Мария Монтессори. Опыт воспитания детей дошкольного возраста.
презентация

Бассан Виолетта Александровна

Презентация и материал по теме: “М. Монтессори: опыт воспитания детей дошкольного возраста”.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация1.37 МБ
Файл Текст к презентации37.61 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

М. Монтессори . О пыт воспитания детей дошкольного возраста Работу выполнил: бакалавр третьего курса, заочной формы обучения Бассан Виолетта Александровна Направление: 44.03.01 «Педагогическое образование» Профиль: «Дошкольное образование» Предмет: Дошкольная педагогика Преподаватель: Гущина Галина Анатольевна

Слайд 2

Мария Монтессори М. Монтессори (1870-1952) - итальянский педагог, врач. Первая женщина в Италии - доктор медицинских наук (1896). Профессор гигиены в Высшей женской школе (1896-1906). В 1900-1907 читала курс педагогической антропологии в Римском университете (в 1904-1908 проф.). Практическую деятельность начала в детской психиатрической клинике (1895-1898), где разработала метод развития органов чувств у умственно отсталых детей. Успех метода (воспитанники Монтессори наравне с другими детьми сдавали экзамены за курс начальной школы) позволил применить его к нормальным детям дошкольного возраста. Для внедрения своей системы Монтессори создавала дошкольные учреждения для детей 3-6 лет - "дома ребенка". После установления фашистского режима в Италии эмигрировала. В Великобритании, Франции, США, Испании, Индии и других странах активно пропагандировала свою систему, создавая школы, организуя лекции, международные конгрессы по проблемам воспитания детей.

Слайд 3

Фотографии из биографии М. Монтессори: учебные годы, Монтессори с сыном

Слайд 4

Основные идеи и задачи системы Монтессори Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения. Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок. Главная задача воспитателя - это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса «Ее Величество Парту», которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка. Самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).

Слайд 5

Дом ребенка по методике Монтессори

Слайд 6

Пять зон в доме ребенка Зона практической жизни; Математическая зона; Зона сенсорного развития; Языковая зона; "Космическая" зона.

Слайд 7

Расшифровка зон В зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином. В зоне сенсорного развития, ребенок различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние. В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции. В языковой зоне дети учатся чтению и письму. Зона, которую чаще всего называют "космической". Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

Слайд 8

Недостатки системы Монтессори(первый) Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание "творческому" правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. У детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.

Слайд 9

Второй Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности, рисование, Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: "Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех " каляки-маляки " всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса… Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью".

Слайд 10

Третий Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что "в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка". Любая деятельность, в том числе и чтение, должна приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и тоже. Поэтому, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым.

Слайд 11

Актуальность для современной педагогики Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными. Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией.

Слайд 12

Особенности Рассмотрим некоторые характерные особенности система Монтессори. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.

Слайд 13

Феномен Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.

Слайд 14

Вывод Методика Марии Монтессори действительно заслуживает внимание в современном мире и даже спустя время остается предметом споров, разочарований и положительных эмоций, лично я считаю, что возможно не полностью, но многие её части заслуживают того, чтобы быть использованы в современном дошкольном образовании. Я всегда за то, чтобы развивать детей всесторонне, поэтому хотелось бы дополнить ее, обхватить и те западающие, минусовые стороны, что позволило бы дать несомненно ещё более качественное образование, потому что самое важное в нашей работе, это быть тем самым помощником, катализатором в развитии детей в детских дошкольных учреждениях. Хочется отметить, что в моём детском саду №21 " Аленка" используется программа на основе методики Монтессори: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Круг Монтессори».

Слайд 15

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Материал к презентации: “М. Монтессори: опыт воспитания детей дошкольного возраста”

1 слайд: титульный лист

2 и 3 слайд: Мария Монтессори (итал. Maria Montessori) создала особую педагогическую систему, основанную на идее гуманизма, уважения к личности и свободного воспитания. Она итальянский врач, педагог, учёный, решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века.

Мария Монтессори родилась 31 августа в 1870 году в Италии, в маленьком пpовинциальном гоpоде Чиаpавалле, она была единственным pебенком Алессандpо и Рейнильде Монтессоpи. Ее семья была католической, отец был высокопоставленным госудаpственным чиновником, а мать пpоисходила из стаpейшего итальянского pода Стопани, в котоpом пpеобладали ученые, именно она и занялась образованием дочери.

