Конспект занятия для дошкольников по ознакомлению с литературой Кузбасса
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Материал будет полезен воспитателям старшей, подготовительной групп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_oznakomleniyu_doshkolnikov_s_literaturoy_kuzbassa.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению дошкольников с литературой Кузбасса
Цели:
- формирование представлений старших дошкольников о детской литературе Кузбасса;
- воспитание патриотических чувств старших дошкольников средствами литературного краеведения.
Задачи:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с малыми жанрами фольклора Кемеровской области (легенда, сказка);
- вызвать интерес детей к книгам как к произведениям эстетической культуры;
- развивать произвольную память (выразительно читать стихи Э.Гольцмана);
- познакомить с песней М.Маслова на стихи Э.Гольцмана «Шла лошадка», вызвать веселое настроение;
- показать детям драматизацию сказки С.Тотыша «Зайчик» (настольный театр), вызвать сопереживание;
- закрепить подвижную музыкальную игру «Зайцы и медведь»;
- повторить «Кузбасский хоровод», воспитывать патриотические чувства к малой Родине.
Литературный ряд:
Легенда «Улу-Кижи» (Легенды горы Зеленой), сказки народов Кемеровской области, С. Тотыш «Зайчик» (Сказки Шапкая), Э. Гольцман «Теремок на стене» (избранные стихи), А. Береснев «Семицветное чудо».
Музыкальный ряд:
Частушки, шорские наигрыши, русские народные мелодии, О. Кулолаева «Кузбасский хоровод», песня «Шла лошадка» слова Э. Гольцмана, музыка М. Маслова
Предварительная работа
Дети в свободное от занятий время заучивают с воспитателем стихи Э. Гольцмана «Оттепель», «Хитрая сорока», «Коняжки в упряжке», «Шутки мишутки», «Тропинки».
На музыкальных занятиях разучивают «Кузбасский хоровод», музыка и слова О. Кулолаевой.
Знакомятся с сюжетно-ролевой игрой «Зайцы и медведь», русские народные мелгодии. Учат считалку к игре
Оборудование:
Два стола с детскими подставками для книг, два мольберта, магнитофон, настольный театр.
Атрибуты:
Шапочка медведя, корзина.
Ход занятия
Занятие проходит в музыкальном зале. В центре зала - небольшой столик, стул, по обеим сторонам - два мольберта для книг. У центральной стены – настольный театр. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель заходит в музыкальный зал, держа в руке корзину с книгами, напевает частушки:
1. Я на ярмарке была
Много книжек набрала.
Буду детям их читать,
Будут дети край свай знать.
2. Про тайгу и про медведя,
Про гору Зеленую,
Есть легенды, есть и сказки
Народом сочиненные.
3. Для Кузбасской детворы
От писателей – дары:
Сказки, приключения
Да стихотворения!
4. Ванечке с Маринкою
Книжки-то с картинками,
Чтобы край Кузнецкий свой
Полюбили всей душой! (сл. О. Кулолаевой)
Воспитатель: Дети посмотрите, какие красивые книги я принесла с книжной ярмарки. (Показывает и называет книги). Может вы знакомы с этими книгами? Вам их читали бабушки, родители? Дети, эти книги особенно мне дороги, т.к. написаны народами нашего края – шорским, русским, украинским, белорусским. Эти книги написали для вас кузбасские писатели – Софрон Тотыш, Вера Лаврина, Татьяна Яковлева. А еще у нас в Кузбассе живут поэты. Они тоже написали для вас сборники стихов. Это Александр Береснев, Эдуард Гольцман. Татьяна Яковлева и Эдуард Гольцман живут в нашем городе Новокузнецке.
(Воспитатель показывает портрет Э.Гольцмана).
Воспитатель: Дети, а вы узнали кто это? Да, это новокузнецкий поэт Э.Гольцман? Я знаю, что вам нравятся стихи Э.Гольцмана. Они маленькие да удаленькие. Стихи написаны с юмором, а значит они смешные, веселые и добрые.
Дети читают стихи
Хитрая сорока
Нынче очень жаркий день
Лень лететь сороке в тень.
Машет веером крыла –
Ветерок изобрела.
Оттепель
Валя у проталинки
Промочила валенки.
А я ее жалею –
Встал в лужу
Рядом с нею
Тропинки
На арбузе и на дыньке
Нарисованы тропинки.
Тропка каждая важна –
Прямо в рот
Ведет она.
