Конспект занятия по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) на тему «Сивка-Бурка»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

 Ирина Александровна Зембеля

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zembelya_i.a_-_sivka-burka.docx688.94 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №44

Калининского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия

по развитию речи (ознакомление с художественной литературой)

на тему «Сивка-Бурка»

с интеграцией образовательных областей

для старшего дошкольного возраста 5-6 лет

        Составила: воспитатель

высшей квалификационной категории

Зембеля И.А.

г. Санкт-Петербург

2024

Цель: Приобщение детей старшего дошкольного возраста к художественной литературе, знакомство с русской народной сказкой «Сивка-бурка» в обработке М. Булатова.

Задачи:

Обучающая: 

  • формировать у детей восприятие и понимание русской народной сказки «Сивка-Бурка»;
  • формировать навык участия в беседе.

Развивающая: 

  • развивать умение внимательно слушать произведение, вступать в диалог с взрослым и сверстниками, отвечать на вопросы полным предложением;
  • развивать эмоциональную восприимчивость, эмоциональный отклик на происходящее в произведении;
  • развивать словарный запас (сказительница, аркан, глашатай).

Воспитательная: 

  • воспитывать образные представления эстетического чувства художественное восприятие, воображение, интерес к чтению.

Подготовительная работа: Беседа о том, какие дети знают сказки, где главным героям помогают разные звери. Организация групповой выставки книг «Русские народные сказки». Основная часть сказки «Сивка-бурка» читается заранее (До фразы «На третий день братья снова собираются ехать...»).

Оборудование и материалы: 

  • текст и иллюстрации русской народной сказки «Сивка-Бурка» в обр. М. Булатова;
  • русский народный костюм для Сказительницы;
  • музыка «В гостях у сказки»;
  •  колокольчик;
  • мольберт;
  • дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка (Приложение 1);
  • раскраски «Сивка-Бурка».

Виды деятельности: речевая, познавательная, коммуникативная.

Формы работы:  

  • наглядный (показ, демонстрация);
  • словесный (чтение, обсуждение, беседа).

Современные образовательные технологии: Игровая технология.

Ход занятия:

I Водная часть

Организационный момент.

Воспитатель (звонит в металлический колокольчик)

Воспитатель: Раз, два, три, четыре, пять, жду детей к себе играть! 

Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся с нашими гостями.

Упражнение «Здравствуйте!»

Здравствуй, утро нежное,

Здравствуй, детский сад, (руки плавно вверх)

Здравствуй, добрый друг, (обращаются друг к другу)

Здравствуй, все вокруг (обнимают себя руками)

Очень рады мы гостям.

Теплоту подарим вам! (ладони вместе, дуют направляя воздух к присутствующим)

Дети садятся на стулья в полукруг

Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? (Ответы детей)

А знаете ли вы, откуда берутся сказки? (Ответы детей)

Как вы думаете, почему их называют народными? (Ответы детей)

Воспитатель: Многие сказки мы знаем с детства, их знали наши мамы и папы, наши бабушки и дедушки. Неизвестно, кто их придумал. Но каждый взрослый рассказывает и читает их своим детям, а те, когда вырастут, - своим детям. Так и передаются сказки из поколения в поколение, «из уст в уста», как раньше говорили.  

Воспитатель: А кто из вас помнит, как называют рассказчика(цу) народных сказок? (Ответы детей)

Воспитатель: «Сказитель» или «Сказительница» не заучивают тексты наизусть, а держат в памяти сюжеты сказок, описания персонажей и всякий раз воссоздают текст народных сказок.

 Воспитатель: Сегодня я вам хочу предложить отправиться в сказку, но для этого нам надо встать в круг и сказать волшебные слова.

Дети встают в круг и говорят слова:

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки, идут по кругу)

В сказку мы хотим попасть (кружатся и  закрывают глаза)

Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»

 (воспитатель превращается в Сказительницу, надев элементы национальной одежды).

II Основная часть

Сказительница: Здравствуйте, ребята. Ну вот, мы и в сказке.

Сказительница: Посмотрите на картинки и вспомните, как называется сказка, которую вы начали читать вчера вечером? (Ответы детей)

Сказительница: Чтобы сказку нам прочесть до конца, нам надо вспомнить последовательность событий. А у меня все события сказки перепутались. Ребята, вы мне поможете восстановить последовательность событий, которые вы прочитали? (Ответы детей)

Сказительница: Тогда, давайте разложим карточки по порядку.

Дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка - собери сказку».

Дети раскладывают картинки в порядке последовательности событий на мольберте.

Сказительница: Спасибо!

- Назовите мне главных героев этой сказки (Ответы детей)

- Как вы думаете, почему коня назвали Сивка-бурка? (Ответы детей)

Сказительница: Это трудно, давайте послушаем слова из сказки: «Одна шерстинка серебряная, а другая золотая». В старину светлых коней называли сивыми, а золотисто-коричневых – бурыми, от сюда и получилось название Сивка-бурка.

Сказительница:  А почему конь стал помогать Иванушке? (Ответы детей)

А какое заклинание надо было сказать, чтобы появился конь? (Ответы детей)

Давайте немного поиграем?

Сюжетно-ролевая игра «Эпизод из сказки, как Иванушка зовет Сивку-бурку»

Сказительница: Ребята, а хотите узнать, чем закончилась сказка? (Ответы детей)

(Чтение окончания сказки.)

Сказительница: Вот и сказки конец, а кто слушал молодец! Вы очень внимательно слушали сказку, и я убедилась, что вам она действительно очень понравилась. Нам пора возвращаться детский сад, давайте встанем в круг и скажем волшебные слова:

Раз-два-три-четыре-пять (сгибают пальцы)

Вместе мы в кругу опять (встают в круг)

Будем вместе мы играть (берутся за руки)

В детский сад хотим попасть (кружатся и  закрывают глаза).

Звучит сказочная музыка «В гостях у сказки»

(Сказительница переодевается)

III Заключительная часть

Воспитатель: Ну вот, и подошло к концу наше занятие.

Рефлексия: 

- Вам понравилось наше занятие?

- А, что вам понравилось больше всего?

- Какие новые слова вы узнали?

- В русских сказках часто встречается цифра 3, и все важные события случаются три раза. Чего было 3 и что трижды происходило в сказке «Сивка Бурка»? (Три ночи, три брата, три раза ездили в город, три раза звал коня).

Воспитатель: В благодарность за то, что вы помогли Сказительнице восстановить события и внимательно слушали, она дарит вам вот такие замечательные раскраски про сказку, которую мы с вами читали. Вы можете взять их домой, раскрасить и рассказать своим родным эту замечательную сказку.

Интернет источники:

  1. Андриеш Марина Михайловна Конспект ООД по восприятию художественной литературы в старшей группе. Русская народная сказка «Сивка-бурка» // источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/konspekt_ood_po_vospriiatiiu_khudozhestvennoi_literatury_v_starshei_gruppe_russk?ysclid=lvkwwjkvpi616685482
  2. Гладких Татьяна Анатольевна Картотека дидактических игр по сказкам в рамках проекта «В гостях у сказки «Сивка-Бурка»» // источник: https://gladkih-ds22-schel.edumsko.ru/folders/post/3347993
  3. Решетникова Екатерина Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки «Сивка-Бурка» // источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-razvitiyu-rechi-v-starshei-grupe-tema-chtenie-skazki-sivka-burka.html

  4. Татьяна Читаем народную сказку " Сивка- Бурка" с картинками  // источник: https://dzen.ru/a/ZefpgvBiTRsYubVk

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Дидактическая игра по сказке «Сивка-Бурка - собери сказку».

Цель: развивать у детей сообразительность, внимание, умение последовательно связывать события, изображенные на картинках.

Ход игры: детям раздаются картинки, изображающие различные эпизоды сказки. Дети должны расположить эти картинки в порядке последовательности событий, рассказанных в сказке.

C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (1).jpeg C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (3).jpeg  C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (2).jpeg

C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (4).jpeg  C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (5).jpeg  C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (8).jpeg

C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (9).jpeg   C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (6).jpeg  C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (7).jpeg

C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (14).jpeg    C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (16).jpeg  C:\Users\AkuYoshi\AppData\Local\Temp\Rar$DRa6040.5763\scale_1200 (17).jpeg                         

                               

                       

                     

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сюжетно-ролевая игра «Эпизод из сказки «Как Иванушка зовёт Сивку-бурку»

Выбирается пара детей - Иванушка и Сивка-бурка (используются элементы костюма). Иванушка три раза свистит (в свисток) и произносит сказочные слова: «Сивка-бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой!»

Сивка-бурка пробегает по кругу и останавливается у Иванушки.

Воспитатель вместе с детьми (пока Сивка-бурка бежит) выразительно говорят слова из сказки: Конь бежит, земля дрожит, из ноздрей дым валит, из ушей пламя пышет. Прибежал и стал перед Иванушкой как вкопанный.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

занятие по развитию речи( ознакомлению с художественной литературой)

Чтение и разучивание стихотворения "Надувала кошка шар"...

Конспект НОД по развитию речи (ознакомление с художественной литературой) 2 младшая группа №8 «Рябинка» Чтение русской народной сказки: «У страха глаза велики»

Тема: Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики»       Интеграция образовательных областей: речевое развитие, коммуникативное, познавательное...

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"

Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....

Конспект занятия по развитию речи через чтение художественной литературы. «В Сказку»

Цели занятия:Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках.Задачи:Обогащение и активизация словаря.Учить отгадывать загадки, обосновывая ответ.Повторить с детьми программные произве...