Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Сарафанова Тамара Павловна

Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura.docxrazvitie_rechi.docx58.14 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие»

тематический модуль «Развитие речи»

в старшей дошкольной группе.

ЛИТЕРАТУРА:

1. О.С. Ушакова,   Развитие речи детей 5-7 лет. Третье издание,  дополненное в соответствии с ФГОС ДО  –М.: ТЦ Сфера, 2016.-272с.

2. В.Н.Волчкова,  Н.В.Степанова, Конспекты занятий в старшей группе детского сада.   Развитие речи. -  Воронеж: ТЦ «Учитель», 2010. -111с.

3.Т.И.Подрезова, Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание. - М.: Айрис-пресс, 2008.-128с.

СЕНТЯБРЬ

Неделя

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1

День знаний

Зан.№1

Творческое рассказывание.

«Почемучки».

В.Н.Волчкова Конспекты занятий в старшей группе, стр.28

Учить детей составлять вопросительные  предложения, самостоятельно пользоваться словами-вопросами, знакомить детей со способами словообразования.

Набор картинок о животных, о птицах, о сказках, о временах года, о транспорте и т.п.

Беседа, чтение стихов, рассматривание картинок, придумывание вопросов к картинкам, игра «Коза-стрекоза»

Чтение сказки «Серая шейка»,д/игра «Кто как кричит?»,проговаривание скороговорок, пальчиковая гимнастика

Почтовый ящик «Трудности в речевом развитии детей»:вы спрашивали, мы отвечаем.

Зан.№2

Составление сюжетного рассказа по картине «Мы играем в кубики. Строим дом»

О.С.Ушакова.

Развитие речи детей 5-7 лет, стр.41

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, придумывать продолжение сюжета, название картины; подбирать глаголы  и прилагательные для характеристики действий персонажей, закрепить правильное произношение звуков ш  и ж

Картина «Мы играем в кубики», картинки с изображением животных, в которых есть звуки ш и ж,

счетные палочки.

Рассматрива-

ние  картины,

вопросы детям,

игра «Эхо», игра «Найди точное слово», «Назови одним словом», чтение

стихотворения

Е.Серова «Подскажи словечко».

Беседы по картинам и иллюстрациям, дидактические игры на развитие речи детей

Рассматривание иллюстра-

ций в книгах и беседы по причитан-

ным произведе-ниям

2.

Неделя

красо-ты

Зан.№1

Составление рассказа на заданную тему.

О.С. Ушакова,

стр.48

Учить составлять короткий рассказ на заданную тему, закреплять умение образовывать названия детенышей животных в именительном и родительном падежах множественного числа. Активизировать в речи сложноподчиненные предложения. Учить подбирать слова сходные по звучанию.

Сюжетные

картинки с изображе-

нием  детенышей

животных

Беседа, чтение стихотворений,

рассматривание

картин,

решение проблемных ситуаций,

дид./ игры

Чтение сказки «Лиса  и кувшин», д/игра «Кто найдет, тот пусть возьмет»,разбор картинок.

Папка-передвижка

«Что должен уметь ребенок в 5-6 лет в речевом развитии».

3.

Азбука безопас-ности

Зан.№1

Перессказ рассказа Л.Толстого

«Пожарные собаки»

В.Н.Волчкова,

стр.97

Учить связно, выразительно пересказывать художественное произведение

без наводящих вопросов.

Учить подбирать подходящие по смыслу слова

Иллюстра-

ции  к

рассказу.

Беседа, рассматривание

иллюстраций,

составление рассказов детьми, придумывание шуток.

Чтение рассказа В.Сухомлинского

«У бабушки дрожат руки»,д/игра «Киоск открыт»

Консульта-ция  «Что читать детям 5-6 лет?»

Зан.№2

Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

О.С.Ушакова, стр.50

Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи воспитателя; учить придумывать загадки, подбирать по смыслу прилагательные и глаголы, учить пользоваться восклицательной интонацией.

Книга Е.Чаруши-

на «Лисята»,

иллюстра-ции к книге, картина «Лиса с лисятами»

Чтение рассказа, вопросы к детям, ответы детей, загадывание загадок.

Рассматривание  предметных и сюжетных картинок с изображением животных, отгадывание загадок, чтение стихов о животных

Задание: придумать загадки о животных, нарисовать любое животное с детенышами.

4.

День дош-кольно-го работ-

ника

Зан.№1

Составление рассказа на тему:

«Первый день Тани в детском саду»

О.С.Ушакова,

стр.147

Учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем, самостоятельно строить сюжет, тренироваться в словообразовании, учить дифференцировать звуки ц и ч, отрабатывать четкую дикцию

Картинки: заяц, белка, галка, волк, кролик.

