Проект "Откуда пришел хлеб"
проект (подготовительная группа)

Власова Татьяна Анатольевна

Проект для знакомства детей дошкольного возраста Откуда берётся хлеб.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkuda_hleb_prishel.docx35.2 КБ

Предварительный просмотр:

 

Проект

«Откуда хлеб пришел»

        

Педагогический проект

Тема: «Откуда хлеб пришел».

Актуальность: в последнее время наблюдается тенденция, что люди небрежно относятся к хлебу, выбрасывают его на помойку, не учат детей бережному отношению к хлебу. Мониторинг  детей выявил низкий уровень знаний о сельскохозяйственном труде, том кто и как выращивают хлеб, поэтому мы решили реализовать проект по этой теме.

Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Цель проекта: продолжать учить детей устанавливать причинно-следственные связи в явлениях природы в рамках детского экспериментирования; находить характерные признаки субъектов природы, дать представление о выращивании хлеба

Задачи проекта:1. Уточнить и закрепить представления детей  о последовательности этапов выращивания хлеба. Познакомить с профессиями: хлебороб, тракторист, комбайнёр, мельник, пекарь и с сельскохозяйственными машинами.

2. Развивать речь, творческое мышление, любознательность, способность сравнивать, обобщать, развивать экологическую культуру.

3. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве.

Вид проекта: познавательный.

Участники проекта:дети, родители, воспитатели.

Продолжительность:долгосрочный.

Ожидаемые результаты:

•Знать и называть сельскохозяйственные профессии, связанные с выращиванием зерновых культур.

•Знать и называть сельскохозяйственные машины, связанные с выращиванием зерновых культур.

• Знать и называть некоторые злаковые культуры.

•  Усвоение детьми этапов выращивания зерна.

•   Бережно отношение к хлебу.

•Умение детей в сюжетно-ролевых играх обыгрывать изученную тему.

Этапы проекта

1.Подготовительный.

• Поисковая работа по подбору иллюстративного материала по темам: ,,Сельскохозяйственные профессии‟, ,, Сельскохозяйственные машины‟ ,  ,,Злаковые культуры‟

• Подбор материала и иллюстраций для изготовления альбома « Откуда хлеб пришёл?»

• Заготовление земли и зёрен для выращивания овса.

•  Подбор литературных произведений по теме.

•  Подбор репродукций

•  Подбор загадок, пословиц, поговорок.

2. Практическая деятельность

Чтение сказок, рассказов и стихов

«Про булку белую и кашу пшеничную

«Петушок и два мышонка»

«Жерновцы»

«Колосок»

«Отцовское поле»

Э.Топлеуса « Три ржаных колоса»

М. Пришвин «Лисичкин хлеб»

С. Михалков « Булка»

Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

2. "Почемучка"– энциклопедия Москва – педагогика 1991г.

Почему земля такая добрая?

Почему хлеб бывает белым и черным?

Откуда в булочной хлеб?

«Что вкусней всего на свете?»

«Старинная мукомольная машина»

3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.

6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

7. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

8. Просмотр диафильма «Откуда хлеб пришел»

9. Занятия :

•Рисование « Золотой колосок»

•Аппликация « Сельскохозяйственная машина»

•Ознак. с окружающим  « Откуда пришёл хлеб»

10. Экскурсия на кухню « Выпечка булочек»

11. С/р игра « Хлебокомбинат»

Продукт проектной деятельности:

•Изготовление альбома « Откуда пришёл хлеб»

•Призентация

Снег растает в поле чистом,

Схлынет талая вода –

Побежит за трактористом

Ранним утром борозда.

Слышен летом до заката

Гул комбайнов у реки,

И везут на элеватор

Урожай грузовики.

Выйдут сеялки потом

Засевать поля зерном.

И черны, как из печи,

Провожают их грачи

Убран хлеб – и тихо стало,

Мелят мельницы зерно.

Поле – полюшко устало

И под снегом спит устало.

Летним днем

Осенним днем

Согреваем землю все мы

И любовью, и трудом!

