роль игры в дошкольном образовании
статья

 

В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры играет важную роль. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_igry_v_doshkolnom_obrazovanii.docx13.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Роль игры в дошкольном образовании.

В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры играет важную роль. Но в повседневной педагогической практике детского сада на игру фактически не остается времени, исключение составляет прогулка. Причем используется она, как правило, лишь для закрепления знаний, полученных на занятиях. Такое искусственное разделение обучения на усвоение нового и закрепление усвоенного материала противоречит познавательному процессу. Знания, которые даются  в готовой форме и не связанные с жизненными интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не только не развивают его, но и не остаются на долгое время в памяти. А ведь в игре ребенок сам стремятся научиться тому, что он еще не умеет.   Роль и значение игр и подчас превращаются в занятие, где воспитатель выступает в роли руководителя, диктующего, что нужно делать, а не в качестве партнера по игре – в результате чего и ограничивается самостоятельность детей.

Подвижные и развивающие игры — это совсем не спонтанные действия с материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии, это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Не надо упускать из вида тот факт, что развивающие и подвижные игры характеризуются тем, что они содержат не только готовый игровой замысел, предложенный ребенку, но и  игровой материал и правила, который может варьироваться и изменяться по желанию детей. В результате чего научат ребенка способам сотрудничества и формам взаимодействия с другими людьми.

Цель любой подвижной и  развивающей игры должна формулироваться не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Любой игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую вводится ребенок и которую он воспринимает как свою.  Во всех случаях замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других выполнить определенные движения, в-третьих - обменяться предметами и т. п.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. При решение обучающей задач от ребенка требуется активных умственных и волевых усилий, но они же и дают наибольшее удовлетворение. Содержание обучающей задачи может быть самым разнообразным: не убежать и не начать раньше времени, назвать форму предмета, успеть найти нужную картинку, запомнить несколько предметов и пр.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития детей, конечно же и для осуществления игрового замысла. При отборе игр, обращается внимание на степень трудности игровых правил и действий, которые должны соответствовать не только интересам детей, но и возрастным особенностям. Не нужно забывать о создании условий, которые повысят эффективность обучения и закрепления материала:

-правильный подбор игр в зависимости от цели и возрастных особенностей;

-использование разнообразных методов и приемов;

-поддержка интереса, обучение детей самостоятельной организации игровой деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компьютерные развивающие игры в дошкольном образовании

Современное общество предъявляет новые требования к поколению, вступающему в жизнь. Наряду с традиционными игровыми технологиями в настоящее время появилось большое количество компьютерных разви...

«Какую роль играют специалисты сферы образования в инновационном развитии страны?».

Понятие «качество образования» должно служить главной задаче – улучшению образования на основе соединения лучших педагогических традиций и новаторства, инновационных подходов в педагогике. Инновационн...

Интерактивные игры в дошкольном образовании

В статье раскрыты возможности использования мультимедийных технологий в образовательной деятельности в дошкольном учреждении. Даны примеры интерактивных игр для старших дошкольников....

Образовательная среда детского сада как ресурс экологического воспитания детей дошкольного возраста. Экологические игры в дошкольном образовании

Сборник посвящен вопросам экологического воспитания детей дошкольного возраста и представляет собой антологию тематических статей и разработок экологических игр. Представленные материалы могут оказать...

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание ...

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов ...