Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста. Самообразование воспитателя ДОУ
методическая разработка

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру.
В материале представлены принципы работы с детьми и родителями на учебный год; анализ изученной литературы по данной теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План самообразования воспитателя Алиевой М. А.
на 2022-2023 учебный год  по теме:
«Игра как средство общения детей 2-го младшего возраста»

Актуальность выбранной темы

Игра – основная деятельность детей. Силой воображения, игровых действий, роли, способностью перевоплощаться в образ дети создают игру. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством временем. В игре дети не ставят каких -то иных целей, чем играть.  Она имеет важное значение в жизни ребенка. Игра, как вид непродуктивной деятельности человека, доставляет эмоциональное переживание удовольствия, наслаждения от процесса свободного проявления духовных и физических сил личности. Игра – это школа социальных отношений, в которой человек усваивает нормы социального и культурного поведения.
            Интерес человека к игровой деятельности постоянен. В процессе игры ребенок совершенствуется, приобретая в игре все необходимые для жизни навыки.  В процессе игровой деятельности ярко проявляются индивидуальные особенности детей. В игре происходит то самое главное, что дает нам игра – это самосовершенствование, стремление стать лучше. Игра становится для детей формой организации жизни, если она своим содержанием направляет детей на действие увлекательное, доброе и полезное, сплачивает и объединяет, доставляет радость. В игре наглядно обнаруживается единство всех сторон личности ребенка, а также единство психического и физического развития ребенка. Игра активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию. Игра необходима для того, чтобы ребенок рос здоровым, жизни радостным и крепким. 
            Игра – это многогранное понятие. Она означает занятие, отдых, развлечение, забаву, потеху, утеху, соревнование, упражнение, тренинг, в процессе которых воспитательные требования взрослых к детям становятся их требованиями к самим себе, значит, активным средством воспитания и самовоспитания. Игра выступает самостоятельным видом развивающей деятельности детей разных возрастов, принципом и способом их жизнедеятельности, методом познания ребенка и методом организации жизни и неигровой деятельности.

Цель работы по теме самообразования:

  1. Развивать умение играть вместе со сверстниками;
  2. Развивать у детей желание играть вместе с воспитателем в подвижные игры с простым содержанием;
  3. Активизировать речь детей;
  4. Проявлять интерес к игровым действиям сверстников;
  5. Воспитывать желание помогать друг другу.

Задачи:

  1. Работать над развитием воображения дошкольников
  2. Выявлять творческие возможности детей посредством игр;
  3. Тренировать мелкую и крупную моторику; координацию
  4. Расширять кругозор ребенка посредством игры;
  5. Развивать коммуникативные способности детей;
  6. Формировать художественно – эстетический вкус детей

Предполагаемый результат:

              В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности развивается понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов, учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. 
              К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребёнка со сверстниками. Детям предлагаются разные поручения, которые дадут им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. Предлагаются детям для самостоятельного рассматривания картинки, книжки, игрушки в качестве наглядного материала для общения детей друг с другом и воспитателем. Добиваться того, чтобы к концу третьего года жизни речь стала полноценным средством общения детей друг с другом. У детей формируется умение проявлять интерес к игровым действиям сверстников, следует им помогать играть рядом, не мешая друг другу.

Формы  работы с детьми:

                Групповая, подгрупповая и индивидуальная.

План работы на год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

  1. Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008, 147 с.

  1. Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992, 78 с.

  1. Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366 с.


  1. Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008, 226 с.

Анализ изученной литературы 

Работа с детьми

Октябрь

Знакомство детей друг с другом.

Игра «Доброе утро»

Игра «Как тебя зовут?»

Формирование умений детей приветствовать друг друга; настраивание детей на доброжелательный лад.

Для знакомства детей друг с другом; установления доверительного контакта с детьми, сплочения группы.

Ноябрь

Игры на развитие навыков общения.

 Игра «Назови ласково»

Игра «Ласковое имя»

Обучение взаимодействию детей друг с другом, называя имя сверстника.

Формирование самоуважения детей; активизации доброжелательного отношения детей к сверстникам.

Декабрь

Игра «Покажу, как я люблю»

Формирование у детей умения выражать симпатию.

Январь

Развитие общения детей через сюжетно-ролевые игры

Игра «Едут машины»

Игра «Детский сад»

Активизация речи детей за счет слов (водитель, водит машину, правила дорожного движения, трасса, светофор, пассажиры, маршрут)

Формирование умения доброжелательно здороваться, приходя в детский сад; играть с детьми, делиться игрушками

Февраль

Дидактические и подвижные игры

Игра «Лягушки»

Игра «Катай мяч»

Развитие бега, умения прыгать на двух ногах.

Развивать выдержку, внимание, ловкость. Упражнять в катании мяча

Март

Театрализованные игры

Игра «На нашем дворе» сказка «Репка»

Игра «Колобок»

Формировать умение слушать рассказ, используя наглядные изображения; вызвать у детей положительные эмоции; пробуждать интерес к игре, желание подражать интонации голоса взрослого.

Пробуждать интерес к театрализованной игре путём первого опыта общения с персонажами; предложить детям следить за развитием сюжета с опорой на иллюстрации; расширять активный словарь детей.

Апрель

Закрепление полученных умений у детей используя все виды игр.

Д/и “Узнай меня”

Д/и “Угадай игрушку”

Д/и «Семья»

Д/и «Огуречик, огуречик»

Формирование умения описывать и узнавать по описанию

Формирование умений детей выполнять команды, следовать правилам игры.

Формирование представлений о семейных взаимоотношениях, совместных досугах; воспитывать любовь, доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности.

Развивать внимание; обогащать словарный запас; воспитывать осторожное поведение; осваивать ласковые обращения.

Май

Подведение итогов проделанной работы

Проведение наблюдений, анализ выполненной работы; определение положительных сторон; выявление недостатков

Самореализация

Сентябрь-май

Сбор информации и методов работы на тему «Игра как средство общения детей первой младшей группы»

Консультация с родителями о значении игр в жизни детей.

Консультация с родителями: материалы для развития речи ребенка через игры.

Оформление игровой атрибутики, дидактических пособий; оформление папок-передвижек; подготовка материалов для консультаций.

Анализ изученной литературы.

Игровая деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации/Н. Ф. Губанова// М., изд-во Мозаика – Синтез, 2008, 147 с.

В программе определены задачи развития и совершенствования всех видов игр с учетом возраста детей: умение самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, распределять роли, играть дружно, выполняя установленные правила игры.

Программа изучена в интернет-источнике:
http://ds214.omsk.obr55.ru/files/2023/01/Igrovaya_deyatelnost_v_detskom_sadu_N_F_Gubanova.pdf

Галигузова Л. И., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет/Л. И. Галигузова, Е. О. Смирнова// – М. : Просвещение, 1992, 78 с.

Книга посвящена той сфере жизни ребенка, которая определяет весь ход его психологического развития. Речь здесь идет об общении малыша с окружающими людьми.

Книга изучена в интернет-источнике: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009031&tld=ru&lang=ru&name=Galiguzova.doc&text=Галигузова%20Л.%20И.%2C%20Смирнова%20Е.%20О.%20Ступени%20общения%3A%20от%20года%20до%20семи%20лет%2FЛ.%20И.%20Галигузова%2C%20Е.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20–%20М.%20%3A%20Просвещение%2C%201992&url=https%3A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc&lr=10937&mime=doc&l10n=ru&sign=c73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009031%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3DGaliguzova.doc%26text%3D%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%252C%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D1%2582%25D1%2583%25D0%25BF%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%2B%25D0%25BE%25D0%25B1%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258F%253A%2B%25D0%25BE%25D1%2582%2B%25D0%25B3%25D0%25BE%25D0%25B4%25D0%25B0%2B%25D0%25B4%25D0%25BE%2B%25D1%2581%25D0%25B5%25D0%25BC%25D0%25B8%2B%25D0%25BB%25D0%25B5%25D1%2582%2F%25D0%259B.%2B%25D0%2598.%2B%25D0%2593%25D0%25B0%25D0%25BB%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2583%25D0%25B7%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%252C%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25E2%2580%2593%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%259F%25D1%2580%25D0%25BE%25D1%2581%25D0%25B2%25D0%25B5%25D1%2589%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B5%252C%2B1992%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fmaminsite.ru%2FLibrary%2FGaliguzova.doc%26lr%3D10937%26mime%3Ddoc%26l10n%3Dru%26sign%3Dc73ea11a494fae4a6cb0a1cfa334291c%26keyno%3D0

Смирнова Е. О. Детская психология/Е. О. Смирнова// М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2006, 366 с.

В учебнике раскрываются основные понятия, важные теоретические положения современной детской психологии, рассматриваются закономерности развития познавательных психических процессов ребенка, становление ведущих видов деятельности на каждом возрастном этапе. Дается характеристика проблемы готовности ребенка к школе, которая является своеобразным итогом психического развития дошкольника.

Книга изучена в интернет-источнике:

https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009287&tld=ru&lang=ru&name=a010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&text=Смирнова%20Е.%20О.%20Детская%20психология%2FЕ.%20О.%20Смирнова%2F%2F%20М.%20%3A%20Гуманитар%2C%20изд.%20центр%20ВЛАДОС%2C%202006.&url=https%3A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf&lr=10937&mime=pdf&l10n=ru&sign=9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009287%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3Da010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26text%3D%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2B%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%2594%25D0%25B5%25D1%2582%25D1%2581%25D0%25BA%25D0%25B0%25D1%258F%2B%25D0%25BF%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2F%25D0%2595.%2B%25D0%259E.%2B%25D0%25A1%25D0%25BC%25D0%25B8%25D1%2580%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25B0%2F%2F%2B%25D0%259C.%2B%253A%2B%25D0%2593%25D1%2583%25D0%25BC%25D0%25B0%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%2582%25D0%25B0%25D1%2580%252C%2B%25D0%25B8%25D0%25B7%25D0%25B4.%2B%25D1%2586%25D0%25B5%25D0%25BD%25D1%2582%25D1%2580%2B%25D0%2592%25D0%259B%25D0%2590%25D0%2594%25D0%259E%25D0%25A1%252C%2B2006.%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fs.siteapi.org%2Fecda36889c281a6%2Fdocs%2Fa010c6a810006b8460fada4576b2a30c9c55217f.pdf%26lr%3D10937%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D9398d52e447b649e77ae5e5652fd96fb%26keyno%3D0