- теперь вы понимаете, как должны потрудиться, чтобы у вас на столе всегда был хлеб; знаете почему надо хлеб беречь и уважать труд людей, чьими руками он сделан.

Руки человека.

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля,

Что была моим домом,

И сильным рукам моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Воспитанию положительного эмоционального отношения к труду хлеборобов помогали и беседы по картинам: «Поле летом», «Ужин трактористов», «Рожь» и др.

оспитатель: «Русская пословица гласит: не трудиться - хлеба не добиться. Посмотрите, какие изделия выпекают на хлебозаводе (показ иллюстраций). Послушайте пословицы и

поговорки о хлебе:

- будет хлеб - будет и песня;

-хлеб - всему голова;

-хлебушек ржаной - отец родной;

-много снегу - много хлеба;

-с хлебом русский человек - богатырь из века в век;

-хлеб - наше богатство;

-рожь поспела - берись за дело;

-у кого хлеб родится, тот всегда веселится.

Жил мальчик Юра. Он каждый день ел хлеб, но не знал, откуда этот хлеб.
Как-то утром мама отправила его гулять, а в руки дала вкусный румяный бублик.
Думаете, Юра стал есть его или спрятал в карман? Нет, он бросил бублик на асфальт…
Почуяв приятный запах хлеба, из-за кустов выбежал растрепанный щенок, который очень любил играть с детьми.
— Лови шайбу, Пушок! — крикнул мальчик и ударил бублик клюшкой. Покатился бублик, кинулся за ним Пушок, а Юра — наперерез… Ну, чем не хоккей!
Спешил куда-то мужчина с портфелем, укоризненно покачал головой:
— Ай-ай, мальчик не знает цену хлебу!
Шла мимо женщина — остановилась:
— Ой, этот невежда не знает, откуда берется хлеб!
Стыдно и грустно стало Юрику от их слов. Так стыдно и грустно, что чуть не заплакал. Даже Пушок виновато притих.
Тут, откуда ни возьмись, перед мальчиком появился седой-седой старичок, похожий на доброго Хоттабыча из сказки.
— Не грусти, — говорит, — сынок. Пожилые люди умеют уважать хлеб, учись этому и ты. Возьми-ка волшебный бинокль и посмотри в него.
Взял Юра чудо-бинокль, посмотрел — и не поверил своим глазам: перед ним расстилалось широкое поле…
— Поле! — радостно воскликнул мальчик. — И какие-то машины снуют по нему… Что они там делают, дедушка?
— Это колхозные поля. А те машины — трактора. Каждый трактор тянет за собой плуги, которые пашут землю. — Зачем они это делают?
— Чтобы уничтожить корни бурьянов, ведь они заслоняют солнце стебелькам пшеницы, высасывают из почвы полезные вещества.
— Но я не вижу там никакой пшеницы, — возразил Юра. — Конечно, сначала надо вспахать землю, хорошо распушить ее боронами и культиваторами, а уже потом можно будет сеять.
— Хлеб начинается о зерна. Вон трактор с тремя сеялками, а за сеялками бороны тянутся по земле.
— В ящик сеялки колхозники насылают семена пшеницы. Оттуда по трубам-сошникам зернышки попадают в почву, бороны присыпают их пушистой землицей.
— А я уже знаю, что будет дальше, — перебил Юрик. — Из зернышек вырастет густая зеленая трава. Но неужели из нее делают хлеб?
— Нет, — засмеялся старичок. — Зернышки и правда прорастут вскоре зелеными стебельками, но до хлеба еще далеко.
— Вижу снег! — вдруг воскликнул тревожно мальчик. — Он падает на зеленые всходы. Значит, погибнет теперь посеянная пшеница? Но старичок успокоил его:
— Всходы не боятся снега. Под ним, как под теплым одеялом, они перезимуют, а весной будут расти дальше.
— Зачем же трактора выезжают на заснеженное поле? — Чтобы задержать побольше снега. Пригреет весеннее солнышко, растает снег и щедро напоит землю.
— А весной по мерзлоталой почве на посевы озимой пшеницы самолеты и вертолеты распыляют минеральные удобрения, чтобы лучше родило поле.
— Умоется потом пшеница теплыми дождями, согреется под ясным солнцем, и на каждом стебельке появится колосок, наполненный зернами.
Смотри: будто безбрежное море, золотым колосом играет хлебное поле. Дозревает урожай, скоро пора уборки — жатва.
— Теперь на поле выходят комбайны. Это такие машины, которые умеют косить пшеницу, молотить зерно, еще и солому укладывают в копны.
— Зерно, намолоченное комбайном, грузовые машины отвозят на механизированный ток. Там его очищают от мякины и от семян бурьянов, сушат и сортируют.
— После этого автомобили, баржи и поезда везут его на элеватор, где оно хранится.
— Я вижу, дедушка, — восхищенно сказал мальчик, — к причалу пристала баржа. В зерно погружаются длинные шланги, похожие, на хоботы. Элеватор всасывает его, как слон, который пьет воду.
— А почему элеваторная башня гудит и содрогается, будто под землей бурлит вулкан?
— Это машины веют, моют, сушат зерно. По транспортным галереям зерновые потоки мчат на мельницу. Там их перерабатывают на муку, которую просеивают, сортируют.
— С элеватора мука идет на заводы, где из нее выпекают хлеб, бублики и другие вкусные изделия.
— Люди придумали много автоматов, которые развешивают муку на отдельные порции, добавляют туда воду, соль и дрожжи, замешивают тесто, разрезают его на куски и подают в печь.
— И вот из печи, будто гуси-лебеди, выплывают пышные, румяные, душистые хлебы.
После этого хлеб грузят в автофургоны и везут в магазины, в рабочие столовые и детские садики.
— Выходит, дедушка, что хлеб вырабатывают для меня и трактористы и комбайнеры, и шоферы, и летчики, и рабочие на заводе?
— И не только они, — ответил старичок, — а и шахтеры, и металлурги, и ученые…
Мальчик хотел еще о чем-то спросить, но тот старичок был вероятно, волшебником: как неожиданно появился, так неожиданно и исчез. Оглянулся вокруг Юра — нет нигде доброго Хоттабыча.
Побежал домой мальчик и еще с порога весело крикнул: — Мама, я знаю, откуда берется хлеб. Он рождается из земли, дождя и солнца, из труда многих-многих людей.
Мама обняла его и тихо сказала:
— Хлебом кормит тебя Родина, сынок. Никогда не забывай об этом. Всегда уважай тех, кто отдает хлебу всю свою жизнь.
Помни: хлеб — сила и слава страны. Цени и береги его, как мать, как нашу родную Советскую Родину.

Чтение стихотворений вместе с детьми. «Булка» С. Михалкова,

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке.
Люди хлеб в полях лелеют,
Сил для хлеба не жалеют.

***

Не сама собой природа
Хлеб на блюде подает 
Сколько требует ухода 
мать-земля за целый год. 
Когда за столом вы, ребята, сидите, 
То помните, кто для вас хлеб создает. 
Колхозник, рабочий, строитель, 
учитель, Шахтер, машинист - народ!

Актуальность: Значение хлеба в жизни человека

Проблема: Как к нам пришел хлеб?

Гипотеза: Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему

Цель: Проследить путь от зерна до буханки хлеба.

Задачи:

  • выяснить значение слова “хлеб”;
  • узнать о профессиях людей, которые помогают попасть хлебу на стол;
  • познакомиться с тем, как выпекают хлеб;
  • выпустить буклет “Рецепты из черствого хлеба”

ель: Познакомить детей с процессом выращивания и приготовления хлеба;

Задачи:

Показать детям, что хлеб основа жизни человека, что процесс выращивания хлеба очень длительный и трудный, поэтому все мы должны бережно относиться к хлебу, уважать труд людей, выращивающих его.

Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду людей участвующих в его выращивании и в производстве; бережное отношение к хлебу;

Коррекция внимания, памяти и мышления, словарного запаса, развитие словесной устной речи и расширения словарного запаса.