О детстве Маpии известно немногое, лишь только то, что ее pодители делали все, чтобы она в будущем могла pеализовать высокое человеческое пpедназначение, а в стpогой католической Италии это не соответствовало пpивычному положению женщины.

Еще в начальной школе учеба давалась Марии Монтессори очень легко, самым любимым предметом была математика.  Ее одноклассницы вспоминали как даже в театp Маpия бpала с собой учебник и pешала в полутемноте задачки все новыми нестандартными способами.

В 12 лет она мечтает об учебе в гимназии, котоpую посещать лицам женского пола запpещалось, но ее настойчивость победила все преграды, и она была пpинята в техническую школу для юношей. Уже здесь Маpия задумалась над тем как восприпятствовать подавлению личности учащегося. Она все больше увлекалась естествознанием и наконец сделала выбор своей профессии -она решила стать детским вpачом.

Но в те времена в Италии это было невозможно, медицина была пpивелегией мужчин.

Отец не одобрял выбор дочери, даже перестал разговаривать с ней. Но целеустремленная, умная и красивая девушка опять добилась своего: её приняли на курс сначала вольным слушателем, затем, ввиду особых успехов, перевели в число студентов с одним условием - ей запрещалось посещать лекции без сопровождения отца и даже заходить в аудиторию до тех пор, пока все мужчины не займут свои места. Негодовавшие сокурсники не разговаривали с Марией, частенько не оставляли ей места, могли «случайно» пнуть её стул. Как видите, учёба в университете далась ей невероятно тяжело.
Последней каплей стали уроки в анатомическом театре, куда женщине не позволялось входить. Она была вынуждена заниматься самостоятельно в морге в конце учебного дня, практически по ночам!!! К слову, эти уроки Мария не любила. Ей было так некомфортно, что она даже хотела уйти из медицинского! Чтобы оплачивать обучение Мария начала работать в университетской клинике, где впервые она увидела детей с различными нарушениями в развитии. Они были предоставлены сами себе, ничто не побуждало их к активному полезному действию. Наблюдая за этими несчастными детьми, Монтессори пришла к мысли, которая стала отправным пунктом в её педагогической системе: для детей нужна специальная развивающая среда, в которой будут сконцентрированы знания о мире, представленные через эталоны основных достижений человеческой мысли, а ребенок должен пройти путь человека в цивилизацию в дошкольном возрасте. Ее отец попал в этот день в университет случайно. Увидев, как его дочь после лекции осыпают овациями, увидев признание преподавателей и публики, Алессандро Монтессори простил Марию и они наконец помирились.
Однако, невероятно целеустремлённая Мария, несмотря на травлю, закончила учёбу. В её диплом даже вносились рукописные исправления, ведь не предполагалось, что он, когда - либо будет получен женщиной.

Чем громче вы свистите, тем выше я поднимусь

М. Монтессори.

Упоpство Маpии Монтессоpи дало свои плоды - она стала пеpвой женщиной-вpачом Италии.

 В 1896 она начала работу в университетской клинике, где получала частную практику. Здесь состоялась ее первая встpеча с детьми с огpаниченными возможностями. Никто не занимался развитием этих детей, они были пpедоставлены себе - после пpиема пищи больные дети ползали по полу и, собиpая хлебные кpошки, вылепливали шаpики. Врачи, работающие в клинике, считали это показателем умственной отсталости, только Мария Монтессори увидела, как им нужен материал для развития!!

Наблюдая за ними, Мария укpепилась в мысли, котоpая стала основным пунктом ее педагогической системы -  для детей как больных, так и здоpовых - необходима специальная pазвивающая сpеда!

 Погpузившись в пpоблемы лечения и обучения детей с огpаничениями в pазвитии, Монтессоpи изучала тpуды фpанцузских психиатоpв - Эдуаpда Сегена и Гаспаpа Итаpа. Она сама переводит их работы, переписывая 600 страниц вручную в толстые тетради «я читала медленно и внимательно, пытаясь проникнуть в самый дух автора», - так потом вспоминала она об этой работе. Эти труды вдохновили ее. Именно от Сегена Мария узнает о том, что если проводить занятия по особой методике, то «из ста идиотов двадцать пять становятся, по сути, нормальными людьми». Монтессоpи приходит к выводу, что слабоумие - это больше пpоблема педагогическая, нежели медицинская. Ее следует pешать не в больницах и клиниках, а в детских садах и школах.

