Проект "Моя семья" как условие формирования первичных представлений о семье и ее истории для детей старшего дошкольного возраста
проект (старшая, подготовительная группа)

Паспорт проекта «Моя семья», для детей старшего возраста

Тема проекта

 

«Моя семья»

Вид проекта

 

Детско-родительский, исследовательский, творческий.

Возраст детей

6-7 лет

Актуальность проекта

 

Воспитатель рассматривает фотографии своей семьи. Дети увидели это и подбежали к воспитателю.

Д: а что это у вас за фотографии?

В: ребята, это моя семья. Тут мои бабушка с дедушкой по линии моей мамы. А это по линии папы. А вот родители моих бабушки и дедушки – прабабушка и прадедушка. Ребята, а вы знаете родителей своих родителей?

 

Кроме этого был проведен опрос на тему: «Моя семья» и

проанализирована сформированность представлений детей о семье и ее истории в вопросе о том, знают ли они свою семью.

 

Большинство детей знают своих родителей, бабушек и дедушек, но имеют поверхностные представления о прабабушках и прадедушках в разных поколениях (со стороны как мамы, так и папы). Совсем не знают историю своей семьи, своего рода.

 

Поэтому детям было предложено создать книгу о своей семье и организовать выставку.

 

Цель проекта

 

Создание выставки книг «Моя семья».

 

Проблема

Дети не знают историю своей семьи (своего рода), свою родословную.

 

Проблемный вопрос

Что нужно узнать о семье и ее истории, чтобы создать книгу?

Задачи проекта

Задачи для детей:

1. Рассмотреть семейный альбом вместе с родителями.

2. Вместе с родителями отобрать фото мамы, папы, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек.

3. Разучить вместе с родителями стихотворения о своей семье.

4. Составить короткие рассказы: «Мои бабушка и дедушка», «Мои прабабушка и прадедушка», «Моя семья. Семейные традиции».

5. Принести семейные фотографии в группу и подготовить рассказ об одном представителе семьи

6. Нарисовать на занятии с воспитателем свою семью.

7. Принять участие в НОД «Что такое родословное древо?»

8. Нарисовать свое родословное древо на занятии с воспитателем.

Задачи для родителей:

1. Познакомиться с содержанием проекта «Моя семья» в общем чате социальной сети WhatsApp.

2. Посетить консультацию на тему «Что такое родословное древо?»

3. Вместе с детьми рассмотреть семейный альбом

4. Рассказать детям о их бабушках, прабабушках, дедушках, прадедушках.

5. Помочь детям составить рассказы на тему: «Мои бабушка и дедушка», «Моя семья. Семейные традиции».

6. Разучить с детьми предложенные воспитателям стихи о семье.

7. Собрать фотографии для создания генеалогического древа каждой семьи

8. Подготовить семейные фотографии вместе с детьми, с представленными рассказами.

Задачи для воспитателей:

1. Создать группу для родителей в социальной сети WhatsApp с целью ознакомления с проектом и реализацией.

2. Отослать родителям алгоритм составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи.

3. Отправить родителям ссылки на сайты, где можно подобрать для детей стихотворения о семье и разучить с ними дома.

4. Провести беседы по данной теме с детьми «Родовая ветвь мамы», «Родовая ветвь папы»

5. Провести НОД по рисованию на тему: «Моя семья»

6. Провести образовательную деятельность по теме «Что такое родословное древо?» для детей

7. Провести НОД по рисованию с детьми на тему: «Рисуем свое родословное древо»

Продукт проекта

 

Выставка книг «Моя семья».

Сроки реализации

17 апреля – 28 апреля 2023 год.

Ресурсы проекта

Материально-технические: икт-оборудование (ноутбук, мышка, по возможности интерактивная панель), памятка для родителей «Как создать родословное древо»

Человеческие: воспитатель, дети, родители

Информационные: Т.С Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду», сборник стихов о семье

Финансовые: проект был создан при поддержке ДОУ

 

Практическая значимость проекта

Проект «Моя семья» ориентирует на взаимодействие с родителями: родители должны участвовать в его реализации, в создании условий для полноценного и своевременного развития ребенка, чтобы не упустить важнейший период в развитии его личности.

 

В проекте представлена совместная работа воспитателя, детей, родителей по формированию представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. В ходе проекта дети получают более углубленные знания о профессиях своих родителей, о родословной своей семьи, семейных традициях.

 

 

Подготовительный этап:

 

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

17.04

Проведение опроса среди детей

Ноутбук, принтер

Болеет большая часть детей (перенести сроки проведения опроса)

Актуальность проекта и проблема

17.04

Постановка целей, определение актуальности и значимости проекта

Метод. литература

Данная тема не интересна, и родители не хотят принимать участие (обсудить какая тема им будет интересна и прийти к общему выводу)

 

Цели поставлены, актуальность и значимость проекта определена

18.04

Подбор методической литературы для реализации проекта

Журналы, статьи, иллюстраций

Отсутствие метод. литературы по данной теме (посовещаться с коллегами, опираться на их педагогический опыт)

 

Удалось найти метод. литературу

19.04

Оповещение родителей о содержании проекта в социальной сети WhatsApp, о алгоритме составления краткого рассказа о каком – либо члене семьи (Приложение 2)

 

 

ИКТ-оборудование, бумага

Родители не прочитали сообщение (оповестить их о проекте, когда они придут в детский сад за детьми и попросить их ознакомиться)

Родители ознакомились с содержанием проекта

 

 

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

 

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

19.04

2 половина дня

Консультация для родителей «Что такое родословное древо?» (Приложений 3)

 

Воспитатель, родители

Родители расширили представления о родословном древе (его видах) и том, как его составлять.

 

20.01

1 половина дня

Дидактическая игра «Кто старше? Кто младше?» (Приложение 4)

 

Дети, воспитатель

Дети поупражнялись в применении прилагательных сравнительной степени – «моложе», «старше», «младше». Научились высказываться сложными предложениями с союзом «а».
 

20.04

2 половина дня

Подвижная игра «Бабушка распутай нас!» (Приложение 5)

 

Дети, воспитатель

Развили умение ориентироваться в пространстве.

21.04

1 половина дня

Заучивание стихотворение о семье

 

Дети, воспитатель, родители

Дети выучили с родителями дома стихотворения наизусть.

 

21.04

2 половина дня

Чтение произведения «Печенье» В. Осеевой, его обсуждение (Приложение 6)

 

Дети, воспитатель

Закрепили умение составления цепочки последовательности событий рассказа В. Осеевой в ходе чтения, дидактической игры на ИКТ оборудовании и в ходе создания рисунка печенья.

 

24.04

1 половина дня

Беседа на тему «Моя семья» (Приложение 7)

 

Дети, воспитатель

Сформировали позитивное представление о семье, своих близких в процессе беседы.

24.04

2 половина дня

Составление рассказа о своей семье по алгоритму

 

Дети, воспитатель, родители

Дети вместе с родителями составили рассказы о своей семье

25.04

1 половина дня

НОД художественно-эстетическое развитие на тему «Моя семья» (Приложение 8)

Дети, воспитатель

Закрепили умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена.

 

25.04

2 половина дня

Чтение произведения К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» (Приложение 9)

 

Оформление обложки книги

Дети, воспитатель,

Составили пересказ по рассказу К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с использованием мнемотаблицы.

 

 

 

26.04

1 половина дня

Интегрированное занятие «Моя семья, родословное древо» (Приложение 10)

 

Дети, воспитатель

Расширили представления детей о семье и её истории, создали свое родословное древо.

26.04

2 половина дня

Разбор и обсуждение пословиц и поговорок о семье

Дети, воспитатель

Дети вместе с воспитателем разобрали и обсудили пословицы и поговорки о семье.

27.04

1 половина дня

Создание выставки книг «Моя семья»

 

Дети, воспитатель

Воспитатель вместе с детьми организовывают выставку книг.

 

 

Заключительный этап:

 

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

28.04

Проведение выставки книг «Моя семья»

Родителям понравилась выставка книг, так как они оставили отзывы в родительском чате группы в WhatsApp.

Дети остались под впечатлением поскольку на протяжении реализации всего проекта, они были заинтересованы.

Воспитателю понравился материал, который был подобран для реализации проекта.

 

92% детей приняли участие в создании и оформлении выставки

83% семей приняли участие в мероприятиях проекта.

 

Размещение на сайте статьи о проведении проекта и всей информации по нему.

Выступление на педагогическом совете с представлением результатов проекта.

Размещение фотографий с реализаций этапов проекта, детского продукта деятельности.

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.docx818.95 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                                                                 Приложение 2

Алгоритм:

1. Имя фамилия ребенка, сколько лет

2. Члены семьи (чем занимаетесь в свободное время)

3. Профессия папы (немного рассказать о значимости профессии)

4. Профессия мамы (немного рассказать о значимости профессии)

5. Рассказать о бабушках, дедушках (прабабушках, прадедушках)

6. За что ребенок любит свою семью.

7. Рассказать о традициях                          семьи

Приложение 3

Консультация для родителей «Что такое родословное древо?»

Цель: Расширение представлений родителей о родословном древе, как его составлять.

Задачи:

1. Напомнить родителям, почему так важно знать свою родословную ребенку.

2. Рассказать, о том, какие виды родословного древа бывают.

3. Дать памятку о том, как составлять родословное древо.

В нашем современном мире мало кто из родителей и детей знает свою родословную. А ведь история семьи занимает значительное место в жизни человека. Ведь многие семейные праздники или традиции происходят из далекого прошлого, т.е от предков.

С точки зрения психологии и педагогии, человек не знающую свою родословную, как чистый лист, он не имеет никаких представлений о семейных ценностей, традициях.

Семейные традиции - культивируемая в обществе совокупность представлений о семье, влияющая на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия.

Семья для ребенка - это среда, с определенными условиями для его физического, психического и умственного развития. Для создания благополучной среды, для развития ребенка и укрепления семьи, можно использовать такую форму работу, как составления родословной, где можно привлекать как и старшее поколение так и младшее поколение.

Родословная - свод данных, описывающих происхождение тех или иных сущностей от других сущностей. В детских садах можно привлекать родителей для создания семейного древа. Таким образом, ребенок может выучить родственные связи и имена дальних родственников или далеких предков, что немало важно для ребенка.

Семейное древо (или генеалогическое древо) — схематичное представление родственных связей, родословной росписи в виде условно-символического «дерева», у «корней» которого указывается родоначальник, на «стволе» — представители основной (по старшинству) линии рода, а на «ветвях» — различных линиях родословия, известные его потомки — «листья» (настоящий пример иллюстрирует древо «нисходящего родословия», каковые являются наиболее распространёнными); но зачастую, если она, роспись, не стилизована в виде дерева реального, что было очень распространено в прошлом, схема эта для удобства восприятия и формирования представляет родословное древо в перевёрнутом виде, когда родоначальник располагается в верхней части таблицы. Генеалогическим или родословным древом также называют представление восходящих или нисходящих родословий и генеалогических таблиц вообще — всем этим занимается генеалогия (родословие).

Как составить «семейное древо»?

Прежде всего надо начать с изучения семейных историй:

Расспросить бабушек и дедушек о предках (в любой семье всегда есть какая-нибудь история, которую любят рассказывать и передается из поколения в поколения)

Родословная в основном ведется по мужской линии.

Начинать надо с описания ныне живых родственников.

О своих родных, о семье можно рассказать словами, составить схему. А можно создать красивый образ семьи – дерево, цветок, дом, корабль. Подумайте, какой образ подходит вашей семье.

Чтобы получился свой особенный, яркий и красивый образ семьи, нужно выразить её особенности и задать себе вопросы: "На что похожа наша семья? Какая она?".

Вряд ли ребёнка заинтересуют скучные прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же гроздь винограда, как образ дружной, сплочённой семьи; или же радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений. Семья может быть похожа на явление природы, растение, животное, здание. Даже на предмет, например, на игрушку. Всё зависит от вашего творчества.

Приложение 4

Конспект дидактической игры «Кто младше, кто старше?» для старшей группы

Дидактическая задача: Расширить представления по теме «Cемья». Развивать зрительное внимание и логическое мышление. Упражнять в применении прилагательных сравнительной степени – «моложе», «старше», «младше». Научить высказываться сложными предложениями с союзом «а»
Игровая задача: определить кто в семье старше, а кто младше
Игровое действие:
 на вопрос воспитателя «Кто старше, а кто младше?» дать ответ полным предложением, затем выбрать и щелкнуть на правильную картинку. Сравнить возраст членов семьи полным предложением.
Игровое правило: выходить к панели по очереди, не мешать при ответе другого ребенка, отвечать на вопрос полным предложением.
Оборудование: ИКТ

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организационно- мотивационный

Ребята, сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать:


Это слово каждый знает,

Ни на что не променяет!

К цифре «семь» добавлю «я»

Что получится?

Правильно, ребята, это семья. Это те люди, которые всегда помогут вам и поддержат в любую минуту.

Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру, вы готовы?

(Дети отгадывают загадку)

-Семья

-Да

Основной

Посмотрите, перед вами картинки. Я вам задаю вопрос, например: «Кто старше – папа или дедушка?» Вы внимательно смотрите на изображения и тот, кто будет готов, поднимает руку. Потом он выходит к нашей панели и отвечает полным предложением, например: «Дедушка старше папы» и выбирает нужную ему картинку, щелкает на нее. Если вы угадали, то вам выпадет кое-какой сюрприз.

Начали.

Ребята, а сейчас задание будет сложнее. Нам нужно будет сравнить возраст членов семьи коротким словом «а», например «Дедушка старше папы, а

папа младше дедушки» или «Дедушка старше, чем папа, а папа моложе, чем дедушка».

Не забывайте, что нужно всегда отвечать  полным предложением.

Дети внимательно слушают правила

Выходят к панели и выбирают нужный вариант

Заключительный

Ребята, как быстро вы справились с этой задачей! Все соблюдали правила игры, внимательно слушали, отвечали полным предложением и правильно выбирали всех членов семьи.

Ребята, а было ли вам сложно?
Понравилась ли вам игра?

Отлично, ведь мне тоже понравилось с вами играть и совершать доброе дело! Спасибо вам большое.

(слушают оценку педагога)

Ответы детей

Приложение 5

Подвижная игра «Бабушка распутай нас» для старшей группы

Задачи:
Образовательная- закреплять навыки бега в разных направлениях;
Развивающая- развивать наблюдательность, внимание, сосредоточенность, ориентирование в пространстве
Воспитательная- воспитывать организованность и дисциплинированность в процессе сбора детей на игру, а также объяснения правил игры.

Этап

Деятельность педагога

Деятельность детей

Мотивационно-организационный этап

Ребята, послушайте стихотворение:

Бабушки нашей
Нет в мире родней,
Часто читаем
И вяжем мы с ней.
Вместе играем,
Готовим обед.
Будем друзьями
С бабулей сто лет!

Итак, мы с вами поиграем сейчас в игру, готовы?

    +++++++++++++++++

                      О

Основной этап

Сейчас я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Бабушка распутай нас»

Для начала по считалочке нам нужно выбрать бабушку. Кто знает какие-нибудь считалочки?

Отлично, а теперь послушайте правила игры

Бабушка выходит из комнаты, а игроки берутся за руки, образуя цепочку в виде круга. Далее они начинают запутывать свою цепочку.  При этом цепочка может самопересекаться, игроки могут подлазить или перелазить через цепочку (переплетать свои руки и даже ноги). Одно условие — руки соседа отпускать нельзя. После того, как цепочка запутана до невообразимости, игроки хором зовут водящих. Водящие возвращаются и начинают передвигать игроков, распутывая цепочку. При этом главное условие то же самое: руки разрывать нельзя! Если водящие смогли распутать игроков, восстановив круг и не разорвав рук — победили они. Если распутать не смогли или если цепочка разорвалась — победили игроки-«путаники». Естественно, что игроки не должны специально бросать руки!

Дети слушают правила игры, далее- непосредственно игровая деят-ть.

                       +             О
             +                +

               +             +

                       +                      

 

Заключительный этап

Ух, отлично поиграли.
Вы очень ловкие. Цепочка наша не рвалась. Вы соблюдали все правила игры.
Было ли вам сложно?

Ребята, спасибо вам большое за такую замечательную игру, мне понравилось летать с вами.

Дети слушают оценку воспитателя.

+++++++++++++++

               О

Дозировка

2-3 раза.

Приложение 6

Технологическая карта по чтению В. Осеева «Печенье»

Образовательные области: развитие речи, художественно-эстетическое развитие

Возрастная группа: старшая (5-6 лет)

Цель занятия: Составление цепочки последовательности событий рассказа В. Осеевой в ходе чтения, дидактической игры на ИКТ оборудовании и в ходе создания рисунка печенья

Задачи:

Образовательные задачи – побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в ходе беседы, а также помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев в ходе ответов на проблемные вопросы.

Развивающие задачи – развивать произвольное внимание в ходе игры на ИКТ

Воспитательные задачи – воспитывать внимательность и заинтересованность в ходе беседы

Дополнительны задачи (дидактическая игра):

Дидактическая задача - закреплять содержание произведения в процессе проведения дидактической игры с использованием ИКТ-оборудования.  

Игровая задача -  Помочь бабушке испечь печенья для всей семьи

Игровые правила: соблюдение правил пользования доской, выходят только по очереди

Игровые действия: дети по очереди выходят к доске, выбирают правильные ингредиенты для приготовления вкусного печенья

Планируемые результаты занятия: Дети знают содержание произведения В. Осеевой «Печенье». Рассказывают о своем восприятии конкретного поступка персонажа. Отвечают на вопросы развернутым ответом. Понимают скрытые мотивы поведения героев произведения и проявляют желание прийти на помощь другому человеку. Выполняют правила дидактической игры

Подготовительная работа: чтение литературного произведения В. Осеевой «Печенье», разработка дидактической игры.

Материалы и оборудование: доска SMART, указка, литературное произведение В. Осеевой «Печенье»

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Методы, формы, приемы

Предполагаемая деятельность детей

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный

Задача: заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Организация: дети сидят за столами

Организовать

направленное

внимание и вызвать интерес у детей к теме занятия

Бант нарядный на макушке, А внутри лежат игрушки.
-Что это?
 А как вы думаете, что в нем? А в мешочке сюрприз, хотите узнать какой?

-Сейчас я зачитаю вам отрывок, и мы попробуем догадаться из какой же этой сказки отрывок. Садитесь поудобнее и слушайте внимательно.

-Как вы думаете, о чем этот отрывок? А сейчас давайте раскроем мешок и проверим

-Смотрите, это и в правду печенье. А произведение называется: «Печенье», которую написала Валентина Александровна Осеева

-Ребята, посмотрите, что же это на доске? Как вы думаете?

-Нам нужно помочь маме испечь еще печенье

Художественное слово


Вопросы
Сюрпризный момент

Чтение отрывка

Проговаривание

Отгадывают загадку

Слушают отрывок

Отвечают на вопросы

Заинтересовались предстоящей деятельностью

 

Подключили слуховое восприятие отрывка произведения

Вспомнили название произведение и его автора

Захотели принять участие в деятельности

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

Задача: 

Составление цепочки последовательности событий рассказа В. Осеевой в ходе чтения

Организация: дети сидят за столами

Вызывать интерес к чтению через использование сюрпризных моментов

Для того, чтобы помочь маме, нам нужно вспомнить содержание нашего произведения и составить цепочку событий, чтобы понять, для чего же нам нужно испечь печенье.

Создание проблемной ситуации

Вспоминают содержание произведения по поставленным вопросам

 

У детей проявился интерес к деятельности и желание составить последовательность событий в рассказе

2.2. Этап ознакомления с материалом

Задача:

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в ходе беседы, а также помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев в ходе ответов на проблемные вопросы

Организация: дети сидят за столами

Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в процессе проведения беседы по содержанию произведения.

Учить отвечать на вопрос развернутым ответом

Совершенствовать диалогическую речь через участие детей в беседе.

В этом рассказе говорится о мальчиках Мише и Вове.

Сколько персонажей рассказа Осеевой «Печенье» участвовало в чаепитии?

Почему звон чашек, собираемых к столу бабушкой, казался веселым?

Кто приготовил печенье к чаю?

Кто первым завладел тарелкой с печеньем?

С каким строгим замечанием выступил за столом Миша?

Кто подал мальчикам чай?

Где происходил делёж печенья?

Сколько долей печенья досталось бабушке и маме?

Почему мама так и не приступила к чаепитию?

Чем питалась за столом бабушка?
Ответ: корочкой черного хлеба

Почему мальчики не поделились печеньем с бабушкой и мамой?

Зачем Миша, после съеденного печенья, сначала посмотрел на маму, а потом на бабушку?

Как вы думаете, вырастут ли Миша и Вова достойными сыновьями, или нет?

Вопросы

Ответили на вопросы развернутым ответом

Вспомнили содержание и последовательность по поставленным вопросам

Рассказали о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа в процессе беседы

Проявили эмоциональное отношение к героям сказки,

желание прийти на помощь другим людям в ходе беседы по содержанию произведения

2.3. Этап практического решения проблемы

Задача: закреплять содержание произведения в процессе проведения дидактической игры с использованием ИКТ-оборудования

Организация: дети сидят за столами, потом по очереди выходят к панели

Развивать произвольное внимание через выполнение правил игры.

Закрепляют содержание произведение через дидактическую игру «Готовим печенье» с использованием ИКТ-оборудование

Напоминаю о правилах игры:

  • Выходим к доске по очереди
  • Соблюдаем правила пользования доской
  • Выбираете только те ингредиенты, которые помогут в приготовлении печенья
  • За правильную последовательность получаете наклейку

Гимнастика для глаз

«Часы»

Тик-так, тик-так

Все часы идут вот так:

тик-так, тик-так,

Налево раз, направо раз,

Мы тоже можем так,

Тик-так, тик-так.