Методические приемы:

Рассказ воспитателя, дать понятие о истории развития земледелия, чтение стихов, работа с пословицами, загадки, рассматривание иллюстраций, вопросы к детям, ответы детей на вопросы итоговые; практическая деятельность.

Материал:

Картинки, стихи, хлеб пшеничный и ржаной, сушки, печенье, булочки, баранки, пряники.

Предварительная работа:

1. Чтение сказок, рассказов и стихов

  • «Про булку белую и кашу пшеничную»
  • «Петушок и два мышонка»
  • «Жерновцы»
  • «Колосок»
  • «Отцовское поле»
  • «Откуда берется хлеб»

2. "Почемучка" – энциклопедия Москва – педагогика 1991 г.

  • Почему земля такая добрая?
  • Почему хлеб бывает белым и черным?
  • Откуда в булочной хлеб?
  • «Что вкусней всего на свете?»
  • «Старинная мукомольная машина»

3. Рассматривание иллюстрации к сказкам, на которых изображены старинные орудия труда.

4. Рассматривание колосков злаковых культур: ржи, ячменя, овса, пшеницы.

5. Рассматривание зерна, чем они отличаются друг от друга.

6. Рассматривание картин, иллюстраций с изображением процесса выращивания, обрабатывания, сбора, сортировки, хранения зерновых культур.

7. Заучивание пословиц и поговорок о хлебе.

8. Словарная работа:

Пахота, сев, борона, плуг, жатва, нива, комбайнер, элеватор, солома, амбар, элеватор чана.

Ход занятия :

Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый.
                        (Хлеб)

Молодцы.

А тема нашего занятия «Откуда хлеб пришел».

 Он каждый день на нашем столе.

Без него не обходится ни завтрак, ни обед, ни ужин.

Он питает нас на протяжении всей нашей жизни.

Хлеб наш верный друг, его имя надо произносить с любовью и теплотой.

Хлеб на столе - это богатство в доме, так считалось испокон веков.

Но очень редко кто задумывается, когда берет хлеб в руки, о том, сколько, же людей приложили свои руки, чтобы хлеб появился на нашем столе?             

(на подносе буханка белого и черного хлеба)

Какие хлебные изделия мы еще употребляем в пищу?             (отв. детей)

Снимаю салфетку со стола, на котором находится выставка: Хлеб белый и ржаной, сушки печенье, пряники.

Дети рассматривают выставку.

- Какой запах?   (ароматный, приятный…) А что любите вы?

-Ребята, вспомните, люди каких профессий, выращивают хлеб?

Отв. детей: (тракторист, комбайнер, шофер, агроном).

-А одним словом они называются…             ХЛЕБОРОБЫ.

Ребята, какими качествами должны обладать люди этих профессий?

Святое дело – вырастить хлеб.

Пашут каждую весну
Подымают целину
Сеют, жнут, ночей не спят                            
С детства знай как хлеб растят.      Стас В

Хлеб ржаной, батоны, булки
Не добудешь на прогулке 
Люди хлеб в полях лелеют
Сил для хлеба не жалеют.

- Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины.

Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит…. трактор.

Кто ведет его ….. (Тракторист)

Трактор тянет за собой железный плуг, который глубоко вспахивает землю. (Картинка)                                                                 

Трактора выходят в степи,
Тянут плуги на прицепе.             Денис Х

 Режут плуги, как ножом,
 Жирный сочный чернозем.

И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой.

-Ребята, а кто знает. Как пахали раньше?     (картинка)

Теперь можно начинать сеять!

Там, где тракторы прошли.

Неглубокие бороздки

В черной пашне пролегли.           Толя М.

И до вечера и позже

До полночи с темнотой

Зерна сыпались как дождик

Точно дождик золотой.

К трактору прикрепляют… сеялки,

и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна.            (картинка)

А раньше сеяли руками.                  (картинка)

Вот пшеница взошла. Все лето созревают зерна в колосьях. Поле в это время очень красивое.                       (картинка)                                                                     

Солнце чертит в небе полосы, 
 Птицы песню завели ….
Созревай же колос к колосу,         Коля П.

Сладкий хлеб моей земли.

- Хлебное поле еще называют, словом             Нива

Нива, моя нива,
Нива золотая!
Зреешь, ты на солнце,
Колос наливая.
По тебе ответру,
Словно в синем море,
Волны так и ходят,
Ходят на просторе;
Над тобою с песней                      Коля Д.
Жаворонок вьется,
Над тобою туча
Грозно пронесется.
Зреешь ты и спеешь.
Колос наливая,
О людских заботах
Ничего не зная.
Унеси ты, ветер,
Тучу грозовую!
Сбереги нам, Боже,
Ниву трудовую.

-Так как же   еще называют хлебное поле?    

Но вот зерна созрели. Начинается       жатва.     И на поле выходят другие машины.

 “Он идет волну сечет, из трубы зерно течет”

Так какие машины выходят в поле?

 А кто работает на комбайне     (комбайнер).

- Что же делает комбайн?      (жнет )    (картинка)

- Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера.

-А кто знает, как убирали раньше?

Хлеб созрел, но к нам на стол
Прямо с поля не пошел,

С поля даже в магазины             Федя Л.      

Хлебу ехать рановато.

Он уселся на машину.
И спешит на элеватор.

Машины везут зерно на ток – это большая открытая площадка, где зерно очищают и просушивают под солнцем.

Потом часть зерна везут в амбары для семян. А остальное зерно везут на элеваторы – специальные сооружения для хранения зерна.

Чтобы получить хлеб и другие хлебные изделия, зерно из элеваторов везут на мукомольные заводы или мельницы, где мелют его в муку.

Вот на мельнице пшеница,
Здесь такое с ней творится!          Влад С.          
В оборот её берут!
В порошок её сотрут!

-А как же мололи муку раньше?      (жернова)

-Стали зернышки мукою.

Куда же потом?

Ответы детей (на хлебозавод).

- Правильно муку везут на хлебозавод.

А зачем ее туда везут?             

На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской.

Но прежде, чем замесить тесто нужно что-то добавить в закваску.

Может быть, кто-то знает, что добавляют ваши мамы и бабушки, чтобы получить тесто, а для этого мы поиграем в игру: «Испеки каравай»

Ребята, вспомните мы смотрели презентацию, как на хлебозаводе специальные машины вымешивают тесто. Другие машины режут его на одинаковые части, придают им разные формы и отправляют  в большие печи для выпечки хлеба, батонов, булочек, баранок и всего того, что мы так любим.

 «Вот он хлебушек душистый»

Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.

Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её.

Повторение пословицы детьми  (хором).

- Ребята, вот два конверта, в каждом конверте было по пословице, но пословицы рассыпались, и я не знаю, как их собрать. Кто мне поможет?

“Без хлеба – нет обеда”

“Хлеб – батюшка, вода – матушка”

Дети собирают пословицы, читают и объясняют.

Ребята, давайте вспомним, о чем мы сегодня беседовали, какие работы выполняют на полях хлеборобы?

Что делает тракторист?   Комбайнер?   Водитель?

Ответы детей. (пашут, боронуют, сеют, удобряют, жнут).

Какие машины помогают хлеборобам?

Ответ детей (трактора, комбайны, грузовые машины)

-Как нужно относиться к хлебу?     Ответы детей.

«Хлеба надо брать столько, сколько съешь»

«Хлеб надо всегда доедать»

«Хлеб нельзя бросать на пол»

Я надеюсь. Теперь ни один из вас не осмелится бросить даже кусочек хлеба, да и другим ребятам объяснит, почему так делать не надо.

Хлеб валяться не имеет права

Потому, что если хлеб в пыли      Вася Г.

Самая великая держава

Не поднимет крылья от земли.

Практикум:

1.       Замешивание теста.

2.       Изготовление булочек.

3.       Выпечка булочек.

4.       Чаепитие.

Занятие «Откуда пришел хлеб?»

Программное содержание. Уточнить и закрепить представления детей о выращивании хлеба. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, участвующих в его выращивании и производстве. Развивать связную речь детей.

Материал. Иллюстрации с изображением сельскохозяйственных работ.

Предварительная работа. Экскурсии и прогулки на поле в разное время года. Знакомство с работой хлеборобов, продавцов хлебного магазина.

Ход занятия. На столе у воспитателя, на подносе, лежит круглый хлеб.

На доске развешаны картины с изображением основных этапов работы хлеборобов по выращиванию зерновых культур.

Воспитатель, показывая детям хлеб, говорит:

- На подносе лежит хлеб. Давайте, дети, вспомним, кто потрудился, чтобы этот каравай был сейчас у нас на столе. Давайте вспомним, как готовились хлеборобы к тому, чтобы вырастить хороший урожай.

Дети рассказали, как колхозники удобряли поле, задерживали на нем снег. Воспитатель предложил найти и описать соответствующую картину, сравнить изображение с тем, что они наблюдали во время экскурсий и прогулок.

Так, постепенно во время беседы воспитатель помог детям вспомнить об основных видах работ хлеборобов. Дети охотно рассказывали обо всем, что было им знакомо. Речь детей была образной, связной. Они активно использовали слова, которые усвоили в процессе знакомства с художественной литературой, во время наблюдений, дидактических игр.

Педагог акцентировал внимание детей на нравственной стороне труда хлеборобов:

- Дети, расскажите, как трудятся хлеборобы.

Ребята отметили, что хлеборобы помогают друг другу, что труд их нелегкий, но очень нужный всем людям, потому что без хлеба никто не может жить.

- Как можно назвать хлеборобов: какие они люди?

- Хлеборобы трудолюбивые, смелые, добрые, заботливые...

- Да, дети, хлеборобов можно назвать еще и мужественными. Труд их нелегкий, но они любят его, гордятся им. И страна наша благодарит их за добросовестную работу, награждая орденами и медалями.

- Теперь вы понимаете, как должны люди потрудиться, чтобы у нас на столе всегда был хлеб; знаете, почему надо хлеб беречь и уважать труд людей, чьими руками он сделан. Послушайте стихотворение «Руки человека».

              РУКИ ЧЕЛОВЕКА

Склонила тяжелую голову рожь:

«Спасибо вам, солнце и ласковый дождь!

Спасибо земля,

Что была моим домом,

И сильным рукам,

Моим старым знакомым.

Я помню, как руки трудились упорно,

Чтоб в землю посеять янтарные зерна,

А нынче они урожай берегут.

Спасибо вам, руки,

За добрый ваш труд!

Я долгую зиму в земле пролежала,

Ютилась под снегом,

От стужи дрожала,

Но солнце меня отогрело давно,

И я принесла золотое зерно.

Кто хочет, отведайте хлеба ржаного!

А если меня вы посеете снова,

Я снова под снегом дорогу найду

И колосом стану, И к людям приду».

Я. Дягутите

Дидактическая игра «Как хлеб на стол  

                            пришел»

Дидактическая задача. Закреплять представление о том, что хлеб нужен каждому человеку, что в нашей стране для всех людей хлеб растят хлеборобы на огромных полях, что современные машины помогают им в работе. Воспитывать уважение и благодарное отношение к труду хлеборобов. Закреплять знания детей о последовательности этапов выращивания хлеба. Упражнять в правильном употреблении названий основных профессий, связанных с получением хлеба (тракторист, сеяльщица, комбайнер, рабочие зернотока, пекарь),сельскохозяйственной техники, помогающей выращивать хлеб(трактор, комбайн, сеялка, борона). Развивать связную речь детей.

Игровые правила. Дети должны показывать картинку в соответствии с рассказом водящего.

Игровые действия. Сигнал, после которого может быть показана картинка; правильный показ отмечается красной фишкой, неправильный - синей.

