Конспект занятия по развитию речи по средствам художественной литературы (5-6 лет) по теме: "Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Василенкова Надежда Витальевна

Расширение знаний по произведениям детского писателя К.И. Чуковского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_chukovskiy.odt16.57 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи детей посредством  художественной литературы

(5-6 лет)

Тема: «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского».

Цель: расширение знаний по произведениям детского писателя К.И.Чуковского.

Задачи:

  1. Закрепить и систематизировать знания детей о литературном творчестве  К.И. Чуковского.
  2. Развивать умение детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос воспитателя, умение определять название сказки по прочитанному отрывку.
  3. Развивать память, логическое мышление (умение анализировать).
  4. Закрепить дифференциацию звуков с-ш.
  5. Прививать любовь и уважение к художественной литературе и к творчеству детских писателей.

Оборудование: Книги К. И. Чуковского, портрет писателя, иллюстрации к его произведениям, атрибуты сказок, «чудо-дерево» на доске.

Предварительная работа: Чтение детям и слушание в аудиозаписи произведений Чуковского.

Словарная работа: Айболит, Федорино горе, Мой Додыр, Айболит, фонендоскоп, шприц.

Ход ООД.

Воспитатель: Встанем в круг, и поздороваемся друг с другом: (дети стоят)

Здравствуй, правая рука (протягиваем вперед)

Здравствуй, левая рука (протягиваем вперед)

Здравствуй, друг (беремся одной рукой с соседом)

Здравствуй, друг (беремся другой рукой с соседом).

Здравствуй, здравствуй, дружный круг!

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие, побываем в  сказочной стране, там нас ждёт много загадок и заданий. А на чём можно отправиться в путешествие?

(дети могут назвать)

- А полетим мы туда на воздушных шариках.

Дыхательная гимнастика

Давайте надуем шарики. Сделайте большой вдох через нос, выдыхаем через рот (ш-ш-ш).

(Руками изображают шар, идут в круг, из круга

- А теперь надо приземлиться. Наши шарики начинают медленно сдуваться. Сделали вдох и выдох (с-с-с). (дети садяться на стулья)

- Вот и попали мы с вами в сказочную страну.

В этой сказочной стране растет «Чудо - дерево» (Педагог читает отрывок)

Как у наших у ворот,

Чудо – дерево растет.

Чудо, чудо, чудо, чудо,

Расчудесное.

Не листочки на нем,

Не цветочки на нем…

А  что же растет на нашем дереве?

(Сказочные герои. Герои из сказок. Перечисляют героев: Муха Цокотуха, Айболит, умывальник).

В.: Сейчас я Вам зачитаю отрывки из сказок, а Вы должны сказать, как называется эта сказка и показать картинку с этим героем:

А с ним и зайчиха-мать,
Тоже пошла танцевать.
И смеется она и кричит:
«Ну, спасибо тебе, … (Айболит)!» «Айболит»

Скачет сито по полям,

А корыто по лугам.

За лопатою метла

Вдоль по улице… (пошла). «Федорино горе»

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький … (фонарик). «Муха-Цокотуха»

Вдруг из маминой из спальни,
Кривоногий и хромой,
Выбегает умывальник
И качает … (головой). «Мойдодыр»

Дети подходят к «Чудо-дереву» снимают по очереди картинки с героями и отвечают, из  какого произведения данный герой.

В.: Ребята, подумайте, а герои, которых вы сейчас перечислили, это герои сказок какого писателя? (на экране портрет писателя)

К.И.Чуковский – великий, добрый сказочник, написал много интересных сказок. Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать сказку. Жил да был крокодил, он по улице ходил… Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Утром проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил ее всю, слово в слово.

В.: Ребята у Корнея Чуковского очень интересные и сложные названия сказок. Чтобы выговаривать их Корней Иванович каждый день проводил зарядку для язычка. Давайте и мы с вами попробуем проговорить чистоговорки. Слушайте и повторяйте за мной:

Он-он-он – у меня зазвонил телефон.        
ыр-ыр-ыр – любит воду Мойдодыр.
Ца-ца-ца – нынче Муха-Цокотуха именинница.
Ит- ит –ит – добрый доктор Айболит.

В.: Молодцы, ребята! Вы отлично справляетесь с заданиями, но каждому путешественнику нужен отдых. Сейчас и мы с вами немного отдохнем.

Физминутка:

«Сказка даст нам отдохнуть,

Отдохнем и снова в путь.

