Игры малышей с водой
материал

Виктория-К

 

Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как осо­бый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставля­ет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, же­лание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребенка.

Вода – самая доступная игра для детей.

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не­ограниченными возможностями и способствую развитию ребенка во всех аспектах.

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «осо­быми» детьми. Она обладает психотерапевтически­ми свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, по­жалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Воспитатели могут использовать воду в качестве психопрофилактического средства в период адапта­ции детей к жизни в детском саду. В этом случае игры и манипуляции с водой можно назвать психо­профилактическими адаптационными играми.

Для малыша еще слабо владеющего речью, емкость с водой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, спонтанное снижение высокого уровня психическо­го напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все игры с водой так или иначе способствуют Развитию тактильно-кинестетической чувствительно­сти, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показате­ли общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное – малыши по­лучают первый опыт рефлексии (самоанализа).

Игры с водой позволяют успешно развивать психи­ческие познавательные процессы, формировать сенсор­ные представления и первичные приемы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).

Все это, конечно, составляет основу логико-ма­тематического развития и развития естественно­научных представлений. Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуды разной формы (это способ подвести ребенка к пониманию сохранения количе­ства, исследованию того, как много воды потребу­ется, чтобы наполнить водой большую и маленькую емкость и т. д.).

Развитие естественно-научных представлений происходит благодаря экспериментированию и на­блюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плава­ющих и тонущих предметов и тому подобное.

Игры с водой — это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и разви­тия навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблю­дения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многоообразными свойствами воды, ребенок рас ширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Итак, игры малышей с водой…

В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?

- они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, рабо­тать самостоятельно, воспитывают любознатель­ность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

- развивают тактильную чувствительность как осно­ву «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

- способствуют более гармоничному и интенсивно­му развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

- совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют ком­муникативные и личностные качества;

- помогают ребенку стать активным деятелем, осо­знать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

- создают благоприятную основу для развития эмо­ционально-чувственной сферы ребенка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «во­дную среду» дает несравненно больший воспита­тельный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают про­цесс обучения малышей естественным, нена­вязчивым, приносящим радость открытий и удо­вольствие детям и взрослым.

 

Игры-упражнения

Для развития тактильно-кинестетической чувствительности «Поздоровайся с водичкой» (дети разными способами дотрагиваются до воды)

«Пальчики здороваются с водичкой»:

- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;

- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;

По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,

В домик спрятались опять.

 

 

 

 

 

«Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:

По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ходили наши ножки.

(выполнятся маленькие «шажки»)

По ровненькой дороге,

Прошли большие ноги,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ходили наши ноги!

(выполняются большие «шаги» кулачками).

«Ладошки здороваются с водичкой»:

- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

- потирать ладошки в воде в разных направлениях.

«Течет ручеек»:

взрослый или ребенок из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки детей, а малыши стараются удержать водичку в ладошках, а затем выпустить её из рук (малыши стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала»).

«Кулачек-стаканчик»

Дети делают «стаканчики», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а взрослый из леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики». Малыши наблюдают, как водичка вытекает снизу из «рук-стаканчиков».

«Плывут рыбки»

Поскользить ребром ладоней по поверхности воды, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки.

В чистой голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая!

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки, спать ложись.

Вот это, представьте себе – водоем,

Я – рыбка волшебная,

Плаваю в нем.

 

«Дождик, дождик, мороси!»:

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется!

Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:

- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;

- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды – «дождик закончился»;

-поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается,

(ударяют кончиками пальцев о поверхность воды)

Вот на землю капельки,

Капельки упали,

Ручейки, ручейки

Быстро побежали.

(водят пальчиками по воде, изображая круги)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик продолжается,

И никак, и никак

Дождик не кончается.

(ударяют кончиками пальцев о поверхность воды)

Капельки устали

Долго танцевать.

Дождик, дождик перестань,

Отдохнуть немного дай!

(ручки стряхивают, разбрызгивая последние капельки)

 

 

 

 

 

 

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик

Лей, лей, лей

На меня и на людей!