Объяснение правил игры

Сюрпризный момент

Слушают правила игры

Выполняют гимнастику для глаз

Совершенствуется диалогическая форма речи

 

Развивается долговременная память

Развивается произвольное внимание

 

Дети проявляют интерес к деятельности

 

3. Заключительный этап

Задача: подвести итоги деятельности, рефлексия

Организация: дети сидят за столами

Рефлексия подведение итогов

-Вам понравилась наше произведение? А чем?

Мне тоже она очень нравится, ведь она добрая, учит нас внимательнее относиться к нашей семье и делиться с ними даже последним

-Давайте вспомним кто автор рассказа?

-Давайте нарисуем печенье и отдалим его потом всей своей семье, чтоб не поступать как мальчики!

Беседа

Высказывают свое мнение

Слушают воспитателя

Совершенствуется диалогическая речь

Приложение 7

Беседа с детьми подготовительной группы на тему «Моя семья»

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: Беседа на тему «Моя семья»

Цель: Формирование у детей позитивное представление о семье, своих близких в процессе беседы

Задачи:
Образовательные: Систематизировать и уточнить знания детей о семье, в ходе беседы ; закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях путем дидактической игры «Кто кем приходится»

Развивающие: развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья» через беседу, способствовать развитию логического мышления

Воспитательные: воспитывать любовь и чувство привязанности к родным

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное

Оборудование и материалы: карточки с изображением тучки и солнышка, воздушный шар с ребусом

Предварительная работа: Беседы о членах семьи, с которыми вместе живет ребенок. Просмотр семейных фотографий, рисование портретов родителей, сюжетно - ролевые игры «Семья».

Планируемые результаты: Систематизировали и уточнили знания о семье; закрепили умение ориентироваться в родственных отношениях. Развили речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья», логическое мышление. Воспитывать в себе любовь и чувство привязанности к родным.

Этап и его задача

Организация

Оборудование и материалы

Деятельность воспитателя

Методы и приемы

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Организационно-мотивационный

Задача: заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Организация: дети сидят за столами

Ребята, а сейчас, станем в круг и с улыбкой передадим своё хорошее настроение и добрые пожелания друг другу. (Воспитатель становится с детьми в круг и первым начинает говорить пожелания и так далее по кругу).

Присаживайтесь на стульчики. 

Сегодня мы поговорим об очень важном, для каждого человека.

Посмотрите, воздушный шар (показывает на воздушный шарик у потолка), на нём что- то писано. Здесь написана цифра и буква. Ребята, это же ребус! Давайте его решим? Какая это цифра? (цифра 7).

А какая буква? (это буква Я). Что ж за слово получилось?

Правильно, семья.
Разговор наш будет о семье.

Семья- это слово нам многое скажет.
Семья нам с рожденья путь в жизни покажет.
Семья с нами рядом всегда и везде,
Она много значит в каждой судьбе.

Приветствие

Указание

Беседа
Вопросы

Художественное слово

Дети становятся в круг

Дети садятся

-Семья 

Дети заинтересованы в предстоящей деятельности

2. Основной этап

2.1. Этап постановки проблемы

Задача: сформулировать цель деятельности, которую необходимо достичь.

Организация: дети сидят за столами

2.2. Этап ознакомления с материалом

Задача: Систематизировать и уточнить знания детей о семье
Организация: дети сидят за столами

2.3.Этап практического решения проблемы

Задача: закрепить умение ориентироваться в родственных отношениях. Развивать речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»

Организация: дети сидят за столом

Скажите, ребята, куда вы торопитесь вечером после детского сада?

Дом — это там, где вас поймут,

Там, где надеются и ждут,

Где ты забудешь о плохом, —

Семья- это твой дом.

Дети, что же такое семья? Как вы это понимаете?

 

Для чего она нужна человеку?

Не случайно слово семья можно зашифровать, как 7-Я.

Раньше, в старину на Руси говорили: семья - это семь Я т. е семь и более человек живущих в одном доме одной большой, дружной и крепкой семьёй, старшие дети заботились о младших братьях и сёстрах.

Говорят, что в старину

Так оно и было

Много братьев и сестёр

Весело дружило

Вместе пили молоко

Вместе ели сушки

Настоящий детский сад

В каждой был избушке.

Бывают семьи не только большие, но и маленькие состоят даже из двух человек. Если эти люди любят и уважают друг друга, заботятся, то такую семью называют - дружной и крепкой.

Дети, вставайте в круг, сделаем физминутку.

Физминутка

Маме надо отдыхать (дети на цыпочках идут по кругу)

Маме хочется поспать.

Я на цыпочках хожу,

Маму я не разбужу.

Тук-тук-тук-тук-тук-тук-тук (дети останавливаются в кругу и громко топают)

Раздаётся пяток стук.

Наши пяточки идут. (дети подходят к «маме» и обнимают)

Прямо к мамочке бегу.

Садитесь, ребята, на места.

У вас у всех есть семья. А можете вы рассказать нам о своих родных?

Какие самые хорошие слова вы скажете о маме, какая она?

Какие хорошие и теплые слова вы скажете о папе?

А какая бабушка?

Какие хорошие слова мы скажем о дедушке?

Кем члены семьи приходятся друг другу знаете?

А вот в игре «Кто кем приходится» мы и узнаем? Согласны?

Объясню правила игры.

Я буду по очереди каждому из вас задавать вопрос и бросать вам мяч, а вы должны поймать мяч, правильно ответить на поставленный вопрос и бросить мяч снова мне.

1.- Девочка для мамы и папы кто? (дочка).

2.- Мальчик для папы и мамы кто? (сын).

3. - Мальчик для дедушки и бабушки кто? (внук).

4. -Папа для дедушки и для бабушки кто (сын).

5. - Мама для бабушки и дедушки кто? (дочь).

6.- Кто папа для мамы? (муж)

7.- Кто мама для папы? (жена)

8. -Мальчик для девочки в семье кто? (брат)

9.- Девочка для мальчика в семье кто? (сестра).

10.-Девочка для бабушки и дедушки кто? (внучка)

Молодцы, ребята, хорошо усвоили это!

Дети, как вы выражаете свою любовь к близким? 

Верно, надо совершать хорошие поступки, и стараться не делать плохих, чтобы не огорчать своих родителей.

Как вы думаете, радость на что похожа на солнышко или на тучку? 

На что похожа печаль? 

У нас есть карточки с изображением солнышка и тучки.

Я буду называть поступки, если вы считаете, что этот поступок огорчит маму, покажите на тучку, если порадует - солнышко.

- Подрались с другом?

- Помирились с другом?

-Убрали на место игрушки?

-Разбили чашку?

- Нарисовали красивую картину?

Вопрос

Художественное слово

Беседа

Проговаривание

Художественное слово

Проговаривание

Практическое упражнение

Художественное слово

Беседа

Игровое упражнение

Беседа

Игровое упражнение

-Домой

-Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сестры.

-Чтобы его любили,

заботились, защищали.

Слушают стихотворение

Координируют слова с движениями

Ответы детей

-Нежная, ласковая, внимательная, заботливая

-Сильный, смелый, мужественный

-Добрая, ласковая, мудрая

-Отзывчивый, трудолюбивый, внимательный

Ответы детей

Дети встают со стульев, воспитатель стоит напротив

-Совершаем хорошие поступки

На солнышко

На тучку

Дети показывают картинки

Дети поняли цель предстоящей деятельности

Систематизировали и уточнили знания о семье

Сняли физическое и эмоциональное напряжение

Закрепили умение ориентироваться в родственных отношениях. Развили речь путём расширения и активизации словаря, по теме «семья»

3. Заключительный этап

Задача: подвести итоги деятельности, рефлексия

Организация: дети сидят за столами

Ребята, что нового вы сегодня узнали?
Было ли вам интересно?
Понравилось ли вам наше занятие?

