Познание природы с эколятами (Старшая группа).
план-конспект занятия (старшая группа)

Дошкольный возраст- самый ценный этап в развитии экологической культуры человека.  В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Проект «Эколята-дошколята» является первым этапом процесса формирования экологической культуры ребенка. Создание нового отношения человека к природе задача не только социально-экономическая, но и нравственная. Одним из средств решения данной задачи становится экологическое воспитание.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pereletnye_ptitsy.1.docx9.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 27 «Сказка»

Конспект НОД по разделу программы «Ознакомление с природой»

 для детей первой старшей группы.

Тема: «Познание природы с эколятами"

Подготовила: воспитатель Козлова М.В.

Г.о.г. Выкса

2023г.

Цель: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах птиц, о видах гнезд и их размещении; развивать интерес к жизни птиц, воображение, мышление, речь детей, обогащать их словарь; воспитывать доброе, заботливое отношение к птицам.

Задачи:

1. Закрепить  знания о жизни перелетных птиц; формировать экологическое представление детей об окружающем мире; совершенствовать грамматический строй речи.

2. Воспитывать интерес, желание больше узнать о птицах; воспитывать доброе, заботливое отношение к ним; любовь ко всему живому.

3. Развитие речевой активности, активизация словаря, диалогической речи, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, памяти, мышления, творческого воображения.

Методические приемы: презентация «Перелетные птицы», художественное слово, вопросы, игровые упражнения, динамическая пауза, поощрение, рефлексия.

Словарная работа: зимующие, перелетные.

Предварительная работа:

Рассматривание иллюстраций с изображением весенних пейзажей, рассматривание иллюстрация с изображением птиц, чтение стихотворений о весне.

Интеграция образовательных областей: "Речевое развитие", "Познавательное развитие", "Физическое развитие", "Социально - коммуникативное".

Материал и оборудование: презентация "Перелетные птицы",  проектор, экран.

Ход НОД

1. Организационный момент

В: Доброе утро, ребята! Посмотрите, какая чудесная погода за окном. Какое у вас сегодня настроение?

Ребята, сегодня к нам в гости пришли «Эколята-дошколята», это друзья всех животных и защитники природы. Что значит защитники природы?

Д: Это значит, что эколята защщают природу.

В: Они пришли к нам с вами в гости для того, чтоб рассказать нам о перелетных птицах.

2. Основная часть

В: Эколята придумали для нас несколько вопросов, давайте я вам прочитаю их.

- Как сегодня светло и тепло! Какое время года наступило? (весна)

- Назовите весенние месяцы.

- А какая она весна? (Теплая, светлая, радостная, звонкая, ласковая, нежная, солнечная, зеленая, прекрасная, добрая)

- Я буду называть вам птиц, но если я ошибусь, - хлопайте в ладоши.

«Прилетели птицы — голуби, синицы, мухи и стрижи.
Прилетели птицы — голуби, вороны, галки, макароны!
Прилетели птицы — голуби, куницы, вороны и страницы
.
Прилетели птицы-голуби, синицы, лисы, лебеди, скворцы.

В: Ребята, посмотрите, наши друзья эколята улыбаются вам, а это значит что вы ответили верно на все вопросы! Какие вы молодцы!

2. Перелетные и зимующие птицы.

В: Ребята, посмотрите пожалуйста на экран, как одним словом назвать птиц этой группы

Д: (зимующие)

В: А как вы думаете, почему зимующие птицы круглый год живут у нас?

Д: (Эти птицы могут добывать еду в самые холодные зимы)

В: Как назвать одним словом этих птиц?

Д: (перелетные)

В: А почему птиц называют перелетными?

Д: (Потому что они улетают на зиму в теплые страны, а весной возвращаются)

В: А почему птицы улетают в теплые края?

Д: (Потому что им страшен голод, перелетные птицы не приспособлены добывать корм в зимних условиях)

В: Ребята, а как вы думаете, почему перелетные птицы из теплых стран возвращаются обратно к нам

Д: (у птиц здесь родина, они родились здесь, научились летать, добывать себе пищу и т. д.).

В: Правильно, ребята! Да и нам становится веселее, когда вокруг слышится пение птиц.

3. Загадки.

В: Ребята, наши друзья эколята приготовили для вас загадки, давайте вместе их отгадаем.

Всех перелетных птиц черней,

чистит пашню от червей.

Д: (грач)

Рассказ о граче (ребенок с воспимтателем)

- Грач самым первым возвращается на родину. Это большая птица. Она похожа на ворону. У него большой клюв. Грач  питается червяками, жуками, личинками. Своё гнездо он делает из тонких прутиков на самой верхушке дерева. Грачи живут большими группами, их гнезда образуют целые грачиные деревни.

В: На шесте дворец,

во дворце — певец.

А зовут его.

Д: (скворец)

В: С ледоходом прилетает,
Черным хвостиком мотает,
Черный с белым хвостик узкий
У изящной ...

Д: (Трясогузки)

Рассказ о трясогузке (ребенок с воспмитиателем)

- У трясогузки спинка и бока серые, брюшко белое, грудка, хвост и крылья черные, блестящие. Прилетает она в наши края, когда на реках начинается ледоход. Птица бегает по льдинам, ищет вмерзших в лед жучков, трясет хвостиком, в народе говорят – «лед ломает». Свои гнезда трясогузка строит в кустах на берегу рек и озер, вблизи воды им легче отыскать корм – комаров, мотыльков, мошек.

В: Бродит по болотам грязным,

ловит в них лягушек -

бестолковых попрыгушек.

Д: (цапля)

В: Что за диво, что за птица,

На воде она царица,

И окрас ей так под стать,

Просто глаз не оторвать!

Д: (лебедь)

Рассказ о лебеде (ребенок с воспитиателем)

Лебедь – это большая грациозная водоплавающая птица. Окраска у лебедя чаще всего белого цвета, но бывают серые и черные. У него длинная, изящная шея. Хвост короткий, а оперение очень пышное. Это самая тяжелая птица, которая умеет летать. Для того чтобы взлететь, лебедь разбегается по поверхности воды. В воде они плавают при помощи своих перепончатых лап. Они очень верные, поэтому создают семью один раз и на всю жизнь. Самка вьет большое гнездо и откладывает в него яйца, высиживает в течение месяца. Самец все время находится рядом и охраняет свою семью.

В: Не ворона, не синица -

Как зовется эта птица?

Примостилась на суку -

Раздалось в лесу "ку-ку".

Д: (кукушка)

Рассказ о кукушке (ребенок с воспитателем)

Кукушка живет в негустых лесах. Несмотря на небольшие размеры, кукушка любит плотно поесть. Птицы этого вида питаются насекомыми, ягодами и способны склевать яйцо другой птицы. Гнезд кукушки не строят. Вместо этого, они откладывают свои яйца в гнезда других птиц. Когда птенец кукушки вылупляется, он выталкивает из гнезда других птенчиков и приемные родители кормят его одного.

В: Прилетает к нам с теплом,

путь проделав длинный,

лепит домик под окном

из травы и глины.

Д: (ласточка)

Динамическая пауза:

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)

Крошки птички собирают.(«клюют»)

Пёрышки почистили,

Клювики почистили  (изображают)

Птички летают, поют (машут руками)

Зёрнышки клюют (наклоняются)

Дальше полетели

И на место сели  (улетают», садятся)

4. Определи где чье гнездо

В: Посмотрите пожалуйста на экран, наши друзья приготовили для нас еще одно очень интересное задание. Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной?

Д: (Построить гнезда, поправить старые)

В: А из чего птицы строят гнезда?

Д: (из сухих травинок, веточек, соломинок, пушинок, мха, лоскутков, березовой коры и т. д.)

В: Покажи гнездо грача (работа с картинками)

- Грачи строят гнезда на высоких деревьях, гнездятся стаями. Гнездо грача напоминает разлохмаченную шапку. Грачи строят гнезда из сучьев - а внутри, чтобы мягче было будущим птенцам, выстилают сухой травой и тонкими ветками.

В: Найди гнездо аиста

Аист устраивает гнездо на видном месте - крыше дома, высоком дереве или столбе. Гнездо он складывает из больших прутьев и веток.

- Скворушка селится в скворечниках, которые ему делают люди. Выстилает его мягким мхом, пухом, травинками.

5. Назови, у кого - кто

В: Я буду бросать мяч каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы ловите его, называете птенцов птицы и возвращаете мяч мне. 

Грач - грачата,

Скворец - скворчата ,

Кукушка - кукушата,

Гусь - гусята,

Скворец - скворчата

Утка - утята

Аист – аистята

Журавль – журавлята

В: Как называются детеныши птиц одним словом?

Д: (птенцы)

В: А вы знаете, как мамы-птицы заботятся о своих птенцах?

Д: (кормят, согревают, защищают)

В: С утра до позднего вечера родители кормят своих птенцов. Согревают их холодными ночами, учат летать. Заслышав шум неподалеку, они покидают свои гнезда и стараются увести врагов подальше от своего домика, и даже могут погибнуть. 

3. Рефлексия.

- Ребята, что мы сегодня делали вместе с Эколятами? (спасали птиц)

- О каких птицах мы сегодня говорили? (о перелетных)

- Почему их так называют?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было самым трудным? Самым интересным?

Ребята, вы сегодня такие молодцы, наши друзья Эколята хвалят вас и прощаются с вами! До новых встречь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Что такое природа? Живая и неживая природа.» Занятие в старшей группе.

Тема: «Что такое природа? Живая и неживая природа.»(старшая группа)...

Конспект занятия по экологическому воспитанию.Образовательная область "Ознакомление с миром природы" - "Природа - наш друг" (старшая группа)

Конспект районного открытого занятия для воспитателей старших и подготовительных групп Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан...

Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбор...

Экологический проект "Познаем природу с Эколятами" средняя группа

Экологический проект "Познаем природу с Эколятами"  средняя группа...

« Эколята - молодые защитники природы» для детей старшей группы, по теме «Как помочь птицам»

Цель занятия:сформировать представления об основных видах птиц населённых пунктов, о способах защиты о птицах.Задачи : Познакомить с видами птиц, обитающих рядом с человеком, с их внешним видом, с гол...

Конспект НОД "Эколята- молодые защитники природы. Самые-самые" старшая группа

ЦЕЛЬ: показать многообразие животного мира на примере животных-рекордсменов.ЗАДАЧИ: - Познакомить с животными-рекордсменами;- Сформировать представление о необходимости защиты природного мира; - ...

Образовательный Геокешинг. Конспект занятия На тему: «"Эколята – молодые защитники природы» для детей старшей группы.

Экологическое образование и воспитание дошкольников является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения, экологической культуры людей зависит, можно  ли ...