Краткосрочный проект «Явления природы»
проект

Сотникова Оксана Романовна

Актуальность

Дети в 5-6 лет большие «почемучки», и порой задают вопросы, на которые не сразу находиться ответ. Так пришла идея краткосрочного проекта по экспериментированию под названием «Явления природы». За время проекта мы с ребятами попробуем разгадать загадки и явления нашей планеты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_opyty_2023.docx28.28 КБ

Предварительный просмотр:

            Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида № 2

Краткосрочный проект «Явления природы»

Старшая группа «Родничок»

Руководитель проекта: Сотникова О.Р.

Актуальность

Дети в 5-6 лет большие «почемучки», и порой задают вопросы, на которые не сразу находиться ответ. Так пришла идея краткосрочного проекта по экспериментированию под названием «Явления природы». За время проекта мы с ребятами попробуем разгадать загадки и явления нашей планеты.

- земля и космос

- геологические явления

- сезонные явления

В каждом опыте мы попробуем воссоздать явления своими руками из подручных материалов. И обязательно поделимся с вами.

Тема проекта: «Явления природы»

Цель проекта: расширение знаний детей о природных явлениях

Задачи:

- воспитывать интерес к экспериметальной деятельности в процессе практической деятельности

- уточнить представления о природных явлениях….

- развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать

- учить детей отражать в речи результаты экспериментирования

- формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе эксперимента и делать выводы

Участники проекта: дети, педагоги и родители.

Участие родителей в проекте позволит детям более подробно и ярче увидеть красоту явлений природы и способствовать расширению кругозора детей.

Продукт проекта: Презентация или видеоролик «Явления природы»

Ожидаемый результат:

формирование у детей реалистичных представлений о природных явлениях, развитие речи, обогащение словаря новой терминологией. Желание экспериментировать, доводить начатую деятельность до конца.

Способность видеть красоту природных явлений, толерантно относиться к чужому мнению. Анализировать, понимать мир.

Тип проекта: исследовательско-творческий

Продолжительность проекта: краткосрочный

Этапы работы над проектом:

1этап-подготовительный:

- рассмотрение проблемы

- подбор и изучение литературы

- постановка цели, задач

-  познакомить родителей с темой, с основными этапами работы

2 Этап – практический

«Познание»

- опытно – исследовательская деятельность

- наблюдение

- беседа

- дидактические, подвижные, пальчиковые – игры

- продуктивная деятельность

«Коммуникация»

- экологические беседы

- чтение энциклопедий

- рассматривание иллюстраций

«Художественное творчество

- рисование, лепка, аппликация

3 Этап – заключительный

- обобщение результатов работы

- анализ результатов работы

- выставка детских работ

- презентация или видеоролик

Работа с родителями

- консультация по теме «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

- предложить родителям вместе с ребёнком дома провести опыт

- чтение литературы по теме проекта

- предложить родителям оказать посильную помощь в оформлении уголка для экспериментирования

«Реализация проекта

-  Загадки о явлениях природы

- Пальчиковые игры «Облачко» и «Сколько знаю я дождей»

- Физкультминутка

Опыт № 1 «Рыхлый снег»


Нам понадобятся:
-1 или 2 пачки крахмала (подойдет любой, картофельный или кукурузный)
-Вода
-Ложка, стакан и картофелемялка
-Краситель (по желанию)

Порядок действий:
Высыпаем крахмал в емкость, вливаем в него воду и аккуратно перемешиваем. Добавляем воду в крахмал небольшими порциями до консистенции сметаны. Ориентируемся на разведение крахмала и воды в пропорции 1/1, но, возможно, понадобится меньший объем воды.
По желанию можно подкрасить жидкость.
Все готово для увлекательных игр!

Покачаем емкость со смесью, чтобы увидеть, что она жидкая. Затем постучим по ней ложкой, наблюдая как смесь приобретает свойства твердого тела! При этом, если просто положить ложку на ее поверхность, то она утонет
Можно также стучать по ней пальцами, окунать их в жидкость, лепить комочки, которые после завораживающе растекаются в руках Можно помещать такие комочки и на поверхность стакана
Игры с картофелемялкой тоже будут выглядеть эффектно.

Опыт № 2 «Выращивание сталактитов»

В земной коре, а значит, и в пещерах, всегда есть вода. Она просачивается в верхнюю часть пещеры и капает вниз.
Предлагаем вам вместе изучить такое необычное явление, как образование сталактитов! И вырастим мы их прямо у себя дома!

Нам понадобятся:
- Соль,
- 2 стакана,
- Хлопковая полоска ткани (45х3 см.), либо пряжа.
- Контейнер,
- Ложка,
- Вода.

Наполним стакан водой и начнем насыпать в стакан соль, помешивая ее до полного растворения. Будем делать это до тех пор, пока соль не перестанет растворяться в воде. Разливаем насыщенный солевой раствор по двум стаканам, ставим их в контейнер.
Опускаем концы ткани (нить) в оба стакана. Поставим их на таком расстоянии друг от друга, чтобы ткань между ними прогибалась. Теперь будем наблюдать за процессом несколько дней.
Заметьте, от того что вы берёте: нить либо полоску ткани, получаются разные типы кристаллов!
 Постепенно раствор пропитает ткань и начнет капля за каплей падать в контейнер, образовывая при испарении воды сталактит (на ткани) и сталагмит (в контейнере). Если капли капают очень часто, необходимо чуть раздвинуть стаканы, уменьшив прогиб ткани, и наоборот, сдвинуть, если капель нет. Интересно, получится ли так вырастить сталагнат?