Ребята, мне тоже очень понравилось наше занятие, спасибо вам за него!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб о вас говорили друзья,

Какая хорошая ваша семья!

Включается негромкая песня «Моя семья».

беседа, вопросы, художественное слово

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Научились подводить итог деятельности совместно с воспитателем

Приложение 8

Технологическая карта непрерывно - образовательной деятельности

по рисованию для детей подготовительной группы

на тему «Моя семья»

Продолжительность НОД: 30 минут

Цель НОД: Закрепление умения изображать группу людей – семью, передавая характерные особенности каждого члена семьи в процессе рисования.

Задачи:

Обучающие: Закрепить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях о семье, о том, кто такие родные в ходе беседы; продолжать учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы в ходе показа воспитателя.

    Изобразительная: Вызвать интерес к поиску и передаче доступными графическими материалами (средствами), делающие изображение выразительнее в соответствии с содержанием и характером образа через проблемный вопрос.

    Техническая: Совершенствовать в рисунке навыки передачи выразительности-четкость линий, сочетание теплых и холодных цветов в ходе объяснения.

Развивающие: Развивать интерес к изобразительной деятельности, развитию эстетических чувств. Развивать мелкую моторику рук, в ходе работы с кистью и гуашью. Развивать способность подбирать цвета.

Воспитательные: Воспитывать уважение чуткое и бережное отношение к окружающим и членам своей семьи.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативно, художественно-эстетическое, речевое развитие

Активизация словаря: контур, теплые, холодные, яркие цвета

Предварительная работа: Разучивание пословиц и поговорок о семье. Рассматривание фотографий, иллюстраций. Чтение стихотворений А.Костецкий «Самое дорогое», А. Барто «Его семья», О.Дриза «Мама», И.Мазнин «Простое слово», С.Капутикян «Папа», «Вот какая мама» Е. Благинина. Беседа о семье.

Материалы и оборудование: Белые листы бумаги, простые карандаши, ластик, цветные карандаши, образец рисунка, музыкальный центр цветок бумажный в виде «цветика-семицветика», интерактивная доска, ноутбук.

            Демонстрационный материал: Репродукция картины А.М. Герасимова «Семейный портрет», Карточки – схемы с изображением человека,  фотографии, иллюстрации из сказок «Три медведя», «Морозко», изображение каждого члена семьи в полный рост.

            Раздаточный материал: листы бумаги, простые карандаши, ластик, цветные карандаши

            Планируемые результаты: Закрепили и обобщили знания и умения, полученные на предыдущих занятиях о семье, о том, кто такие родные; сформировали представление о составе семьи, используя модели; научились рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы. Научились передавать в рисунке образ клоуна через атрибуты профессии, детали костюма. Усовершенствовали в рисунке навыки передачи выразительности-четкость линий, сочетание теплых и холодных цветов. Развили интерес к изобразительной деятельности, развитию эстетических чувств. Развили мелкую моторику рук, в ходе работы с кистью и гуашью. Развили способность подбирать цвета. Воспитали стремление к активной деятельности.

          Методическое обеспечение: 

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Этап его задача, Организация детей Оборудование

Речь и деятельность воспитателя

Речь и деятельность детей

Методы и приемы

Планируемый результат

Вводный
(организационно-

мотивационный)

Задача: организовать и заинтересовать детей к предстоящей деятельности

Организация: дети садятся за свои столы

Время: 2 минуты

Оборудование: музыкальный центр

Здравствуйте, ребята! Я сегодня нашла этот необычный цветок в группе (показывает цветик-семицветик), но не могу вспомнить, в какой сказке он встречается? Раз он волшебный, то он наверняка поможет нам стать добрее, внимательней, веселее. Для этого достаточно его подержать в руках и пожелать этого

Значит, он волшебный и поможет нам с вами перенестись в сказку! Но для этого нам нужно сказать волшебные слова:

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть по-моему вели. (воспитатель отрывает один лепесток и повторяет вместе с детьми слова, просит детей закрыть глаза, затем добавляет).

-Ответы детей

Дети передают друг другу цветок

Сюрпризный момент

Проблемный вопрос

Художественное слово

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей деятельности.

Основной

(этап

формулирования

цели деятельности)

Задача: Развивать интерес к изобразительной деятельности, развитию эстетических чувств.

Организация: дети сидят за столами

Время: 8 минут

Оборудование: иллюстрации из сказки «Три медведя» в виде фотографий на ширме - доме


(этап

планирования

изобразительной

деятельности)

Задача: Заинтересовать детей в продукте деятельности

Организация: дети сидят за столами

Время: 5 минут

Оборудование: картина «Семейный портрет»


(практический

подэтап)

Задача: 
2. Закрепить и обобщить знания и умения, полученные на предыдущих занятиях о семье, о том, кто такие родные; формировать представление о составе семьи, используя модели; продолжать учить детей рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы.

2.Совершенствовать в рисунке навыки передачи выразительности-четкость линий, сочетание теплых и холодных цветов.

Организация: Дети сидят за столом

Время: 15 минут

Оборудование: Белые листы бумаги, простые карандаши, ластик, цветные карандаши

Хочу, чтобы мы с детьми оказались в сказке. (звучит музыка).

Ребята осмотритесь, кажется, мы попали к кому-то домой. Чей же этот дом? Как можно догадаться? Посмотрите внимательно, какие фотографии украшают этот дом? (иллюстрация из сказки «Три медведя» в виде фотографии на ширме - доме). 

В какой мы сказке? 

Теперь давайте перенесемся в другую сказку! 

Молодцы, ребята! Теперь вернемся в детский сад с помощью волшебного цветка.

Ребята, скажите, как же нам удалось каждый раз отгадывать, чей дом, не видя его обитателей?

Какие это были фотографии? 

Ребята, мы тоже оформили в группе фото - выставку ваших семейных фотографий! (подводит детей к стенду с фотографиями).

Ребята, кто знает, что такое семья? 

Почему эти фотографии мы называем семейными?

Как можно сказать одним словом о тех, с кем вы живете в одной квартире? 

Семья должна учить любить!

Жалеть и вежливыми быть!

Когда семья такою станет,

Другая жизнь сразу настанет!

Семья - это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Как, вот этот волшебный цветок у него разные лепестки, но они все вместе. Сколько у него лепестков? 

Если я к ним добавлю слово «я» получиться …. 

Д/и «Чья это семья»

Я вам буду показывать по очереди фотографии, а вы должны догадаться, чья семья на ней изображена.(По ходу игры воспитатель задает уточняющие вопросы) Вопросы:

Кто рядом с Петей?

Где сделана фотография?

Кого на фотографии не хватает?

Какое настроение у семьи?

Кто самый веселый?

Кто на фотографии грустный?

Мы с вами увидели семейные фотографии, однако, раньше фотоаппаратов не было. Как же в давние времена ваши прабабушки могли  запечатлеть свою семью? 

Я хочу показать вам одну картину, которая называется «Семейный портрет».

Вопросы:

Кто изображен на картине?

Почему автор назвал так картину?

Какое событие запечатлено?

Опишите папу, маму, бабушку, дочь.

Где они изображены?

Какое время года?

Какое настроение у всех членов семьи?

Пальчиковая гимнастика «Семья»

Раз, два, три, четыре!       (Хлопки на счет.)

Кто живет в моей квартире?

Раз, два, три, четыре, пять    (Хлопки на счет.)

Всех могу пересчитать!

Мама, папа, брат, сестренка     (Поочередное поглаживание пальчиков.)

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я,

Вот и вся моя семья!       (Показ кулачков.)

А теперь вы можете положить свои фотографии перед собой и нарисовать портрет вашей семьи. Напоминаю, что для изображения человека вы можете воспользоваться схемой.

Ответы детей

Дети повторяют слова, а в это время воспитатель меняет иллюстрации и вновь задает вопросы. Дети угадывают сказку «Морозко»

Дети повторяют волшебные слова

По фотографиям на стенах дома

Семейные

Ответы детей

Семья, родные, родственники

семь

семья

Ответы детей

 

на холсте, картине

Ответы детей

Дети выбирают изобразительные материалы по своему желанию. Во время рисования воспитатель обращает внимание на пропорции тела и передачу позы человека. Звучит музыка  В.А. Моцарта)

Вопросы
Беседа

Показ иллюстраций

Художественное слово

Вопросы

Показ

Беседа

Художественное слово

Объяснение

Практическое упражнение

Вопросы

Показ картины

Беседа

Практическое упражнение

Развили интерес к изобразительной деятельности, развитию эстетических чувств.

Заинтересованы в продукте деятельности

Закрепили и обобщили знания и умения, полученные на предыдущих занятиях о семье, о том, кто такие родные; сформировали представление о составе семьи, используя модели; научились рисовать фигуру человека, добиваться четкого изображения пропорций, выразительности позы. Научились передавать в рисунке образ клоуна через атрибуты профессии, детали костюма. Усовершенствовали в рисунке навыки передачи выразительности-четкость линий, сочетание теплых и холодных цветов. Развили интерес к изобразительной деятельности, развитию эстетических чувств. Развили мелкую моторику рук, в ходе работы с кистью и гуашью. Развили способность подбирать цвета. Воспитали стремление к активной деятельности.

Физкультминутка

Задача: снять физическое и эмоциональное напряжение

Физминутка "Семейная зарядка".

Осенью, весною
Летом и зимою
Мы во двор выходим 
Дружною семьёй.
Встанем в круг и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает,
Папа бодро приседает
Повороты вправо - влево
Делает мой братик Сева.
Я сама бегу трусцой
И качаю головой.

Дети координируют слова с движениями

Практическое упражнение

Дети сняли эмоциональное и физическое напряжение

Заключительный

этап

Задача: Дать педагогическую оценку, развить умение детей слушать педагога и воспринимать его оценку.

Организация: Дети сидят за столами

Время:

Оборудование: нет

Воспитатель просит детей развешивать работы на магнитную доску, а рядом фотографию. Просит детей полюбоваться красивыми семейными портретами. Задает следующие вопросы:  

Что мы рисовали сегодня?

Чью семью вы узнали по рисунку?

Чей портрет семьи самый яркий?

На каком портрете члены семьи дружные и веселые?

Что больше всего понравилось?

Что было сложно?

Я очень рада, что вы теперь знаете много о вашей семье, а также о том, что в семье важны все, потому что у каждого свои обязанности. Самая важная обязанность и самая приятная любить свою семью.

Занятие окончено, но у нас остались еще не использованные лепестки, мы можем их использовать, для того чтобы исполнить заветные желания ваших родных (дети загадывают желания после занятия).

Дети отвечают на вопросы

Слушают оценку воспитателя

Готовятся к уборке рабочего места

Вопросы

Беседа

Педагогическая оценка

Умение слушать педагога и воспринимать его оценку

Приложение 9

Технологическая карта НОД по пересказу произведения К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» для детей подготовительной группы

Группа: подготовительная (6-7 лет)

Тема: «Пересказ рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка»»
Цель: составление пересказа по рассказу К.Д. Ушинского «Смелая ласточка» с использованием мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:

  • Продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению через проведение беседы.
  • Упражнять детей в употреблении в речи слов – действий при помощи словесной игры
  • Учить составлять пересказ по образцу воспитателя с опорой на мнемотаблицу.

Развивающие:

  • Развивать слуховое восприятие через прослушивание рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка»
  • Развивать наглядно-образное мышление и произвольное внимание в процессе работы с мнемотаблицей.

Воспитательные:

  • Воспитывать доброжелательность в процессе рассказывания.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие (Расширять представления детей о мире птиц: способ передвижения, о в), физическое развитие (развитие ловскости, выносливости в процессе проведения подвижной игры), социально-коммуникативное развитие (учить коллективным играм; развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками).

Оборудование: мяч, иллюстрации к рассказу (в презентации).

Материалы: мнемотаблицы (одна на стол.)

Активизация словаря: Уточнить понятия детей о словах: щебетала, гнездо, птенчик, встревожилась

Планируемые результаты: Дети научились отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению через проведение беседы. Упражнялись в употреблении в речи слов – действий. Учились составлять пересказ по образцу воспитателя с опорой на мнемотаблицу. Развивли слуховое восприятие через прослушивание рассказа К.Д. Ушинского «Смелая ласточка. Развили наглядно-образное мышление и произвольное внимание в процессе работы с мнемотаблицей. Воспитали доброжелательность в процессе рассказывания.

Подготовка конструкта (электронные ресурсы, методическая литература):

  • ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. — 368 с.

Этап и его задача

Организация

Оборудование и материалы

Методы и приемы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

  1. Организационно-мотивационный

Задача: заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Организация: дети сидят за столами

Художественное слово

Чтение стихотворения

Беседа (вопросы)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с вами непростое занятие. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы внимательно его послушайте.

Встали птицы на крыло
В небе хмуром загалдели
В край далёкий, где тепло
Стаей длинной полетели.
-Наступают холода,-
Криком птицы сообщают.
-Мы летим не навсегда.
-Мы вернёмся, обещаем.
-До свиданья, край родной:
-Улетаем! Улетаем!
За небесной пеленой
В небе сером птицы тают.

Итак, как вы думаете о каких птицах, идет речь в это стихотворении?

Все верно, в этом стихотворении идет речь о перелетных птицах. Каких перелетных птиц вы знаете?

Я вижу, что вы очень много птиц знаете! Но сегодня мы с вами прочитаем рассказ о такой птице, как ласточка. Его написал Константин Дмитриевич Ушинский, а называется он «Смелая ласточка».

-Здравствуйте!

Дети слушают стихотворение

-О перелетных птицах.

Дети перечисляют птиц

Дети настроены на предстоящую деятельность

 

  1. Основной этап

Задачи: продолжать учить отвечать на вопросы воспитателя по прочитанному произведению через проведение беседы.

Организация: дети сидят полукругу

Задачи: учить составлять рассказ по образцу воспитателя с опорой на мнемотаблицу.

Организация: дети сидят в полукругу

Словесная игра
Задача:
 упражнять детей в употреблении в речи слов – действий

Организация: дети сидят в полукругу

Чтение худ. Литературы

Беседа по содержанию рассказа (вопросы)

Педагогическая оценка

 

Чтение худ. литературы

 

Объяснение

 

Рассматривание мнемотаблицы

 

 

Коллективное составление рассказа

 

 

Пересказ  

Физминутка

Упражнение

Объяснение

Складываем руки на коленки и слушаем внимательно.

-Как называется этот рассказ? Запомнили ли вы его автора?

-Кто были его главные герои?

-Что происходило в этом рассказе?

-Кто спас птенчика и посадил его в деревянную коробку?

-Кто же все-таки хотел съесть птенчика?

-Почему ласточка оказалась смелой?

Ребята, вы внимательно слушали и верно ответили на вопросы. Сейчас я прочитаю вам этот рассказ еще раз, а вы потом попробуете его потом пересказать. Вслушивайтесь в рассказ внимательно Готовы?

Итак, давайте мы с вами сейчас попробуем разделиться на 3 команды по 5 человек. Первая команда начинает рассказ. Каждый член команды говорит по одному предложению. Только будьте внимательны и хорошо вспомните наш рассказ. Вторая команда продолжает, а третья его заканчивает. Давайте будем соблюдать последовательность событий, стараться не нарушать ее. А я посмотрю насколько внимательны вы были при прослушивании. Чтобы ничего не упустить, у вас есть таблица подсказка.

Ребята, каждая команда справилась с таким нелегким заданием. Вы внимательно слушали рассказ и правильно соблюдали последовательность действий в нем.

А кто сможет полностью по картинкам вспомнить, о чем же был наш рассказ?

Кристина, попробуй пересказать.

Давайте с вами немного отдохнем и проведем физминутку.

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Отлично, а теперь можно немного поиграть. Игра называется «Что умеют делать птицы?» Давайте вспомним, что могут делать птицы. Например: «птицы что делают? – летают» Старайтесь всегда задавать этот вопрос перед своим ответом.
ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют

Дети слушают рассказ и отвечают на вопросы воспитателя

Слушают рассказ 2 раз

Делятся на 3 команды и составляют пересказ

Составляют рассказ с помощью мнемотаблицы

Выходит ребенок, и пересказывает рассказ самостоятельно

Координируют слова с движениями

Слушают правила

Играют

Демонстрируют знания содержания рассказа в процессе ответов на вопросы по прочитанному

 

Демонстрируют умение составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу

Психологическая разгрузка, переключение внимания

Упражнялись в употреблении в речи слов – действий

  1. Заключительный этап

Задача: подвести итоги деятельности, рефлексия

Беседа (вопросы)

 

 

 

Оценка рассказывания (подключая детей)

Педагогическая оцека

-Ребята, чем мы сегодня с вами занимались?

Попробуйте отвечать на вопросы словами «Мне кажется...», «Я советую Сереже...», «А может быть, лучше...». Отвечаем полным предложением.

 

-Кто что запомнил в нашем сегодняшнем занятии?

-Что вам понравилось?

-Что вам показалось трудным?

Вы все сегодня внимательно слушали рассказ, правильно отвечали на все вопросы. А также отлично составили пересказ по командам, соблюдали последовательных действий. А как вы считаете, у вас получилось? В следующий раз попробуем пересказать какой-нибудь другой пересказ?

А сейчас можете пойти и поиграть.

Спасибо вам за занятие!

-Читали рассказ «Дружба», играли

Ответы детей

 

Дети дают оценку своему рассказыванию, а также отвечают на вопросы воспитателя.

Дети актуализируют полученные представления, с помощью воспитателя подводят итогу

Смелая ласточка.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и

беспомощно махал слабенькими крылышками.  Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.

Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и

не знала, как ему помочь.

Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку

с птенчиком поставила на дерево.

Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила

его.

Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими

крылышками. Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался,

залез на дерево и был уже у самой коробочки.

Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом

кота.

Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего

размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с

радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

Приложение 10

Интегрированное занятие на тему «Моя семья, родословное древо» в подготовительной группе

Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие

Тип: интегрированное.

Время проведения: 30 минут

Форма организации: группа.

Цель: расширение представлений детей о семье и её истории, создание родословного древа, в ходе беседы с воспитателем и продуктивной деятельности

Задачи:

Образовательные - Формировать представление о генеалогическом древе в процессе беседы. Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений в ходе продуктивной деятельности и объяснения воспитателя. Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях через беседу

Развивающие - Развивать связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес в ходе дидактических игр.

Воспитательные - Воспитывать чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Словарь: генеалогическое древо, родословная.

Предварительная работа: совместная работа детей и родителей по изготовлению родовых деревьев, составление рассказов о семье, беседы, игры, чтение художественной литературы по теме.

Оборудование и материалы: мультимедийное оборудование, мультимедийная презентация, изображения генеалогических деревьев с набором картинок, с изображением членов семьи на каждого ребенка, мяч, клей, ножницы

Планируемые результаты: Сформировали представление о генеалогическом древе. Научились создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений. Расширили и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Развили связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес. Воспитали чуткое отношение к самым близким людям – членам семьи, чувство гордости за свою семью.

Этап

Деятельность педагога

Методы и приемы

Деятельность детей

Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

Задача: заинтересовать детей в предстоящей деятельности

Организация: дети сидят за столами

Время: 3 минуты

Здравствуйте, милые дети, вы всех прекрасней на свете. Вот таким хорошим пригожим, я предлагаю образовать круг.

«Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся».

Ребята с помощью рукопожатия я передаю вам всю свою доброту, положительные эмоции, хорошее настроение, дружбу и она от меня идёт к Насти, от Насти к Диме, от Димы к Ладе и т. далее по кругу и возвращается ко мне. Я чувствую, что каждый из вас добавил частичку своей доброты, дружбы. Пусть же она греет вас и не покидает на протяжении всего дня!

Приветствие

Художественное слово

Объяснение

Приветствуют воспитателя

Дети организованы и заинтересованы в предстоящей деятельности.

2. Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

Задача:

сформулировать цель деятельности, которую необходимо достичь.

Организация: дети сидят за столами

Время: 5 минут

2.2 Этап

планирования

деятельности

Задача: Заинтересовать детей в продукте деятельности. Формировать представление о генеалогическом древе.
Расширять и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях.

Организация: дети сидят за столами

Время: 12 минут

2.3 Этап практического решения ситуации

Задача: Учить создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений.

Организация: дети сидят за столами

Время: 15 минут


Ребята, в нашем детском саду, вместе мы – одна семья. Здесь мы с вами проводим целый день. И не только веселимся, но и занимаемся, трудимся, помогаем друг другу, любим и уважаем. Этим и похожи на семью! Но у каждого из вас есть своя семья!

Кто может входить в состав семьи?

Отгадайте загадки.

Кто милее всех на свете? Кого любят очень дети?

На вопрос ответим прямо: Всех милее наша …. 

Кто научит гвоздь забить, как розетку починить,

И подскажет, как быть смелым, сильным, ловким и умелым?

Все вы знаете ребята, Ну конечно это - ….

Кто любить не устает, Пироги для нас печет

Вкусные оладушки - Это наша … 

Он трудился не от скуки, У него в мозолях руки

Он теперь и стар и сед Мой родной, любимый …. 

Что же такое семья? Что объединяет всех членов семьи?

Это

1. Состав семьи

2. семейные увлечения

3. спортивные семейные достижения

4. семейные традиции

(дети рассматривают появляющиеся картинки и называют, что нарисовано)

Ребята, посмотрите на эти деревья. Вам не кажется, что здесь что-то необычное, и зачем нам сейчас все эти деревья? Конечно, это дерево с окошечками (все деревья убираются, остается одно). Оно называется ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОЕ ДРЕВО или ДРЕВО СЕМЬИ, или РОДОСЛОВНОЕ ДЕРЕВО.

Генеалогия – наука о родословной человека. Знать свое генеалогическое дерево всегда считалось необходимым для развития, ведь человек без прошлого не имеет будущего.

Генеалогическое древо являлось и является одной из самых ценных реликвий в семье – ничто не может быть ценнее памяти о своем роде, о тех, от кого мы произошли.

Зачем оно нужно, как вы думаете?

Ребята, никто не знает, как возникла первая семья. Раскопки в древних пещерах показывают, что мужчины, женщины и дети жили вместе небольшими группами. Эти первобытные "семьи" не были похожи на современные. Вместе люди хранили огонь и защищались от диких зверей.

Потом образ жизни людей стал меняться. Так появились семьи, похожие на те, что мы видим сейчас. В них отец приносил пищу, а мать заботилась о доме, муже и детях. Вдвоём было легче оберегать и воспитывать потомство, вести хозяйство. Подрастая, дети начинали помогать родителям.

Примерно так распределяются обязанности в семье и сейчас.

В прошлом каждой семьи можно найти много интересного и полезного. С давних пор люди старались сохранить для будущих поколений память о своих родственниках. Так как их было много, но необходимо было всех помнить, то люди решили записывать их имена, фамилии в специальные тетради, чтобы потом передавать эти сведения своим детям, внукам, правнукам. Эти записи назывались «родословными».

А потом люди придумали зарисовать свою «родословную» в виде дерева, (показ генеалогического древа), где листочки и ветки изображали поколения и членов семьи. Таким образом, сведения о многих поколениях родственников сохранялись в памяти потомков на многие годы, даже на столетия. А дерево это стали называть «Генеалогическим древом». Оно действительно похоже на дерево.

На этом дереве есть ячейки-окошечки.

Заполнять их нужно по правилам. Обычно, на вершине дерева вы найдёте окошечко. У кого-то оно будет одно, а у кого-то несколько. Это вы и ваши братья, и сестры. В окошечках, которые находятся справа и слева, располагаются ваши родители: мама и папа. У ваших родителей тоже были родители, которые их любили, воспитывали и учили уму-разуму, их вы называете бабушками и дедушками. Посмотрите, сколько разных вариантов семейных деревьев может быть. Каждый из вас, вместе с родителями, изготовили свои генеалогический деревья. И сейчас, нам расскажут о своей родне. (рассказы детей)

Физминутка

«Кто живёт у нас в квартире? »

Раз, два, три, четыре                    

(Хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире?        

(Шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять            

(Прыжки на месте)

Всех могу пересчитать                  

(Шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра              

(Хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка           

(Наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я -            

(Повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья.                  

(Хлопаем в ладоши)

Дидактическая игра «Родственники» (с мячом)

А знаете ли вы, кем члены семьи приходятся друг другу? Давайте проверим.

Мальчик для папы и мамы кто?

Мальчик для дедушки и бабушки?

Девочка для папы и мамы?

Девочка для дедушки и бабушки?

Папа для дедушки и бабушки?

Мама для дедушки и бабушки?

Мальчик для девочки в семье кто?

Девочка для мальчика в семье кто?

Пальчиковая гимнастика

Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.

Этот пальчик - дедушка,

Этот пальчик - бабушка,

Этот пальчик - папочка,

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья (энергично сжать руку в кулак несколько раз).

Составление генеалогического древа.

Подойдите к столам. Посмотрите вокруг. Вы будете сначала составлять набросок семейного древа. Сначала надо посчитать всех родственников и четко распределить их в следующем порядке: родные братья и сестры, далее мама и папа, затем бабушки и дедушки.

Мы с вами начинаем рисовать наше древо не с корней, как оно растет обычно, а с кроны, так кат начинаем вести семейное древо с вас, а вы являетесь молодой ветвью в истории вашей семьи. Набросок делаем карандашом, слегка нажимая на него. Портреты будут в овальных рамочках. В самом верху листа посередине будет ваш портрет. Если у вас есть братья или сестры, то разместите их портреты рядом и подпишите. Затем рисуем окошечки для папы и мамы. Под окошечками родителей рисуем окошечки для портретов бабушек и дедушек. Надо помнить, что у мамы есть своя мама – ваша бабушка и у папы есть своя мама – ваша другая бабушка. То же самое и с дедушками. Рисуйте окошечки для их портретов под родительскими и подписывайте. Например: «Бабушка Маша», «Дедушка Коля».

Нарисуйте в них дома своих членов семьи не выходя за окошечки

Беседа

Художественное слово

Проговаривание

Беседа

Объяснение

Вопрос

Объяснение

Практическое упражнение

Практическое упражнение

Практическое упражнение

Практическое упражнение

Ответы детей

-Мама

-Папа

-Бабушка

-Дед

Ответы детей

Слушают рассказ воспитателя

Выполняют физминутку

Играют в игру

Выполняют пальчиковую гимнастику

Рисуют генеалогическое древо

Дети поняли цель деятельности.

Сформировали представление о генеалогическом древе. Расширили и закреплять представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях. Развили связную речь, логическое мышление, внимание, память, познавательный интерес.

Снялись физическое и эмоциональное напряжение

Научились создавать простейшее генеалогическое древо, выстраивая цепочку родственных взаимоотношений

3. Заключительный этап

Задача: Дать педагогическую оценку, развить умение детей слушать педагога и воспринимать его оценку

Организация: дети сидят за столами

Время: 5 минут

Я, надеюсь, вы будете ещё больше заботится о самых близких людях и тогда они всегда будут рядом с вами. А сейчас закройте глаза. Представьте себе, что я - волшебница.

   У меня в руках волшебная палочка и я могу исполнить только одно желание каждого.

Подумайте, чтобы вы сделали «волшебное» для своих близких. До кого дотронусь волшебной палочкой, могут сказать своё желание вслух.

Например: «Я хочу, чтобы в каждом доме было всегда тепло, светло и радостно».

Есть одно правило жизни: чтобы поняли тебя, должен и ты понять другого.

 Что нужно делать, чтобы радовать своих родителей?

Я желаю вам счастья в семье: в той, в которой вы живете сегодня; которую сами создадите, когда вырастите. Пусть под крышей вашего дома всегда царят  уважение, взаимопомощь и взаимопонимание, пусть жизнь ваша будет богата и духовно, и материально.

                                   Семья – людей святой  оплот,

                                    Надежду жить  она дает,

                                    Дает  простор, дает тепло

                                    Проблемам и беде назло.

                                  Семья  дает  поддержку  нам,

                               С  ней  все  по  силам, по зубам,

                                    Все  по плечу и  по судьбе –

                                    Семья, святой поклон  тебе!

Проговаривание

Объяснение

Вопросы

Художественное слово

Умение слушать педагога и воспринимать его оценку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...

Доклад. Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность.

Формирование представлений о взаимосвязи природы и человека у детей старшего дошкольного возраста, через природоохранную деятельность....

Игра-занятие по формированию элементарных математических представлений «Путешествие по следам Бременских музыкантов» для детей старшего дошкольного возраста

Материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста, в  котором в игровой форме закрепляем счет до 9, сравниваем два множества, расширяем пространственное представления, закрепляем знан...

План по самообразованию педагога «Формирование представлений о профессиях через игровую деятельность у детей старшего дошкольного возраста»

Знакомство детей с трудом взрослых — это не только средство формирования системных знаний, но приобретение детьми опыта общения с людьми, понятия о профессиональной деятельности взрослых. В данн...