Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе.
календарно-тематическое планирование по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Куликова Любовь Владимировна

Планирование по развитию речи в подготовительной группе в соответствии с ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novyy_perspektivnyy_plan.docx80.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                           Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе.

Тема недели

Виды деятельности

Цели и задачи

Тема

НОД

Совместная образовательная

деятельность

Индивидуальная работа

«День знаний»

Рассказ воспитателя

«День знаний»

(формирование словаря)

Игра: «Гости-гости»; «Назови слово»; «Назови первый звук»; «Четвертый лишний» Рассматривание иллюстраций, рассказ, чтение.

Беседа «Права ребёнка на воспитание в образовательных  учреждениях»

Целевая прогулка в школу.

Интервью с выпускником детского сада о первом дне в школе.

 

Психогимнастика «Встреча с другом»

Словесные игры, скороговорки

 Упражнение на дыхание

Расширять словарный запас по теме.

 -формировать умение составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам и вопросам;

-закреплять умение составлять распространенные предложения по сюжетным картинкам и вопросам,  

-уточнять и расширять словарь по теме,

-закреплять понятие предлог

Беседа«Скоро в школу»

(развитие связной речи)

Игровая ситуация: « Мальвина в гостях у детей»

Игры:»Собери портфель»

Беседа «1 сентября в школе»

Образовательная ситуация «Учатся дети на всей планете

Составление рассказов из личного опыта «Как мой старший  брат ( сестра) собирался в школу»

Просмотр слайдов «1 сентября в школах нашего района»

Объяснить и разучить пословицу «Азбука- к мудрости ступенька»

Дидактическая игра

«Назови первый звук»

Формировать умение правильно строить предложение,

-называть слова с заданным звуком.

-закреплять правильное, отчетливое произношение звуков.

--развивать фонематический слух.

 - развивать связную речь детей

«Транспорт»

Составление рассказа на тему

«Наши игрушки: легковые и грузовые машинки»

Пословицы о дружбе. Игры: «Принеси игрушку которую назову». «Слушай внимательно».Рассматривание игрушек  .Рассказ детей об игрушках.

Игра: «Назови слово.» «Выдели

звук». «Скажи как я»

Словесные игры, скороговорки

 Упражнение на дыхание.

Закреплять умение составлять описательный рассказ .Правильно составлять предложение

Закреплять умение интонационно выделять звук в слове.

-развивать звуковую культуру речи и все ёё компонентов

- правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию;

-закреплять умение выделять звук в слове;

-различать на слух. твердые мягкие согласные ,определять первый звук в слове

«Рассказывание на заданную тему»

(формирование

грамматического строя речи)

Ситуативная беседа, показ детям игрушки,

Ответы на вопросы воспитателя.

Работа с парными картинками

Игра: «Найди звук-с- и-с*;-ш-

Загадывание загадок.

Словесные игры: «Доскажи словечко». «Какой ,какая, какие.» «Похожие слова» «Скажи наоборот»

Закреплять умение называть слова с заданным звуком, выделять звук в скороговорках

Учить детей правильно строить предложение.

-развивать  артикуляционный аппарат,

-закреплять правильное произношение звуков—л—р

-уточнять и расширять словарь по теме недели,

-активизировать в речи детей глаголы в форме настоящего и будущего времени

«Я вырасту здоровым»

Рассказывание по восприятию и наблюдению

«Смотри во все глаза»

(развитие связной речи)

 

Обыгрывание игровой ситуации Гимнастика для глаз .Беседа, рассматривание иллюстраций .Составление предложений .Игра: «Назови ласково»

Закреплять умение выделять гласные звуки в словах

Формировать умение рассказать о своих органах чувств(глаза)о их частях—брови, ресницы ,зрачек , цвет,веки;

-развивать разговорную речь детей

-закреплять умение употреблять предлоги ,согласовывать с именем существительным.

-закреплять правильное произношение звуков –з—с-используя скороговорки

Беседа : «Для здоровья нам нужны овощи и фрукты»

(формирование грамматически правильной речи

Игровая ситуация: «Доктор Айболит принес витамины»

Игра «Где прячутся витамины».Загадывание загадок о фруктах и овощах.

Словесная игра: «Полезно не полезно» .Просмотор презентации «Полезные продукты».

Закреплять умение строить сложные предложение. Четко произносить звуки,-ч-щ-

Правильно использовать вопросительную и утвердительную интонацию;

-закреплять умение выделять звук в слове;

-различать на слух. твердые мягкие согласные ,определять первый звук в слове

«Предметы вокруг нас»

Рассказ воспитателя: «Из истории часов»

(развитие диалогической речи)

Игровая ситуация: «Приход медвежонка.»,физ.минутка: «Часы»,беседа, вопросы поискового характера. Рассматривание  иллюстраций и предметов, презентация  часов  

Использовать скороговорки, словесные игры.

Развитие всех компонентов устной речи детей;

-практическое овладение воспитанниками нормами речи

азвивать умение строить сложные предложения, соединяя части предложений с помощью союзов.

-обогащать активный словарь детей: песочные, водяные, масляные, солнечные…

Звуковая культура речи

Игровая ситуация: «Полет на ковре самолете»,просмотр слайдов, рассматривание иллюстраций, беседа ,чтение , составление  рассказа,

Игра «Телефон»,динамическая пауза ,иллюстрации картинки, рассказ, беседа, вопросы поискового характера,

Словесная игра  «Назови ласково»    

Выделять согласные звуки, различать их по звонкости.

--Закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.

        

Активизировать речь детей.        

Закрепить знания гласных и согласных звуков;

развивать коммуникативные навыки;

совершенствовать фонематическое восприятие.

Учить выполнять звуковой и слоговой анализ слов.

Воспитывать у детей чуткость к слову, активизировать и обогащать слова

«Осень, сезонные изменения»

Рассказывание по картине- пейзажу: «Поздняя осень»

Игра: «Что не так?»,динамическая пауза, рассматривание картины, работа по картине, ответы на вопросы по картине. Составление рассказа вместе с воспитателем

Заучивание скороговорок на звук –р--

Учить описывать предметы, изображённые на картине, выделяя их характерные признаки.

Развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух.

Природоведческая беседа: «Осенний лес»

(обогащение словаря)

Игры: «Подбери действие», «Подбери признак».

Чтение: Н.Некрасов «Славная осень»

«Необыкновенная экспедиция, или  в гости к опасным растениям» Н.А. Рыжова  Не просто Казки: экологические рассказы, сказки, праздники.

Разучивание пословиц, примет о грибах, ягодах, осени.

Игра: «Назови слово» «Назови первый звук»

Развивать устную речь обогащать словарный запас, подбирать слова действия и слова признаки,

-развивать умение дифференцировать  гласные звуки,

-учить  проводить звуковой анализ слова ,

-называть слова с заданным звуком,

 - формировать умение называть первый звук в слове

«Мир животных и птиц осенью»

«Мир растений осенью.

Хлеб»

«Моя страна, моя планета. День единства»

«Я и моя семья»

«Книга. Библиотека»

«Рыбы»

Рассказывание по наблюдению «Улетают журавли»

(формирование грамматического строя речи)

Сюжетный рассказ по картине «Лиса с лисятами»

Чтение произведений, объединённых одной темой

 «Приметы осени в стихах русских поэтов.»

Рассматривание картины

 «Осенью в парке

Рассказ по картине: «Дети севера»

«Рассказывание по серии сюжетных картинок»

(воспитание звуковой культуры речи и всех ее компонентов)

Рассказывание  на тему: «Хозяйство семьи»

(развитие связной монологической речи)

Рассказ из личного опыта  «Моя родословная»

(развитие грамматически правильной речи)

Беседа на тему: «Старинные книги»

(обогащение словаря)

Рассказывание на тему «Книги мои друзья». «Придумывание загадок о книге»

Составление описательного рассказа «Моя картина»

(формирование грамматического строя речи)

 Пересказ рассказа Е.Пермяка «Первая рыбка»

Беседа о животных нашего края.

Рассказы детей о перелётных птицах.

Рассматривание иллюстративного материала на тему: Животный мир Поволжья.

Пластический этюд: «Превращение в…» (по желанию детей)

Ситуация общения:

Среда обитания животных

Д/и «Составь предложение»

Закреплять умение составлять предложение ,используя предлог.

Рассматривание открыток на тему «Осень», «Дары осени»

Рассказывание о строении гриба с опорой на модели

 Игра«Найди общий признак

Познакомить со стихами поэтов 19 века Ф.Шкулёва и Ю.Ждановской.

«Нива» Беседа о бережном отношении к хлебу 

Рассматривание репродукции картин И.И.Левитана «Октябрь»,И.С.Остраухова «Золотая осень»,Н.И.Осенева «Осень»  

Игровое упражнение «Капелька»

Разработка и принятие правил об отношении к хлебу.

Опыт с дрожжами «Хлеб живой»

Рассматривание колосьев, пшеницы, ржи, овса.

Рассказывание о труде хлебороба с опорой на модель.

Беседа «Моя Родина».

Рассматривание картины, беседа по картине, Просмотр презентации «Жители севера»   обсуждение, Словесная игра: «Подбери словечко»

Звуковой анализ слова – лук-Игра: «Назови слово»

Рассматривание иллюстраций,

Беседа «Моя семья»;

рассказ:кто какими  делами занимается дома.

Чтение стихотворение о семье

Игра : «Каким быть хозяйство семьи?» «Подбери синонимы и антонимы к заданному слову.»

Пальчиковая игра: «Семья».Игра «Встаньте все те,кто….» Фото семьи рассказ о семье

Игры: «Назови пару» «Игра с заданиями» «Какой звук заблудился», «Магазин

Сюрпризный момент: «Волшебный мешочек с книгой»

Рассказ воспитателя о первой книге—наскальных изображений.

Просмотр презентации «Какие бывают книги»Знакомство с письменностью, Чтение стихотворения

Загадывание загадок. Выставка книг. Игра : «Мои друзья»

Рассматривание иллюстраций, придумывание загадок о книге. Чтение стихотворения И.Тулуповой «Доброта»

 

Ситуативный разговор о труде людей(профессии связанные с ловлей рыбы),

Игра : «Назови профессию»

Составление рассказа о желаемой профессии.

Игры: «Перекличка» Игра с заданиями, Игра: «Построим дом»

Игры: «Подбери действие», «Подбери признак»

Закреплять умение составлять предложения

Закреплять умение определять гласный и согласный звук

Правильно расставлять  акцента при чтении стихотворения  

Закреплять умение правильно строить предложение, проводить звуковой анализ

Закреплять умение составлять предложение.