 После того, как воспитанники Монтессори были представлены к экзаменам вместе с детьми начальной школы муниципального совета в Риме, и сдали их лучше нормальных детей, правительство создало Ортофренический институт по подготовке учителей для умственно-отсталых детей. В 1898 году Монтессори возглавила его и руководила им до 1900 года.

Монтессоpи начинает изучать педагогику и психологию. Но еще больше ее пpивлекала антpопология, а именно, вопpосы эволюционного pазвития человека, пpиpодые фактоpы, влияющие на умственное pазвитие pебенка.

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».

В 1904 году она получает кафедpу антpопологии в Римском унивеpситете и пpоводит pазличные антpопологичекие исследования в педагогической области. Паpаллельно изучает педагогику для умственно отсталых детей в медико-педагогическом институте. Она много pаботает с дидактическими матеpиалами Сегена, совеpшенствует и дополняет их, пpобует pазвивать свою собственную методику обучения детей письму и чтению.

Ее заявление о пеpвичности письма, а не чтения у дошкольников стало настоящей революцией! Монтессоpи живо начинает интеpесовать методика pаботы со здоpовыми детьми, и она pешает пpодолжить учиться дальше. Тепеpь она изучает педагогику pазвития здоpового pебенка.

Вместе со своим спутником жизни, доктором Джузеппе Монтессано, она работала в психиатрической клинике Рима. Мария с Джузеппе не могли пожениться, иначе ее научной карьере пришел конец. Поэтому молодые люди дали друг другу в клятве и верности, но без официального брака.

В 1898 году родился сын Марии – Марио, чтобы уберечь его от сплетен, сына отдают на воспитание в приемную семью. Однако Мария не бросила своего сына - она навещала его по выходным, а в 10 лет забрала его жить к себе.

С тех пор он жил с мамой и стал продолжателем дела всей её жизни, сыграв потом значительную роль в распространении идей М. Монтессори по всему миру!!

В 1901 г. Мария Монтессори поступает на философский факультет Римского университета. Еще она занимается экспериментальной психологией и педагогической антропологией. Становится заведующей кафедрой антропологии, пишет книгу «Психологическая антропология», читает лекции на тему: «Истинное обучение – помочь, а не осуждать. Истинное обучение дает ребенку энергию, а не обесточивает его».
6 января 1907 года, при поддержке итальянского миллионера Эдуардо Таламо, в Сан-Лоренцо М.Монтессори открывает первый «Дом ребенка» - школу для нормальных, хотя и запущенных детей. С тех пор и до конца жизни, т.е. 45 лет, Монтессори занималась проблемами воспитания и образования здоровых детей.

Работа в «Доме ребенка» была построена по принципам Монтессори. Она оборудовала его так, чтобы в нем было уютно и удобно детям разных возрастов. Был изготовлен первый комплект сенсорного, математического и языкового материала. Монтессори наблюдала, как дети с удовольствием и большой концентрацией занимаются. «Выбор подсказывается инстинктом, который природа дает каждому в поводыри его психического роста; руководимая инстинктом деятельность развивается с большей энергией и с максимальным энтузиазмом, благодаря чему дети без всякого утомления исполняют такие работы, которых ни одной учительнице и не снилось от них требовать».
Понимание законов естественного развития ребенка, уникальная автодидактическая среда, любовь и уважение к детям, подача материалов – (презентации), разновозрастность групп – всё это принесло очевидные результаты. В «Дом ребенка» стали приезжать гости со всего мира, у М.Монтессори появились последователи и ученики.

В 1909 г. М.Монтессори проводит первый международный учебный семинар, который посетили около ста учителей из Италии, Франции, Испании, Англии. Монтессори издает книгу «Метод научной педагогики, примененный к воспитанию маленьких детей в доме ребенка». Книга быстро получила всемирную известность и была переведена на много языков, в т.ч. на русский.

После её триумфальных лекций в США в 1913 г. изобретатель телефона Александр Белл и его жена основывают в Вашингтоне образовательную Монтессори-ассоциацию, попечителем которой становится дочь президента США Вильсона.

Во время второго путешествия в США Мария выступает в «Карнеги-холле» и получает 2 золотые медали Панамско-Тихоокеанской выставки в сфере образования.

