КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА
картотека (средняя группа)

Орцуева Макка Хусайновна

КАРТОТЕКА ИГР ПО ПРАВИЛАМ СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx28.22 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР

ПО ПРАВИЛАМ

СОВРЕМЕННОГО ЭТИКЕТА

 

 

Словесная игра по этикету речевого общения

«Наши имена»

Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.

Ход игры: Дети сидят на стульчиках. Каждый участник должен хлопнуть один (три) раз, повернуть голову к сидящему рядом, улыбнуться ему и громко, чётко назвать своё имя.

Обратить внимание и отметить, кто произнёс своё имя чётко, с гордостью; кто – тихо, словно оно ему неприятно.

Словесная игра по речевому этикету

«Вежливый котик»

Цель: Дети проговаривают различные вежливые слова, учатся говорить их, помогают тому, кто забыл слово.

Ход игры: Взявшись за руки, ребята водят хоровод вокруг мягкой игрушки, проговаривая:

Все хорошие ребята

Знают добрые слова.

Приходите к нам (котята, медвежата и т. д.)

Рады видеть вас всегда.

Остановившийся на последнем слове напротив игрушки ребёнок, говорит приветливое слово, не повторяя уже сказанного.

Дидактическая игра по этикету внешнего вида

«Каждой вещи своё место»

Цель: Обогащать представления детей о многообразии предметного мира. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать бережное отношение к вещам, предметам, стремление содержать их в порядке и на своих местах.

Материал: Кукла Маша – растеряша; демонстрационные картинки: шкаф для одежды, шкаф для посуды, шкаф для игрушек; раздаточные картинки: посуда, одежда, игрушки.

Ход игры: К ребятам приходит Маша – растеряша и рассказывает о своей беде: все вещи у неё растерялись, перепутались. Маша просит ребят помочь найти каждой вещи своё место

Дидактическая игра по правилам этикета в общественных местах:

«В театре»

Цель: Объяснить детям элементарные правила поведения в театре; обучить детей правилам приобретения билета в театр и одновременно ввести в словарь детей этикетные выражения, необходимые при приобретении билета в театр.

материал: Билеты в театр, афиша к театру, знаки – символы что нельзя делать во время просмотра представления.

Ход игры: Воспитатель громко объявляет детям, что приехал театр (звучит весёлая музыка). Предлагает детям приобрести билеты в волшебной кассе (касса работает исключительно на волшебных словах). Дети «покупают» билеты, благодарят кассира и занимают места на стульях (заранее расставленных). Мальчикам предлагается пропустить девочек, девочки благодарят мальчиков.

Воспитатель вместе с детьми рассматривают знаки – символы: «Что нельзя делать во время просмотра представления». Хлопками дети приглашают артистов. После просмотра благодарят их.

Предварительная работа: Заранее, в секрете от других детей, «артисты» - активные дети готовят представление.

Сюжетно – ролевая игра по гостевому этикету:

«В гостях»

Цель: Учить эмоционально выражать чувство радости и весёлого настроения от общения с окружающими людьми. Закрепить знания детей о гостевом этикете, формировать способность приобретения уверенности в себе, особенно навыков доброжелательного общения, обучать правилам поведения в гостях и при приёме гостей дома. Воспитывать умение быть радушным и приветливым.

Ход игры: Воспитатель сообщает детям о том, что все они сегодня пойдут в гости. День сегодня особенный. У зайчика, который живёт у них в группе в кукольном уголке, день рождения. Он пригласил всех ребят к себе в гости.

Педагог предлагает детям приготовить подарки для зайчика. Зайчик любит морковку, капусту. Педагог подсказывает, что на день рождения можно подарить и цветы, и разноцветные шарики, и прочее. Все подарки дети складывают в корзинку.

Воспитатель предлагает детям посмотреть со стороны, как заинька готовится к приёму гостей. Он берёт в руки игрушку зайца и, читая стихотворение, готовит праздничный стол.

Всё сумею, всё успею,

Всё смогу я сделать.

Прежде чем на стол поставить

Чашки и конфетки,

Хорошо бы постелить

Чистые салфетки.

Чашки, ложки ставлю в ряд,

Чай готовлю для ребят.

Чтобы понял каждый гость

Очень ему рады.

Я поставлю здесь цветы –

Будет стол нарядным.

Зайчик приглашает гостей к себе в избушку. Дети заходят, здороваются, а затем вместе с педагогом вручают заиньке подарки с поздравлением:

День рожденья – день веселья,

Всюду шутки, песни, смех,

И конечно любят гости

В этот день поздравить всех.

Зайка благодарит гостей за подарки и поздравления, приглашает их за стол, угощает чаем с пирогом и конфетами.

После угощения зайка предлагает гостям поиграть.

В конце занятия педагог напоминает ребятам о том, чтобы они не забыли поблагодарить зайчика за угощение и попрощаться с ним. 

Как дарить и принимать подарки.

Цель: помочь детям адаптироваться в обществе, усвоить основные, обязательные для всех правила поведения.

Ход: 1. хороший обычай, приходя в гости, приносить цветы или небольшой подарок. Помните, что хмурый гость – не подарок. Поэтому всё плохое настроение оставляйте дома.

Цветы всегда приятный подарок. Не стыдно прийти в гости с одним цветком.

принято подавать цветок на длинном стебле, или ветку цветущего растения;

в особо торжественных случаях дарят розы или гвоздики;

цветы дарятся без упаковки (если их сразу поставят в воду, в красивой упаковке преподносятся розы (чтобы не уколоться шипами, а также букеты – композиции, в которых упаковка является её частью;

принято подавать цветок в правой руке, или обеими, головками вверх.

Получив цветы, надо отметить красоту букета (цветка) и обязательно об этом сказать.

