Долгосрочныйпроект "Ложечка-точеная, ручка золоченая" 2022-2023
проект (подготовительная группа)

Россоха Алла Николаевна

Проект расчитан на детей старшего дошкольного возраста. Ложки-русский народный ударный инструмент. Научиться играть на ложках достаточно сложно. Занимайтесь с детьми - получиться весело и увлекательно!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lozhechka-_tochenaya_ruchka_zolochenaya_-_kopiya.docx37.09 КБ

Предварительный просмотр:

Алтайский край

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад «Теремок»

Проект

«Ложка – точёная, ручка – золочёная»

Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников

средствами ознакомления с русским фольклором.

Автор: музыкальный руководитель Россоха А.Н..

с.Родино  2022-2023г.

«Ложка – точёная, ручка – золочёная».

Участники проекта: музыкальный руководитель, воспитанники ДОУ (подготовительная группа), родители.

Вид проекта: творческо-информационный, коллективный.

Продолжительность проекта: октябрь-ноябрь, февраль-апрель.

Направление развития: художественно-эстетическое, образовательная область «Музыка».

Области интеграции: художественное творчество, коммуникация, социализация, здоровье, труд, познание, чтение художественной литературы.

Актуальность

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и музыкальному, в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время. Нельзя не отметить роль народной культуры и в духовно-нравственном воспитании дошкольников. Наши предки оставили нам воистину неисчерпаемый источник народной мудрости.

В работе с детьми особое значение имеет обращение к подлинным формам фольклора. Дошедшие из глубины веков естественные ритмы, интонации, краски, будучи вписанными «мир и быт детей», наилучшим образом позволяют реализовать искренние «искания высокой радости детской народной массы» (Г.С. Виноградов).

Каждый родитель мечтает о том, чтобы его ребенок обладал какими-нибудь способностями – художественными, математическими, музыкальными и т.д. Стремясь их обнаружить и развить, мамы и папы ведут ребятишек в различные кружки, школы. А какие способности можно развивать дома? К сожалению, музыкальная деятельность в детском саду чаще ограничивается традиционными видами организации детей. Хотелось бы, чтобы музыка не заканчивалась на пороге музыкального зала, а звучала на протяжении всего дня, обогащая эмоциональную сферу ребенка новыми впечатлениями.

Почему именно деревянные ложки?

Ложки были и остаются одним из наиболее популярных у русского народа ударных инструментов. Деревянные ложки — это отражение самобытности нашей русской культуры и ее культурных традиций. Деревянные ложки пришли к нам из глубины веков, очаровывая всех своей неповторимостью и колоритом. Ещё в XVIII в. инструментальные ансамбли и солдатские хоры использовали в своём творчестве ложки. На них играли весёлые и шуточные песни. К этому времени относится изображение ложек на лубочных картинках со сценками из народной жизни. Скоморохи использовали ложки для ритмического сопровождения плясок и дополняли их звучание бубенцами, привязанными к ручкам ложек. В настоящее время этот музыкальный инструмент – обязательный атрибут фольклорных и инструментальных ансамблей.

Проблема

Проблема построения модели образовательного процесса на основе многовековых традиций русского народа, его богатейшего культурного наследия, в частности, народной инструментальной музыки, является в настоящее время особенно актуальной.

В дошкольном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей. В этот период жизни ребёнок эмоциональной открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познается ребёнком как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

К сожалению, в последнее время сложилась такая ситуация, что музыкальное искусство под влиянием активного вторжения рыночных механизмов встало на путь примитивизации. Ребёнок начинает принимать за музыку произведения новомодных, но не долговечных на сцене исполнителей, чьё «искусство» ограничивается незамысловатыми мелодиями, банальными, избитыми ритмами и сюжетными штампами. Его уже в раннем детстве программируют на одностороннее, упрощённое, стандартизированное миросозерцание, легко управляемое средствами массовой информации. Между тем доступность музыки не обуславливает её высокую художественную ценность.

Можно избежать этой ситуации, если первоначальное музыкальное воспитание детей осуществляется с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Вход в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно стремиться узнать музыку наших бабушек и дедушек. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, мелодии, формы «пронизывают» его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Уже в глубокой древности музыкальные инструменты играли немаловажную роль в воспитании детей. Первыми музыкальными инструментами в жизни ребёнка были звуковые игрушки — трещотки, погремушки, жужжалки, бубенцы и т. д. Они развивали у детей, сначала на уровне движений, чувство ритма, а в дальнейшем — интерес к музыкальной деятельности. Стоит отметить, что игрушки-инструменты являются своего рода посредниками в процессе адаптации ребёнка к окружающему миру в условиях традиционной культуры.