Слушание рассказа воспитателя, рассматривание картинок, составление коллективного рассказа по плану воспитателя, наводящие вопросы детям

Игра «Магазин посуды»,  изучение свойств некоторых материалов, игра «Чей детеныш?»

Совместная сервировка стола к чаепитию, мытье посуды детьми.

ОКТЯБРЬ

Неделя,

№ занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и

оборудова-ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1.

Осень

(в мире расте-ний)

Зан. №1

Рассказыва-ние по картине И. Левитана

«Золотая осень»

В.Н.Волчкова, стр.25

Закрепить представления детей об осени, как времени года, обогащать словарный запас детей, развивать диалогическую речь, воспитывать эмоц. отзывчивость  в детях.

Репродукция И. Левитана

«Золотая осень»,грамзапись П.И. Чайковского «Времена года»

Беседа, чтение стихов, рассматри-вание репродук-ции, прослуши-вание грамзаписи, придумывание  рассказа

Чтение стихов об осени, наблюдения в природе, рассматривание иллюстраций об осени, рисование на тему «Осень»

 Прогулка по осеннему парку,
сбор осенних листьев и их рассматривание

Зан.№2

Пересказ художественного произведения.

Я.Тайц «По грибы».

В.Н. Волчкова,

стр.19.

Учить пересказывать текст самостоятельно, передавать характер персонажей, свое отношение к героям; закреплять умение пересказывать рассказ по ролям; соотносить действие с его названием.

иллюстрации об осени, осеннем лесе с грибами.

Беседа, рассматривание иллюстра-

ций, чтение произведе-

ния,  вопросы к детям, ответы детей,игра «Кузовок».

Беседа о грибах, д/игра «Съедобные, несъедобные», чтение рассказов об осени.

Прогулка в лес за грибами. Беседа с детьми о грибах.

2

Осень

(в мире живот-ных)

Зан.№1

Составление рассказа по картине «Ежи»

О.С. Ушакова,

Стр. 52

Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся знания о жизни животных; активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках; закрепить правильное произношение звуков ч и щ; учить различать эти звуки и внятно произносить.

Картина «Ежи», предметы и игрушки: иголка, мяч, ключ, ручка, щетка, щипцы, мешочек и салфетка.

Беседа, чтение загадок, рассматривание картины, придумыва-ние рассказа по картине, д/игры.

Чтение рассказа В.Золотова «Лиственница», Д/иг-ры «Один-много», «Назови одним словом»

Разучивание стихов к осеннему празднику

3

Моя респуб-лика

Зан.№1

Знакомство с мордовским  языком.

Мордовская азбука (разговорник)

Познакомить детей с языковым разнообразием   мордовского народа, выучить некоторые слова на мордовском языке, учить детей употреблять эти слова в речи  в определенной ситуации.

Мордовская азбука, кукла мордовочка, предметы быта мордвы

Беседы о родном крае, о националь-ных языках

республики, показ картинок с изображе-нием предметов быта.

Беседы о родном крае, игры в уголке национальной культуры, изучение традиций мордовского народа, рисование мордовского орнамента.

Посещение музеев республики с целью знакомства с национальной культурой мордвы.

Зан.№2

Составление текста –позд-равления.

О.С. Ушакова,

стр.150

Учить составлять текст-поздравление, закреплять правильное произношение звуков с и ш, научить различать эти звуки; правильно использовать вопросительную и утвердительную интонации.

Игрушки- музыкальные инструмен-ты: барабан, дудочка, гармонь, звоночки, балалайка.

Беседа, загадки, ответы и вопросы,
работа с парными картинками ,рисование  «Подарок»

Работа по звуковой культуре речи, разучивание чистоговорок, отгадывание загадок, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Придумать поздравление другу на день рождения, сделать подарок своими руками.

4.

Моя страна

Зан.№1

Моя Родина

Т.И. Подрезова

Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ.Патриотическое воспитание.

Стр.55

Воспитывать у детей патриотические чувства; расширять представления детей о родине, большой и малой; обогащать словарный запас детей.

Грамзаписи песен о Родине , о Мордовии, иллюстрации природы России, Мордовии.

Беседа, чтение стихов о Родине, рассказа «НАШЕ ОТЕЧЕСТ-ВО», д/ игры на развитие речи, прослушивание песен о Родине, гимна России.

Беседы о родном крае, о нашей стране, заучивание стихов, рисование природы нашего края, изучение русской и мордовской культуры.

Конкурс рисунков на тему «МОЯ РОДИНА»

НОЯБРЬ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1

День народного единства

Зан. №1

Ознакомление с предложением.