Еще в 1910 г. Дом ребенка посетила дочь Льва Толстого Татьяна Сухотина-Толстая. Она увидела в Монтессори-школе воплощение идей своего отца. А в 1914 г. Российское министерство народного просвещения командировало в "Дом ребенка" группу общественных деятелей дошкольного воспитания, среди которых была Юлия Фаусек. Почти 30 лет своей жизни она посвятила потом распространению метода Монтессори в России.

В 1922г. Правительство Италии назначает её государственным инспектором школ.
В 1929 году вместе со своим сыном Марио Монтессори организует Международную Монтессори Ассоциацию (AMI), которая действует и поныне.

Популярность метода в Европе растет. Монтессори приглашают в Испанию, затем в Англию. Именно там она знакомиться с Ганди, посетившим курс в 1932 году. Среди последователей Монтессори – известные психологи. Её учеником был Эрик Эриксон, она дружила с Жаном Пиансе, а Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».

 Муссолини, вдохновившись идеями Марии, приказал открыть Монтессори - сады по всей Италии. Однако, нормализованные дети не поддавались муштре. Раздосадованный вождь приказал немедленно сады закрыть, а сама Мария надолго покинула Италию. Друзья из Америки приглашали её переехать, но она не хотела быть привязана к какой-либо стране – она считала себя человеком мира. Мария Монтессори живет сначала в Испании, потом в Голландии, начало Второй мировой войны застало ее в Англии, из которой её интернируют как гражданина государства – противника. Спасает предложение теософского общества посетить Индию. Там она вместе с сыном провела 7 лет. Читала лекции в Мадрасе, Карачи и других городах, а позже открыла свою школу в Кодайканале. Она говорила, что только в этой стране люди духовно готовы к её методу. Здесь она строит следующую школьную ступень своего метода -  для детей 6 – 12 лет, разрабатывает свою периодизацию детского развития.

У нас есть проблема – взрослые находятся в центре внимания цивилизации. Если власти перенесут свой взгляд на детей, на душу ребенка, мы сможем создать мирный мир. Образование - оружие мира         После войны она вернулась в Европу и поселилась в Нидерландах. В своем итоговом труде «Разум ребенка» («Абсорбирующий ум») 1952г., М.Монтессори создала не просто новое направление в педагогике – развития детей первых трех лет, а заставила взрослых увидеть: дети – другие!

Ее номинировали на получение Нобелевской премии мира.

Мария Монтессори умерла в 1952 году за несколько месяцев до своего 82-летия. Она похоpонена в маленьком гоpодке Ноpдвиг на католическом кладбище. На могиле Марии Монтессори есть надпись: "Я прошу моих дорогих детей, которым все подвластно, работать вместе со мной над достижением мира между людьми и во всем мире".

Её сын Марио возглавлял АМИ до своей смерти в 1982 г. Сейчас Ассоциации Монтессори есть в Германии, Италии, Франции, России, Китае, Японии, и других странах. В мире работают тысячи Монтессори школ, в 1988 г. решением ЮНЕСКО её имя включено в список четырех педагогов, определивших способ педагогического мышления XX века: Джон Дьюи, Георг Кершенштейнер, Мария Монтессори, Антон Макаренко.

На итальянской купюре в 1000 лир до введения Евро был изображён портрет не президента и не полководца, а доктора Марии Монтессори.

Montessori HOME - дом, в котором можно!

4 – 5 слайд: Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивидуальную, рассчитанную на него одного систему обучения.

Система Монтессори предоставляет каждому ребенку поистине безграничную свободу выбора. Каждый ученик здесь может по собственному усмотрению решать, чем бы ему хотелось сегодня заняться: счетом, географией или чтением, постирать или посадить цветок.

Главная задача воспитателя - это создать активную развивающую среду, в которой нет случайных предметов и деталей. Каждый элемент такой среды должен выполнять строго определенную функцию. Едва ли не первое, что делает Монтессори в своей новой школе, это раз и навсегда выдворяет из класса «Ее Величество Парту», которая, как она полагает, ограничивает не только двигательную активность, но и познавательные способности ребенка.

Самостоятельные индивидуальные занятия детей или специально разработанный Монтессори индивидуальный урок, основа которого - сжатость, простота и объективность (т.е. максимальное сосредоточение ребенка на предмете занятий). Коллективно проводились музыкальные и гимнастические занятия, а также занятия по обслуживающему труду (мытье посуды, уборка и т.д.).