Вот Федорины слова:

Чтобы спина была пряма,

Поднимайтесь на носочках,

Словно тянетесь к цветочкам.

Ай Болит нам даст совет

Станет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево, вправо десять раз.

Бармалея тут совет

Проживешь ты много лет,

Если будешь приседать

1,2,3,4,5.

Дала нам сказка отдохнуть-

Отдохнули снова в путь»

В: А теперь поиграем в игру с мячом (воспитатель задает вопросы бросает мя, дети отвечают полным ответом бросают мяч воспитателю):

  1. Кто проглотил мочалку в сказке «Мойдодыр»?(крокодил)
  2. Как звали бабушку, от которой сбежала вся посуда?(Федора)
  3. Что купила Муха-цокотуха, когда пришла на базар?(самовар)
  4. Кто хотел погубить Муху-Цокотуху? (паук)
  5. Кто же вышел из спальни?(умывальник)
  6. Одеяло убежало…От кого убежали все вещи?(от мальчика грязнули)
  7. Кто спас Муху-Цокотуху от злодея паука?(комарик)

В: А теперь ребята, обратите внимание, на столе у меня лежат предметы из сказок К.Чуковского, все они перемешаны между собой. Из  какой сказки каждый предмет, предстоит определить вам. Но сначала нужно сложить разрезанные картинки, чтобы угадать сказку. Разделимся на две команды (девочки и мальчики).

  1. «Мойдодыр» (мыло, зубная паста, зубная щетка, полотенце, расческа).
  2. «Айболит» (градусник, предметы аптечки, халат врача).

Физминутка

Нас не надо вам лечить,

Добрый доктор Айболит!

Будем бегать и шагать,

Будем силы набирать.

К солнцу руки мы потянем,

А потом к траве присядем.

Ноги будем поднимать,

По густой траве шагать.

Всем мы помощь оказали

Сами сильными мы стали!

Кроме сказок, Корней Иванович придумывал ещё и загадки для детей. Давайте попробуем отгадать их! (презентация)

  1. Был белый дом, чудесный дом.

И что-то застучало в нём,

И он разбился и оттуда

Живое выбежало чудо

Такое тёплое, такое

Пушистое и золотое (яйцо и цыплёнок)

  1. Два коня у меня, два коня

По воде они возят меня.

А вода тверда, словно каменная (коньки)

  1. Ах, не трогайте меня, обожгу и без огня! (крапива)
  2. Хожу-брожу не по лесам, а по усам, по волосам

И зубы у меня длинней, чем у волков и медведей (расчёска)

      6.Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

На меня они глядят, молока они хотят (ёж).

В.: Ребята, вот и подходит наше путешествие по сказочной стране К.Чуковского к концу.

Встаньте, закройте глаза, 1,2,3 вокруг себя повернись и в саду ты окажись.

Вот мы и вернулись в детский сад.

Как зовут автора, который написал сказки?

Что вам запомнилось из нашего путешествия?

Чему же учат нас сказки К. И. Чуковского?

(Быть добрыми, аккуратными, вежливыми, смелыми, отважными).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД по развитию речи «Путешествие по сказочной стране Корнея Ивановича Чуковского»

Цель: Создание условий для закрепления знанийдетей произведений К.И Чуковского.Задачи:   Формировать умение определять содержание литературных произведений по отрывкам из книг и иллюстрациям...

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.Тема: "Дорога добра"

Занятие для детей в средней группе по нравственному воспитанию....

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой.

Конспект занятия по развитию речи. Ознакомление с художественной литературой. Тема: Заучивание отрывка из стихотворения И. Сурикова "Детсвто" с использованием логоритмики....

Конспект занятия по развитию речи через чтение художественной литературы. «В Сказку»

Цели занятия:Закрепить и уточнить знания детей о народных и авторских сказках.Задачи:Обогащение и активизация словаря.Учить отгадывать загадки, обосновывая ответ.Повторить с детьми программные произве...

Конспект занятия по развитию речи в средней группе (возраст детей 4-5 лет) Тема: «Путешествие в Волшебный лес»

Конспект занятия по развитию речи в средней группе(возраст детей 4-5 лет)Тема: «Путешествие в Волшебный лес»Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста....

Конспект занятия по развитию речи с чтением художественной литературы в средней группе

Образовательные области: речевое развитие, познавательное развитие.Цель занятия развитие речи детей; прививание детям интереса к чтению.Задачи занятия :Образовательн...