Опыт № 3 «Создаем Смерч в стакане»

Нам понадобятся:
- Вода,
- Прозрачная стеклянная или пластиковая банка или бутылка,
- Средство для мытья посуды,
- Блестки и краситель (по желанию).

Порядок действий:
Набираем в банку (бутылку) воды, но не до самого горлышка. Капаем в нее немного средства для мытья посуды. Закрываем банку и начинаем интенсивно вращать ее в любую сторону. Затем останавливаемся и любуемся вихрем внутри нее, а после раскручиваем еще раз. Чтобы вихрь был зрелищней, можно добавить в воду блёстки и несколько капель пищевого красителя.
Для того, чтобы ребенок смог самостоятельно создать торнадо в банке, ему лучше выдать длинную палочку или пластиковую ложку. Снимаем крышку и раскручиваем воду любым длинным предметом.

Объяснение:
Торнадо представляет собой вращающийся с огромной скоростью столб воздуха.
Сначала на горизонте появляется зловещее грозовое облако. Становится необычайно душно и жарко. Затем поднимается несильный ветер и начинает моросить дождь. Внезапно температура резко падает. Наступает невыносимый холод. Из нависших туч опускается «столб», вращающийся с огромной скоростью.
Навстречу ему с поверхности земли движется гигантский вихрь. Если они смыкаются, то образуется столб, как бы соединяющий небо и землю. Он катится с оглушительным ревом, втягивая в себя все, что попадается по пути: людей, автомобили, дома, деревья. Это длится минут десять. Затем все стихает, а на земле остается длинная полоса, по которой как будто проехал гигантский бульдозер.
Смерч красив и страшен одновременно, но держаться от него в любом случае следует как можно дальше. Это ужасающее и поражающее воображение природное явление обладает невероятной разрушительной силой.

Опыт № 4 «Почему небо голубое?»

В солнечный день мы обычно наблюдаем голубое небо с белыми облаками и ярким светло-желтым солнцем, а вот на закате небо становятся оранжевыми, а Солнце - красным! 
Почему же оно меняет свой цвет? Давайте проведём опыт, устроив закат в стакане молока, и узнаем, что же происходит!

Нам понадобятся:
- Стакан с водой,
- Молоко либо мыло,
- Фонарик.

Порядок действий:
Добавляем в емкость с холодной водой 2 ст. ложки молока, чтобы она стала замутненной. Вместо молока можно сделать мыльную воду, используя кусковое мыло.
Выключаем свет и закрываем шторы, создавая полную темноту, как в космосе. Берём фонарик и подсвечиваем нашу емкость с водой сверху. Вода приобретает голубой цвет, как и небо днём, когда солнце высоко над головой.
 Теперь перемещаем фонарик вниз и подсвечиваем воду в емкости сбоку. Луч, проходящий через стекло и раствор, становится желто-оранжевым, а молоко приобретет розовато-оранжевый. Так мы имитируем перемещение солнца к линии горизонта, когда наблюдаем закат 

Опыт № 5 «Волшебные фонарики»


Наливаем воду в шарик, завязываем и кладём в морозилку на 2-3 часа. Шарик замёрзнет не полностью, а только снаружи.
Оставшуюся воду аккуратно сливаем.
Все!!У нас получится ледяной фонарик, полый внутри!
Ставим внутрь маленькую чайную свечку.
Такой фонарик не расплавится на улице, если температура ниже 0. Избыточное тепло от свечи будет уходить в воздух.

Выглядит он чудесно! Лёд, словно стекло образует причудливые узоры…

 

Пальчиковая гимнастика.

1-2-3-4-5 - удары по столу пальчиками обеих рук: левая - начинает с мизинца, правая- с большого пальца

Вышел дождик погулять - беспорядочные удары по столу пальчиками обеих рук

Шел неслышно, по привычке, - "шагают" средний и указательный пальцы обеих рук

А куда ему спешить?

Вдруг читает на табличке: - ритмично ударяют то ладонями, то кулачками по столу

"По газону не ходить!"

Дождь вздохнул тихонько: - часто и ритмично бьют в ладоши

-Ох! - один хлопок

И ушел. Газон засох - ритмичные хлопки по столу.

 

Физкультминутка

Капля раз, - прыжок на носочках, руки на поясе

Капля два - прыжок

Очень медленно сперва - 4 прыжка

А потом, потом, потом - 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, - руки развести в стороны

От дождя себя укрыли - руки полукругом над головой

 

Выставка детских работ.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект "Опасные природные явления. Гроза"

Сейчас за окном жаркое лето, и мы любим отдыхать на природе. А на отдыхе нас с вами поджидают опасности. А вот какие это опасности и что необходимо делать в опасной ситуации на природе, мы с вами и по...

Экологический краткосрочный проект "Будь природе другом"

Краткосрочный экологический проект в старшей группе "Будь природе другом"...

Краткосрочный проект в разновозрастной группе «Явления природы»

развивать у детей желание экспериментировать...

Краткосрочный проект «Сохраним природу от пожаров!»

Формирование у детей дошкольного возраста осознанного и ответственного отношения к выполнению требований пожарной безопасности в природе (лесу)....

Краткосрочный проект «Заповедная природа Мордовии»

Цель: Дать детям понятия «заповедные места», «заповедник». Познакомить детей с природоохранными территориями, на примере заповедников Мордовии. Воспитывать в детях чувство любв...

краткосрочный проект «Дары природы - овощи»

laquo;Дары природы - овощи» краткосрочный проектв средней группе...

Проект "Явления природы"

Данный проект призван сформировать у детей интерес к наблюдению явлений природы в летний период, развитию когнитивных и творческих способностей....