Материал. Карточки с изображением различных профессий хлеборобов и машин, помогающих им в труде.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

- Вспомните, ребята, народные пословицы о хлебе. (Просит ответить нескольких детей.) Да, «хлеб - всему голова» - гласит пословица. Мы с вами бывали в гостях у хлеборобов, много читали об их труде, а сегодня поиграем и вспомним тех, с кем встречались, какие машины видели во время их работы на поле. Я раздам вам картинки, внимательно рассмотрите их. Не правда ли, мы с вами как будто опять в гостях у хлеборобов? Кто-то из вас, на кого покажет стрелка, будет рассказывать, что мы видели, а у кого такая картинка, тот покажет ее. Не ошибайтесь, слушайте внимательно! Но показать картинку можно лишь после сигнала (хлопок), который даст водящий.

Водящего выбирают считалочкой. Первым рассказывает воспитатель, подавая пример детям.

- Весной в поле выходят машины. У человека, ведущего эту машину, много работы: нужно поле вспахать, разрыхлить землю - быстро подготовить ее для посева семян. Еще одна пословица гласит: «Весенний день - год кормит». Чтобы был большой урожай, нужно хорошо подготовить землю и посеять зерно (водящий подает сигнал). Тот, у кого картинка с изображением трактора, поднимает ее и называет: «Трактор, его ведет тракторист». Затем рассказывают дети:

- Через некоторое время мы опять на поле. Здесь уже работают другие машины. Зерна падают ровно в землю. В колхозах поля огромные. Только используя машины, можно быстро засеять их (сигнал).

Ребенок поднимает картинку с изображением сеялки и говорит:

- Это сеялка, на ней работают сеяльщицы. 
Другой ребенок, продолжая игру, рассказывает:

- На поле зерна прорастают, появляются всходы. Летом все поле в золотистых колосьях. Хлебные поля похожи на море. Подует ветер, и колосья закачаются, как золотые волны. Когда приходит осень, колосья становятся совсем золотыми. Хлеб созрел. Пришла пора быстро убирать урожай, а то колоски могут осыпаться, и зерна хлеба упадут на землю. И снова в поле вышли машины (сигнал).

Один из играющих показывает карточку с изображением комбайна и говорит:

- Это комбайн, ведет его комбайнер. А потом на машинах, украшенных флагами, везут зерно в новый дом (сигнал).

Следующий ребенок поднимает картинку, на которой нарисован элеватор, куда на машинах привозят после уборки с полей и сушки хлеб.

- Это элеватор. Хлеб везут на элеватор, - говорит он. – Дальше зерно отправляется в города, где из него делают муку на мукомольных заводах. Потом на специальных машинах муку везут на хлебозаводы, и в пекарни (сигнал).

Участник игры поднимает картинку с изображением специальных машин - муковозов и говорит:

- Пекари пекут хлеб. Из пекарни на специальных машинах хлеб везут в магазины. А в магазине люди покупают все, что им нужно (сигнал).

Кто-то из играющих показывает картинку, на которой изображены разные хлебные изделия.

В ходе игры ведущий оценивает действия ребят: тому, кто по сигналу поднял нужную картинку, правильно назвал профессию и машину, выдается красная фишка, кто ошибся - получает синюю фишку. Тот из играющих, кто набрал большее число красных фишек, выигрывает (считается победителем). Игра усложняется путем использования новых картинок с другими машинами и профессиями.

Проводилась эта игра с группой детей сначала под руководством воспитателя, а затем самостоятельно, когда дети хорошо усвоили все игровые правила и действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

откуда пришел хлеб

путь хлеба от поля до магазина...

Самоанализ познавательного занятия "Откуда пришел хлеб"

Рекомендовано для воспитателей детского сада....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

Интегрированное занятие "Откуда пришел хлеб".

Дети составляют рассказы о процессе получения хлеба, с помощью схем. Во второй половине занятия дети вместе с воспитателей сами учавствуют в процессе изготовления печенья....

"Откуда пришел хлеб"

« Откуда хлеб пришел»( интегрированное занятие в логопедической,  подготовительной к школе группе)Цели:Уточнить и закрепить представление детей о выращивании х...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. "Откуда пришел хлеб".

Конспект занятия  в старшей группе на тему "Откуда пришел хлеб"....