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще!

- ловить капельки дождя в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):

Дождик песенку поет:

Кап, кап …

Только кто ее поймет –

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

                Б. Заходер

Таких игровых упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности большое разнообразие. Кроме того, эти упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук. Совершенствуют зрительный и двигательный анализаторы малыша, обогащают сенсорный опыт, а так же способствуют развитию концентрации внимания, развивают произвольное внимание, формируют навыки наблюдения.

Детям очень нравится, если при такой игре взрослый произносит рифмованный текст, а они изображают уточек, курочек, рыбок, лягушек-квакушек, дождик и так далее. Это повышает эмоциональный тонус и активизирует интерес детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_vodoy_na_sayt.docx27.42 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие – это, прежде всего, создание благоприятных условий для развития потенциала малыша. Вода, как особый естественный, пластичный, гибкий и безопасный материал, обладает колоссальными возможностями для развития ребенка, а игры с водой, бесспорно, могут стать таким условием.

Дети получают большое удовольствие от игр с водой. В воде они любят плескаться, наполнять и опорожнять сосуды, пускать по воде и топить в ней различные предметы. Игры с водой не только увлекают малышей, но и дают возможность лучше узнать окружающий мир неживой природы: самому изучить свойства такого универсального материала как вода. Любому ребенку игра с водой доставляет огромное удовольствие. Вода притягивает как магнит!

Швейцарский психолог Ж. Пиаже утверждал, что стремление к контакту с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших свойств природы ребенка.

Вода – самая доступная игра для детей.

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти неограниченными возможностями и способствую развитию ребенка во всех аспектах.

Игры с водой – это эффективный способ самотерапии. Вода способна «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми. Она обладает психотерапевтическими свойствами, способствует релаксации, расслаблению. С другой стороны, она может не просто заинтересовать, но и развлечь ребенка, поднять эмоциональный настрой. Все это создает благоприятную почву для развития эмоциональной сферы малышей.

Любые самостоятельные игры детей с водой, даже такие простые манипуляции, как переливание, выливание, заполнение емкостей водой, обладают психопрофилактической ценностью. А для малышей ясельных и младших групп такие игры являются, пожалуй, самым доступным и естественным способом самотерапии.

Воспитатели могут использовать воду в качестве психопрофилактического средства в период адаптации детей к жизни в детском саду. В этом случае игры и манипуляции с водой можно назвать психопрофилактическими адаптационными играми.

Для малыша еще слабо владеющего речью, емкость с водой становится своеобразным театром одного актера, сценой его внутреннего Я. Через такую игру у ребенка рождается или усиливается чувство доверия, принятия, спонтанное снижение высокого уровня психического напряжения. Это ведет и к сокращению сроков психофизической адаптации.

Все игры с водой так или иначе способствуют Развитию тактильно-кинестетической чувствительности, мелкой моторики рук, координации движений в системе «глаз-рука». Это также является показатели общего физического и двигательного развития. Наряду с развитием тактильных ощущений, координации пальцев рук дети учатся прислушиваться к себе, осознавать и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, памяти, произвольного внимания. Но главное – малыши получают первый опыт рефлексии (самоанализа).

Игры с водой позволяют успешно развивать психические познавательные процессы, формировать сенсорные представления и первичные приемы логического мышления (способность к сравнению, обобщению, классификации, установлению закономерностей).

Все это, конечно, составляет основу логико-математического развития и развития естественнонаучных представлений. Математическое развитие, например, происходит благодаря наливанию равных количеств воды в сосуды разной формы (это способ подвести ребенка к пониманию сохранения количества, исследованию того, как много воды потребуется, чтобы наполнить водой большую и маленькую емкость и т. д.).

Развитие естественно-научных представлений происходит благодаря экспериментированию и наблюдениям типа «Что будет, если я брошу этот предмет в воду?», осуществлению изменений вроде добавления красителя в воду, классификации плавающих и тонущих предметов и тому подобное.

