Мастер-класс для педагогов ДОУ «Интеллектуальное развитие дошкольников»
материал

Интеллектуальное развитие дошкольников – дуальный процесс, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, это форма овладения детьми способами самоорганизации и самореализации, с другой – результат особых усилий педагога, направленных на организацию интеллектуально-познавательной и развивающей деятельности детей.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер- класс для педагогов ДОУ «интеллектуальное развитие дошкольников»

Слайд 2

«Интеллектуальный рост должен начинаться с рождения и прекращаться только со смертью» А.Эйнштейн

Слайд 10

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОУ

«Интеллектуальное развитие дошкольников»

Цель: распространение из опыта работы элементов по  использованию логико-математических игр как средства интеллектуального развития дошкольников.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с опытом работы по выстраиванию

процесса развития ребенка через логико-математические игры.

2. Заинтересовать педагогов новизной методов и приемов интеллектуального

развития дошкольников, активно реализуемых в воспитательно- образовательном процессе детского сада и семьи.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

ХОД МАСТЕР-КЛАССА

1.Вводное слово

Добрый день, уважаемые коллеги! Свой мастер-класс мне хотелось бы начать с  цитаты:

«Интеллектуальный рост должен начинаться с рождения и прекращаться только со смертью» (А. Эйнштейн)

Так как тема моего мастер - класса звучит «Интеллектуальное развитие дошкольников», давайте сначала разберемся, а что же такое интеллектуальное развитие? (ответы участников).

Интеллектуальным развитием называют способности к усвоению знаний и решений нестандартных задач. Развитием интеллекта ребенка необходимо заниматься с раннего возраста, т.к. дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Наиболее интенсивно развитие интеллекта происходит в возрасте с 2 до 8 лет.

Как вы считаете,  от чего зависит интеллектуальное развитие? (ответы педагогов)

                             Интеллектуальное развитие зависит:

- от наследственности;

- от образа жизни родителей;

- от условий жизни ребёнка;

- от количества детей;

- от характера и темперамента ребёнка

- от качеств личности родителей.

Какие способы развития интеллекта вы знаете? (ответы педагогов)

                           СПОСОБЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА:

     1. Использование развивающих игр. Для этих целей отлично подойдут шахматы, шашки, головоломки, настольные игры, которые развивают интеллект и мышление у детей; 
     2. Различные виды творчества: лепка, рисование, аппликация и конструирование. Они прекрасно развивают абстрактное и логическое мышление; 
     3. Компьютерные игры для развития логического мышления и интеллекта; 
     4. Математика и точные науки; 
     5. Чтение; 
     6. Изучение иностранных языков; 
     7. Чтение энциклопедий, просмотр образовательных фильмов и передач, посещение познавательных сайтов и мероприятий; 
     8. Использование вопросов как метода стимулирования умственных способностей малыша; 
     9. Всестороннее и гармоничное развитие интеллекта. 

2.Практическая часть

Переходим к практической части нашего мастер-класса. Я  предлагаю вам побыть сегодня в роли детей.

Итак, готовы? За 7 секунд вам предстоит, не задумываясь,  ответить на 4 вопроса. Свои ответы вы можете записать или запомнить (ручка, бумага на каждого педагога).

- Готовы? Тогда начнем:

– Великий русский поэт?

– Фрукт?

– Часть лица?

– Домашняя птица?

Внимание на экран. Это стандартные ответы, 90 % людей дают именно эти ответы (Пушкин, яблоко, нос, курица).  Но я уверена, что среди присутствующих есть такие, ответы которых  полностью или частично не совпали с представленными на слайде. Поднимите руки.

Все мы с вами знаем, что для того, чтобы человеку быть в хорошей физической форме необходимы  ежедневные физические упражнения, но не стоит забывать о том, что мозгу тоже нужна постоянная тренировка. Поэтому, уважаемые коллеги, мы начнем с вами с разминки (на экране картинки – зарядка для ума).

               

2.1.Интеллектуальная разминка «Зарядка для ума»

(колокольчик на каждого участника)

Сейчас я буду задавать вам  вопрос, а вы если знаете на него ответ, то вам необходимо позвонить в колокольчик и после этого ответить. В качестве разминок можно использовать различные упражнения на быстроту реакции, гибкость мышления, как вариант  предлагаю   следующие:

1)  Когда вы смотрите на 2, а говорите 14? (Когда на часах 2 часа дня, т.е. 14

часов.)

2)  Надо разделить 5 яблок между 5 девочками так, чтобы одно яблоко

осталось в корзине. (Одна должна взять яблоко вместе с корзиной.)

3)  Как можно сорвать ветку, не спугнув на ней птичку? (Нельзя, улетит.)

4)  Как с помощью 2 палочек образовать на столе квадрат? (Положить их в

угол стола.)

5)  Что случится с вороном, когда ему исполнится два года? (Пойдёт третий

год.)

6) Бревно распилили в трёх местах, сколько частей получили? (4)

7) Четыре года назад Саше было 8 лет. Сколько лет будет Саше через 5 лет?

(17)

          

Методы интеллектуального развития дошкольников

2.2.Конструктор из пластилина и зубочисток.

(зубочистки, пластилин, доски для пластилина)

Конструктивная деятельность также играет немаловажную роль в процессе интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Несмотря на множество новомодных конструкторов, детям порой интересно повозиться со знакомыми предметами, такими как – зубочистки и пластилин. Этот интересный процесс развивает мелкую моторику рук, мышление, воображение,  а также память.

Итак приступим! Вам с помощью пластилиновых шариков, нужно скрепить зубочистки между собой так, чтобы получилась какая - нибудь геометрическая фигура (педагоги делают геометрические фигуры).

Также хочу добавить, что освоив этот процесс можно перейти к конструированию более сложных объемных фигур: домика, ракеты или придумать свой вариант поделки.

2.3. Счетные палочки

Так же хочу предложить вашему вниманию хорошо вам известные счетные палочки, которые есть в каждой группе. Традиционно палочки используются как счетный материал. Однако многообразные конструктивные возможности счетных палочек позволяют также формировать геометрические представления и развивать пространственное воображение детей. 

Практическая деятельность.

 - Давайте попробуем построить 2 треугольника из 5 палочек.

Задачи на преобразование фигур (сделать образец на слайде)

1.Построить из 10 палочек 3 квадрата (педагоги выполняют).

2.Убрать 3 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата.

3. Убрать одну палочку так, чтобы получился прямоугольник.

Итог

Уважаемые коллеги! Я продемонстрировала вам только часть той работы, которую можно проводить по интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста. Я надеюсь, что мой мастер – класс был для вас полезен!

 

 

 

Релаксация

(поднос с картинками, контейнер)

Коллеги, хотелось бы  узнать ваше мнение о мастер-классе, для этого вам нужно выбрать соответствующую картинку и положить на поднос.

На подносе лежат картинки с изображением: чемодана, мясорубки, корзины. (на каждого)

Чемодан – всё пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу (педагоги оценивают мастер – класс).

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер – класс Тема: «Флексагоны как средство математического развития дошкольников»

Флексагон – «гнущийся многоугольник» - одна из простейших математических абстракций. В его основе лежат сенсорные эталоны формы....

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».

Мастер-класс  «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста».Цель: повышение уровня профессиональной компетентности родителей, пе...

Консультация для педагогов «Особенности интеллектуального развития дошкольников»

Развитие ребенка особенно эффективно, когда оно начинается в раннем возрасте. Детям свойственны огромная познавательная активность, уникальная способность к восприятию нового. Но если эти качества вов...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития дошкольников »

Повышение уровня профессиональной компетентностипедагогов через освоение научно-методических и практических знаний о межполушарном взаимодействии.Познакомить педагогов с теоретическими положениями ней...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей с ТНР».

В школе такие дети плохо читают, медленно и неправильно пишут, делая большое количество ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не свя...

Мастер-класс «Межполушарное взаимодействие как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста»

Раскрыть суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников; повысить мотивацию на использование кинезиологических методов для последующего применения в прак...