Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности
статья (старшая группа)

Бондарева Татьяна Николаевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov.docx17.91 КБ

Предварительный просмотр:

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

   Одной из главных задач современного общества является задача сохранения окружающей среды.

    В работе с детьми по экологическому воспитанию на занятиях по изобразительной деятельности нами  была поставлена

 цель: создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы, совершенствование их интеллектуальных и творческих способностей с помощью изобразительного искусства.

 Задачи:

• Формирование общей экологической культуры;

 • Развитие эстетической направленности, умение видеть и понимать красоту природного мира;

 • Развитие эмоционально-волевой сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей;

 • Воспитание бережного отношения к природе и окружающему миру.

Воспитывая у детей любовь к природе, надо показать каждое время года со стороны его ярких и выразительных проявлений и особенностей. Важно научить ребенка с ранних лет видеть красоту природы в разное время года: научить видеть общий колорит – зелено-голубое лето, с пестрым ковром цветов, яркую золотисто- желтую осень, нежно-белую зиму и прозрачную зелень весны.

Актуальность данной тематики также обусловлена тем, что экологическое воспитание - составная часть эстетического воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием понимается единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

       Мы считаем,  рисование имеет огромное значение для эстетического воспитания и развития ребёнка. Развивается наблюдательность, эстетическое восприятие, эмоции, художественный вкус, творческие способности, умение самостоятельно создавать красивое.

     В процессе работы по теме используем такие ведущие методы как:
- словесные (объяснение, беседы, чтение художественной литературы, рассказывание, прослушивание аудиодисков, придумывание сказок познавательного характера к своим рисункам, стихи, загадки, пословицы, поговорки о животных, растениях, природных состояниях);
- наглядные (показ, рассматривание иллюстраций, репродукций пейзажей, натюрмортов, портретов, просматривание видео, наблюдения в природе, пример взрослого) ;
- практические (наблюдение, показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций, анализ, творческие задания, дидактические, словесные игры, творческая деятельность детей, работа в природе) .

     В своей работе мы используем  следующие направления по экологическому воспитанию посредством изобразительной деятельности:

— закрепление материалов экологических занятий в процессе рисования, аппликации, лепки;

— иллюстрирование детьми книг (сказок, рассказов) — как изданных, так и собственных;

— оказание помощи в изготовлении наглядных пособий, оборудования, декораций, костюмов к экологическим праздникам, постановкам;

—проведение открытых занятий;

— участие в выставках рисунков;

— подбор художественных произведений;

— использование элементов фольклора в целях экологического образования (народная живопись, глиняные игрушки и т.п.).

Изобразительная деятельность – это особая форма передачи ребенком своего видения природы, отношения к ней. Что в первую очередь рисует малыш, как только сможет держать в руке карандаш? Солнышко, дождик, травку,  Для того чтобы что-то нарисовать, нужно рассмотреть. Многие отмечают, что после занятий по экологии дети совершенно по-другому начинают рисовать деревья, облака, цветы. Палитра их рисунков становится богаче, а сам рисунок детальнее. Дети могут выразить свои чувства, впечатление с помощью самых разных техник.

Экологическое воспитание подразумевает бережное отношение и любовь к природе. Но любить можно только то, что знаешь и понимаешь. Научить или заставить любить невозможно, но если помогать ребенку увидеть необычное в обычном, обращать его внимание на красоту листьев, цветов, необычную форму ветки, вместе любоваться небом, облаками, у ребенка появляется желание перенести свои наблюдения на лист бумаги.

На занятиях по изобразительной деятельности мы  не руководствуемся принципом «делай, как я», а формируем  в сознании детей стремление быть оригинальным, создавать свою палитру изобразительно-выразительных средств, создавать предпосылки для самостоятельного поиска и решения поставленной задачи.

Экологическое воспитание тесно связано и с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира . Изобразительное искусство дает возможность раскрыть красоту внутреннего мира человека для того, чтобы он увидел красоту окружающей действительности и захотел «творить» её сам. Связь восприятия действительности и собственной изобразительной деятельности особенно важна как средство активизации эстетического восприятия детьми природы. Без эстетически направленного восприятия практически невозможно существенное познание природных явлений и целостное их освоение.

      Поэтому занятия изобразительной деятельностью являются важной составляющей экологического воспитания дошкольников.

     Дети с хорошо развитым эстетическим восприятием запоминают и соответственно отражают в своих работах большое количество образов, используют более разнообразные средства выразительности. С детства, научившись понимать природу, ценить ее, ребенок, будучи взрослым, сможет испытать на себе ее благотворное влияние. Искусство и изобразительная деятельность самих детей поможет им закрепить и углубить пока элементарные, но нужные знания о родной природе, о месте и роли человека, живущего с ней в единстве.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по экологическому воспитанию дошкольников средствами изобразительной деятельности

Произведения искусства, также как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов, служат важным средством познания окружающе...

Экологическое воспитание дошкольников средствами экспериментальной деятельности.

Мы живем в такое время, когда экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество. Самая волнующая из них – это проблема, связанная с загрязнением окружающей среды. Загрязн...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»...

Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности»

Общение детей с природой, организованное воспитателем, содержание знаний, доступное возрасту, восприятию детей вызывает устойчивый интерес, стимулирует желание заботиться о природе и охранять ее. Поэт...

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности....

Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности.

Эстетическое воспитание дошкольников средствами изобразительной деятельности. Приступая реализации приоритетного направления «Воспитательные практики в дошкольном образовании» исходя ...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

создание мотивации и потребности дошкольников в активном познании мира природы...