Консультация для воспитателей Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии
консультация

«Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии».

Консультация для педагогов.

 

        

Особенности детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

  • Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
  • Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  • Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Общие задачи музыкального воспитания (по программе Ветлугиной):

1.Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

4.Развивать общую музыкальность путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.

6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

 

Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Условия для успешной работы с детьми:

  • Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенноятей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.
  • Знание основной общеобразоватнльной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  • Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.
  • Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
  • Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, свое речи.
  • Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.
  • Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Виды музыкальной деятельности.

  • Слушание музыки (восприятие)
  • Исполнительство -  пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество.

 Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки (восприятие)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Игра на детских музыкальных инструментах – вид исполнительской деятельности.

Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика – это средство решения коррекционных задач:

    - развитие внимания и памяти;

    - развитие координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);

     - развитие дыхания при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки и др.);

    - развитие музыкально-ритмического чувства.

 

Пениевид исполнительской деятельности.

Это один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

. Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности.

Включает в себя упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

 «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение. Они могут использоваться и в самостоятельной деятельности детей.

 

. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

 

Творчество – вид исполнительской деятельности.

  Предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в разных видах деятельности. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Музыка – средство развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

 

Использование праздников и развлечений  в целях коррекционно-воспитательной работы.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Сопричастность дошкольников к всенародным праздникам – это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждение у них чувства любви к Родине.

Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал. который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Музыкальные руководители и воспитатели согласуют сценарии утренников с логопедом. Вместе с ним они подбирают стихотворения, инсценировки, продумывают соответствующую речевую работу, распределяют роли. При этом необходимо учитывать не только возраст детей, но и их психологические особенности: одни из них в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. Речь детей первого года обучения ещё крайне ограничена, иногда полностью отсутствует (1-й уровень ОНР). Поэтому программа утренников в сравнении с программой детей старшего возраста массовых детских садов значительно упрощается не только по содержанию, но и по объёму. Если в массовых детских садах к утреннику разучивается 5-6 песен, 3-4 танца, то, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, нужно ограничиться двумя песнями и одним-двумя танцами. Для пятилетних детей с общим недоразвитием речи при подборе репертуара следует примерно ориентироваться на программу второй младшей – средней групп детского сада, особенно в первом полугодии. В зависимости от периода работы с детьми (особенно в начале первого года обучения) исполнителями стихов и ролей на празднике могут быть взрослые и принимающие посильное участие в них дети. Это обусловлено как сложностью структуры речевого дефекта, характерологическими особенностями детей, так и большой нагрузкой коррекционной работы с ними. Начиная с новогоднего утренника, дети постепенно привлекаются к участию в утреннике. Сценарии утренников должны быть несложными, простыми по содержанию, занимательными по форме, непродолжительными по времени в зависимости от этапа работы с детьми (от 15 до 45 мин). Специфика работы с детьми не допускает совместного проведения утренников с детьми массовых групп. Желательно не объединять пятилетних детей с детьми подготовительной группы с тем же дефектом.

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Важно обеспечить регулярное повторение отработанного материала, использовать при этом разнообразные методические приёмы. Не следует брать речевой материал, танцы, песни, требующие усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей. Многочисленные дополнительные занятия вредны, так как повышают утомляемость детей. Праздники в детском саду – это прежде всего радость для детей, а не только для гостей, присутствующих на утренниках.

Вывод.

 

Таким образом, виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.


Литература:

1.Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального вос­питания в детском саду. — М., 1983.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.,2002.

3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.,2002.

5.Филичева Т.Б. Рекомендации к работе музыкального руководителя//Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.,2005.

6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М.,2005.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.,2003.

8. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. – ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2008
9.Выготский Л. С. Психология искусства. — М., 1968.
10.Орлов А. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.
11.Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. — М., 1997.
12.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.,1987.
13.Руднева С, Фиш 3. Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

14.Статья: «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» учитель-логопед Голикова Елена Олеговна

(кандидат педагогических наук).

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии».

Консультация для педагогов.

        

Особенности детей с речевыми нарушениями.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобранных приемов, дети преображаются: положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится их речь. Основные особенности детей с речевыми нарушениями можно свести к следующим:

  • Помимо собственно речевого нарушения, у них наблюдаются нарушения и других видов деятельности (изобразительной, некоторых видов музыкальной и др.)
  • Отмечается нарушение психических процессов, проявляющееся в недостаточном развитии восприятия, внимания, памяти, слабой ориентировки в пространстве, нарушении процессов возбуждения и торможении, их регуляции (замедленное включение в деятельность, недостаточная заинтересованность).
  • Наблюдается недостаточное развитие личности ребёнка (самосознания, самооценки, взаимоотношений с окружающими людьми, мотивации, волевых процессов).