Игры с водой — это почти универсальный способ формирования способности к наблюдению и развития навыков исследовательского поведения ребенка. Только в этом случае ребенок постепенно может научиться строить умозаключения на основе наблюдения и личного опыта, высказывать суждения.

Знакомясь с многоообразными свойствами воды, ребенок рас ширяет свои представления об окружающем мире, учится ориентироваться в разнообразии свойств и отношений.

Итак, игры малышей с водой…

В чем же состоит их особая ценность для развития ребенка?

- они существенно усиливают желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать, работать самостоятельно, воспитывают любознательность, формируют способность к наблюдению и навыки исследовательского поведения;

- развивают тактильную чувствительность как основу «ручного интеллекта», учат прислушиваться к своим собственным ощущениям;

- способствуют более гармоничному и интенсивному развитию всех познавательных функций, речи и моторики;

- совершенствуют предметно-игровую деятельность, что в дальнейшем влияет на сюжетно-ролевую игру, развивают навыки социального партнерства, взаимодействия с окружающими, формируют коммуникативные и личностные качества;

- помогают ребенку стать активным деятелем, осознать позицию равного партнера, а не просто наблюдателя, почувствовать себя исследователем и открывателем, учат поиску;

- создают благоприятную основу для развития эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Как мы видим, возможности воды для развития ребенка безграничны.

Особая ценность, на мой взгляд, состоит в том, что перенос традиционных занятий с детьми в «водную среду» дает несравненно больший воспитательный, образовательный и, конечно, развивающий эффект, нежели стандартные формы обучения.

А самое главное, игры с водой делают процесс обучения малышей естественным, ненавязчивым, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Игры-упражнения

Для развития тактильно-кинестетической чувствительности «Поздоровайся с водичкой» (дети разными способами дотрагиваются до воды)

«Пальчики здороваются с водичкой»:

- дотронуться до воды поочередно каждым пальцем правой и левой руки, после – двумя руками одновременно (сначала только указательными, потом – средними, затем – безымянными, большими и, наконец, мизинчиками), затем всеми пальцами одновременно;

- легко и с напряжением (поочередно) сжимать кулачки в воде и разжимать их, как будто удерживая в них воду;

По поверхности воды «бегают» пальчики обеих рук, а затем они сжимаются в кулачки; кулачки опускаются на дно:

Раз-два-три-четыре-пять,

Вышли пальчики гулять.

Раз-два-три-четыре-пять,

В домик спрятались опять.

«Шагать» пальчиками по воде, выполняя мелкие шажки (слегка дотрагиваться до воды подушечками пальцев) и «шагать» по воде, сжав руки в кулачки – большие шаги:

По ровненькой дорожке

Ходили наши ножки,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ходили наши ножки.

(выполнятся маленькие «шажки»)

По ровненькой дороге,

Прошли большие ноги,

Топ-топ-топ, топ-топ-топ,

Ходили наши ноги!

(выполняются большие «шаги» кулачками).

«Ладошки здороваются с водичкой»:

- дотрагиваться до воды всей ладошкой сначала внутренней, а затем тыльной стороной;

- потирать ладошки в воде в разных направлениях.

«Течет ручеек»:

взрослый или ребенок из стаканчика льет водичку в сомкнутые ладошки детей, а малыши стараются удержать водичку в ладошках, а затем выпустить её из рук (малыши стараются держать пальчики сомкнутыми, чтобы водичка сквозь них «не убегала»).

«Кулачек-стаканчик»

Дети делают «стаканчики», смыкая пальцы руки и образуя отверстие внутри, а взрослый из леечки (бутылочки) наливает воду в «стаканчики». Малыши наблюдают, как водичка вытекает снизу из «рук-стаканчиков».

«Плывут рыбки»

Поскользить ребром ладоней по поверхности воды, выполняя зигзагообразные и круговые движения, показывая, как плавают рыбки.

В чистой голубой водице

Плывет рыбок вереница.

Чешуей златой сверкая,

Кружится, играет стая!

Тишина их манит вниз,

Рыбки, рыбки, спать ложись.

