Перспективное планирование по образовательной области "Речевое развитие"
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа) на тему

данное планирование предназначено для старшей группы. Помогает облегчить процесс образовательной деятельности, усвоить материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie.docx32.03 КБ

Предварительный просмотр:

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Насекомые

Развитие речи

Тема: «Насекомые »

(Ю.В. Полякевич стр. 138)

Задачи: учить детей отвечать на вопросы, активизировать память, внимание, обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Игра «Божьи коровки, бабочки-кузнечки». Фонопедическое упражнение «Фонарик». Игра с мячом «Подбери слово»: подбор глаголов к слову «насекомое». Упражнение «Волшебное насекомое»-выкладывание контуров насекомых из любого материала (палочек, пуговиц, семечек и тд.).

Кыласова стр. 127-129

Дидактические игры: «Это правда или нет?» [20, с. 198],

Дидактические игры: «Угадай, о ком я скажу»

Словесная игра «Доскажи словечко» [14, с. 264]. «Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.106.

Чтение и обсуждение сказки  М. Горького «Случай с Евсейкой».

Разбор картинок, на которых надо найти людей (звери, птицы, цветы, рыбы), спрятанных художником («Кто где спрятался?») (4гр.)

Мини сценка «Муха-цокотуха» К.Чуковский

Игра: «Поймай рыбку»

Картотека памяток «Как уберечь ребенка от укусов насекомых».

Подготовка к обучению грамоте

Развитие речи

Тема: «Занятие №19 »

( Варенцова Н.,с.28).

Задачи: Освоение звукового анализа слов. Различие гласных и согласных звуков (твердые и мягкие). Совершенствование умения  подбирать слова с заданным звуком. Обучение умению проводить графические линии.

Игра «Назови игру», звуковой анализ слова юла, игра «Живые звуки», игра «Назови слова» со звуком Й.

Проговаривание чистоговорок и скороговорок

Д/и «Назови ласково»

Чтение художественной литературы

Тема: «Чтение басни И.А. Крылова «Стрекоза и муровей»»

(Крылов).

Задачи: учить детей понимать жанровые особенности басни, ее отличия от стихотворения и рассказа, подвести к пониманию аллегории басни, цели, развивать умение находить связь содержания басни с различными пословицами о труде, учить передавать содержание басни в игре – инсценировке.

«Знакомство с басней», чтение басни, беседа по содержанию, вопросы и ответы детей. Знакомство с автором И.А. Крыловым. Инсценировка нескольких отрывков из басни.

Свободное чтение: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;

К.Ч.Чуковский «Тараканище»; Хр.д/д/ст/в,109;

Б.Заходер «Про сома»;

Э.Шим «Жук на ниточке»;

Г.Скребицкий «Исчезли на зиму»;

Е. Токмакова «Сказка про сазанчика»;

Л.Земскова «Цветные сказки. Зеленая», Хр. «Валдоня», 206; 

А.Сарсеко «Бабочка, давай дружить», Хр.д/д/ст/в,201;

стихотворения о насекомых,16,115;

кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» с.19,57.

Рассматривание иллюстраций и книг: В.Бианки «Четыре времени года», «Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», М.Пришвин «Жаркий час», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Садко»;

Пересказ: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козякочку», Хр.д/д/ст/в,97;

Драматизация:  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Рыбы

Развитие речи

Тема: «Рыбы  »

Кыласова стр. 129 ( по аналогии)

Задачи:закрепить знания о названий рыбы и обобщающие слово «рыбы», учить пересказывать  рассказ по вопросам и с опорой на предметную картинку, воспитывать любовь к природе.

Загадывание загадок о рыбах, чтение рассказа «как рыбы от врагов прячутся», вопросы по рассказу, беседа по тексту.

Пальчиковая игра  «Все семейство пискарей», д/и «собери по частям», д/и «чей плавник, чей хвост, чья голова».

Составление рассказа по набору картинок, игра «как сказать правильно»

Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы»

Подготовка к обучению грамоте

Тема: «Занятие №20»

Варенцова Н

Задачи:освоение звукового анализа слов, различние гласных и согласных звуков( твердые и мягкие). Развивать представление смыслоразличительной роли звука.

Игра «кто внимательный», игра «живые звуки», «какой звук заблудился», «подбери картинку»

Проговаривание скороговорки «Едет грека через реку», загадывание загадок

Рассматривание картинок, разукрашивание раскрасок по теме

Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы»

Чтение художественной литературы

Тема: «Сказка о рыбаке и рыбке »

Ушаова стр. 150

Задачи: углублять и расширять знания о творчестве А.С. Пушкина, формировать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.

Знакомство с творчеством А.С. Пушкина, рассказ о «сказочном» творчестве поэта, отличие сказок Пушкина от других сказок, чтение сказки о рыбаке и рыбке, беседа и обсуждения сказки, вопросы по содержанию.

Пальчиковая игра «Все семейство пискарей», д/и «собери по частям», д/и «чей плавник, чей хвост, чья голова», «Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» стр. 106

Рассматривание иллюстраций и книг: В.Бианки «Четыре времени года», «Голубые лягушки», К.Паустовский «Квакша», М.Пришвин «Жаркий час», А.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о Царе Салтане», «Царевна-лягушка», «Садко»;

Пересказ: Д.Мамин-Сибиряк «Сказочка про козякочку», Хр.д/д/ст/в,97;

Драматизация:  Г.Х.Андерсен «Дюймовочка».

Составление памяток, консультация «пресные и морские рыбы»

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Профессии

Развитие речи

Тема: «профессии»

Задачи: Проговаривание скороговорки: Часовщик, прищурив  глаз, чинит часики для нас. 

Ю.В.Полякевич  с.83.

Задачи: Упражняться в правильном звукопроизношении, пользоваться различными средствами интонационной выразительности: темпом, ритмом речи, логическим ударением.

Беседы «все профессии важны, все профессии нужны», рассматривание картин по теме, беседы по картине, вопросы и ответы детей, составление рассказа по предметным картинкам

Свободное общение «кем буду, когда выросту», беседа «мой папа»

«Звуковые часы» [21, с. 54]. 

Д/и: «Кто что делает» [2, с. 56

Работа со словарём: «Назови на букву…», «Вспомни разные слова» [21, с. 42].

Словообразование по аналогии разных частей речи: существительных (фигурист - шахматист - волейболист).

«Формирование коммуникативных навыков у детей»,с.83.

Словообразование сравнительной степени имени прилагательного («Путешествовать интересно и одному, но путешествовать с друзьями - ...» (интереснее)

Народная игра: «Садовник»

Подготовка к обучению грамоте

Тема: «занятие 21» 

Варенцова Н

Задачи: освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитие представлений о смыслоразличительной роли звука.

Игра «какой звук заблудился», игра «цепочка слов», игра «подбери картинку»

Пальчиковая игра «мама лепит пирожки», беседа по теме, рассматривание картин и обсуждения

Расскарашивание и штриховка рисунков, игра-драмотизация «врач, парикмахер, шофер»

Чтение художественной литературы

Тема: «профессии»

Ушакова, 112;

Задачи: Систематизировать знания детей о литературном творчестве А.Барто, С.Михалкова; добиваться выразительного чтения детьми стихотворений; умение придумывать сказки и загадки по предложенному началу, на заданную тему

Ознакомление детей с творчеством А. Барто, С. Михалкова, чтение стихотворений, придумывание сказки по предложенному началу, вопросы к детям и ответы

Свободное чтение: «Сапожник», Твоя книга,101;

В.Маяковский «Кем быть»;

«От краденого не растолстеешь», (бел.ск.), Хр.д/д/ст/в49;

С.Маршак «Почта», Хр.д/д/ст/в,120;

«Пожар», Хр.д/д/ст/в,321;

В.Воронцова «Маленький соколик»,Д/В,1988,6,59

«О воспитателе»,10,81

кн.«Познавательные сказки для детей 4-7 лет» с.27.

Рассматривание иллюстраций и книг: Ю.Крутогоров «Про белую булку и кашу пшённую», А. Мусатов «Стакан молока», С.Сахарнов «Самый лучший пароход», Б.Заходер «Заболела эта книжка», «Портниха», «Шофёр», И.Лысцов «Как тетрадка в поле родилась», В.Маяковский «Кем быть»,  Б.Житков «Пожар и дым», С.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое»,  

Д/и «Кому что нужно», «Кто, что делает».

Оборудование: предметные картинки «Профессии», инструменты, техника.   Сюжетные картинки «Пожар»; маски-шапочки для игры-драматизации «Кошкин дом».

Поход детей на место работы родителей.

Совместный праздник «Вечер загадок и пословиц о разных профессиях».

Рассказы родителей о своих профессиях.

Фотовыставка «Пожарный – профессия героическая».

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

Живая/не живая природа

Развитие речи

Тема: « Рассказывание по картине. Составление описательного рассказа по репродукции картины И.Шишкина «На севере диком» »

Волчкова В.Н. стр. 55

Задачи: Учить при описании картины использовать точные по смыслу подобранные слова, развивать диалогическую и связную речь, упражнять в образовании уменьшительно – ласкательных суффиксов

Беседа с детьми по теме, игра «назови своего друга ласково», рассматривание картины Шишкины «на севере диком», беседа и обсуждения по картине, прослушивание стихотворения М.Ю. Лермонтова «на севере диком»

Разучивание скороговорки: Горячи кирпичи - соскачика с печи. Испеки-ка в печи из муки калачи!

Отгадывание загадок

Чтение произведения

В. Волчковой  «Бантик и пузырь» [8, с. 91

Беседы с детьми:

«Значение солнца для жизни на Земле»

«Воздушный океан»

«Почва – огромное богатство Земли», (33, с. 80-81)

На прогулке выкладывание букв из палочек, камешков.

На прогулке рисование букв палочкой на мокром песке

Д/и «Живая и неживая природа»

Сбор камешков, семян, зерен, листьев и др. для изготовления поделок

Подготовка к обучению грамоте

Тема: «занятие 22»

Варенцова Н

Задачи:освоение звукового анализа слов. Освоение умения выделать ударный звук в слове. Развитие представлений о смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки

Звуковой анализ слова «мама», вопросы детям: сколько слогов в слове, сколько звуков и тд., игра «какой звук заблудился»

Проговаривание скороговорки: два щенка, щека к щеке, щиплют травку в уголке;

Словообразование по аналогии разных частей речи (сущ. – усище, глазище, зубище).

Д/и «Раздели на группы»

«Выбери главное» (33, с.80, 89)

Чтение художественной литературы

Тема: «рассказ В. Бианки «Лесные домишки» »

Порамонова Л. А. стр. 566

Задачи:познакомить детей с творчеством писателя Виталия Бианки. Расширить их представления о том, что каждая птица вьет для себя особое гнездо и почему. Знакомить детей с пословицами,  отражающими любовь человека к родному дому

Знакомство детей с рассказами и сказками писателя, прослушивание рассказа «лесные домишки», беседа по рассказу, обсуждения и вопросы детей

Пословицы  о родном доме, крае, загадки.

д/и «ты покажи-я назову»

Свободное чтение: Л.Толстой «Ветер и солнце», Хр.д/д/ст/в,97; Сказка «Царевна-лягушка», Д/В, 1994,2,44;                                А.Барто «Гроза»;               С.Маршак «Радуга»;                            В.Лифшиц «Гроза»;        

Рассматривание коллекции минералов (вносятся по необходимости): «Удивительное  в камне»; предметных картинок живых и неживых предметов (разделить по группам).

 Выставка книг: А.Митяев «Горячий гвоздь», А.Ремезов «хлебный голос», В.Даль «Старик-годовик», П.Ершов «Конёк-Горбунок».

Консультация для родителей «О летнем отдыхе детей».

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

День защитника отечества

Развитие речи

Тема: «Составление рассказа по картине «Пограничник» »

Кыласова  астр. 91

Задачи:  Уточнить знания детей об армии, родах войск, военной технике и военных профессиях, учить составлять рассказ по картине; согласовывать существительные множественного числа в родительном падеже. Развитие речи. Конспекты занятий для подготовительной группы, с.93«Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет» Ю.В.Полякевич  с.92.

Введение в тему, беседа «мой папа», д/и «исправь ошибку», д/и «назови лишщнее», игра «веселый счет»

Игра «Сигнальщики»,

Речь с движением « я отважный капитан», речевая игра «кто служит в армии»,

Ритмическое упражнение «аты-баты, мы теперь солдаты»

Познакомить с буквами ж,Ж,  с правилами написания сочетания жи; научить отвечать на вопросы по тексту и называть слова определенной звуковой структуры

Д/игра «Кто служит в Армии»

Свободное общение «Защитники Отечества», «Богатыри Руси»

Рассматривание иллюстраций об армии, солдатах

Игры с солдатиками

Изготовление подарков папам, дедушкам

Подготовка к обучению грамоте

Тема: «Занятие 23 » 

Варенцова Н

Задачи: освоение звукового анализа слов. Различение звуков по их качественной характеристике. Развитее умения выделять ударный звук в слове. Закрепление представлений о протяженности слов, смыслоразличительной функции звука. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «гуси», игра «какой звук заблудился», игра «поищи слова»

Штриховка знакомых рисунков, упражнение «мои пальчики», игра «бабочки», обведение по контуру.

«Сестра»,Сохина,р/р,217;

А.Митяев «Мешок овсянки», Хр.д/д/ст/в, 325;

 загадки о военных людях;

 З.Александрова «Дозор», кн. «Родной край», 299;

Е.Благинина «Шинель», Хр.д/д/ст/в

М.Яснова «Мирная считалка».

Чтение художественной литературы

Тема: «рассказ Ю.И. Ковыля »

Порамонова стр. 454

Задачи: расширять представления детей о службе на границе, о защитниках Отечества. Развивать эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать героям.

Чтение рассказа, рассказ читается на протяжении 4-х дней. Беседа по прочитанному, вопросы к детям, обсуждения запомнившегося отрывка из рассказа

Речевая игра «кто служит в армии», упражнении «выложить фигурку по образцу», подвижная игра « кто быстрее».
Свободное чтение: «Пограничник», Твоя книга, 299;

К.Тангрыкулиев «Совсем как папа»,(пер.с турк.Я.Акима);

«Памятник советскому солдату», кн. «Наша Родина»,282;

Рассматривание иллюстраций и книг: Я.Аким «Земля», А.Гайдар «Поход», С.Маршак «Наша Армия», В.Берестов «Пусть пулемёты не строчат», Л.Кассиль «Твои защитники», В.Косовицкий «Будущий мужчина».

Предложить предметные и силуэтные картинки,  фотографии военных людей, военной техники.

Праздник, посвященный «дню защитника Отечества.

Оформление стенда «Они защищали Родину».

Неделя/

Лексическая тема

Программное содержание НОД

Совместная деятельность педагога и ребенка в непосредственно образовательной деятельности

Совместная деятельность педагога и ребенка в ходе режимных моментов

Организация образовательной среды для самостоятельной детской деятельности

Взаимодействие  с семьями воспитанников

8 марта

Развитие речи

Тема: «Пересказ произведения К. Ушинского «Лекарство»»

Волчкова В.Н. стр. 74

Задачи: воспитывать чувство любви и привязанности к самому близкому и родному человеку – маме, желание заботиться о своих самых близких людях, учить анализировать текст с помощью вопросов и ответов.

Беседы с детьми о маме, рассматривание картинок, вопросы по ним, словесная игра «положи свое слово в шкатулочку»

Беседа о маме

«моя семья», «как мы помогаем дома маме?»

Речевая игра: «скажи со словом «праздничный»», «скажи чего нет», «словарная работа».

Конспекты с детьми старшего дошкольного возраста (Кыласова стр. 97).

Д/и «узнай свою маму (по фотографии)», «помогаем маме собрать чемодан»,«мамины помощники», «какой букет цветов ты хотел бы подарить маме,  бабушке, сестре?»

Праздник 8-ое марта

Подготовка к обучению грамоте

Тема: «Занятие 24» 

Варенцова Н

Задачи: развитие способности проводить звуковой анализ слов, качественно характеризовать звуки, подбирать слов с заданным звуком. Освоение умения выделять ударный звук в слове. Знакомство со смыслоразличительной ролью ударения. Обучение умению проводить графические линии в пространстве рабочей строки.

Звуковой анализ слова «мука», игра «назови слова»

Пальчиковая гимнастика «мама лепит пирожки», игры «семья», «больница», «парикмахер»

Чтение художественной литературы

Тема: «Айога», (нан. Ск.)

Волчкова В.Н. стр. 77

Задачи:учить принимать участие в групповой беседе, внимательно слушать, высказываться на темы из личного опыта, обобщать, рассуждать, воспитывать доброе, заботливое отношение к маме, вызывать желание помогать ей во всех делах по мере своих сил.

Беседы с детьми, чтение сказки, вопросы к детям по сказке, ответы детей, чтение стихотворений «Посидим в тишине»

Свободное чтение: Г. Демышина «Мама»

Ю. Яковлев «Мама»

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой»

Загадки о семье

Обсуждение сказки «Кукушка»

Рассматривание иллюстраций, фоторепродукций мам, выставка книг: Ю. Ковлев «Мама», М. Яснов «Я рисую маме», С. Махоткин «Фотография»

Игры в уголке «семья»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности в образовательной области «Познание» (математическое развитие)

Тема: «Один и много».П/С: Развивать умение выделять отдельные предметы из группы и составлять группы из отдельных предметов. Устанавливать отношения между понятиями один и много, воспитывать доб...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.

Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Речевое развитие» «Развитие речи» в средней группе

Перспективное планирование непосредственно образовательной деятельностиОбразовательная область «Речевое развитие»«Развитие речи» в средней группе...