственному мышлению; формируют и закрепляют понятия цвета и формы; улучшают внимание, воображение; развивают способность «читать» схему-инструкцию; учат визуально делить целый объект на части; помогают развитию мелкой моторики, поскольку фигурки малыши складывают на столе при помощи пальцев. Целью таких тренировок становится улучшение мышления ребенка. При этом многообразие схем помогает поддерживать интерес.

Танграм для дошкольников – увлекательное и полезное занятие, к которому можно приступать с 4-5 лет. Сначала малыши знакомятся с новым для себя набором, изучают его элементы, находят по заданию фигуры, показывают, какие из них большие, какие – маленькие. Далее можно предложить наложить элементы на рисунок. Это могут быть домики, животные, птицы, рыбы, елочка, человечек. Постепенно задания усложняются, детям предлагается схема-подсказка, которая по размеру уже может не соответствовать реальным «габаритам» фигурок, или задание сложить что-либо.

Но, ведь, чтобы научить детей собирать головоломку, нужно самим хорошо владеть этой техникой…

Практическая часть.

- Уважаемые коллеги, я приглашаю фокус-группу для практической части моего мастер-класса.

Участникам предлагается выполнить задания:

- собрать фигуру по образцу;

- собрать фигуру по контуру в уменьшенном размере;

- сделать фигуру по собственному замыслу, используя все семь фигур.

Вопросы к фокус-группе:

-А как вы думаете, как можно использовать данную игру в образовательной деятельности?

Совершенно верно, данную технику Танграм можно использовать в различных видах деятельности с детьми, на занятиях по ФЭМП, в аппликации, в конструировании, в развитии речи. И, конечно в свободной деятельности детей.

-Какое игровое задание можно дать группе детей? (можно составлять сказки и обыгрывать их)

-Уважаемые педагоги, перед вами несколько наборов Танграм. Ваша задача, создать из элементов танграма персонажей русской-народной сказки. Вы вытягиваете по одной карточке, на карточках изображена схема персонажа из сказки. (лиса, заяц и петух)

А какие это были сказки, мы узнаем после выполнения вашей работы.  

Можете дополнять героя сказки элементами пейзажа или еще дополнительными фигурами.  Здесь можете дать волю своему воображению.

А теперь я предлагаю попробовать отгадать по главным героям сказку, которую собрали.

Вопросы к фокус-группе:

-Какую образовательную деятельность можно организовать с детьми на основе полученных фигур.

А еще ребенку можно рассказать про волшебный квадрат, который по велению доброй волшебницы распался на несколько фрагментов, из них можно создать буквально все. Но волшебнице нужен помощник, поэтому ребенок на время наделяется чудесной силой, а по магической книге (рисункам и схемам) он будет населять вымышленное царство различными жителями, строить там дома, лодки, елки и прочее.

Танграм – замечательная тренировка для ума, которая поможет весело провести время и закрепить полезные навыки. Среди огромного количества схем можно найти те, которые придутся по душе каждому дошкольнику.

Данная головоломка помогает детям знакомиться с геометрическими фигурами, не только зрительно, но и тактильно. По ходу игры можно проговаривать с детьми цвет, форму, величину. Данная техника хорошо развивает воображение детей и их мышление.

Рефлексия

Данная игра помогает детям не только знакомиться с геометрическими фигурами, но развить познавательную активность, интеллектуальные и творческие способности.

Давайте сложим свой танграмм. Если вас заинтересовала данная техника, и вы будете применять ее в своей работе, то дополните зеленый танграмм. Если у вас возникли вопросы и затруднения по применению данной игры, дополните желтый танграмм. А если вы считаете данную технику неэффективной в работе с детьми дополните красный танграмм.

Уважаемые педагоги, благодарю Вас за участие, спасибо всем за внимание!

Список литературы:

1. И.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева:  «Наглядная геометрия, 5-6 класс».

2. Г. К. Муравин, О. В. Муравина:  «Математика, 5 класс».

3. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D2%E0%ED%E3%F0%E0%EC

4. http://festival.1september.ru/articles/626772/

5. http://www.school61.ru/Science/2011/tangram/tangram1.htm

ПРИЛОЖЕНИЕ:

C:\Users\саня\Desktop\жэжэж.jpghttp://gannagrig.ru/wp-content/uploads/2016/07/tangram.jpgC:\Users\саня\Desktop\танграм\86a2967500cc7c39fd38d7205576121a.png


C:\Users\саня\Desktop\танграм\hello_html_m1889a728.pngC:\Users\саня\Desktop\танграм\3c3f7310f6d106b768297d2a7257b2da.pngC:\Users\саня\Desktop\танграм\item_3612.jpgC:\Users\саня\Desktop\танграм\tangram-lisa.gif


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Использование приемов и методов ТРИЗ в работе с детьми дошкольного возраста"

     Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.Дошкольное д...

Мастер-класс: «Использование инновационных технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ и с детьми инвалидами»

Под эмоциональной сферой личности ребенка - мы понимаем, сложную структуру эмоций (интерес, волнение, радость, удивление, горе - страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина), чувств (нра...

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Работа с одаренными детьми по развитию творческих способностей в условиях  реализации ФГОС ДО"...

Мастер-класс «Использование логико-математических игр в образовательной деятельности дошкольной образовательной организации для развития интеллектуальной одаренности дошкольников»

Мастер-класс знакомит с методами работы по выстраиванию процесса интеллектуального развития дошкольников через общение, логико-математические игры и познавательно-исследовательскую деятельность....

Мастер- класс «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ И КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОВЗ»

Биоэнергопластика- это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Развивая тонкую моторику, тем самым активизируются соответствующие отделы головного мозг...