О.С. Ушакова,

стр.84

Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»,учить составлять и распространять предложения; подбирать слова сходные по звучанию; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса

Сюжетные картинки

Беседа, вопросы воспитателя, ответы детей, чтение стихов, дид. игра «Добавь слово», составление предложений, рассматривание сюжетных картинок.

Игра «Живые слова», заучивание чистоговорок, индивид. работа с детьми по развитию речи.

Чтение художественной литературы с детьми,  беседы по прочитанным книгам.

Зан.№2

Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

О.С.Ушакова,

стр.92

Учить самостоятельно продолжать рассказ, начатый воспитателем, формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов; закреплять представление о слоге и ударении.

Игрушки: цыпленок, курица, лягушенок, кошка, корова.

Беседа, рассматривание игрушек, составление рассказа, игра «Замени слово»

Чтение сказки Носова «Бобик в гостях у Барбоса», дид. игра «Пиф считает», пальчиковые игры

Собственный пример родителей по составлению рассказа по картинке.

2.

Расту здоровым.

Зан.№1

Пересказ художественного произведения  К.Ушинского «Лекарство»

В.Н. Волчкова, стр. 74.

Воспитывать чувство любви и привязанности к родному человеку- маме, развивать желание заботиться о ней; анализировать текст с помощью вопросов и ответов, закреплять умение  соблюдать последовательность в пересказе, развивать диалогическую речь.

Иллюстрации к произведению, сюжетные картинки.

Беседа, чтение рассказа,  рассматривание картинок, составление рассказа детьми, игра «Замени слово».

Знакомство с русскими народными небылицами, дид. игры «Где твое имя», «Кто внимательнее, слушание сказки Андерсена Г.Х. «Дюймовоч-

ка».

Беседы с детьми о необходимости беречь свое здоровье с молода. Проявление заботы друг о друге в семье.

3.

Моя семья

Зан. №1

Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

О.С.Ушакова,

стр.90.

Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова  для обозначения цвета, величины. Закреплять в игре умения строить предложения из заданных слов, менять порядок слов в предложении; формировать умение отчетливо произносить скороговорки, воспитывать доброту  по отношению к своей семье.

Картина «Лошадь с жеребенком»

Беседа, чтение рассказов, сказок, рассматривание картины, составление рассказов по картине детьми, игра «Какое слово заблудилось?»

Д/ игра «Узнай по звуку», этюд «Улыбка»,

Пример родителей, как составлять рассказ по картине.

Зан. №2

Составление рассказа на предложенную тему.

О.С.Ушакова,

стр.103.

Учить составлять рассказ, на предложенный сказочный сюжет;

Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображением на картинках; уточнять и закреплять правильное произношение звуков л, л, р, р, учить различать эти звуки ; учить отгадывать загадки.

Иллюстрации к сказке «Белоснежка и семь гномов»

Речевые дид. игры, слушание отрывка из сказки, рассматривание иллюстраций, составление рассказов детьми, вопросы детям, ответы детей.

Чтение русских народных сказок, театра-

лизация сказок,

составление рассказов

по картинкам.

Чтение сказки «Белоснежка и семь гномов», просмотр мультфильма, обсуждение прочитанного и просмотренного.

4.

День

Матери

Зан.№1

Составление сюжетного рассказа «Кошка с котятами»

О.С.Ушакова,

стр.26

Учить составлять небольшой сюжетный рассказ, по картине, о событиях, предшествующим изображенным на картине, придумывать концовку; учить отмечать и называть различия и сходства между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; воспитывать  заботливое отношение к своей маме.

Картина «Кошка с котятами», игрушка -котенок.

Беседа, игра «Что вы видели вокруг?»,
рассматривание картины, составление и рассказывание рассказа по картине.

Наблюдение за кошкой и котятами, составление описательных рассказов.

Открытый показ НОД по обучению рассказыванию  по картине.  

ДЕКАБРЬ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1.

Зима.

Зан.№1.

Составление описательного рассказа по теме «Зима»

О.С. Ушакова,

стр.79.

Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений; учить подбирать определения к данным словам; приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить слова на слоги; воспитывать интерес к зимним изменениям в природе.

Картинки на тему «Зима».

Беседа, чтение стихов,  рассматривание иллюстраций, составление рассказа детьми, д/ игра.

Чтение рассказов о зиме, разучивание стихов о зиме,

д/ игра «Живые слова», рассматривание сюжетных картинок на тему «Зима».

Прогулка по зимнему лесу, парку, наблюдение за природой, беседы с детьми о зиме.

Зан.№2

Составление рассказа по картине «Река замерзла»

О.С.Ушакова,

стр. 64.

Учить составлять рассказ по картине, при  описании событий указывать место и

время действия; тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным, закреплять правильное произношение звуков с и ш; умение делить слова на

слоги.

Картина «Река замерзла»,

игрушки или картинки: машина, автобус, лиса, кошка, мышка.

Беседа, чтение потешек,  рассматривание картины, придумывание рассказа детьми, игра «Игла-пила»

Чтение рассказа Л.Толстого «Белка и волк», чтение стихотворения

« Заклинание зимы

М. Пожарова, беседа «Здравствуй, зимушка-зима».

Наблюдения в природе, посещение выставок картин, чтение рассказов и стихов о зиме, рисование на тему «Зима пришла».

2.

Игры

зимой.

Зан.№1.

Составление рассказа на тему «Игры зимой»

О.С. Ушакова, стр.67.

Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы; учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками с и ш, изменять темп речи; медленно проговаривать слова; воспитывать интерес к зимним видам спорта.

Картина «Медвежья семья», «Не боимся мороза».

Беседа, рассматривание картин, составление рассказа, игра «Чей нос», «Хочу погладить», разучивание чистоговорки.

 

Рассказывание по сюжетным картинкам, просмотр альбома «Зимние виды спорта», лепка , рисование на тему «Зимние забавы».

Зимние прогулки с детьми, катание на коньках , санках, просмотр спортивных соревнований по телевизору.

3.

В гостях у сказки.

Зан.№1

Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

О.С.Ушакова,

стр.88.

Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно; объяснить значение слова «жать»; учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами; читать предложение после перестановки слов; произносить предложение с разными оттенками интонации; воспитывать интерес к сказкам.

Иллюстрации к сказке.

Рассказывание сказки, объяснение  слова «жать», вопросы детям, ответы детей,  пересказ сказки детьми.

Рассказывание детьми сказок, театрализация сказок, индиви-

дуальная

работа с детьми по развитию речи «Расскажи все о куклах».

Чтение  сказок, беседы по их содержанию.

Консультация

«Что читать детям 5-6 лет».

Зан.№2

Творческое рассказывание.

Сочиняем сказку про Деда Мороза.

В.Н.Волчкова,

стр.39.

Активизировать детское воображение,  готовить к литературно-словесному творчеству; учить использовать различные синтаксические конструкции, согласовывать существительные и глаголы.

Картинки с изображением Деда Мороза, игрушка Дед Мороз.

Вопросы детям, чтение стихов, познавательная беседа, рассказы детей о своей мечте.

Подготовка к Новогоднему празднику, беседы о желаемых подарках, рисование праздничной елки и Деда Мороза.

Посещение праздничных мероприятий, беседы о подарках родным и близким, написание письма Деду Морозу.

4.

Новый год.

Фабрика

Деда

Мороза.

Зан.№1.

Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

О.С. Ушакова,

стр.32.

Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как можно с ними играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать однокоренные слова, использовать в речи сложноподчиненные предложения. Учить произносить слова со звуками с и з отчетливо и внятно. Вызвать интерес к изготовлению игрушек на новогодний утренник.

Набор игрушек , в том числе и новогодних, сделанных своими руками.

Беседа, чтение скороговорок, рассматривание игрушек, описание игрушек детьми.

Чтение стихов А.Барто

«Игрушки»,

 новогодний

утренник, изготовление новогодних игрушек, масок.

Принять участие в выставке новогодних

игрушек

«Фабрика Деда Мороза».

ЯНВАРЬ

Неделя,

№ занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и

оборудова-ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

2.

Зан.№1.

Чтение художественных произведений.

«Любишь кататься, люби и саночки возить»

(по произведениям Э. Мошковской «Лежебока», Н. Носова «На горке»

В.Н.Волчкова,

стр.42

Учить детей чувствовать и понимать характер произведений, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; учить детей понимать значение некоторых словосочетаний и предложений.

Книги с лите-

ратерными

произведени-

ями, иллюстрации.

Чтение стихов, вопросы к тетям, ответы детей,

обсуждение.

Строительство горки на участке,

чтение поговорок и пословиц о труде, д/игра «Хорошо, плохо»

Трудовые поручения детям, совместная трудовая деятельность детей и родителей.

 

3.

Зимние забавы.

Зан.№1

Пересказ рассказа  Н.Калининой «Про снежный колобок»

О.С.Ушакова,

стр61.

Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя; подбирать подходящие по смыслу определения; учить образовывать

 существительные от глаголов и прилагательных.

Кукольная одежда: ботинки, тапки, носки, чулки.

Беседа, чтение худ. лит-ры, рассматри-

вание кукольной одежды,

пересказ рассказа, д/игра.

Чтение рассказа В Маяковского «Кем быть», д/игры «Зима- лето», «Найди нужное слово», «Молчанка»

Чтение худ.лит-ры, беседы по прочитанным книгам.

Зан.№2

Рассказывание об игрушках.

«Подарки от Деда Мороза».

В.Н.Волчкова, стр.45.

 Продолжать учить детей последовательно рассказывать об игрушке развернутым и полным предложением; развивать у детей логическое мышление и память, сообразительность; воспитывать бережное отношение к игрушке.

Мешок с игрушками

Рассказ воспи-

тателя,

рассказы детей о выбран-

ных игрушках по плану .

Индивидуальная работа с детьми:

«Расскажи о любимой игрушке», обмен впечатлениями о новогодних подарках.

Посещение Новогодних мероприятий с детьми.

Консультация «Как провести праздники с пользой для ребенка»

4.

Зан.№1

Творческое рассказывание

«Как мы на бал собрались».

В.Н. Волчкова,

стр. 47.

Учить детей составлять рассказ, используя выразительные средства языка; обогащать словарный запас существительными, определениями; формировать образную речь, умение подбирать образные выражения.

Старинная грамота с печатью.

Чтение стихотво-

рения, сюрпризный момент, д/ игра, рассказы детей.

Сюжетно-ролевая игра « Собираемся в театр», д/игра «Одежда»

Обсуждение наряда к празднику. Беседы об одежде детей.

ФЕВРАЛЬ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1.

Неделя добрых дел.

Зан.№1.

Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком».

В.Н.Волчкова,

стр.55

Развивать творческое воображение детей; учить при описании картины использовать точно подобранные слова, обогащать словарный запас детей определениями; развивать диалогическую и связную речь детей; упражнять детей в образовании уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Репродукция картины И.Шишкина «На диком Севере», запись классической музыки.

Беседа, чтение стихотворе-

ний о зиме,  рассматри-

вание картины, составление рассказа детьми.

Чтение стих.-я

Э. Мошковской «Какие бывают подарки», д/ игра «Добавь словечко», «Я начну,  а вы продолжайте».

Рекомендации

«Как развивать речь ребенка?».

Зан.№2

Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка».

О.С. Ушакова,

стр. 110.

Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение , героя. Учить  образовывать слова- названия профессий.

Учить построению сложных предложений. Воспитывать доброе отношение к животным.

Игрушка- щенок.

.

Беседа, чтение произведения,

рассматрива-ние иллюстраций,

рассказывание сказки,

игра со звуками.

Драматизация сказки «Теремок», д/ игра «Это правда или нет?», «Накорми животное».

Открытый показ НОД.

2.

Защит-

ники

Отечест-

ва

Зан.№1

Пересказ художественного произведения. Е.Пермяк «Для чего руки нужны»

В.Н.Волчкова,

стр.63

Учить связному, последовательному пересказу, правильно передавать идею содержания, выразительно воспроизводить диалоги персонажей.

Набор картинок о людях разных профессий.

Беседа, чтение рассказа, обсуждение, пересказ рассказа по ролям, пальчиковая игра.

Беседа о «золотых» руках мастеров, пальчиковые игры, д/ игры» Профессии», «Кому , что нужно».

Консультация

«Роль пальчиковых игр в развитии умственных способностей детей».

3.

Зан. №1

Пересказ сказки «Петух да собака».

О.С.Ушакова,

стр.74.

.

Учить пересказывать сказку без помощи воспитателя и без вопросов взрослого, выразительно передавая диалог действующих лиц; учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; подбирать слова сходные по звучанию в заданном ритме; учить использовать сложно подчиненные и вопросительные  предложения.

Собака-игрушка, картинки лисы и собаки.

Беседа, загадки, чтение сказки,

рассматри-

вание картинок, пересказ сказки, игра «Высокий –низкий».

Д/игра « что мы видим вокруг», драматизация сказки «Зимовье»

Тренинг

«Описываем вместе».

Зан. №2

Творческое рассказывание.

«Поговорим по телефону».

В.Н.Волчкова,

стр.7

Учить детей особенностям диалогической речи; связно, последовательно, выразительно строить вопросы и ответы; активизировать в речи детей различные словесные формы вежливости. Закреплять правила речевого поведения во время телефонного разговора.

Два игрушечных

телефона.

Чтение отрывка

-  Габе «Телефон»,

Чтение стих.-я Е. Руженцевой

«Телефон», разбор ситуаций,

диалоги детей.

Чтение рассказа Н.Носова «Телефон»,

сюжетно-роле-

вые игры детей,

беседы о культуре общения людей, игра «Вежливые слова».

Консультация

«Роль семьи в речевом развитии детей».

4.

Народ-

ные празд-ники и

обычаи

Зан.№1

Пересказ  художественного произведения.

 Л.Н. Толстой «Два товарища».

В.Н. Волчкова,

стр.9.

