Конспект занятия для дошкольников по ознакомлению с литературой Кузбасса
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Татьяна Фёдоровна Игнатенко

Материал будет полезен воспитателям старшей, подготовительной групп. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие по ознакомлению дошкольников с литературой Кузбасса

 

Цели:

- формирование представлений старших дошкольников о детской литературе Кузбасса;

воспитание патриотических чувств старших дошкольников средствами литературного краеведения.

Задачи:

- познакомить детей старшего дошкольного возраста с малыми жанрами  фольклора Кемеровской области (легенда, сказка);

- вызвать интерес детей к книгам  как к произведениям эстетической культуры;

- развивать произвольную память (выразительно читать стихи Э.Гольцмана);

- познакомить с песней М.Маслова на стихи Э.Гольцмана «Шла лошадка», вызвать веселое настроение;

- показать детям драматизацию сказки С.Тотыша «Зайчик» (настольный театр), вызвать сопереживание;

- закрепить подвижную музыкальную игру «Зайцы и медведь»;

- повторить «Кузбасский хоровод», воспитывать патриотические чувства к малой Родине.

Литературный ряд:

Легенда «Улу-Кижи» (Легенды горы Зеленой), сказки народов Кемеровской области, С. Тотыш «Зайчик» (Сказки Шапкая), Э. Гольцман «Теремок на стене» (избранные стихи), А. Береснев «Семицветное чудо».

Музыкальный ряд:

Частушки, шорские наигрыши, русские народные  мелодии, О. Кулолаева «Кузбасский хоровод», песня «Шла лошадка» слова Э. Гольцмана, музыка М. Маслова

Предварительная работа

Дети в свободное от занятий время заучивают с воспитателем стихи Э. Гольцмана «Оттепель», «Хитрая сорока», «Коняжки в упряжке», «Шутки мишутки», «Тропинки».

На музыкальных занятиях разучивают «Кузбасский хоровод», музыка и слова О. Кулолаевой.

Знакомятся с сюжетно-ролевой игрой «Зайцы и медведь», русские народные мелгодии. Учат считалку к игре

Оборудование:

Два стола с детскими подставками для книг, два мольберта, магнитофон, настольный театр.

Атрибуты:

Шапочка медведя, корзина.

Ход занятия

Занятие проходит в музыкальном зале. В центре зала -  небольшой столик, стул, по обеим сторонам - два мольберта для книг. У центральной стены – настольный театр. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель заходит в музыкальный зал, держа в руке корзину с книгами, напевает частушки:

1. Я на ярмарке была

Много книжек набрала.

Буду детям их читать,

Будут дети край свай знать.

2. Про тайгу и про медведя,

Про гору Зеленую,

Есть легенды, есть и сказки

Народом сочиненные.

3. Для Кузбасской детворы

От писателей – дары:

Сказки, приключения

Да стихотворения!

4. Ванечке с Маринкою

Книжки-то с картинками,

Чтобы край Кузнецкий свой

Полюбили всей душой!             (сл. О. Кулолаевой)

Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые книги я принесла с книжной ярмарки. (Показывает и называет книги). Может вы знакомы с этими книгами? Вам их читали бабушки, родители? Дети, эти книги особенно мне дороги, т.к. написаны народами нашего края – шорским, русским, украинским, белорусским. Эти книги написали для вас кузбасские писатели – Софрон Тотыш, Вера Лаврина, Татьяна Яковлева. А еще у нас в Кузбассе живут поэты. Они тоже написали для вас сборники стихов. Это Александр Береснев, Эдуард Гольцман. Татьяна Яковлева и Эдуард Гольцман живут в нашем городе Новокузнецке.

(Воспитатель показывает портрет Э.Гольцмана).

Воспитатель: Дети, а вы узнали кто это? Да, это новокузнецкий поэт Э.Гольцман? Я знаю, что вам нравятся стихи Э.Гольцмана. Они маленькие да удаленькие. Стихи написаны с юмором, а значит они смешные, веселые и добрые.

Дети читают стихи

Хитрая сорока

Нынче очень жаркий день

Лень лететь сороке в тень.

Машет веером крыла –

Ветерок изобрела.