Воспитание ребенка через приобщение к лучшим традициям русской народной музыкальной культуры, желание детей играть на народных инструментах и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, побудило меня к проектной деятельности. Я считаю, что включение народной музыки в повседневную жизнь детского сада позволит привить ребенку элементы музыкальной культуры и повысить качество музыкального воспитания.

Цели:

Обогащение духовной культуры детей через игру на русских народных

музыкальных инструментах, научить детей владению элементарными приёмами игры на деревянных ложках.

Задачи: 

Приучать детей согласованно действовать в коллективе, добиваться сыгранности, выразительности исполнения, исполнение сольных партий;

Привести дошкольников через знания к умению осознанно воспринимать и передавать ритмический рисунок на музыкальных инструментах;

Создать условия для самовыражения ребёнка, актуализации его личностных качеств;

Развивать желание играть на музыкальных инструментах,слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики, память, внимание и организованность;

Расширять и обогащать знания детей (о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях, праздниках и др.);

Воспитывать желание детей играть на музыкальных инструментах не только на занятиях музыки, индивидуальной работе, но и в часы досуга, дома;

Воспитывать у детей гордость за свой народ, формировать уважение к традициям и обычаям страны, края.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Месяц

Содержание

работы

с детьми

Содержание работы с родителями

Организация работы

1 этап - подготовительный

1.

Октябрь- ноябрь

Чтение художественной литературы:

К. Пино «История деревянной ложки».

Дидактическая игра на классификацию: «Найди предметы из дерева».

Чтение-знакомство со  сказкой «Жихарка».

Консультация:

«Ложки – ударный инструмент»

Выступление детей на осеннем утреннике.

Подбор художественной литературы для чтения. 12

- Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.

- Подбор музыкальных произведений (плюс, минус фонограмм) для разучивания песен и танцев.

- Подбор для слушания с детьми народных музыкальных произведений в исполнении ложкарей.

- Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.

- Составление рекомендаций для родителей по развитию мелкой моторики детей старшего возраста.

2 этап – основной

Февраль-апрель.

Воспроизведение более сложных ритмических рисунков на двух ложках индивидуально и в ансамбле.

3. Обучение приёмам игры на двух ложках в парах и комбинациям («Коленочка», «Плечико», «Пяточка»).

4.Итоговое НОД.

Консультация «Музыкальный фольклор – как средство всестороннего развития ребенка»

Просмотр презентации «История ложки»-

Дидактические игры: «Какая бывает посуда», «Ложки разные бывают» (по размеру), «Из чего ложечка?» (материал), «Для чего и почему?» (по назначению).  

- Игры-забавы: «Пронеси – не урони!», «Передай ложку», «Кто быстрее», «Угадай звук», «Придумай песенку», «Наряди ложку» (развлечения)

- разучивание народных песен и песенок – потешек «Бай,качи-качи-качи», «Зайка», «Ложки деревенские», «Котик»,

-Просмотр презентации «История ложки».

-Игра на ложках в оркестре.

«Приемы игры на деревянных ложках»,- Разучивание ансамблей «Подгорная», «Байновская кадриль», «Светит месяц».

-Подготовка танцев с ложками «Веселые посиделки», «Ложки деревенские»

3 этап - заключительный

3.

апрель

 4.Практический (повторение и закрепление приемов игры на деревянных ложках).

(выступление перед детьми младшей группы).

Концерт для младших дошкольников. Постановка музыкальной сказки «Курочка Ряба» (Куклы-ложки).

Достигнутые результаты:

Анализируя проделанную работу можно сделать выводы:

1.Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности и предпосылок развития музыкальных способностей:

- отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами народных музыкальных инструментов, русским народным костюмом, промыслами.

- возросла речевая активность детей на музыкальных занятиях по слушанию музыки и в певческой деятельности;

2. Опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с русским народным творчеством показал, что на сегодняшний день необходимо осуществлять связь поколений, воспитывать любовь к родному краю, людям, которые окружают нас и стараются сделать его лучше через приобщение детей к традициям и культуре русского народа. Поэтому сегодня мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится к фольклору.

Результаты проекта:

1 Повысился уровень знаний детей подготовительной группы об ударном русском народном инструменте –ложке.

2 Дети изучили приемы и методы игры на ложках.

3 Узнали об истории русского народа, о русских народных инструментах, прослушали много русских народных мелодий.

4 Повысилась творческая активность, умение танцевать с ложками, играть в ансамбле.

5 Развились артистические способности, умение выступать в роли кукловода.

Русский фольклор – это кладезь народной мудрости, своеобразная энциклопедия духовной жизни русского народа, животворный родник, способный исцелить и очистить человека от бездуховности, от внутренней пустоты. Поэтому необходимо как можно быстрее вернуть детей к утраченным истокам, научить их с глубоким уважением относиться к народному искусству. Ведь если с самого раннего возраста ребенку сделана прививка на красоту, на творчество, это останется уже на всю жизнь.