6 – 7 слайд: в зоне практической жизни ребенок учится обслуживать себя и других. Здесь можно по-настоящему постирать вещи в тазике и погладить их горячим утюгом, нарезать острым ножом овощи для салата, почистить ботинки настоящим гуталином.

В зоне сенсорного развития, ребенок различать предметы по определенным признакам. Здесь находятся материалы, развивающие тактильные ощущения, зрение, слух, обоняние.

В математической зоне, как нетрудно догадаться, находится материал, который поможет ребенку освоить понятие количества и о связи его с символом, научиться выполнять математические операции.

В языковой зоне дети учатся чтению и письму.

Зона, которую чаще всего называют "космической". Здесь ребенок может получить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, об истории и культуре разных народов.

8 – 10 слайды: недостатки:

1. Главный минус заключается в том, что Монтессори-педагогика, великолепно развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, то есть, те сферы деятельности, которые контролирует левое полушарие, практически не уделяет внимание "творческому" правому полушарию, которое, в отличие от левого, познает мир целостно.

В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а, наоборот, тормозящими его. У детей, занятых развивающими интеллектуальными играми практически не остается времени для банальных кукол и пряток.

2. Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности, рисование, Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: "Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех "каляки-маляки" всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса… Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает, как средство работы над реальностью".

3. Непростая ситуация складывается и с чтением, предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. Монтессори-педагогика, хотя напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что "в сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка". Любая деятельность, в том числе и чтение, должна приносить ребенку реальную пользу: развивать его речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем - это отнюдь не одно и тоже. Поэтому, для чего вообще пишется и читается художественная литература: искусству сопереживания, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым.

11 слайд: Монтессори педагогика в современном дошкольном образовании.

       Система Марии Монтессори, итальянского педагога-гуманиста (1870-1952) уже давно пользуется мировым признанием, и получила самое широкое распространение. Педагогика Монтессори - замечательный пример эффективной практической реализации идей свободного воспитания. М. Монтессори открыла некоторые законы детского развития и разработала новый метод обучения детей. На этой основе она создала свои школы, которые были приспособлены для детей, отвечали потребностям детского развития и соответствовали возможностям детского восприятия, что сделало их наиболее эффективными.   Нарастающий в наши дни большой интерес к идеям и опыту М. Монтессори глубоко символичен, ведь это связано с такими чертами российской педагогической традиции, как гуманизм, внимание к индивидуальности ребенка, а также с необходимостью обучения и воспитания подрастающего поколения, способного успешно действовать в гражданском обществе, в непрерывно меняющемся мире. Большая часть ее многочисленных открытий признана современной психологией и физиологией.

12 слайд: рассмотрим некоторые характерные особенности система Монтессори. Основным отличием метода Монтессори от традиционных детских садов является отношение к ребенку как уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира. Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал.  

13 слайд: феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Вот уже почти сто лет имя Марии Монтессори приковывает к себе неослабевающее внимание педагогов и ученых более чем в восьмидесяти странах мира. Педагогикой Монтессори восторгаются, в ней разочаровываются, ее применяют и отвергают, разбирают на мельчайшие составляющие и пытаются охватить ее структуру в целом. Но главное – отсутствие равнодушия: она не покрывается архивной пылью, как это часто случается со многими внешне абсолютно верными педагогическими системами. Это происходит потому, что такого органического сплава различных знаний о человеке, которые дают наука и философия, религия и искусство, синтезированные М. Монтессори в целостную "Педагогическую антропологию", к тому же оснащенную тонким дидактическим и методическим инструментарием, в мировом опыте еще не было.  

Дополнения про актуальность: Основной целью занятий в ДОУ долгое время являлось формирование у детей знаний и умений, предусмотренных Программой воспитания и обучения в детском саду. Современная школа дает ДОУ социальный заказ иного содержания. Дошкольник, прежде всего, должен хотеть учиться. Актуальным становятся не определенная сумма знаний, умений и навыков дошкольников, а развитие творческого потенциала, проявление активности в получении знаний. Важно воспитать в ребенке любознательность, умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, потребность в самостоятельном поиске ответов на возникающие вопросы. Данную проблему невозможно решить без внедрения в практику работы ДОУ инновационных технологий.

Цель ее метода – сформировать образовательную среду для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями и возможностями.