Оттепель

Валя у проталинки

Промочила валенки.

А я ее жалею –

Встал в лужу

Рядом с нею

Тропинки

На арбузе и на дыньке

Нарисованы тропинки.

Тропка каждая важна –

Прямо в рот

Ведет она.

Шутки мишутки

Ну и шутки у мишутки

В самом деле, что за шутки?

Наступил медведь на ухо –

У Фомы не стало слуха.

Коняжки в упряжке

Вот бегут в одной упряжке

Три веселые коняжки.

Ослик в вышитом попоне

Без попоны скачет пони

Зебра в новенькой тельняшке –

Три коня в одной упряжке.

Воспитатель: Дети вы хорошо читали стихи Э.Гольцмана? А когда на стихи композитор сочиняет музыку, то что получается? (песня). Новокузнецкий композитор М.М. Маслов написал музыку к стихотворению Э.Гольцмана «Шла лошадка». Послушайте внимательно, какая получилась песенка (Дети слушают песню «Шла лошадка»).

- Вам понравилась песенка? (ответы детей)

- Какой характер у этой песенки? (ответы детей)

- Правильно, дети, песенка веселая, шуточная как и стихотворение.

Воспитатель: Недалеко от Новокузнецка находится горная Шория – прекрасный уголок дикой природы. Там живет шорский народ. С древних времен шорцы обрабатывали землю, занимались разведением лошадей, охотой, рыболовством. Они общались с горами, ветром, солнцем, огнем, растениями, животными как с живыми, наделяли их душой, разговаривали и слагали о своей жизни и природе легенды.

А вы знаете кто такой Улу-Кижи? Я вам подскажу: это крупное хищное животное – хозяин тайги (Ответы детей).

Правильно, это медведь. Послушайте легенду “Улу-кижи”

Охотники давно поняли: звери очень разные. Есть среди них умные, хитрые, ленивые. Совсем как люди. Очень может быть, что когда-то они были людьми.

Охотники горной Шории к животным относятся с осторожностью, к некоторым – с уважением. Особым образом почитают медведя. Приметили, что медведь как будто понимает человеческую речь.

Помнится, в прошлом веке старики рассказывали, что был медведь человеком. Был силен, но простоват. Доверчив и наивен, как ребенок. Жил он в одной семье, отличался трудолюбием и страшной прожорливостью. Он так много ел, что домашние вынуждены были делать ему замечания и даже прятать от него продукты.

Надоели медведю упреки. Он обиделся на родных, взял веревку и пошел в лес за дровами. Ушел, да так и не вернулся. Ушел человеком, а в лесу превратился в зверя. Охотники говорят, есть верный знак: на передних лапах медведя, повыше когтей, сохранились шерстяные перевязки, которые человек носил от ревматизма. И еще говорят, что веревка его – переплетенные стебли хмеля – до сих пор на дереве весит.

Медведя называют “улу-кижи” – “старый человек”. Охотники, завалив сильного зверя, просят у него прощения и стараются обмануть, убеждая, что он не убит, а спит крепким сном. Тем не менее мясо едят с аппетитом, но прежде кропят медвежьим жиром в сторону гор, признавая перед горными духами свою вину, бросают куски мяса, задабривая духов.

Охотники строго соблюдают однажды установленные правила: не шагают через голову убитого медведя и носят амулет – медвежью лапу, дающую здоровье, силу бесстрашие.

Воспитатель: Интересная легенда? А вы запомнили как на шорском языке звучит слово медведь? Правильно, Улу-кижи.

Воспитатель: Софрон Тотыш – шорский писатель. Я держу в руках сказки, которые он записал от дедушки Шапкая: «Зайчик», «Лось и лягушка», «Ленивый бурундук», «Гора Пус-Таг» и другие.

А сейчас я вам расскажу и покажу сказку дедушки Шапкая “Зайчик”. Смотрите и слушайте внимательно.

Жил на свете трусливый Зайчик.

Однажды перед утром зайчик долго петлял на первом снегу, запутывая свои следы. Потом он сделал большой прыжок и спрятался у лежащей на земле березы. Притаился так, что самый зоркий глаз его не мог заметить, ни одна собака не могла учуять.