Вот это, представьте себе – водоем,

Я – рыбка волшебная,

Плаваю в нем.

«Дождик, дождик, мороси!»:

Солнце с тучкою опять

В прятки начали играть.

Только солнце спрячется,

Тучка вся расплачется!

Взрослый говорит детям, что тучка плакать начинает и начинается дождик. Дождик может быть мелким, капельки падают редко, а может лить сильно:

- ударять поочередно пальчиками обеих рук по поверхности воды, изображая падающие дождевые капельки; а когда дождик усиливается, можно ударять по воде сразу всеми пальчиками;

- опускать ручки в воду и поднимать их, наблюдая, как стекают с них капли воды – «дождик закончился»;

-поднимать руки из воды и разбрызгивать капельки, сжимая и разжимая кулачки.

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Тучки собираются

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик начинается,

(ударяют кончиками пальцев о поверхность воды)

Вот на землю капельки,

Капельки упали,

Ручейки, ручейки

Быстро побежали.

(водят пальчиками по воде, изображая круги)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап,

Дождик продолжается,

И никак, и никак

Дождик не кончается.

(ударяют кончиками пальцев о поверхность воды)

Капельки устали

Долго танцевать.

Дождик, дождик перестань,

Отдохнуть немного дай!

(ручки стряхивают, разбрызгивая последние капельки)

Дождик, дождик, веселей!

Капай, капай, не жалей!

Дождик, дождик

Лей, лей, лей

На меня и на людей!

Дождик, дождик, пуще,

Травка будет гуще!

- ловить капельки дождя в ладошки (дети могут сами капать в свои ладошки водичкой или взрослый может капать водичкой в ладошки детей, изображая дождик):

Дождик песенку поет:

Кап, кап …

Только кто ее поймет –

Кап, кап?

Не поймем ни я, ни ты,

Да зато поймут цветы,

И весенняя листва,

И зеленая трава…

                Б. Заходер

Таких игровых упражнений на развитие тактильно-кинестетической чувствительности большое разнообразие. Кроме того, эти упражнения положительно влияют на развитие мелкой моторики рук, координацию движений пальцев рук. Совершенствуют зрительный и двигательный анализаторы малыша, обогащают сенсорный опыт, а так же способствуют развитию концентрации внимания, развивают произвольное внимание, формируют навыки наблюдения.

Детям очень нравится, если при такой игре взрослый произносит рифмованный текст, а они изображают уточек, курочек, рыбок, лягушек-квакушек, дождик и так далее. Это повышает эмоциональный тонус и активизирует интерес детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для проекта"Вода +Я=друзья" -Игра-занятие с водой в 1 –ой младшей группе на тему: «Путешествие водички».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ ПРОЕКТА "ВОДА+Я=друзья"   КОНСПЕКТ ИГРЫ-ЗАНЯТИЯ С ВОДОЙ В 1-ОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ: «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОДИЧКИ».Воспитателя 1-ой категории ГДОУ №72 Красносел...

"Игры малышей с водой: что они развивают"

Игры с водой – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они обладают почти не ограниченными возможностями и способствуют развитию ребенка во всех аспектах....

Консультация для родителей «Мой малыш боится воды»

Помощь в преодолении водобоязни у детей раннего возраста....

Игры малышей с водой.

Опыты и эксперименты с водой....

ИГРА - ВИКТОРИНА «КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО СТРАНЕ ВОДЫ».

Закрепление следующих понятий:  круговорот воды, три агрегатных состояния воды – твердое, жидкое и газообразное, вода в природе – реки, озёра, болота, подземные воды, ледники, родники...

Консультация для воспитателей "Игры из цикла "Водичка, водичка""

Игры из цикла «Водичка, водичка...»1. Игра-экспериментирование«Прозрачная вода»ЦелиПознакомиться с водой, ее свой­ствами (прозрачная, без запаха, льется).Сформировать умени...

Консультация для педагогов «Игры малышей с водой»

Консультация для педагогов «Игры малышей с водой»...