Познакомить детей с новым литературным жанром – басней, с ее особенностями, воспитывать чуткость к образному языка басни, понимать значение пословиц о дружбе, связывать значение пословиц с определенной ситуацией; учить пересказывать текст.

 

Иллюстрации к басне.

Беседа, чтение пословиц, рассуждения о смысле пословиц, чтение басни, вопросы к детям, ответы детей, рассказ басни детьми.

Чтение литературных произведений разных жанров, обсуждение различий жанров.

Почитать детям басню Крылова «Лебедь, рак и щука», обсудить ее смысл.

МАРТ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

3.

Мамы всякие нужны, мамы всякие важны.

Зан.№1.

Чтение худ-х произведений.

«Как аукнется, так и откликнется» по произведениям Е.Благининой «Посидим в тишине», нан. сказки «Айога».

В.Н. Волчкова,

стр.76.

Учить принимать участие в групповой беседе; внимательно слушать, высказываться на тему из личного опыта, обобщать, рассуждать; воспитывать доброе , заботливое отношение к маме, вызвать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Книги с литературными произведениями, иллюстрации к ним.

Беседа, чтение произведений, обсуждение содержания произведений, вопросы детям, обобщения детей, рассуждения.

Беседы л мамах, о том, как дети им помогают, подготовка к утреннику, изготовление подарков к 8 марта.

Совместная деятельность детей и родителей  в домашних делах, консультация

«Воспитание любовью».

Зан.№2.

Пересказ сказки  В. Сутеева

«Кораблик»

О.С.Ушакова,

стр.74.

Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки; учить понимать и объяснять смысл поговорок; подводить к усвоению процесса словообразования.

Иллюстрации к  сказке.

Беседа, чтение худ. произведения, рассматривание иллюстраций, рассказывание сказки детьми, игра со звуками.

Пальчиковая игра «Ловкие пальчики», д/ игра «Это правда или нет?», драматизация сказки «Теремок», разыгрывание ситуаций.

Рекомендация «Составляем рассказ по картине».

2.

Народная культура

Зан.№1.

Составление описательного рассказа о предметах посуды.

О.С. Ушакова, стр.58.

Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды. Учить сравнивать предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств; учить образовывать по аналогии названия предметов посуды. Вызвать интерес к

народной утвари.

Разнообразные предметы посуды.

Беседа, чтение стихотворений, рассматривание посуды, решение проблемных ситуаций, д/ игра «Отвечай быстро».

Чтение стих-я К. Чуковского  «Федорино горе», д/игры речевого содержания.

Совместная деятельность родителей и детей на кухне во время приготовления обеда, чаепития, беседы о посуде.

3.

Неделя театра

 Зан. №1.

Пересказ сказки «Лиса и рак»

О.С. Ушакова,
стр.24.

Учить связно и последовательно рассказывать сказку без помощи взрослого; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса»; учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать слова с противоположным значением. Воспитывать интерес к театрализованной деятельности.

Картина «Лиса с лисятами», маски лисы и рака для инсценировки, картинки лисы.

Загадки, вопросы- ответы, рассматривание картины, пересказ, инсценировка сказки.

Разучивание загадок, чистоговорок, д/игра «Найди себе пару», пальчиковая гимнастика «Лиса».

Консультация «Театрализация сказок вместе с ребенком».

Зан.№ 2.

Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

В.Н. Волчкова,

стр.81.

Развивать эмоциональный отклик на весенние проявления природы; учить составлять описательный рассказ  по пейзажной картине; обогащать словарный запас детей, формировать образную речь.

Репродукция картины «Грачи прилетели».

Беседа, чтение загадок, рассматривание картины, сочинение рассказа детьми, придумывание загадок.

Разучивание и пение закличек о весне,  Чтение стих-я А. Барто

«Игра в стадо»Э д/игы на нахождение антонимов.

Консультация «Развиваем речь , играя»

4.

Книжкина неделя.

Зан.№1.

Рассказывание по серии картинок иллюстраций детских книг .

«Детский книжный магазин».

В.Н.Волчкова,

стр.67.

Вызвать интерес к сказочному жанру; учить узнавать в перепутанице отдельные сказки по характерам героев; опираясь на серию  иллюстраций из детских книг, уметь рассказывать знакомые сказки; активизировать речь , обогащать словарный запас.

Выставка детских книг со сказками.

Беседа, выставка книг, рассказывание новой сказки,

составление детьми консультаций о книгах в книжном магазине.

Чтение с детьми  сказок, рассматривание иллюстраций к ним, д/игра «Герои сказок», «Пазлы».

Информация в родительский уголок: «Какие сказки читать детям?»

АПРЕЛЬ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1.

Весна

День смеха.

Зан.№1.

Творческое рассказывание.

«Веселые загадки».

В.Н. Волчкова,

стр.84.

Дать представление о жанровых особенностях загадок; учить отличать их от других произведений малых фольклорных форм; учить осмысливать загадки, составлять загадки самостоятельно.

Кукла- Петрушка для сюрпризного момента.

Сюрпризный момент, беседа, загадывание загадок, чтение стихотворений.

Д/ игры «Какой?», «Что бывает такое же?», «Кто это?», вечер загадок.

Совместное отгадывание загадок, обсуждение их, рассуждения детей.

Зан. №2

Составление рассказа по скороговорке.

О.С. Ушакова,

стр.33

Формировать навыки связной речи. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения, называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу; учить правильно произносить звуки с и ц, дифференцировать их  на слух.

6 пирамидок (елочек, кубиков), предметы или игрушки: яйцо, кольцо, пуговица, перец, огурец, слива, собака, цыпленок, слон.

Игра «Скажи какой», слушание стихотворения, вопросы детям ответы детей, Загадывание загадок, проговаривание чистоговорок, игра «Угадай на ощупь», «Найди точное слово».  

Дидактические игры на развитие речи, разучивание чистоговорок и скороговорок.

Выучить чистоговорку «Скворцы и синицы – веселые птицы», придумать слова со звуками ц и с.

2.

Неделя космоса

Зан.№1.

Пересказ рассказа  

Я. Тайца

«Послушный дождик».

О.С. Ушакова,

стр.106.

Учить пересказывать рассказ в ситуации письменной речи (ребенок диктует, взрослый записывает); подвести к образованию названий профессий исходя из занятий; активизировать в речи названия профессий и действий людей той или иной профессии.

Книга с рассказом  и иллюстрациями к рассказу.

Чтение рассказа, вопросы детям, ответы детей, пересказ в ситуации письменной речи, д/ игра «Кому, что нужно».

Беседы о людях разных профессий, д/ игры о профессиях, рассматривание сюжетных картинок о людях разных профессий.

Рассказать детям о профессиях членов семьи, о том, в чем заключается их работа.

3.

Зеленая планета.

Зан.№1.

Чтение художественных произведений.

«Не жалей минутки для веселой шутки».

В.Н.Волчкова,

стр. 91.

Учить понимать характерные оттенки в стихотворениях; создавать веселое, радостное настроение; прививать любовь к стихотворному творчеству; закреплять умение подбирать рифму.

Книги с соответствующими литературными произведениями.

Чтение стихов, беседа с детьми, вопросы к детям, ответы-рассуждения детей.

Чтение с детьми веселых стихов, разучивание физ. минуток, релаксация, беседы о настроении.

Консультации

«Воспитание добротой»,

«Доброе слово лечит, а злое -колечит».

Зан.№2

Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

О.С.Ушакова,

стр.55.

Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события; учить употреблению трудных форм родительного падежа множ. числа существительных; учить задавать друг другу вопросы; учить выделять слова со звуками ч и щ.

Предметные картинки: ботинки, чулки, носки, тапочки, картина, ракета, лягушка.

Беседа, рассказы детей о животных, чтение стихотворения, загадывание загадок, Д/ игры, рассматривание картинок.

Беседы о домашних животных, Д/игры: «Едем, летим, плывем», «Подбери слова сходные по звучанию», Разучивание шуток-чистоговорок.

Нарисовать  домашнего питомца и составить про него рассказ.

4.

Они защи-

щали

Родину.

Зан.№1

Юные герои войны.

Т.И. Подрезова, стр.

Воспитывать в детях патриотические чувства, чувство гордости за наш народ, за его победу в годы ВОВ. Дать представление о понятии «герой». Учить подбирать прилагательные к существительному, слова синонимы. Обогащать словарный запас детей, активизировать в речи военную терминологию.

Книги и иллюстрации о ВОВ, портреты героев войны, магнит. записи  песен военных лет.

Рассказ воспитателя, беседа с детьми, чтение стихов , слушание песен, д/ игры, рассказы детей.

Рассматривание семейных альбомов военных лет, беседы с детьми, встречи с ветеранами ВОВ, рисование на тему ВОВ.

Рассказать детям о членах семьи – участниках ВОВ, о их жизни в годы войны и подвигах, наградах.

МАЙ

Неделя,

занятия

Тема,

литература (стр.)

Программное содержание

Материалы и оборудова-

ние

Методы и приемы

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Совместная работа родителей с детьми

1.

День победы.

Зан.№1

Пересказ художественного произведения.

Е.Чарушин «Воробей».

В,Н,Волчкова,

стр.88.

Учить самостоятельному пересказу, выражать свое отношение к прочитанному, высказывать свое мнение.

Литературное произведение, картинки птиц.

Беседа, чтение рассказа,  пересказ рассказа детьми, рассматри-

вание картинок воробья.

Наблюдение за воробьями на прогулке, рассматривание иллюстраций, рисование на тему «Воробьи в лужах», д/игра «Птицы».

Загадать детям загадки о воробьях, рассмотреть воробушек на улице, покормить их.

2.

Весна красна

Зан.№1

Рассказывание по серии картин.

Составление описательного рассказа «Утро в деревне».

В.Н.Волчкова,

стр.107.

Учить составлять повествовательный рассказ по одной из картин, придумывая предшествующие и последующие события; развивать творческое воображение, память; уточнить знания о домашних животных.

Магнитная запись «Утро в деревне» (муз. народная),

д. игра «Чей детеныш?», рассказывание детей по картинам.

Прослуши-

вание грам. записи,  рассматри-

вание картин,

обсуждение, составление рассказа

Д/игра «Когда это бывает?», «Что, где растет?», «Кто как кричит», «Чей малыш?».

Поездка в деревню, наблюдения за природой и окружа-

ющим миром , беседы с детьми о увиденном.

3.

Неделя безопас-

ности

Зан.№1.

Составление рассказа по картине «Зайцы»

О.С.Ушакова,

стр.108.

 

Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику; учить образовывать существительные от глаголов и прилагательных, учить определять ударение в двух-сложном слове.

Картины «Зайцы», «На рыбалке».

Рассматривание картины, ответы детей на вопросы воспитателя, загадки о людях разных профессий,  придумывание загадок детьми, д/игра.

Индивидуальная работа с детьми по речевому развитию, игры «Подбери слово, сходное по звучанию», «Поставь правильно ударение», рассматривание сюжетных картинок и составление по ним рассказов.

Поупражнять детей в правильной расстановке ударений в двух-сложных словах.

Зан.№2.

Пересказ художественного произведения.

Русская народная сказка «У страха глаза велики».

В.Н.Волчкова,

стр.101.

Учить понимать эмоционально-образное содержание произведения; помочь понять содержание сказки; обратить внимание на языковое богатство сказки, необычное название ( это пословица); учить пересказывать сказку по частям самостоятельно.

Книга со сказкой и иллюстрациями к ней.

Беседа, чтение сказки, пересказы сказки по частям детьми.

Чтение любимых сказок, литературные викторины, д/ игры « Герои сказок», пазлы и кубики, театрализация русских народных  сказок.

Консультации «Роль сказки в воспитании детей», «Какие сказки читать детям?»

4.

Скоро лето.

Зан №1.

Чтение художественных произведений.

 «Старый друг лучше новых двух»

(по произведениям В.Драгунского «Друг детства» и А. Барто «Игрушки».

В.Н.Волчкова,

стр.104.

Учить чувствовать и понимать характер образов произведений, взаимосвязь описанного с реальностью; учить понимать переносное значение пословиц, передавать свое отношение к персонажам, поддерживать диалог.

Книги с иллюстрациями  к соответствующим произведениям,

Беседа, чтение стихотворений А.Барто, рассматривание картинок, вопросы к детям, ответы детей,
поговорки о дружбе, рассказы детей из личного опыта.

Беседы с детьми на тему «Твои любимые игрушки», беседы о дружбе, чтение поговорок и пословиц о дружбе.

Беседы и общение с детьми на тему дружбы. Навестить старых друзей, рассказать детям о своих друзьях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"

данное планирование предназначено для старшей группы. Помогает облегчить процесс образовательной деятельности, усвоить материал....

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе) Тема: «В гостях у Красной шапочки»»

Конспект НОД образовательной области «Речевое развитие» (звуковая культура речи в средней группе)Тема: «В гостях у Красной шапочки»»Никишина Лариса Васильевна,Воспитатель МБДОУ «Детский сад комб...

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе.

Планирование по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС...

Перспективное планирование по образовательной области "Познавательное развитие" (ФЭМП) в подготовительной к школе группе (по В. П. Новиковой). Составитель: Жардан О. К.

  За основу перспективного планирования взята парциальная авторская программа В. П. Новиковой "Математика в детском саду". Планирование рассчитано на учебный год. Предлагаемый ав...

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе

Перспективное планированиепо образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе Пособие: В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.Младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИ...

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» с учетом УМК ОП ДО «От рождения до школы».Группа раннего воз...

Конспект НОД с использованием ИКТ по образовательной области «Речевое развитие» «Загадки солнечного зайчика» (старший дошкольный возраст 5-6 лет)

Цель: Обогащение и расширение у детей старшего дошкольного возраста знаний о весне и ее приметах....