Эльконин Д. Б. Психология игры/Д. Б. Эльконин// М., 2008, 226 с.

В монографии обобщаются основные материалы по теории психологии игры. Автор дает обстоятельный критический анализ современных зарубежных теорий игры, теоретически и экспериментально обосновывает новое (разработанное при непосредственном его участии) понимание игры, сложившееся в советской психологии, показывает значение игры для психического развития ребенка.

Монография изучена в интернет-источнике:
https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1685009315&tld=ru&lang=ru&name=Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры.pdf&text=Эльконин%20Д.%20Б.%20Психология%20игры%2FД.%20Б.%20Эльконин%2F%2F%20М.%2C%202008&url=https%3A%2F%2Fgpa.cfuv.ru%2Fcourses%2Fos-ped-mast%2FDoc%2F%25D0%259A%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25B3%25D0%25B8%2520%25D0%25B2%2520%25D1%2584%25D0%25BE%25D1%2580%25D0%25BC%25D0%25B0%25D1%2582%25D0%25B5%2520(pdf)%2F%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2520%25D0%2594.%2520%25D0%2591.%2520%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B.pdf&lr=10937&mime=pdf&l10n=ru&sign=01af2d0740c642730bc3a294599f61db&keyno=0&serpParams=tm%3D1685009315%26tld%3Dru%26lang%3Dru%26name%3D%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2520%25D0%2594.%2520%25D0%2591.%2520%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2520%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B.pdf%26text%3D%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2B%25D0%2594.%2B%25D0%2591.%2B%25D0%259F%25D1%2581%25D0%25B8%25D1%2585%25D0%25BE%25D0%25BB%25D0%25BE%25D0%25B3%25D0%25B8%25D1%258F%2B%25D0%25B8%25D0%25B3%25D1%2580%25D1%258B%2F%25D0%2594.%2B%25D0%2591.%2B%25D0%25AD%25D0%25BB%25D1%258C%25D0%25BA%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25B8%25D0%25BD%2F%2F%2B%25D0%259C.%252C%2B2008%26url%3Dhttps%253A%2F%2Fgpa.cfuv.ru%2Fcourses%2Fos-ped-mast%2FDoc%2F%2525D0%25259A%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525B3%2525D0%2525B8%252520%2525D0%2525B2%252520%2525D1%252584%2525D0%2525BE%2525D1%252580%2525D0%2525BC%2525D0%2525B0%2525D1%252582%2525D0%2525B5%252520%2528pdf%2529%2F%2525D0%2525AD%2525D0%2525BB%2525D1%25258C%2525D0%2525BA%2525D0%2525BE%2525D0%2525BD%2525D0%2525B8%2525D0%2525BD%252520%2525D0%252594.%252520%2525D0%252591.%252520%2525D0%25259F%2525D1%252581%2525D0%2525B8%2525D1%252585%2525D0%2525BE%2525D0%2525BB%2525D0%2525BE%2525D0%2525B3%2525D0%2525B8%2525D1%25258F%252520%2525D0%2525B8%2525D0%2525B3%2525D1%252580%2525D1%25258B.pdf%26lr%3D10937%26mime%3Dpdf%26l10n%3Dru%26sign%3D01af2d0740c642730bc3a294599f61db%26keyno%3D0


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра - как средство общения детей 3-4 лет

Занятие направленно на развитие доброжелательных отношени между детьми; создавать эмоционально-положительный настрой при общении со сверстниками, развивать способность общения детей посредством игры; ...

План работы над темой самообразования: «Игра как средство общения детей младшего дошкольного возраста »

Цель:  изучение возможности игры, как средство формирования навыков общения детей дошкольного возраста.Задачи:наполнить игровую деятельность детей дошкольного возраста активно-деятельным и э...

План – Таблица по самообразованию на тему: «Игра как средство общения детей первой младшей группы» 2021-2022 год.

Уважаемые родители! Основная часть развития  малышей состоит из игровых действий. Ребенок лучше усваивает и быстрее развивается, если с ним играть по ролям. Сюжетно-ролевые игры, способствуют раз...

Игра как средство общения детей младшей группы

Речевое развитие посредствам игровой деятельности...

"Коммуникативные танцы-игры как средство общения детей дошкольного возраста"

quot;Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества". В.А. Сухомлинский...