Используемая литература:

«Все о музыке» С.Волков  «Омега» 1998г.

«Поем, играем, танцуем дома и в детском саду.

«Краткий музыкальный словарь» Ю.Булучевский, В.Фомин.

«Игры, забавы, развлечения, праздники» Э.М.Гамидова 2012г.

«Музыкальное искусство» В.О.Усачев 2003 г.

«Наглядные средства в музыкальном воспитании» Москва 1986 г.

Приложение №1

Консультация для родителей:Искусство игры на ложках.

В процесс музыкального воспитания детей дошкольного возраста оправданно включение большого спектра различных шумовых инструментов. Ритм, как известно, имеет эмоциональную природу. Поэтому любая ритмическая деятельность ребенка прекрасно соотносится с его возрастным психо- эмоциональным состоянием. Знакомство с различными ритмическими соотношениями с помощью ударных инструментов позволяет накопить и развить ребенку также первоначальный опыт слухового восприятия. Напрягая органы слуха сначала только для восприятия и повторения разнообразных ритмов, ребенок постепенно получает представление и о других видах музыкальных соотношений: динамических, темповых, тембровых, так как каждый ударный инструмент имеет свой неповторимый тембр, силу звучания, которые рождаются под влиянием многих факторов (величина резонатора, порода дерева, влажность обрабатываемой древесины, технология изготовления и т. п.). У него формируется потребность к самостоятельному мышлению и анализу.

«Всех кормлю с охотой я, а сама безротая»-такую загадку детям задавали о ложке, которая изначально использовалась как предмет домашнего быта. Деревянные ложки, являясь принадлежностью обеденного стола, имелись в каждой семье. Веками совершенствовалась форма этого необходимого для каждого человека предмета. Рисунки (роспись, орнамент) на ложках отражали уровень развития самобытной культуры народа в различных местностях. Ложки изготавливались и продолжают изготавливать из березы, осины, липы, а также украшали резьбой – геометрической или плоскорельефной (хотьковские), росписью (хохломские), выжиганием (вятские) с последующим покрытием лаком и температурной закалкой.

Можно предположить, что как только человек во время приема пищи услышал характерный стук ложки о дно тарелки, он догадался о музыкальных свойствах ложек. В дальнейшем сообразительный русский народ придумал множество приемов игры на ложках, которые раскрыли новые и уникальные возможности этого предмета. Для дополнительного тембрового колорита и внешнего эффекта на черенках ложек закреплялись бубенцы; сейчас широко используются в исполнительской практике также ложки-веера. Встреча с этим колористически ярким инструментом всегда приносит детям радость.

Стоит отметить, что обычные ложки помогают решать целый комплекс задач музыкального воспитания дошкольника. Они универсальны в применении, приемы игры на ложках быстро осваиваются, их форма и размер соответствуют размеру исполнительского аппарата (рук) дошкольника, а также ложки прочны и надежны, имеют определенные музыкальные акустические и тембровые параметры, создающие условия для активного музицирования, самостоятельной деятельности детей и импровизации.

Исполнительство на ложках рассматривается как зарождающаяся модель проявления и становления музыкальных навыков детей дошкольного возраста, развития их личностных и коллективных качеств. Придумывая и исполняя собственные ритмы на ложках (или на других ударных инструментах), импровизируя и создавая на них несложное ритмическое сопровождение, дети учатся через собственное творчество познавать мир музыки, развивать свое слуховое восприятие и музыкальную память.

Игра на ложках позволяет активно влиять на развитие координации движений и быстроты реакции, а также тонкой моторики при музицировании. Сама работа (игра) с музыкальным инструментом. Движения при исполнительстве физически развивают ребенка. Осознанные действия при музицировании координируют работу мозга и мышц, полученные навыки и ощущения закрепляются в памяти, создавая предпосылки к быстрому освоению других музыкальных инструментов.

Применяя только ложки, можно достаточно быстро создать ансамбль или оркестр ложкарей, коллективное музицирование в которых активизирует процесс музыкального воспитания детей, придавая ему творчески-прикладной характер.  

Приложение №2   

Приемы игры на двух ложках.

        

    Ударяют одной ложкой о другую.

Для этого кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав, таким образом, своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой. Звук напоминает цоканье копыт;

    «Маятник»  - это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника.    Ударяют    тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном;

     «Мячики» - в этом и последующих случаях обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счет один, два, три, четыре ударяют ложками по колену, ложки как мячики, отскакивают от колена. Затем этот прием усложняют;

        «Трещотка» самый распространенный  исполнительский  прием — ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары. Нужно обратить внимание на удары, которые получаются от соприкосновения ложек с левой ладонью;

        «Плечики» - ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева;

        «Коленочки» - ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа;

        «Качели» - ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо. На сет «один» - удар по колену; «два» - полунаклон влево, удар по ложкам приподнятой левой руки; на счет «три» - удар по колену; «четыре» - полунаклон корпуса вправо, удар по приподнятой руке;

        «Дуга» - на счет «один» - удар ложками по колену. На счет «два» - удар ложками по локтю левой руки;

        «Глиссандо» по коленям. Обе ложки держат тыльными сторонами друг к другу в правой руке и выполняют скользящие удары по коленям;

        «Линеечка» - ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу;

        «Солнышко» - ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева на право (получается круг);

        «Круг» - ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги;

        «Капельки» - одиночные и двойные удары по коленям, по ладони, плечам, ладони и колену, левому и правому колену, левому и правому плечу.

Музыкальный репертуар для игры

на ложках.

  1. «Светит месяц» русская народная песня.
  2. «Во саду ли, в огороде» русская народная песня.
  3. «Тень, тень, потетень» русская народная песня.
  4. «Кадриль» русская народная мелодия.
  5. «Я на гору шла» русская народная песня.
  6.  «Во кузнице» русская народная песня.
  7.  «Жили у бабуси» русская народная песня.
  8.  «На зеленом лугу» русская народная песня.
  9. «Барыня» русская народная мелодия;
  10. «Матрешки» русская народная песня.
  11. «А я по лугу» русская народная песня.
  12. «Ой, вставала я ранешенько» русская народная песня.

Музыкально ритмические движения

  1. Танец с ложками; русская народная мелодия.
  2. Музыкальная композиция «Веселые трещотки»; русская народная мелодия.
  3. Танцевальная композиция «Кастрюлька »; русская народная мелодия.
  4. Шуточный танец «Веселые ложки»; русская народная мелодия.

                         

Танец с ложками

В танце принимают участие мальчики и девочки стоят парами. В руках у них ложки. Мальчики выстраиваются шеренгой у центральной стены. 1-я фигура,

A.        Девочки, повернувшись друг за другом и ритмично ударяя ложкой о ложку,  проходят вдоль центральной стены зала и останавливаются лицом к зрителям. Ложки берут в правую руку.

2-я фигура.

Б. Ритмично стучат ложками о ладонь левой руки, описывая руками большой круг: вправо, вверх, влево, вниз (2 круга).

3-я фигура.

B.        Ударяют 3 раза (первый такт) ложками в ладонь ненапряженной вытянутой в правую сторону - вверх руки, затем ударяют 3 раза (2-й такт) - о ладонь той же руки, но уже слева от корпуса. На 3-й и 4-й такты мальчики выполняют 4 шага вокруг себя. Каждый шаг сопровождают ударом перед собой ложек о ладонь. На повторении музыки В - движения те же.

4-я фигура.

Б. 1-й такт - стучат 3 раза ложками о поднятое колено правой ноги.

2-й такт - ударяют 3 раза ложками о ладонь, держа руки перед грудью.

3-й такт - мальчики ударяют ложками о колено левой ноги.

4-ц такт - повторяются движения 2-го такта.

5-я фигура.

А. Мальчики  и девочки берут в каждую руку по ложке, поворачиваются друг за другом и выполняют движения 1-й фигуры.

Приложение №3

       Электронная папка с русскими народными мелодиями и сказками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка для родителей на тему" Ручки-ручки, золотые!"

Техника рисования пальчиками позволяет создаватьпрекрасные образы, знакомит ребенка с цветовой гаммой, дает понимание результатасоединения цветов,развивает мелкую моторику, а также является прекрасным...

Открытый музейный урок "Русь ремесленная. Русь мастеровая" в младшей группе №3 дошкольного подразделения "Надежда" ГБОУ СОШ№2092.

6.10.15 в рамках открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"в младшей группе №3 прошел тематический день.Цель - приобщение детей дошкольного возраста к народной культуре и народным т...

Открытый музейный урок «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»

расписание мероприятий к открытому музейному уроку «Русь ремесленная. Русь мастеровая. Город мастеров»...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».Образовательные задачи:·       Вызвать интерес к зан...

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возраста по теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая».

Сценарий досуга для детей старшего дошкольного возрастапо теме «Русь ремесленная .Русь мастеровая»....

Пост-релиз открытого музейного урока "Русь ремесленная. Русь мастеровая"

В пост-релизе  можно ознакомиться с формами работы , которые проводились с детьми дошкольного возраста во всех возастных группах  в рамках  открытого музейного урока "Русь ремесленная. ...

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке"

Мастер - класс для детей и родителей "Подготовим ручки к ручке" в подготовительной к школе группе (6 - 7 лет)...