Шутки мишутки
Ну и шутки у мишутки
В самом деле, что за шутки?
Наступил медведь на ухо –
У Фомы не стало слуха.
Коняжки в упряжке
Вот бегут в одной упряжке
Три веселые коняжки.
Ослик в вышитом попоне
Без попоны скачет пони
Зебра в новенькой тельняшке –
Три коня в одной упряжке.
Воспитатель: Дети вы хорошо читали стихи Э.Гольцмана? А когда на стихи композитор сочиняет музыку, то что получается? (песня). Новокузнецкий композитор М.М. Маслов написал музыку к стихотворению Э.Гольцмана «Шла лошадка». Послушайте внимательно, какая получилась песенка (Дети слушают песню «Шла лошадка»).
- Вам понравилась песенка? (ответы детей)
- Какой характер у этой песенки? (ответы детей)
- Правильно, дети, песенка веселая, шуточная как и стихотворение.
Воспитатель: Недалеко от Новокузнецка находится горная Шория – прекрасный уголок дикой природы. Там живет шорский народ. С древних времен шорцы обрабатывали землю, занимались разведением лошадей, охотой, рыболовством. Они общались с горами, ветром, солнцем, огнем, растениями, животными как с живыми, наделяли их душой, разговаривали и слагали о своей жизни и природе легенды.
А вы знаете кто такой Улу-Кижи? Я вам подскажу: это крупное хищное животное – хозяин тайги (Ответы детей).
Правильно, это медведь. Послушайте легенду “Улу-кижи”
Охотники давно поняли: звери очень разные. Есть среди них умные, хитрые, ленивые. Совсем как люди. Очень может быть, что когда-то они были людьми.
Охотники горной Шории к животным относятся с осторожностью, к некоторым – с уважением. Особым образом почитают медведя. Приметили, что медведь как будто понимает человеческую речь.
Помнится, в прошлом веке старики рассказывали, что был медведь человеком. Был силен, но простоват. Доверчив и наивен, как ребенок. Жил он в одной семье, отличался трудолюбием и страшной прожорливостью. Он так много ел, что домашние вынуждены были делать ему замечания и даже прятать от него продукты.
Надоели медведю упреки. Он обиделся на родных, взял веревку и пошел в лес за дровами. Ушел, да так и не вернулся. Ушел человеком, а в лесу превратился в зверя. Охотники говорят, есть верный знак: на передних лапах медведя, повыше когтей, сохранились шерстяные перевязки, которые человек носил от ревматизма. И еще говорят, что веревка его – переплетенные стебли хмеля – до сих пор на дереве весит.
Медведя называют “улу-кижи” – “старый человек”. Охотники, завалив сильного зверя, просят у него прощения и стараются обмануть, убеждая, что он не убит, а спит крепким сном. Тем не менее мясо едят с аппетитом, но прежде кропят медвежьим жиром в сторону гор, признавая перед горными духами свою вину, бросают куски мяса, задабривая духов.
Охотники строго соблюдают однажды установленные правила: не шагают через голову убитого медведя и носят амулет – медвежью лапу, дающую здоровье, силу бесстрашие.
Воспитатель: Интересная легенда? А вы запомнили как на шорском языке звучит слово медведь? Правильно, Улу-кижи.
Воспитатель: Софрон Тотыш – шорский писатель. Я держу в руках сказки, которые он записал от дедушки Шапкая: «Зайчик», «Лось и лягушка», «Ленивый бурундук», «Гора Пус-Таг» и другие.
А сейчас я вам расскажу и покажу сказку дедушки Шапкая “Зайчик”. Смотрите и слушайте внимательно.
Жил на свете трусливый Зайчик.
Однажды перед утром зайчик долго петлял на первом снегу, запутывая свои следы. Потом он сделал большой прыжок и спрятался у лежащей на земле березы. Притаился так, что самый зоркий глаз его не мог заметить, ни одна собака не могла учуять.
Лег Зайчик и тотчас задремал.
- Тук-тук, тук-тук, тук-тук…
Встревожился зайчик.
- Наверное, это какой-нибудь хищник свой клюв точит.
Хотя и живой Зайчик, а кажется ему, что он уже от страха умер…
Потом все стихло. Еле-еле успокоился Зайчик. Но только хотел он закрыть свои косые глаза, услышал: невдалеке люди идут. Двое. Сапоги у них длинными голенищами, скрипят. Подсумки для добычи большие, по ногам хлопают. Ружья двуствольные, стволы на солнце блестят. Идут они, о заячьем мясе громко разговаривают…
Вот мимо они прошли, кругом опять спокойно стало.
