Конспект занятия по образовательным областям "Познание" и "Художественно-эстетическое развитие" ,тематический модуль "Мир природы" для детей старшей группы
методическая разработка по аппликации, лепке (старшая группа) на тему

Сарафанова Тамара Павловна

Материалы конспекта могут быть использованы для итоговой проверки знаний и умений детей по теме "Насекомые". Занятие носит интегрированный характер. Дети могут проявить свое творчество , свободу выбора  в продуктивной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 770036.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект   интегрированного занятия по   образовательным областям «Познание» и «Художественно-эстетическое развитие», тематический модуль «Мир природы» для детей старшей группы.

Тема: « Насекомые»

Цели:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

  • Обобщить  и закрепить  знания детей о насекомых. Продолжать учить группировать объекты по основным признакам.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

  • Активизировать, обогащать словарный запас детей по теме.
  •  Развивать словесно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвертый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
  • Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
  • Развивать  моторику рук.
  • Развивать творчество, умение самостоятельно делать выбор, развивать эстетический вкус.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

  • Воспитывать  доброе отношение к насекомым и к природе в целом.

.

Оборудование:  предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза).  дидактическая игра «Разложи по группам», дидактическая игра «Четвертый лишний», Д/и «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку). Стол, покрытый зеленой тканью на котором расположены цветы, письмо, музыкальная запись «Голоса леса», все для изодеятельности.

                                                      Ход занятия:

1.Организационный момент.

Воспитатель:

- Сегодня  прекрасный весенний день, и мы с вами отправимся  в гости к маленьким жителям  лесной полянки.

«Мы к лесной полянке вышли, поднимая ноги выше,

        Через кустики и кочки, через ветви пенечки.

         Кто так ловко шагал, не споткнулся, не упал?»

Звучит  музыкальная запись «Голоса леса»

    Дети подходят к столу, накрытому зеленой скатертью, на котором одни цветы и письмо.  Воспитатель обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.

Воспитатель:

- Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает  письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук  заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»

2. Проблемная ситуация.

Воспитатель:

- Ребята, с шестиногими малышами что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель  читает текст:

                                               Однажды над насекомыми

Пронёсся злой паук

На полянке разноцветной

Он всех заколдовал.

Чтоб бабочки порхали,

Трудился        муравей.
И осы чтоб жужжали,

Ты помоги скорей.

Возьми с собой ты знанья,

И доброту возьми,

И этим шестиногим

Малышкам  помоги!

Воспитатель:

-  Мы с вами должны ответить на вопросы  злого паука, выполнить  его задания и вернуть насекомых на лесную полянку. А вот и первое задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».

3.Загадки. Беседа по теме.

Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.

  • У нее четыре крыла,

Тело тонкое, словно стрела.

И большие, большие глаза,

Называют ее…(стрекоза).

Воспитатель:

- Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?

  • Сок цветов душистых пьет,

 Дарит нам и воск, и мед.

 Людям всем она мила

 А зовут ее... (пчела).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?

  • Он работник настоящий

Очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом

Из хвоинок строит дом. ( муравей).

Воспитатель:

- Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?

  • Она ярка, красива,

 Изящна, легкокрыла.

 Сама похожа на цветок

  И любит пить цветочный сок. (бабочка).

Воспитатель:

- Какие слова  вам подсказали, что это бабочка?

  • Всех жучков она милей,

Спинка алая на ней.

А на ней кружочки

Черненькие точки. ( Божья коровка).

Воспитатель:

- А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?

- Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?

-  Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)

- А паук насекомое? Почему? (У него 8 лапок и голова срослась с туловищем)

-  Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)

- Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)

- Назовите полезных насекомых.( бабочка, пчела, муравей.)

- Какую пользу приносят  пчелы, бабочки, муравей? ( Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)

- Назовите вредных насекомых.( Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар кусает.)

-  Молодцы все загадки отгадали, пойдем дальше.

4.Физминутка «Сороконожка»

1. Шла сороконожка

 ( дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

   По сухой дорожке.

2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

  ( дети останавливаются и приседают.)

 - Ой, промокнут сорок лап!

3. Насморк мне не нужен

  (  дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),

    Обойду я лужи!

4. Грязи в дом не принесу

  (  дети останавливаются, трясут одной ногой),

    Каждой лапкой потрясу!

   (  трясут другой ногой).

5. И потопаю потом

  (  дети топают ногами)

- Ой, какой от лапок гром!

Воспитатель:

- Пойдем дальше.

5. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель:

- Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?

  • Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
  • Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
  • Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
  • Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.    

Воспитатель:

6. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».

- Воспитатель:

- Предлагаю вам рассказать, как гусеница  превращается в  бабочку по  картинкам.  

Рассказы детей по цепочке:

  • Бабочка отложила яички на цветке.
  • Потом появилась   гусеница.        
  • Гусеница питалась листьями и росла.        
  • Потом гусеница превратилась в куколку.          
  •  Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.

7. Игра «Кто, что делает?»

Какие насекомые жужжат? (жуки, пчелы, мухи, осы, шмели и др.)

Какие насекомые стрекочут? ( кузнечики, сверчки, цикады)

Какие насекомые пищат ( комары)

Какой звук издает бабочка? (Никакой)

8. Кто, чем питается? ( Божья коровка питается тлей, пчелы и осы –нектаром, бабочки -пыльцой цветов, кузнечики- травой  , комарами, комары- соком растений и кровью человека и т.д.)

9. Самостоятельная работа детей.

- А сейчас давайте пройдем в нашу творческую мастерскую и там смастерим разных насекомых кто, какое хочет.

    На столах разложен пластилин, природный материал, шаблоны насекомых, ножницы, цветные карандаши , клей, кисточки и т. д.

   Воспитатель напоминает детям о важности осанки при работе за столами.

Пальчиковая гимнастика.

 «С кем дружит цветок»

(Для этой игры руки нужно сложить "цветочком": соприкасаются друг с другом только

запястья, а пальчики разведены в стороны, как лепестки.)

Цветочек дружит с бабочкой,

(большие пальцы переплетите в замок

-Цветочек дружит с пчёлами,

(покружите прямыми указательными пальчиками друг вокруг друга. Остальные пальчики сложены в кулачки.)

Цветочек дружит с солнышком,

(поверните ладошки от себя, пальчики подняты вверх и разведены в стороны, как лучики солнца)

С дождинками весёлыми.

(постучите  указательным пальчиков одной руки по раскрытой ладони другой руки.  Это- капли дождя.

    Дети работают по своему замыслу.

Готовые работы дети размещают на столе-полянке, располагая насекомых на траве, на цветах и т д.

10. ИТОГ:

Воспитатель:

    Вредные или полезные  насекомые, мы не должны их обижать и уничтожать. Ведь в природе все взаимосвязано. Представьте себе, что бы было, если бы не стало комаров, исчезли бы стрижи и ласточки, потому, что они питаются комарами. Каждое насекомое занимает свое место в природе.

Иногда людей сравнивают с насекомыми: трудолюбивый, как пчелка, назойливый, как муха и т. д.

    Молодцы, ребята, как много вы знаете о насекомых! Сегодня я в этом убедилась.

Ребенок:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа

Птицы учат пению,

Паучок - терпению.

Пчелы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит снег нас чистоте,

Учит солнце доброте

И при всей огромности

Обучает скромности

У природы круглый год

Обучаться нужно.

Весь большой лесной народ

Учит крепкой дружбе.                     Занятие закончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по раннему валеологическому образованию для детей старшей группы Тема: «Кровеносная система»

Закрепить знания детей о строении кровеносной  системы.  Продолжать учить детей прислушиваться к себе, уметь определять свои ощущения и их причины, развивать навыки наблюдения. Развивать свя...

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .

Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы....

НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ» ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ Тема: «Играем с Машей и Медведем»

Интеграция образовательных областей:«Коммуникация»,  «Социализация», «Здоровье».Задачи:Образовательные:-Учить узнавать в окружающих предметах геометрические фи...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности для детей старшей группы. На тему: «Сохраним здоровье нашей планеты» для детей старшей группы.

Жизнь наша неотделима от природы. Она кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. Она нам не жалеет ничего, даря свои бесценные дары, и требует взамен лишь одного, чтобы люди были к ней добры....

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по образовательной области художественно-эстетическое развитие (рисование) для детей старшей группы на тему «Воздушный шар»

Целью данной работы является закреплние умения детей рисовать акварелью.Задачи:Образовательные:Закреплять умение детей набирать густо акварель на кисть, промакивать кисть на салфеткеСпособствовать акт...