Для того чтобы каждый ребенок реализовал программу собственного обучения и развития, ему необходимо предоставить свободу выбора занятий, их продолжительности, частоты, содержания, партнеров по работе, иметь возможность обратиться за помощью. А для этого нужна подготовленная образовательно-развивающая среда.

Монтессори-материалы – составная часть педагогической образовательно-развивающей среды, побуждающей ребенка регулировать собственное развитие через самостоятельность, соответствующую его индивидуальности.

Через самостоятельное обращение с Монтессори-материалом ребенок приобретает различные навыки. Он учится ставить цель и находить соответствующие пути ее достижения. Монтессори-материалы способствуют «поляризации внимания», выявляющие глубинные связи предметов, что происходит в процессе повторения упражнений.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослого, Монтессори-материалы дают возможность контроля над ошибками, которые можно самостоятельно выявить и устранить – это приучает детей к точности.

Работая много лет по методу Монтессори, мы создали наиболее эффективную и функционально оправданную структуру работы с материалом, состоящую из трех основных аспектов:

- презентация;

- работа на «круге»;

- работа с Монтессори-материалом.

Чтобы каждый ребенок мог самостоятельно работать с необходимым ему материалом, мы разместили его по основным зонам:

Зона практической жизни. Упражнения с материалами этой группы готовят детей к повседневной жизни. Материалы создаются и формируются самими педагогами, подразделяются тематически: забота об окружающей среде и человеке, приобретение навыков культуры гигиены, приобретение хороших манер, развитие координации движений.

Зона сенсорного развития. Материалы, закладывающие прочную основу для развития интеллекта и чувств. Здесь присутствуют комплексы материалов для упражнений в определении свойств цвета, формы, размера, веса, температуры, структуры поверхности, выделение в материале определенного качества или свойства. Заложенный в материале «контроль ошибок» предполагает самостоятельность при их использовании ребенком.

Зона математического развития. Материалы, дающие возможность сенсорного опыта общения с абстрактными понятиями, образующими математику. Косвенная подготовка к ее изучению заложена в материалах практической и сенсорной зоны. Также здесь представлены материалы по обучению арифметическим действиям, подсознательному восприятию взаимодействия чисел в работе с конкретными предметами.

Зона родного языка. Материалы, поясняющие ребенку особенности родного языка и позволяющие ему без особых усилий читать и писать. Материалы на знакомство с очертанием буквы, составление слов из букв, развитие мелкой моторики руки и координации движений, необходимых при письме, на расширение и обогащение словарного запаса.

Зона космического воспитания. Материалы, помогающие ребенку упорядочить восприятие окружающего мира, закладывающие фундамент будущих научных знаний. Материалы космического воспитания носят научно-исследовательский и практически-прикладной характер. Объекты живой и неживой природы представлены в широкой гамме от природы родного края до космических тел и макетов Солнечной системы, созвездий. Здесь же представлены географические материалы для формирования знаний о физическом мире, ориентировке во времени.

Таким образом, при использовании данной методики происходит всестороннее развитие ребенка. Монтессори - среда с её разнообразными материалами предоставляет огромную базу для подготовки ребенка к школе - любой Монтессори - материал приучает ребенка концентрировать свое внимание, а понимание и запоминание алгоритма работы развивает память и мышление. Первокласснику важно иметь хорошо подготовленную к письму руку: развитую мускулатуру кисти, согласованность движений руки и глаза, умение владеть ручкой, карандашом и кисточкой. Работая в Зоне практической жизни, ребенок учится аккуратно раскладывать и сортировать мелкие предметы, пересыпать, переливать, развивая мелкую моторику - мускулатуру и координацию пальцев и кисти.

Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной. Метод формирует также сознательное послушание, тренирует волю, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию, развивает интуицию и социальную адаптированность.        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Социально-гуманитарной направленности «Круг Монтессори»: В программе кружка «Круг Монтессори» использована методика Марии Монтессори — педагогика, которая удивительно технологична и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе, соответственно его способностям.

Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность, усидчивость, внимание. В программе представлена система работы по развивающему обучению с использованием методики М. Монтессори, в которую вошли основные принципы программы, тематическое планирование занятий в разных возрастных группах, описание развивающих упражнений, а также конспекты занятий с дошкольниками.

Пособие предназначено для педагогов дошкольных учебных заведений, работающих по программе М. Монтессори. Пособие также поможет родителям, отдающим предпочтение этой развивающей программе.