Не прошло времени глазом девять раз моргнуть – собака залаяла. Старая собака, короткохвостая, ослепла совсем – дятла за рябчика приняла, обозналась.
Дятел разноцветными крыльями взмахнул, на другое дерево полетел. А Зайцу, хоть он и живой был, опять померещилось от страха, что он умер.
Собака давно нюх потеряла, в заячьих следах не разбиралась, убежала далеко в сторону.
В это время Дятел над лесом покружился и сел на упавшую березу, под которой Зайчик лежал.
В смертельном испуге взглянул на птицу Зайчик.
- Опять умер, что ли? – спросил Дятел
- Ой, ой, я подумал, что ты Сова… - еле слышно прошептал Зайчик.
- Лежи смирно, - сказал Дятел, - я вижу, что у скалы охотник идет. Ружье у него одноствольное, держит он его наготове…
- Ой, ой, я больше не могу здесь умирать! – закричал Зайчик. – Убегать, убегать надо!..
Выскочил из-под березы и поскакал, куда глаза глядят.
Раздался выстрел. Заяц подскочил и упал на снег.
Поглядел на упавшего Зайца Дятел, покачал головой и сказал:
- Однако удивляться нечего, трус всегда так глупо умирает.
Воспитатель: Дети, вам понравилась сказка о зайчике? А что вы невесело сказали? Я вас понимаю, вы, наверное, жалеете зайчика. Мне его тоже жалко, но тайга трусов не любит. Трусы часто в тайге погибают. Шорский народ очень смелый, храбрый. Мальчиков с ранних лет учат быть смелыми охотниками, не бояться в тайге встретить медведя, волка, рысь. Суметь защитить себя и близких.
Воспитатель: Дети, я предлагаю вам поиграть в игру: «Зайцы и медведь». Напоминаю, зайцы резвятся на полянке под веселою музыку, а под музыку медведя стараются затаиться, спрятаться. Смелые зайцы не попадут в лапы медведю. Они не будут дрожать и бояться, поэтому их медведь не заметит, слушайте внимательно музыку. А медведя я предлагаю выбрать считалкой, на ком закончится считалка, тот будет «реветь», как медведь.
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять
Вышли зайки погулять
Поплясать и порезвиться
И из ручейков напиться.
Но проснулся вдруг медведь
Стал на зайчиков реветь
(Дети играют 2-3 раза)
Воспитатель: Вот и заканчивается наше занятие. Понравились вам книги, которые я принесла с ярмарки?
За один раз всех легенд, стихов, написанных кузбасскими писателями, поэтами не перечитаешь. Для чтения у нас будет еще много времени.
А вы расскажите легенду, любимые стихи своим мамам, папам, бабушкам и дедушкам, сестренкам и братишкам. Им ведь тоже интересно узнать, что написано о крае нашем Кузнецком. А когда будете в книжном магазине, то не проходите мимо сказок, легенд, стихов, написанных нашим народом, кузбасскими писателями и поэтами.
Давайте дружно возьмемся за руки и заведем «Кузбасский хоровод».
Песня «Кузбасский хоровод»
1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"
Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.
Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....
ПЛАН-КОНСПЕКТ интегрированного занятия по ФЭМП и ознакомлению схудожественной литературой в старшей группе
В занятии интеграция областей: познавательное развитие, хкдожественно-эстетическое развитие,физическое и речевое развитие детей в старшей группе. Занятие проведено 11.02.2020 г в рамках мероприятий не...
Развитие связной речи дошкольников через ознакомление с литературой
Знакомство человека с миром начинается с того, что он видит, что его окружает. Узнает все это ребенок тогда, когда называет словом. Следовательно, родной язык помогает ребенку осознать окружающий его ...
Конспект занятия по речевому развитию. Ознакомление с художественной литературой. Тема: «Рассказ В. Бианки «Лесные домишки»
Цель: формировать интерес и потребность в чтении книг.Задачи:Образовательные: познакомить детей с творчеством Виталия Бианки. Закреплять умение использовать в речи предложения разных типов (самос...
Конспект занятие с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром 2 мл гр
Конспект занятие с дошкольниками по ознакомлению с окружающим миром 2 мл гр...
Конспект занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) на тему «Сивка-Бурка»
Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова....