«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»
статья

Маркова Марина Александровна

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги  уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

  Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание планов лекций, трудности в грамотном использовании знаний в практической деятельности. Исходя из этого, необходимо было искать формы работы с молодыми педагогами, обеспечивающие их быстрый профессиональный рост. Особенностью работы начинающих педагогов является то, что они выполняют все свои служебные задачи в первый же день и несут ответственность вместе с опытными педагогами с многолетним опытом работы. Те воспитатели, которые не получают поддержки коллег и руководства в первый год работы, чувствуют себя неуверенно, приходит разочарование, бывают случаи, когда педагоги  уходят из профессии навсегда. Чтобы этого не произошло, педагог должен иметь всестороннюю поддержку и помощь. Поэтому в детских садах все чаще стали применяться такие формы работы, как наставничество.

  Цель наставничества - помочь молодым людям и новичкам в их профессиональном развитии. Для начинающего педагога наставничество дает возможность получить поддержку более опытного коллеги, повысить его профессиональные навыки, а также позволяет педагогу-наставнику передать свой педагогический опыт. Практическую и теоретическую помощь по работе молодой специалист может получить только у опытного специалиста. Назначение наставника должно производиться по обоюдному согласию наставника и молодого специалиста. Нельзя забывать о психологической совместимости наставника и обучаемого, здесь важна помощь педагога-психолога. Перед наставником ставятся непростые задачи: вызвать интерес к профессии педагога, ускорить процесс профессионального роста, помочь адаптироваться в новом коллективе. Требования к педагогу-наставнику много:

- квалификация и опыт работы с людьми, умение строить межличностные отношения с молодыми специалистами  (доброжелательность и взаимоуважение, уважение к мнению подшефных);

- наставник - человек, пользующийся уверенностью в коллективе, способный организовать процесс профессионального роста обучаемого, поддержать его стремление к самостоятельной деятельности, желающий улучшить свои педагогические навыки.

Наставнику рекомендуется начинать работу с обучаемым с анкеты или собеседования, которые помогут выбрать оптимальные формы работы с молодым педагогом и ее содержание. На основании данных, полученных в ходе собеседования и наблюдения за работой молодого специалиста, педагог-наставник составляет план работы с воспитателем и согласовывает его с методистом.

  В этом случае используются разные формы работы, например:

- педагог-наставник предлагает совместное планирование образовательной деятельности, помогает составить синопсис организованной образовательной деятельности (далее ООД);

- рекомендует методическую литературу, знакомит с методической сберегательной кассой группы и ДОО;

- участвует с молодым педагогом  в режимных моментах, ООД и анализирует их,

- приглашает на просмотр вашей работы - ведет открытые проекции режимных моментов, организует прогулки, OOD и другие мероприятия с обсуждением увиденного;

- проводит консультации, переговоры;

- знакомит с нетрадиционными формами взаимодействия с семьями учеников, помогает в подготовке консультативного материала для родителей;

- помогает в самообразовании при подготовке к педагогическому совету.

Вместе с традиционными формами работы они обладают отличными новаторскими эффектами: творческие коллективы, профессиональные и творческие конкурсы, «круглый стол», «мозговой штурм», «мастер-класс», деловая игра.

  Наставничество - это постоянный диалог, поэтому педагоги-наставники должны быть уважительными, терпеливыми, делиться своим опытом без образования, не забывать указывать на положительные стороны работы спонсоров, пропагандировать педагогические знания. С другой стороны, молодые специалисты должны стремиться правильно, наладить отношения с наставником.

  Система наставничества давно и успешно применяется в детских садах. На протяжении многих лет наставниками молодых педагогов были опытные дошкольные воспитатели. Наставники чувствуют большую ответственность в этой задаче. Ведь от них во многом зависит будущее профессионализма молодого педагога. Самый сложный этап в работе и молодого специалиста, и наставника - стажировка. За это время спонсоров нужно поддержать эмоционально, укрепить веру в себя, найти взаимопонимание. Во время стажировки наставник и молодой специалист работают вместе - с группой студентов-наставников. Воспитатель спонсирует ознакомление с детским садом, с ведением документации, при этом молодой воспитатель может наблюдать за управлением режимными процессами, прогулками, ООД и другими занятиями (игра, работа и т. Д.). Изложение деятельности происходит таким образом, что учитель постепенно включается в работу и приобретает опыт общения с детьми. Наставник привлекает педагога к подготовке ООД и других мероприятий (развлечения, эксперименты, наблюдения и т. Д.). Он пытается показать, что каждую минуту тихого часа полезно провести: написать план, подготовить выкройки для рисования и аппликации, костюмы для инсценировки игр, подобрать оборудование для экспериментальной деятельности и так далее. Во время практики он разговаривает с педагогом, наблюдает за его работой: что вызывает проблемы, он старается сделать это незаметно, не мешая ему. Эти наблюдения и результаты собеседования с воспитателем помогают составить план совместной работы наставника и спонсора в будущем.

  Наставник напоминает своему спонсору, что у него есть помощники в работе, не только в лице методиста и наставника, но также он может быть его коллегой в группе с практическим опытом. Это напоминает отношения воспитателя и помощника воспитателя. На практике он пытается показать, что педагог всегда уважительно относится к своему помощнику и тем подает пример детям и родителям. Нельзя забывать, что работа ассистента строится под руководством и в тесном контакте с педагогом.

  Когда воспитатель начинает работать в своей группе, наставник посещает отдельные моменты режима, ООД. Затем он анализирует их вместе с молодым специалистом, обсуждая ошибки и способы их исправления.     Помогает спонсорам написать план, консультирует по вопросам самообразования.

  В дальнейшем педагог  изучает не только опыт своего наставника, но и других сотрудников. Юный специалист приглашается в методические объединения воспитателей, творческие доклады, открытые демонстрации дошкольных образовательных учреждений, привлекается работой в творческих группах, к подготовке педагогических советов.

  По мере того, как воспитатель становится более активным, положительная оценка наставника становится как никогда важной. Здесь важно заметить мелкие успехи - дети быстро и аккуратно складывают игрушки, не забывают благодарить за помощь, педагог старается побыстрее прийти на помощь детям в разрешении конфликта, размышляет о предыдущей работе, игровых приемах. Похвала укрепляет уверенность в себе, повышает интерес к профессии.

  На последнем этапе наставник анализирует свою работу, выявляет недостатки и планирует их устранить. При необходимости привлекаются другие специалисты дошкольного образовательного учреждения (педагог-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог).

  Таким образом, использование системы наставничества в детском саду позволяет воспитателям быстро адаптироваться к работе в детском саду, чувствовать уверенность в своих силах, убедиться в правильности выбора профессии, наладить плодотворное сотрудничество с коллегами и проявить себя как грамотный педагог. Эта система одинаково полезна и для наставника. Работа с молодыми специалистами способствует повышению их профессионального мастерства: педагог старается следить за последними новостями методической литературы, участвует в педагогических олимпиадах, конференциях, использует инновационные технологии в своей работе. В общении с молодыми коллегами наставник приобретает новые перспективы развития и воспитания детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль наставничества в современном образовании

Наставничество – одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров....

РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Статья посящена проблеме профессионального становления молодого педагога в дошкольном учреждении. Содержит информацию о работе с молодыми специалистами, раскрывает цели ,задачи и формы работы наставни...

«РОЛЬ НАСТАВНИЧЕСТВА В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Молодые воспитатели, приходящие в детский сад, сталкиваются с различными проблемами: адаптация к новому коллективу, ведение разных видов документов, организация учебной деятельности, написание ...

роль игры в дошкольном образовании

В современной дошкольной педагогике воспитательное и обучающее значение игры играет важную роль....

Консультация: «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении».

laquo;Всегда вперёд, после каждого совершённого шага готовиться к следующему, все помыслы отдавать тому, что ещё предстоит сделать». Н.Н. Бурденко....

Статья «Роль наставничества в дошкольном образовательном учреждении»

Притча о наставникеНаставник Спокойных часто говорил своему ученику, что для достижения цели нужно научиться отбрасывать все, что не является необходимым. Ученик хорошо запомнил слова Учителя, но ника...