Основной девиз методики — «Помоги мне это сделать самому».

В программу кружка «Развивай-ка» вошли разработки занятий с использованием Монтессори - материала. Данная программа позволила систематизировать учебный материал по развивающему обучению через методику М. Монтессори. Все занятия программы апробированы в повседневной работе с детьми дошкольного возраста от 4-х до 6 лет.

Новизна программы «Круг Монтессори» заключается в следующем:

Уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь.

Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Дети «мыслят руками»: не столько размышляют, сколько непосредственно действуют. Чем более разнообразно использует ребенок способы чувственного познания, тем полнее его восприятие, тоньше ощущения, ярче эмоции, а значит, тем отчетливее становятся его представления о мире и успешнее деятельность.

Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.

Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.

Актуальность программы

Каждый взрослый, находящийся в поле внимания ребенка, является для него образцом для подражания. Ребенок видит и понимает, что вызывает у нас негативные эмоции, как мы действуем, когда недовольны, и может с точностью до нюансов повторить нашу модель реагирования в конфликте. Учитывая этот факт, становится понятна степень ответственности педагогов и родителей.

Для того чтобы стать эффективным специалистом, педагогу необходимо обладать достаточно высоким уровнем стрессоустойчивости и научиться управлять своими эмоциями, поведением.

Пока ребенок маленький каждое слово, обращенное к нему, каждое действие, направленное на него, откладывает неизгладимый отпечаток на личность малыша. Этот отпечаток может быть, как позитивным, так и негативным, поэтому в процессе воспитания важно не только то, что мы говорим и делаем, но и то, как мы это говорим и делаем.

Именно в дошкольном возрасте формируется основа личности малыша, его характер, отношение к себе, к другим людям и к миру в целом. От того, насколько здорова и сильна эта основа, зависит его будущее счастье и успех.

Педагогическая целесообразность программы.

В основе педагогической системы М. Монтессори лежит философская идея: каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. С рождения ребенок обладает потребностями, которые побуждают его к саморазвитию, и способностями реализовать их. Саморазвитие ребенка происходит в соответствии с универсальными, т. е. Общими для всех людей законами развития, и в тоже время под влиянием его неповторимой индивидуальности.

Нормативно правовые акты и государственные программные документы:

- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012) гл. 1 ст. 2. п. 14.

-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ)

-Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013г. №1008)

-Концепция развития дополнительного образования детей

(утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014г. №1726-р)

-Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015г. №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию

дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020г. № 28 «Об утверждении Санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (далее - СанПиН);

Отличительной особенностью программы метода Монтессори является отношение к ребенку как к уникальной, неповторимой личности, со своим собственным планом развития, своими собственными способами и сроками освоения окружающего мира.

Основные идеи, на которых базируется программа метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, поместив его в подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка. Задачей же воспитателя, или учителя, как его называют в системе Монтессори, является помочь ребенку организовать свою деятельность в этой среде, пойти свои собственным, уникальным путем, реализовать свой творческий потенциал. Мария Монтессори была убеждена, что практически любой ребенок является нормальным человеком, способным открыть себя в активной деятельности. Эта деятельность, направленная на освоение окружающего его мира, на вхождение в культуру, созданную предшествующими поколениями, приводила к реализации заложенного в формирующейся личности потенциала, к полноценному физическому и духовному развитию. Феномен педагогики Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремление исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность! Дети, посещающие группы Монтессори, приобретают огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, они обладают хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной, что позволяет им без труда поступать в самые разные школы!

Своеобразие программы в том, что

- эта система предоставляет ребенку свободу выбора;

- позволяет ребенку развиваться самостоятельно в его собственном темпе, соответственно его способностям и возможностям;

- использует в основе уникальную, подготовленную педагогическую среду, включающую специально разработанные, монтессори - материалы развивающего и исследовательского характера;

- помогает педагогу понять реальные потребности ребенка и определить, в каком «чувствительном» периоде он находится;

- помогает раскрытию потенциала каждого ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"

Опыт работы по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...

Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»

1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...

опыт работы по теме "Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста через проектную деятельность"

В данной работе раскрыта тема нравственно патриотического воспитания дошкольников, представлена модель работы по дпнной теме....

Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста. Опыт работы.

К структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утверждённой и введённой в действие приказом Минобрнауки РФ от 23.11.2009 N655, в области «Социализация» поставлена задача –...