Консультация "Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников"
статья

Красикова Кристина Евгеньевна

Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование самостоятельности и ответственности у дошкольников

Волевые качества личности человека являются стержневой стороной его характера, и их воспитанию должно быть уделено особое внимание. Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности и ответственности.

В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО) прямо указано, что необходимо «побуждать детей к инициативности и самостоятельности», специальным образом организуя образовательную среду. Согласно п.3.2.1 ФГОС ДО необходимо при реализации основной образовательной программы дошкольного образования как программы позитивной социализации дошкольников целенаправленно создавать психолого-педагогические условия поддержки инициативы, самостоятельности и ответственности детей в специфических для них видах деятельности. Поэтому, перед дошкольными учреждениями встаёт задача в создании условий для воспитания и развития гармоничной личности, способного полноценного функционировать в современных условиях общественной жизни.

Современному обществу необходим самостоятельный человек в принятии решений, который будет нести ответственность за результат. Конечно, такие личностные качества не возникают сами по себе. Основы их закладываются еще с раннего возраста в семье. Отношение родителей к проявлениям активности детей оказывает влияние на их дальнейшее личностное развитие, в том числе на развитие ответственности и самостоятельности.

Самостоятельность и ответственность является важным условием успешного развития детей. Самостоятельность, как качество личности, представляет собой способность человека ставить цель, находить пути и способы решения ситуаций. Самостоятельное поведение подразумевает под собой социально приемлемое поведение, которое подчиняется социальным нормам и нормам морали. Ответственность является важной чертой личности, которая обеспечивает гармоничное функционирование человека в обществе.

Формирование ответственности и самостоятельности у детей дошкольного возраста осуществляется на основе постепенного обогащения ребенка разными видами деятельности и приобретением личного опыта ответственного поведения. В рамках дошкольного учреждения, для развития этих качеств, педагогами создается среда, приближенная к реальной действительности, что бы дети могли проработать полученные знания и умения на практике. А также, для развития волевых качеств у дошкольников, педагогами активно используется и другие методы, и средства развития: продуктивная, игровая и трудовая деятельность детей.

Процесс развития самостоятельности и ответственности достаточно длительный, требующий от взрослых немалых усилий и стараний. Достичь положительных и видимых результатов можно только при условии участия семьи в развитии данных качеств. Важно, чтобы полученные умения и навыки, закреплялись в условиях семьи. Родителям необходимо подкреплять проявления у детей самостоятельности, формировать у них ответственность за свои поступки.

К окончанию дошкольного возраста ребенок должен проявлять самостоятельность в выборе разных видов деятельности; самостоятельно выбирать себе род занятий и товарищей по игре; осознавать необходимость трудовой деятельности для себя и других людей; нести ответственности за результат своей деятельности.

При формировании личностных качеств у детей, необходимо учитывать взаимосвязь ответственности и самостоятельности. Дети могут быть самостоятельными, но при этом, их поведение не будет соответствовать социально принятым нормам. Отсюда формируется асоциальное поведение.

Сформированная самооценка и ответственность является высшим показателем личностного развития человека. Самостоятельные и ответственные личности способны полноценно функционировать в обществе, соответствовать требованиям, предъявляемые обществом к современному человеку. С помощью таких личностных качеств, человек может гармонично развиваться и общаться с другими людьми. Конечно, полноценное формирование и развитие данных личностных качеств невозможно сформировать без подкрепления их в условиях семейного воспитания. Исходя из этого возникает необходимость в повышении педагогической культуры родителей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание у детей самостоятельности и ответственности в процессе организации хозяйственно-бытового труда»

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость; плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной....

«Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается в нынешней педагогике одной из самых актуальных. Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их ...

Технология формирования инициативности, самостоятельности и ответственности дошкольников 3-7 лет

Данная технология была модифицирована на основе авторской технологии к.п.н. Г.Б. Мониной «Лесенка РОСТА», направленной на формирование интегративных качеств: инициативности, самостоятельно...

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»

Презентация «Условия развития инициативности, самостоятельности и ответственности у дошкольников в соответствии с ФГОС»...

Индивидуальный образовательный маршрут "Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, саморегуляции поведения воспитанников посредством реализации технологий эффективной социализации дошкольников Н.П. Гришаевой"

Индивидуальный образовательный маршрут "Развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, саморегуляции поведения воспитанников посредством реализации технологий эффективной социализац...

Картотека игр направленная на развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, саморегуляции поведения дошкольников

Картотека игр направленная на развитие самостоятельности, инициативности, ответственности, саморегуляции поведения дошкольников...