Закреплять умение называть слова с заданным звуком

Закреплять знание о различных жанрах художественной литературы

Закреплять умение придумывать загадки .и   сказки

Закреплять умение называть порядок слов в предложение

Закреплять умение рассказывать последовательно

Упражнять  в употреблении названий детёнышей птиц в родительном падеже единственного и множественного числа;

- упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов

- закреплять правильное произношение звуков Р и Л в словах и фразовой речи,

- учить различать эти звуки на слух;

- учить регулировать громкость голоса. темп речи.

Учить описывать предметы, изображённые на картине, выделяя из характерные признаки;

развивать умение дифференцировать гласные звуки на слух,

развивать устную речь обогащать словарный запас, подбирать слова действия и слова признаки,

развивать умение дифференцировать  гласные звуки

Учить объяснять непонятные слова.  Подбирать слова, используя рифму,

различать простейшие случаи многозначности слов

Развивать устную речь обогащать словарный запас,подбирать слова действия и слова признаки,

развивать умение дифференцировать  гласные звуки  О .С.

Выделять согласные звуки, различать их по звонкости,

закреплять умение выполнять звуковой анализ слов.

Учить составлять описательный рассказ;

отгадывать загадки, находить и решать противоречие ;

развивать монологическую речь.

Закреплять умение составлять предложение с заданным словом.

Учить составлять рассказ на заданную тему; употреблять предлоги ,согласовывать с именем существительным Закреплять правильное произношение звуков в словах используя чистоговорки

Развивать интонационную выразительность, силу голоса, умение правильно расставлять акценты при чтении стихотворения

Звуковой анализ слова «лес»

Расширять словарь по теме;  устную речь детей;

развивать фонематический слух, умение определять место звука в слове

Закреплять умение правильно строить предложение ,проводить звуковой анализ слова

Развивать устную речь,

формировать умение составлять предложение.

обогащать словарный запас .

Упражнять  в подборе

 определений, сравнений

и названий действий

Формировать умение составлять распространенные предложения по картинкам и вопросам.

--учить составлять рассказ по картине

--активизировать в речи детей форму повелительного наклонения глаголов.

Закреплять знания о словоразличительной роли звука

Учить составлять рассказ по картине, развивать усную

речь детей, обогащать словарный запас детей,учить использовать в ответах разные виды предложений,

развивать интонационную выразительность речи

Звуковой анализ слова –кит—

 Закреплять умение рассказывать последовательно

учить передавать при пересказе отдельные эпизоды в лицах,

активизировать в речи детей глаголы,

учить восстанавливать исходную форму от которой образовано название действующего лица;

учить проводить звуковой анализ слова,учить составлять из трех слов предложение и делить их на слова.

«Сезонные изменения зимой»

«Мир животных зимой»

«Мир птиц»

«Новый год»

«Зимние виды спорта»

«Как строятся дома»

«Моё село»

«Профессии»

«День

защитника Отечества»

«Международный

Женский день»

«Народные праздники»

«Фольклор»

«Весна,

сезонные изменения»

  1. .

«Мир животных птиц»

«Моя безопасность»

\

«День космонавтики»

«Народные традиции»

«Мир растений»

«День Победы»

ПДД

«Диалоги о культуре»

«Детский сад»

Составление рассказа по картине «Встреча зимы»

«Придумывание сказки на заданную тему»

(развитие связной речи)

«Рассказывание по сюжетным картинкам на тему «Мир животных зимой»

Пересказ рассказа «Зимний лес» по Д.Зуеву с использованием мнемотаблицы.

Природоведческая беседа

«Зимующие птицы»

(активизация словаря)

Составление рассказа на тему

«Птицы зимой»

(развитие диалогической речи)

Рассказывание по картине

«Новый год в детском саду» 

Составление рассказа на тему:

«Откуда ёлка в

гости пришла»

(звуковая культура речи)

Рассказывание по картине «Вот так покатался»

Составление рассказа из личного опыта

«Как мы играем зимой на участке»

(формирование грамматического строя речи)

 Беседа: «Как строятся дома»

(развитие связной речи)

Рассказывание по картине

«Кто построил новый дом»

Рассказывание на тему: «Мы- большечерниговцы»

(развитие диалогической речи)

Составление рассказа по серии картин,

фото

(слайд – шоу)

на тему «Моё село»

Рассказывание по картине

«Если бы мы были художниками».

Составление рассказов по опорным словам

(формирование грамматического строя речи)

Составление рассказа на тему:

«Защитники Отечества»

(обогащение и активизация словаря)

Пересказ рассказа Е. Воробьёва «Обрывок провода»

Рассказывание по картине «Подарки маме к 8 марта»,

Творческое рассказывание «Как я маме помогаю»

(звуковая культура речи)

Сюжетный (свободный) рассказ по серии картинок

Литературный калейдоскоп

Малые фольклорные формы.  

Мы сочиняем сказки

(развитие связной диалогической речи)

Составление рассказа на тему «Ранняя весна»

(активизация словаря)

«Веточка в вазе»

(творческое

рассказывание)

(формирование грамматического строя речи)

Пересказ сказки Л.Н. Толстого

«Белка прыгала с ветки на ветку»

Составление рассказа по картине А. Саврасова «Грачи прилетели»

Беседа «Когда тебе грозит опасность».

(звуковая культура речи)

Рассказывание из личного опыта на тему

 «Моя безопасность»

(формирование грамматического строя речи)

Рассказ воспитателя

«День космонавтики»

(обогащение словаря)

Составление фантастических рассказов о космических приключениях различных

персонажей.

(развитие связной монологической речи)

Рассказывание на тему

«Какие народы живут в России»

(обогащение и активизация словаря)

Сюжетный рассказ по картине В.М. Васнецова «Богатыри».

Пересказ рассказа М.М. Пришвина «Золотой луг»

Творческое рассказывание на тему:

«Очень вредная крапива»

(формирование грамматического строя речи)

Пересказ рассказа С. Алексеева

«Первый ночной таран»

Составление рассказа на тему:

«9 мая - День Победы»

(воспитание звуковой культуры речи и всех ее компонентов)

Составление рассказа по сюжетным картинкам на тему «Правила дорожные».

Рассказывание на самостоятельно

выбранную тему.

(развитие связной диалогической речи)

Составление описательного рассказа по картине «Опять двойка» по схеме.

Рассказывание из личного опыта на тему

«Что такое культура»

(развитие связной монологической речи)

Рассказывание на тему

«Первый день

Тани в детском

саду»

(активизация и обогащение словаря)

Составление рассказов по сюжетным картинам на тему: «Мой детский сад»

  Игра – драматизация по произведению Ольхон А.С. «Сказки тайги и тундры».

Чтение детям:

В. Одоевский «Мороз Иванович».

Е. Трутнева «Первый снег»

Объяснение и разучивание пословиц, примет о зиме.

Загадки о зимних явлениях в природе.

Составление рассказа-описания  по схеме-модели о погоде.

Чтение рассказа   «Не в зверинце, а в тайге» В.В. Киселёва.

 С- .р.игра.: «Зоолечебница», «Лесная столовая».

  Образование притяжательных прилагательных.

Чьи следы?... Лисьи, медвежьи, волчьи, заячьи.

 Проблемная ситуация «Если  не было бы снега…»

 

Показ настольного театра по сказке: «Серая шейка».

Д.и.: «Чего не хватает для прогулки», «Кто что делает зимой», «Найди по следу»

Игры на развитие памяти

 «Что изменилось?»

«Добавь слово»

«Найди картинки»

«Запоминаем слова»

Рассматривание иллюстраций, «Какие разные Деды Морозы», «Новый год»

Разгадывание кроссворда на тему «Новый год»

Игра  «Снеговик», «Сугроб, кочка, гора» .Д.и.: «Да-нет» - (елочные украшения);

«Что растет на елке?»;

«Нарядим елочку». Составь елочку?», «Чем отличаются и чем похожи Дед Мороз и Санта Клаус?»,  «Что сначала, что потом?», «Какая елочка?»

С.р.и.:  «В магазин за подарками к Новому году».

Режиссерская игра «Новогодние каникулы в Простаквашино»

Общение: «Чтоб здоровым быть всегда, нужно заниматься!».

«Витамины я люблю - быть здоровым я хочу».

 Решение провокационных вопросов, проблемных ситуаций

Словесная игра: «Назови спортивные комплексы нашего села» 

Загадки на тему «Зимние забавы»

Составление творческих рассказов на тему «Зимние виды спорта с опорой на коллаж».

Д.и.:  «Назови  зимний вид спорта»

Составление рассказов «Дом, в котором я живу».

Работа с макетом  села – обозначение домов, название улиц, маршрут к детскому саду.

Презентация: знакомство  с  архитектурой родного села.

Словесная игра: «Из ряда слов найди нужное о нашем селе»,  «Красивые слова – тебе, любимое село»

С.р.и.: «Строители»

Беседа «Моё село».

Рассказывание из личного опыта «Улица, на которой я Составление рассказов «Дом, в котором я живу».

Работа с макетом  села – обозначение домов, название улиц, маршрут к детскому саду.

Презентация: знакомство  с  

Архитектурой родного села.

 Словесная игра «Из ряда слов найди нужное о нашем селе»,  «Красивые слова – тебе, любимое село»

Проблемная ситуация «Если я заблудился…»

Рассматривание иллюстрации, набора картинок, альбомов на тему: «Профессии»

Создание проблемных ситуации «Если исчезнут все врачи…», «Можно ли жить без транспорта…».

Беседа о труде взрослых, их значение в жизни человека.

Составление рассказов по схемам, мнемотаблицам.

Викторина «Ярмарка профессии»

Просмотр слайдов о профессиях

Экскурсия в библиотеку

Рассказывание о женских, мужских профессиях. С.р.и.: «Телеграф»,«Больница», «Парикмахерская», «Почта»…

Рассматривание картины Сурикова «Взятие снежного городка»

Беседа «Кому спасибо говорим», «Русские богатыри»

 С.р.и.: «Защитники Отечества»

Режиссёрская игра «Мы снимаем кино…»

Д.и. «Назови военные профессии»

Отгадывание загадок  на тему «Армия»

Чтение:

А.Гайдар «Поход»

Г.Х. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»

Б.Житков «На льдине»

Рассказы детей о своих  мамах.

Тренинги упражнения:

- Как сказать маме, что порвал куртку.

- Как встречаешь маму с работы.

- Мама приболела. Что делать?

Беседа «Мужчины и женщины в семье»

Составление рассказов на тему «Моя семья»

Игра «Помоги малышам найти свою маму»

«Кто больше назовёт слов на звук М».

Творческие рассказы на тему: «Уважай отца и мать – будет в жизни благодать».

Беседа о русских народных праздниках.

Составление творческих рассказов на тему: «Народные праздники в нашем селе»

Образовательная ситация «Мы пришли в гости.

Проговаривание знакомых скороговорок с опорой на мнемодорожку.

Словесная игра: «Один - много».

Игра «Узнай и назови»

Сочинение творческих рассказов, сказок с опорой на мнемотаблицу.

Словесное экспериментирование «Придумай рифму».

Рассматривание выставки предметов народно – прикладного искусства – игрушки из разных видов материалов: глины, дерева, соломы, лоскута. Рассматривание плакатов «Хохлома».

Беседа о разнообразии росписей.

Экскурсия в музей «Русская изба»

Составление описательного рассказа народных костюмов нашей страны.

Слушание  записей   народных песен.

Просмотр видеоматериалов «Народные пляски, хороводы»

С.р.и.: «Прогулка в весенний лес»

Д.и.: «Живой — неживой»                      

Чтение:

 Г.Скребицкий «На лесной полянке»

Н.Сладков «Весенние радости»

Рассматривание иллюстраций о труде людей в саду и огороде весной.

Составление схем последовательности посадок различных растений.

Проблемная ситуация «Если мы не будем ухаживать за посевами…»

Д.и.: «Опиши, я отгадаю», «Вершки и корешки», «Созрело- не созрело», «Съедобное - несъедобное», «Что сначала, что потом»

Рассматривание иллюстраций о птицах.«Узнай птицу» по моделям

Беседа и просмотр слайдов о птицах нашего края.

Чтение:

Х.-К.Андерсен «Гадкий утёнок»

Л. Толстой «Лебеди»

В.Бианки «Синичкин календарь» Кроссворд  «Животные.Птицы

Беседа: «Птицы».Д-игры «Помоги собрать малышей», «Мишка музыкант», «Животные разных стран»,  «Лесные звери».

 «Кто, где живет?

Режиссерская игра «Мы – защитники животных»

Моделирование ситуаций «Выздоравливай скорей», «Как устроено тело человека»

 Ситуации «Я забочусь о глазах, ушах», «Какое у меня обоняние, «Уход за руками и ногами».

Практикумы: «Слушай во все уши», «Смотри во все глаза».

Беседа: «О пожарной безопасности»

Презентация «На дороге»

Просмотр мультфильмов «Уроки тётушки совы»

Чтение детям:

Б.Житков “Пожар в море”, “Дым”

Рассматривание сюжетных картинок «Один дома»

Моделирование правил поведения в заповедниках и национальных парках

Рассматривание иллюстраций, плакатов о космосе.

Просмотр слайдов о космосе (ракета, скафандр, космонавт, планеты, звёзды)

Просмотр фильма «Юрий Гагарин»

Рассматривание энциклопедии «От земли к луне»

 «Графический диктант» (ковш – Большая Медведица)

Беседа ко Дню космонавтики "Утро космической эры"

Чтение:

Рассказ А. Митяева «12 апреля День космонавтики»

Считалочки о планетах

Загадки на тему «Космос»

Беседа «О нежности и заботливости»

 Очень важный разговор: беседы-занятия об этике поведения с детьми дошкольного возраста.

Ситуация общения «Как правильно принимать подарки».

Игра – драматизация по сказке «Бобик в гостях у Барбоса».

Отгадывание сказочных героев по схеме, модели.

Рассказывание сказок с опорой на мнемотаблицы

Чтение: Э. Успенский «Как растить капусту». 

Л.Некрасов «Огородники»

Отгадывание загадок на тему: «Весна», «Овощи», «Ягоды», «Труд», «Инвентарь садовода»

Объяснение и разучивание пословиц, поговорок о труде, весне.

Подбор определений к слову берёза.

Рассматривание и  сравнение семян огурцов, кабачков, перцев и томатов, их зарисовка в дневнике наблюдений.

С.р.и.: «Садовники», «Магазин  - Семена», «Аптека для растений»

Отгадывание загадок на тему: «Весна», «Овощи».

Рассказ воспитателя

о дне Победы, о его праздновании во всех городах России.

Просмотр кинофильма «Звезда»

Рассказ о военных профессиях.

Рассматривание иллюстраций о военной технике, городах - героях.

Рассматривание книжек о России, о героях войны.

Беседа «Что лучше – худой мир или хорошая война?»

Беседа «Памятники Воинской славы»

 Ситуация общения: «Был великий день Победы»

Игра-драматизация «Военные профессии»

Тематическая беседа – «Осторожно - дети!"

Развивающая ситуация: «Загадочные объявления»

Беседа «Наши любимые детские игры», «Пропал бы бедный воробей, если б не было друзей!»,«Добрая дорога детства»

Словесная игра «Поздравления и пожелания»,

«Давайте говорить друг другу комплименты!» «Какими словами, жестами можно приветствовать друг друга?»

С.р.игра «Мы - водители»,

«Дорога»

Составление рассказов по схемам, мнемотаблицам.

Беседа с детьми на тему: «Культурный человек».

Рассматривание иллюстрационного материала, книг, плакатов на тему: «Что такое культура поведения».

Просмотр мультфильма «В волшебном окошке» про кота Леопольда.

«Как вести себя во время разговора»

Беседа с детьми о правилах этикета и о несовпадении приятной внешности, и добрых намерений.

Проблемная ситуация «Незваные гости».

Рассматривание плакат «Как правильно себя вести за столом».

Творческое рассказывание на тему «Скромность, вежливость, благодарность» по схеме.

Ситуация общения «Если ты … толкнул товарища, обидел девочку»

Словесная игра «Опиши друга по его качествам».

Беседа « Кто заботится о нас в детском саду?», «Дорога в детский сад»

Речевая логическая задача «На участке детского сада»

Проблемная ситуация «Если бы не было детских садов….»

Наблюдения за трудом работников детского сада «Медсестра, прачка»

Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, открыток с изображением детского сада.

Сочинение творческих рассказов, сказок с опорой на мнемотаблицу.

Словесное экспериментирование «Придумай рифму».

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»

Составление творческих рассказов на тему: «Мои любимые воспитатели»

Подбор слов-друзей к понятиям:

(на дворе) стужа, мороз, холодина

(земля) застлана, засыпана, укутана, устлана, накрыта (снегом)

(зима) морозная, суровая, студеная, злая, лютая

Словесные игры:  «Найди ошибки» (чего не бывает зимой), «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком»

Игра « Назови ласково».

 Зима - зимушка.

Снег - снежок.

Снежинка - снежиночка.

Снеговик - снеговичок…, «Назови действие»  (со снежком)

Зимой  метель… (метёт).

Ночью ветер в трубах… (воет, завывает).

Из снеговой тучи снежинки… (падают, летят)…

Игровое упражнение «Сколько снежинок» (счёт прямой, обратный, порядковый)

Речевая игра «Холода».

Да-да-да - вот настали холода

Составление предложений со  словами «зима» и «снежинки».

Образовывание новых слов от слова

Зима – зимушка – зимний – зимовать…,

Снег, дети, сани, лыжи  и т.п.

Упражнение «Узнай по частям».

Дид.игра «Телеграф», деление слов на слоги

Словесная игра «Кто, что делает? (врач – лечит, продавец - продает, учитель…)». «Кто больше назовёт профессий»

Словесные игры: «Назови род войск», «Скажи, одним словом», «Кто больше назовёт?», «Узнай по описанию – лечит, ставит уколы, перевязывает…мед.

сестра, стреляет, ползает по-пластунски, бегает …солдат и т.д.»

Рассказ из личного опыта «Маму милую люблю, ей в подарок подарю…»

Составление рассказов «Мама дома. Мама на работе. Мама в свободное время».

Закреплять умение производить звуковой анализ слова, делить слово на слоги, определять ударный звук.

Д.и.:  «Определи, чья роспись»

Проблемная ситуация

«Как вести себя в театре»

Познакомить детей с употреблением слов в переносном значении.

Развивать умение строить словосочетания с заданным словом.

Д.упр.: «Каких птиц много на дереве?» (кукушек, ласточек, скворцов и т.д.), «Как улетают птицы?» (Гуси, утки, лебеди — вереницей; журавли — клином; ласточки, грачи, скворцы — стаей; кукушки –)

Рассказывание из личного опыта

«Один дома»

Словесные игры:

«Веселый  счет». Посчитай  от  одного  до  пяти, изменив  следующие  словосочетания.

Одно  созвездие, два…

Один  искусственный  спутник…,

Один  мощный  телескоп…,

Одна  далекая  планета…;

«Собери  предложение». Поставь  слова  в  нужной  последовательности.

Астроном, звездами, за, наблюдает.        

Игра «Закончи пословицу или поговорку»:

1. Кто аккуратен, … тот людям приятен.

2. Чистота – лучшая … красота!  И т.д.

Словесные игры:  «Найди ошибки» (чего не бывает весной), «Скажи наоборот», «Скажи слово с нужным звуком»

Объяснить и разучить пословицу «Один в поле не воин»

Д.и.:   «Доскажи словечко», «Кто, где работает» «Назови профессию, зная, чем занимается человек»

Д.и.:  «Подбери и назови», «Что было до…»

Словесная игра «Образуй словечко», образовывание прилагательных от существительных

Проговаривание знакомых скороговорок с опорой на мнемодорожку.

 

Учить детей составлять рассказ по картине, давать ему точное название, замечать красоту природы и отражать её в рассказах.

Учить использовать в речи слова синонимы.

 Активизировать в речи употребление однокоренных слов.

Формировать умение придумывать сказку на заданную тему.

Передавать специфику сказочного жанра.

Упражнять в подборе синонимов и антонимов, определений и сравнений;

работать над употреблением существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода, упражнять в словообразовании

: передавать с помощью интонации различные чувства (радость, безразличие.

огорчение)

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине; развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествующие изображённому и последующие; упражнять  в употреблении названий детёнышей животных в родительном падеже единственного и множественного числа;

Словарь: упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов и антонимов

З.К.Р.: закреплять правильное произношение звуков Р и Л в словах и фразовой речи, учить различать эти звуки на слух; учить регулировать громкость голоса. темп речи.

Совершенствовать навыки пересказа. Развивать умение отвечать на вопросы полным предложением. Развивать связную речь, умение пересказывать текст с опорой на мнемотаблицу.

Обогащать словарь: зимующие перелётные птицы, кормушка.

Учить   употреблять в речи образные выражения, синонимы и однокоренные слова.

Закрепить знания о гласных и согласных звуках.

Закреплять знания детей о птицах как вида, учить соотносить изменения в неживой природе с жизнью птиц зимой, расширять знания о жизни птиц зимой (внешний вид, питание).

Расширять словарный запас детей: нахохлились, покрылись пухом, щебечут, зимовать, корм)

Формировать умение давать полные ответы на вопросы воспитателя. Упражнять детей в умении грамматически правильно строить

предложения

 Учить детей составлять рассказ по картине, используя полученные ранее знания и представления;

воспитывать умение самостоятельно придумывать события, предшествовавшие

изображённым и последующие;

упражнять в подборе определений, синонимов.