Не зря, особенно в последние годы, музыкальное воспитание включено в систему, в комплекс методик артпедагогики и арттерапии в специальном образовании.

Общие задачи музыкального воспитания (по программе Ветлугиной):

1.Воспитывать любовь и интерес к музыке.

Эта задача решается путём развития музыкального восприятия и музыкального слуха.

2. Обогащать музыкальными впечатлениями, знакомя детей с разнообразными произведениями.

3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально-ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.

4.Развивать общую музыкальность путём развития основных и неосновных музыкальных способностей.

5. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса на основе первоначальных впечатлений о музыке.

6. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности (пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игру на музыкальных инструментах) и все формы организации музыкальной деятельности (занятия, праздники и развлечения, самостоятельная музыкальная деятельность детей, музыка в повседневной жизни).

7. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями.

Музыкальное воспитание в детском саду проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на решение задач коррекционных, к которым относятся следующие:

1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера. Помочь каждому ребенку почувствовать свой успех, самореализоваться в каком-либо виде музыкальной деятельности, развиваться более гармонично.

2. Нормализация психических процессов и свойств; памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения. Контакты с музыкой способствуют развитию внимания, обеспечивает тренировку органов слуха. Первый помощник в этом – хорошо развитое музыкальное восприятие.

3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата; развитие равновесия, свободы движений, снятие мышечного напряжения, улучшения ориентировки в пространстве, координация движений, развитие дыхания, воспитание правильной осанки и походки. Специалисты утверждают, что коррекция движений сказывается на речи (Р.Б.Стеркина, К.В.Тарасова, Г.П.Визель). По мнению Г.А.Волковой («Логоритмика», М.: Просвещение, 1985) «Выполнение ритмических упражнений на фоне положительного эмоционального возбуждения способствует воспитанию правильной речи, поскольку речь воспроизводится из стремления к общению, к участию в игре, в двигательной импровизации».

4. Исправление ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончаний слов.

Условия для успешной работы с детьми:

  • Знания психофизических и речевых особенностей детей, учёт этих особенноятей, состава группы и её речевого профиля при планировании работы.
  • Знание основной общеобразоватнльной программы, как основного документа, в котором изложен объём навыков по всем видам музыкальной деятельности для каждой возрастной группы.
  • Совершенствование взаимосвязи музыкального руководителя с учителем-логопедом.
  • Укрепление здоровья детей, их психоэмоционального и физического состояния.
  • Требовательность к себе, которая предполагает выдержку в работе с детьми и взрослыми, внимание к своему поведению, свое речи.
  • Творческий подход в выборе при выборе материала, методических приёмов.
  • Соблюдение дидактических принципов обучения: систематичность, последовательность, повторность, сознание и активность, наглядность, доступность и постепенное повышение требований, внимание к каждому ребёнку, учёт его возрастных, речевых, индивидуальных особенностей и потребностей.

Виды музыкальной деятельности.

  • Слушание музыки (восприятие)
  • Исполнительство -  пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах, творчество.

 Обратим внимание на некоторые особенности в работе над этими видами деятельности с детьми, страдающими нарушениями речи.

Слушание музыки (восприятие)

Слушание музыки является самостоятельным видом музыкальной деятельности. Вместе с тем оно лежит в основе всех других ее видов, т. е. по сути является ведущим. Слушание музыки обогащает эмоциональную сферу детей, расширяя их кругозор, влияет на развитие речи и формирование личности в целом; оказывает действенную помощь в решении коррекционных задач. У детей с нарушениями речи очень важно развивать музыкальное восприятие, которое в свою очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т. е. способствовать решению важнейших коррекционных задач.

Игра на детских музыкальных инструментах – вид исполнительской деятельности.

Значимость такого вида музыкальной деятельности, как игра на музыкальных инструментах очень велика – это средство решения коррекционных задач:

    - развитие внимания и памяти;

    - развитие координации движений (бубен, барабан, маракасы и др.);

    - развитие мелкой моторики пальцев рук (металлофон, колокольчик треугольник);

     - развитие дыхания при игре на духовых инструментах (свистульки, дудочки и др.);

    - развитие музыкально-ритмического чувства.

 

Пение – вид исполнительской деятельности.

Это один из важнейших видов музыкальной деятельности. Пение давно используется как одно из реабилитационных средств для заикающихся и для тех, кто имеет нарушения речи. Пение помогает исправлять ряд речевых недостатков: невнятного произношения, проглатывания окончаний слов, особенно твердых, а пение на слоги «ля-ля», «ти-ли-ли», «ту-ру-ру» способствуют автоматизации звука, закреплению правильного произношения.

. Музыкально-ритмические движения –  вид исполнительской деятельности. 

Включает в себя упражнения, пляски, игры. Игра является основным видом деятельности дошкольников. С их помощью в интересной  и непринужденной форме можно успешно решать стоящие перед педагогом коррекционные задачи.

 «Движение – это тоже речь, выражающая сущность ребенка» (В. Генералова). Даже если ребенок молчит, но движениями передает характер музыкального произведения, выражает свое отношение к нему, если правильно выполняет двигательные упражнения по заданию педагога, – значит, он реагирует на слово, думает, запоминает, действует.

Среди музыкально-ритмических движений большое место занимают музыкально-ритмические упражнения. Без них в логопедических группах не обойтись. Помимо упражнений, к музыкально-ритмическим движениям относятся и танцы: парные, танцы с пением, хороводы, сюжетные, национальные, характерные. Танцы с пением и хороводы очень полезны для детей с нарушениями речи, поскольку помогают им координировать пение и движение. Они могут использоваться и в самостоятельной деятельности детей.

. Музыкально-дидактические игры, дидактические упражнения и задания, некоторые игры с пением способствуют развитию фонетико-фонематического слуха, развивают звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух, помогают в развитии внимания, памяти, мыслительных процессов.

Творчество – вид исполнительской деятельности.

  Предполагает развитие у детей творческого воображения, активности, способности к импровизации в разных видах деятельности. В работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, творчество является не самоцелью, а скорее всего средством коррекции, помогающим преодолеть стеснение, снимающим напряжение, а также развивающим воображение, внимание, память.

Логоритмика – система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки и движения, музыки и слова, слова и движения, направленных на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач.

Она связана с игротерапией, с психогимнастикой и с методикой музыкального воспитания в целом. «Главная задача логоритмики – воспитание и развитие чувства ритма через движение путем развития слухового внимания и улучшения речи путем воспитания ритма речи» (З.Пунина, Л.Брозелло «Ритмика для детей с расстройством слуха и речи»).

Музыка – средство развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности.

В связи с особыми потребностями плохо говорящих детей, музыка для них является особым средством развития эмоционально-волевой сферы, двигательной, речевой и умственной деятельности. Влияние музыки на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает (эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например, рисование под музыку), объединяет (во время любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически), концентрирует (музыка звучит – играю на ложках, музыка закончилась – не играю).   Развитие координационных способностей происходит во время движений телом, частями тела под музыку (хлопки, притопы), во время исполнения танцевальных движений.

Развитие речи во время музыкальных занятий связано с развитием навыков произношения звуков, слогов, слов, фраз (при подпевании), с расширением пассивного и активного словаря (во время разучивания песен).

Развитие умственной деятельности происходит в процессе различения музыкальных параметров, узнавания музыки, распознавания музыкальных инструментов, осознанного выбора музыки, осознание содержания песен.

Использование праздников и развлечений  в целях коррекционно-воспитательной работы.

Особое место в системе воспитания детей с речевыми расстройствами занимают праздники. Высокий эмоциональный подъём, ожидание торжественного события обостряют чувства детей, они лучше воспринимают и усваивают материал содержания песен, стихов.

Положительный эмоциональный фон праздников и развлечений даёт возможность наиболее эффективно решать задачи коррекционно-воспитательной работы с детьми с тяжёлыми речевыми нарушениями.

Сопричастность дошкольников к всенародным праздникам – это особое средство ознакомления их с явлениями общественной жизни, возможность обогащения новыми впечатлениями, пробуждение у них чувства любви к Родине.

Участвуя в праздничных утренниках, развлечениях, дети приобретают не только новые навыки, знания, но и закрепляют тот материал. который был отработан на занятиях. У детей постепенно начинают развиваться чувство уверенности и творческие способности.

Музыкальные руководители и воспитатели согласуют сценарии утренников с логопедом. Вместе с ним они подбирают стихотворения, инсценировки, продумывают соответствующую речевую работу, распределяют роли. При этом необходимо учитывать не только возраст детей, но и их психологические особенности: одни из них в силу отставания в развитии, отсутствия достаточной речевой практики, молчаливы, нерешительны, внутренне скованны, другие, наоборот, двигательно беспокойны, расторможены и часто недостаточно осмысленно многоречивы. Речь детей первого года обучения ещё крайне ограничена, иногда полностью отсутствует (1-й уровень ОНР). Поэтому программа утренников в сравнении с программой детей старшего возраста массовых детских садов значительно упрощается не только по содержанию, но и по объёму. Если в массовых детских садах к утреннику разучивается 5-6 песен, 3-4 танца, то, учитывая специфику работы с детьми-логопатами, нужно ограничиться двумя песнями и одним-двумя танцами. Для пятилетних детей с общим недоразвитием речи при подборе репертуара следует примерно ориентироваться на программу второй младшей – средней групп детского сада, особенно в первом полугодии. В зависимости от периода работы с детьми (особенно в начале первого года обучения) исполнителями стихов и ролей на празднике могут быть взрослые и принимающие посильное участие в них дети. Это обусловлено как сложностью структуры речевого дефекта, характерологическими особенностями детей, так и большой нагрузкой коррекционной работы с ними. Начиная с новогоднего утренника, дети постепенно привлекаются к участию в утреннике. Сценарии утренников должны быть несложными, простыми по содержанию, занимательными по форме, непродолжительными по времени в зависимости от этапа работы с детьми (от 15 до 45 мин). Специфика работы с детьми не допускает совместного проведения утренников с детьми массовых групп. Желательно не объединять пятилетних детей с детьми подготовительной группы с тем же дефектом.

Дети с системными речевыми нарушениями с трудом усваивают новый материал, у них недостаточно развито произвольное запоминание. Нередко то, что было только что заучено, быстро забывается. Важно обеспечить регулярное повторение отработанного материала, использовать при этом разнообразные методические приёмы. Не следует брать речевой материал, танцы, песни, требующие усиленной тренировки, большого физического и душевного напряжения детей. Многочисленные дополнительные занятия вредны, так как повышают утомляемость детей. Праздники в детском саду – это прежде всего радость для детей, а не только для гостей, присутствующих на утренниках.

Вывод.

Таким образом, виды детской музыкальной деятельности с точки зрения их роли в развитии речи детей имеют особое значение. Занятия музыкой предполагают для детей особую атмосферу радости, творчества, встречи с прекрасным. Поэтому на приподнятом эмоциональном фоне обучающие, развивающие и коррекционные задачи решаются весьма результативно.


Литература:

1.Ветлугина Н.А., Кенеман А. В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М., 1983.

2.Волкова Г.А. Логопедическая ритмика – М.,2002.

3. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. – М., 2005.

4. Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика. – М.,2002.

5.Филичева Т.Б. Рекомендации к работе музыкального руководителя//Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М.,2005.

6. Шашкина Г.Р. Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи. - М.,2005.

7. Картушина М.Ю. Логоритмические занятия в детском саду.-М.,2003.

8. Анисимова Г.И. Логопедическая ритмика. – ЯГПУ им. К.Д. Ушинского 2008
9.Выготский Л. С. 
Психология искусства. — М., 1968.
10.Орлов А. 
Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2.
11.Петрушин В. И. 
Музыкальная психотерапия. — М., 1997.
12.Филичева Т.Б., Чевелёва Н.А. Логопедическая работа в специальном детском саду. – М.,1987.
13.Руднева С, Фиш 3. 
Ритмика. Музыкальное движение. — М., 1972.

14.Статья: «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» учитель-логопед Голикова Елена Олеговна

(кандидат педагогических наук).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии" (18.04.2018).

В материале представлены особенности детей с речевыми нарушениями, задачи музыкального воспитания детей с речевыми нарушениями, исползование праздников и развлечений в целях коррекционно-воспитательно...

Консультация для педагогов ДОУ "Музыкальное воспитание детей с отклонением в речевом развитии"

Консультация для педагогов ДОУ о музыкальном  воспитании детей с отклонением в речевом развитии....

Консультация для родителей на тему: «Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии» 09.09.2019

Музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобр...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ».

Музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии правильно подобран...

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии . Консультация для педагогов

Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии».Консультация для педагогов.   Особенности детей с речевыми нарушениями.Музыка, музыкальное воспитание может оказать...

«Музыкальное воспитание детей с отклонениями в речевом развитии». Консультация для педагогов.

Музыка, музыкальное воспитание может оказать большую помощь в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии. Под влиянием музыки, музыкальных игр и упражнений, при условии прав...