2. День рождения или семейное торжество – должны учитываться вкус и интерес получателя подарка гостями.

не следует дарить дорогие подарки, чтобы не поставить человека в неудобное и зависимое положение;

дорогие подарки дарят родственникам и в складчину к большому торжеству;

подарок подбирается к конкретному событию: ко дню рождения – предметы для личного использования, на свадьбу, семейное торжество, новоселье – хозяйственные предметы, электробытовые приборы;

денежный подарок – к свадьбе или новоселью;

детям – сладости, игрушки, книги;

девочки обязательно порадуются платью и туфелькам; 

Дидактическая игра по этикету телефонного разговора:

«У меня зазвонил телефон»

Цель: дать понятие, что такое телефон: - это важное средство короткого общения, благодаря которому мы наводим справки, узнаём о здоровье близких и друзей, договариваемся о месте и времени встречи. Знакомить детей с правилами телефонного разговора. Объяснить, что первым заканчивает разговор старший по возрасту и положению, девочка в разговоре с мальчиком. Упражнять детей в умении соблюдать этикет телефонного разговора в различных ситуациях.

Словарная работа: Вежливость, доброжелательность, средство связи, телефон, телефонный аппарат, гудки, звонок, номер, рычажки, трубка.

Пособия: Два телефонных аппарата.

Ход игры: выбираем два участника, которые сменяются другими детьми, жюри из 3 – 4 детей, которое определяет, кто выполнил все условия игры лучше всех.

Раздаётся телефонный звонок, надо как можно скорее взять трубку, но для этого приходится пройти через всю комнату, не задевая столы, стулья; аккуратно поднять трубку с рычажков и сказать «алло» так, чтобы позвонившему человеку стало ясно, что его звонка ждали и ему рады.

Дидактические игра по формированию культуры поведения.

«Хорошо или плохо?»

 Цель: формировать умения правильно вести себя в обществе, выполнять культурно-гигиенические нормы; учить оценивать сложившуюся ситуацию, анализировать действия других; воспитывать понятие о культурном поведении.

Ход игры. Воспитатель демонстрирует детям сюжетные иллюстрации, отображающие различные ситуации. Например, на картинке нарисовано, как ребенок разбрасывает игрушки, чистит зубы, помогает пожилому человеку подняться по лестнице и т. д. Детям следует определить и аргументировать ответ о том, какая ситуация является положительной, а какая отрицательной.

Игра-упражнение.

«Мы плывем на пароходе»

Цель. Закрепить правила поведения в транспорте.

Материал для игры: ширма-пароход, касса, стулья, билеты, куклы-дети.

Ход игры. Предложить детям плыть на пароходе. Дети перечисляют правила поведения в транспорте. Воспитатель дополняет. «Капитан» занимает место у штурвала. Дети с билетами спокойно занимают места. Когда все места заняты, заходит воспитатель с куклой Незнайкой. Один из детей уступает место воспитателю. Воспитатель благодарит ребенка. Незнайка начинает громко разговаривать, пытается стать ногами на сиденье, разбрасывает конфетные обертки. Воспитатель просит детей напомнить Незнайке, как надо вести себя в транспорте, как поступать в разных случаях. Дети охотно указывают Незнайке на его ошибки. Незнайка благодарит.

Игра продолжается, но уже в измененной форме. Предоставив детям самостоятельность, воспитатель наблюдает за взаимоотношениями между детьми и за действиями каждого.

Освоению правил способствуют игры упражнения, когда воспитатель одной фразой описывает ситуацию, а дети характеризуют ее и отвечают, как надо при этом себя вести. 

Например:

- Если ты станешь прыгать в автобусе, громко разговаривать, то… (ответ детей)

- Если ты залезешь на сиденье с ногами, то…

- Если девочка шла, споткнулась о камень и уронила куклу, то…

- Если бабушка зашла в автобус, а свободных мест нет, то. и т. д.

Игра-упражнение.

«Оденемся на прогулку»

Игра проходит в раздевальной комнате.

Цель. Воспитывать потребность в бережном отношении к одежде. Формировать навык последовательных действий одевания. Активизировать вежливые слова: пожалуйста, спасибо, будь добра.

Предварительная работа. Дети учились употреблять вежливые слова.

Методические приемы. Предложить ребенку (который усвоил последовательность действий) правильно одеться, обращаться с просьбой помочь. Спросить детей, все ли Оля делала правильно, какие вежливые слова употребляла. Сказать: «Теперь вы одевайтесь, а мы с Олей посмотрим, какие вы молодцы».

 Словесная игра

«Доскажи словечко»

        Растает даже ледяная глыба от слова теплого … (Спасибо)

        Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).

        Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).

        Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)

        Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).

        До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).

        Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).

        Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).

        Когда вас ругают за шалости, вы говорите …(простите, пожалуйста)

        Если друг попал в беду,…(помоги ему)

        Решай споры словами, …(а не кулаками).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по правилам этикета

Современное общество перед воспитателями, педагогами и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого поколения, владеющего всеми достижениями созданной человечеством ...

Картотека игр по правилам этикета в подготовительной группе

Картотека игр по правилам этикета в подготовительной группе...

Перспективный план ГБОУ школа № 492 «Медвежонок» по правилам современного этикета.

Адаптированные занятия по воспитанию культуры поведения и  разделам этикета всех возрастных групп  на учебный год....

Картотека игр по правилам современного этикета

Картотека игр по правилам современного этикета...

Картотека игр по правилам этикета в подготовительной к школе группы

Словесная игра по этикету речевого общения«Наши имена»Цель: помочь детям и воспитателю запомнить имена детей группы, способствовать развитию внимания, координации движений.Ход игры: Дети с...