Развивать речевое дыхание.

Обогащать и активизировать речь детей по теме

Учить детей составлять рассказа заданную тему.

Упражнять в подборе синонимов к словам-определениям; в словообразовании относительных прилагательных

и согласовании их с существительными в роде и числе. Формировать  умение

поддерживать речевое общение,

отвечать на вопросы полным предложением. Развивать

коммуникативные навыки,

организуя общение детей и взрослых, интерес к совместной деятельности.

Учить детей рассказывать по картине, не повторяя  рассказов друг  друга;

Использовать для описания зимы образные выражения и слова;

 Учить выделять при сравнении явлений существенные признаки, упражнять в подборе определений, синонимов, знакомить с многозначностью слова. Упражнять детей в правильном произношении звуков С,Сь. З,Зь,

дифференцировать их на слух . в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса. темп речи.

Развивать умение отбирать для рассказа самое интересное и существенное и находить целесообразную форму передачи этого содержания; включать в повествование описание природы, окружающей действительности; активизировать употребление

однокоренных слов (снег, снежок,

снеговик, снегурочка, снежный.

снежинка; зима,зимний…)

Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Обогатить и уточнить представление детей о профессии строителя, о труде рабочих разных специальностей.

Активизировать словарь по теме.

Упражнять детей в анализе предложений и слов, учить определять место звука в слове.

Звуковой анализ слова «дом».

 Учить детей составлять коллективный рассказ- описание;

учить строить предложения со сказуемым, выраженным глаголом в сослагательном наклонении.

 Расширять словарный запас.

Словарная работа: из дерева — деревянный,  из камня — каменный, из песка — песочный, кочевники-скотоводы,  войлок.

Закреплять знание названия страны, домашнего адреса (область, район, село, улица). Развивать связную речь, обогащать  активизировать словарь (герб, родина).

Учить детей составлять коллективный рассказ, давать ему точное название; учить заканчивать предложение, начатое взрослым, подбирать определения к заданным словам;

развивать чувство ритма и рифмы.

Учить составлять 2-3 предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу.

Учить использовать в рассказе заранее подобранные слова и речевые конструкции, договариваться о структуре рассказа (начала, середина, конец)

Учить детей составлять коллективный рассказ- описание;

Активизировать в речи детей глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени единственного и множественного числа. Учить дифференцировать

на слух и в произношении звуки р и рь; чётко и ясно произносить слова с этими звуками; закреплять представление о длинном и коротком слове, делении слов на слоги, ударении.           

 

Упражнять детей в составлении

рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;

упражнять в словообразовании.

Упражнять в дифференциации

звуков Ц и Ч; отрабатывать отчётливую дикцию.

Продолжать формировать представление детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы (солдаты тренируются, чтобы быть сильными, умелыми, учатся метко стрелять…)Активизация словаря по теме. Учить на слух определять количество слов в предложении. Придумывать предложения с заданным количеством слов или определённым количеством слов.

Обогатить литературный багаж

детей, помочь прочувствовать

необычность описанной в рассказе ситуации.

-Закреплять знание о последовательности слов в предложении.

 -Развивать связную речь.

Связная речь: учить детей придумывать начало и конец к сюжету, изображенному на картине;

-Грамматика и словарь: активизировать употребление названий профессий и действий,

-: учить различать на слух и в произношении звуки Д ,Дь и подбирать фразы по заданному ритму.

Обучать составлению рассказа из личного опыта. Учить придумывать сюжет рассказа без опоры на наглядный материал; рассказывать последовательно, интересно.

грамматически правильно по плану; подбирать прилагательные к существительному.

Развивать связную речь.

Учить: участвовать в коллективном составлении рассказа по серии картинок и опорным вопросам;

 формулировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух.

Учить: объяснять непонятные слова;

  ставить вопросы к тексту, отвечать на поставленные вопросы;

подбирать слова, используя рифму;

 различать простейшие случаи многозначности слов. Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.

Закреплять умение точно,

правильно, выразительно и с соответствующей интонацией использовать в речи малые формы фольклора.

Упражнять детей в правильном произношении звуков С,Сь. З,Зь,

дифференцировать их на слух . в подборе слов с этими звуками, учить изменять силу голоса. темп речи.

Закреплять навыки составления сказки на предложенную тему; умение проводить звуковой анализ слов, содержащих букву «ь» и мягкие согласные.

Активизировать употребление в речи существительных и прилагательных женского, мужского и среднего рода.

Развивать интонационную сторону речи.

Продолжать работу над чёткостью и громкостью произношения слов.

Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные)

Звуковой анализ слова «роза».

Учить составлять коллективный творческий рассказ, придумывать ему точное название на основе наблюдений за веточкой в вазе.

Совершенствовать умения:

-различать слова, обозначающие предметы, признаки, действия;

-задавать вопросы к таким словам

и самостоятельно их придумывать.

Упражнять в выполнении звукового анализа слова.

Учить детей пересказывать литературный текст в ситуации письменной речи;

Активизировать в речи детей сложные предложения;

обратить внимание детей на наличие в авторском тексте краткой формы прилагательных, внести их в активный словарь, упражнять в образовании однокоренных слов.

Активизировать в речи детей антонимы.

Обучать детей составлять рассказ по картине.

Продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих впечатлениях, навеянных рассматриванием пейзажа. Учить использовать в речи эпитеты, сравнения, описания.

Воспитывать умение слушать товарищей, точно высказывать свои мысли.  Ввести в пассивный словарь детей слова: часовня, грачевник, строения,  активизировать использование в активной речи слов: пейзаж, деревня.

Учить подбирать определения. Составлять словосочетания с заданными словами; упражнять в словообразовании.

Закрепить правильное произношение звуков С и Ш, отчётливо произносить слова и фразы, насыщенные этими звуками.

 Развивать  устную речь детей. Продолжать совершенствовать умение детей рассказывать из личного опыта, правильно строить предложения,

формулировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух.

 Учить отвечать на вопросы, используя различные виды простых и сложных предложений, совершенствуя диалогическую монологическую речь детей.

Формирование культурного выражения своего мнения.

Развивать навыки творческого рассказывания, придерживаться избранной линии в творческом рассказывании. Формировать навыки выражения своего мнения.

Совершенствовать у детей понятие «Космос», объяснить, что собой представляет «Солнечная система».

Упражнять в подборе сравнений и определений к заданному слову, а также синонимов

Познакомить детей с разными народами, населяющими Россию. Обогащать словарный запас детей: Родина, Российская Федерация, россияне, тюбетейка, кумыс, кухлянка, пулай.

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретённые ранее навыки построения сюжета; самостоятельно придумывать события. предшествующие (последующие ) изображённым, соблюдая точность и выразительность.

Умение делить слова на слоги, определяя ударный звук, род предмета. Производить звуковой анализ слов.

Формировать элементарные представления о твёрдом и мягком звуках.


Довести до детей содержание и художественную форму рассказа в единстве; Закрепить понимание специфики жанра рассказа;

Учить пересказывать от третьего лица.

Учить подбирать определения и сравнения; упражнять в согласовании существительных и прилагательных  в роде и числе;

З.К.Р.: упражнять в регулировании темпа речи и силы голоса.

        

Продолжать совершенствовать умение детей размышлять, правильно строить предложения.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

Учить детей проводить звуковой анализ слова, продолжать называть слова с заданным звуком, закрепить умение делить слова на слоги.Продолжать работу над чёткостью и громкостью произношения слов.Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизировать прилагательные).

Развивать память, творческое воображение и устную речь детей. Продолжать совершенствовать умение детей пересказывать несложные тексты, правильно строить предложения,

формулировать личную оценку поступков героев; развивать речевые умения в подборе определений, синонимов и антонимов. Закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный звук, производить звуковой анализ слов, называть имена собственные. Развивать фонематический слух.

 Закреплять представления детей о военных профессиях.  Обогащать и развивать словарный запас детей, познакомить с произведениями художественной литературы. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.

Воспитывать культуру речевого общения. 

Продолжать учить составлять последовательные рассказы по сюжетным картинкам и из личного опыта.

Формировать умение грамматически правильно строить и употреблять в речи сложные предложения;

Учить придумывать сказку на самостоятельно выбранную тему (по аналогии); учить подбирать синонимы и антонимы; название детёнышей животных.

Воспитывать интонационную выразительность речи.

Учить детей проводить звуковой анализ слова, продолжать

называть слова с заданным звуком

Формировать умения рассказывать по содержанию сюжетной картины.  Совершенствовать умения согласовывать слова в предложениях: прилагательные с существительными. Совершенствовать диалогическую форму речи. Развивать монологическую форму речи; умения поддерживать беседу..Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Развивать фонематический слух. Отработка интонационной выразительности речи. Развивать связную речь детей с применением наглядного моделирования и графических схем

.

Формировать представление детей о правилах поведения в обществе и правилах этикета.

Познакомить со значением слов: «воспитанность», «этика», «вежливость», вспомнить правила поведения, знакомые детям;  развивать умение использовать в своей речи вежливые слова.

Упражнять детей в составлении

рассказа по плану, предложенному воспитателем, учить самостоятельно строить сюжет.

Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных;

упражнять в словообразовании.

Упражнять в дифференциации

звуков Ц и Ч; отрабатывать отчётливую дикцию.

Учить детей составлять сюжетный рассказ по картине, соблюдая последовательность, точность и выразительность.

Продолжать учить составлять разные виды предложений и предложения с заданными словами.

Закреплять умение придумывать слова с заданным звуком и слогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество" в подготовительной группе

Перспективное планирование по образовательной области "Художественное творчество" в подготовительной группе...

Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Речевое развитие" для старшей группы

Данный материал представляет собой планирование образовательной деятельности и соответствует всем требованиям ФГОС. Он поможет педагогам правильно организовать и спланировать образовательную деятельно...

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"

данное планирование предназначено для старшей группы. Помогает облегчить процесс образовательной деятельности, усвоить материал....

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие", тематический модуль "Развитие речи" в старшей дошкольной группе .

Перспективный план разработан в соответствии с объёмом учебной нагрузки по ФГОС ДО для детей старшей дошкольеой группы....

Перспективно – тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие» в средней группе.

Перспективно - тематическое планирование будет полезно педагогам работающим в средней группе  по образовательной области "Речевое развитие"В планировании указана дата, тема педагогическ...

Перспективное планирование по образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе

Перспективное планированиепо образовательной области «Речевое развитие» во 2 младшей группе Пособие: В.В. Гербова Развитие речи в детском саду.Младшая группа. М.: МОЗАИКА-СИ...

Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"

Перспективный план по образовательной области «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» с учетом УМК ОП ДО «От рождения до школы».Группа раннего воз...