Лег Зайчик и тотчас задремал.

- Тук-тук, тук-тук, тук-тук…

Встревожился зайчик.

- Наверное, это какой-нибудь хищник свой клюв точит.

Хотя и живой Зайчик, а кажется ему, что он уже от страха умер…

Потом все стихло. Еле-еле успокоился Зайчик. Но только хотел он закрыть свои косые глаза, услышал: невдалеке люди идут. Двое. Сапоги у них длинными голенищами, скрипят. Подсумки для добычи большие, по ногам хлопают. Ружья двуствольные, стволы на солнце блестят. Идут они, о заячьем мясе громко разговаривают…

Вот мимо они прошли, кругом опять спокойно стало.

Не прошло времени глазом девять раз моргнуть – собака залаяла. Старая собака, короткохвостая, ослепла совсем – дятла за рябчика приняла, обозналась.

Дятел разноцветными крыльями взмахнул, на другое дерево полетел. А Зайцу, хоть он и живой был, опять померещилось от страха, что он умер.

Собака давно нюх потеряла, в заячьих следах не разбиралась, убежала далеко в сторону.

В это время Дятел над лесом покружился и сел на упавшую березу, под которой Зайчик лежал.

В смертельном испуге взглянул на птицу Зайчик.

- Опять умер, что ли? – спросил Дятел

- Ой, ой, я подумал, что ты Сова… - еле слышно прошептал Зайчик.

- Лежи смирно, - сказал Дятел, - я вижу, что у скалы охотник идет. Ружье у него одноствольное, держит он его наготове…

- Ой, ой, я больше не могу здесь умирать! – закричал Зайчик. – Убегать, убегать надо!..

Выскочил из-под березы и поскакал, куда глаза глядят.

Раздался выстрел. Заяц подскочил и упал на снег.

Поглядел на упавшего Зайца Дятел, покачал головой и сказал:

- Однако удивляться нечего, трус всегда так глупо умирает.

Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка о зайчике? А что вы невесело сказали? Я вас понимаю, вы, наверное, жалеете зайчика. Мне его тоже жалко, но тайга трусов не любит. Трусы часто в тайге погибают. Шорский народ очень смелый, храбрый. Мальчиков с ранних лет учат быть смелыми охотниками, не бояться в тайге встретить медведя, волка, рысь. Суметь защитить себя и близких.

Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру: «Зайцы и медведь». Напоминаю, зайцы резвятся на полянке под веселою музыку, а под музыку медведя стараются затаиться, спрятаться. Смелые зайцы не попадут в лапы медведю. Они не будут дрожать и бояться, поэтому их медведь не заметит, слушайте внимательно музыку. А медведя я предлагаю выбрать считалкой, на ком закончится считалка, тот будет «реветь», как медведь.

Считалка

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли зайки погулять

Поплясать и порезвиться

И из ручейков напиться.

Но проснулся вдруг медведь

Стал на зайчиков реветь

(Дети играют 2-3 раза)

Воспитатель: Вот и заканчивается наше занятие. Понравились вам книги, которые я принесла с ярмарки?

За один раз всех легенд, стихов, написанных кузбасскими писателями, поэтами не перечитаешь. Для чтения у нас будет еще много времени.

А вы расскажите легенду, любимые стихи своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам. Им ведь тоже интересно узнать, что написано о крае нашем Кузнецком. А когда будете в книжном магазине, то не проходите мимо сказок, легенд, стихов, написанных нашим народом, кузбасскими писателями и поэтами.

Давайте дружно возьмемся за руки и заведем «Кузбасский хоровод».

Песня «Кузбасский хоровод»

    

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"

Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....

ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению схудожественной литературой в старшей группе

В занятии интеграция областей: познавательное развитие, хкдожественно-эстетическое развитие,физическое и речевое развитие детей в старшей группе. Занятие проведено 11.02.2020 г в рамках мероприятий не...

Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с литературой

Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...

Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.Задачи:Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самос...

Конспект занятие с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром 2 мл гр

Конспект занятие с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром 2 мл гр...

Конспект занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) на тему «Сивка-Бурка»

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова....