Доклад для педагогов ДОУ Организация и разработка АООП
методическая разработка

Посткурсовая деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ «Сейкинская СОШ»

Детский сад «Рябинка»

Доклад для педагогов ДОУ на МО

«Организация и разработка

АООП ДО»

учитель-логопед:

Каюкова Наталья Владимировна

2023 г.

 «Образование – право каждого человека, имеющее огромное значение и потенциал. На образовании строятся принципы свободы, демократии и устойчивого развития… нет ничего более важного, никакой другой миссии, кроме образования для всех…»

Кофи Аннан. 1998

У любого гражданина в РФ есть конституционное право на получение образования. Это право распространяется в том числе на детей с ОВЗ. Согласно Федеральному закону Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», дошкольники с ограниченными возможностями здоровья могут посещать муниципальные детские сады наряду со здоровыми детьми. Однако дошкольные учреждения в таком случае обязаны реализовать специальные образовательные программы - адаптированные под конкретные особенности развития ребенка. Поговорим о том, как разработать АООП (Адаптированная общая образовательная программа) и АОП (адаптированная образовательная программа), кто занимается их разработкой.

Разработка адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ.

Детский сад должен обеспечить разработку адаптированной образовательной программы. Это образовательный документ, в соответствии с которым происходит воспитание и обучение детей с особенностями в развитии.

Разрабатывают 2 типа адаптированных программ:

АОП - адаптированная образовательная программа;

АООП - адаптированная основная общеобразовательная программа. Отличие этих двух типов программ заключается в том, что АОП разрабатывают для конкретного ребенка с учетом его индивидуальных психофизических особенностей, если он находится в группе со здоровыми детьми. АООП - это отдельная программа, разработанная для группы детей с одинаковыми диагнозами или нарушениями в развитии. Разрабатывают такую программу на весь уровень образования. Подобные программы разрабатывают, если в ДОУ есть группы компенсирующей или комбинированной направленности, например, коррекционная или логопедическая.

Для разработки адаптированной программы необходимо получить:

- рекомендации психолого-медико-педагогического консилиума;

- заключение психолого-педагогического консилиума, организуемого в детском саду;

- согласие от родителей детей с особенностями.

За основу берут примерные адаптированные программы из реестра примерных общеобразовательных программ.  Перевести или зачислить воспитанников на развитие по АООП/АОП можно только приказом заведующего. Руководитель указывает в документе точные даты реализации программы и назначает ответственных специалистов. Разработку адаптированной ОП выполняют в несколько этапов:

1 этап – подготовительный. 

На нем происходит знакомство с заключением психолого-медико-педагогической комиссии. Изучаются рекомендации по созданию спецусловий, оказанию специальной помощи воспитанникам с ОВЗ. Специалисты ПМПК определяют программу конкретного уровня образования. Также в заключении прописывают, какие специалисты нужны в образовательном процессе, их направления работы, другие условия, которые надо создать ребенку, чтобы он успешно освоил образовательную программу. Заключение комиссии действует на протяжении всего периода воспитания дошкольника в детском саду. Если состояние ребенка значительно улучшилось или ухудшилось, нужно пройти повторную комиссию. Для этого в ДОУ воспитаннику выдают направление. Пока не будет нового заключения от ПМПК, изменить условия образования и воспитания ребенка нельзя. Предоставить документ от психолого-медико-педагогической комиссии родители обязаны в детский сад в течение года. После того, как этот срок истечет, заключение станет недействительным. Необходимо проходить комиссию повторно и получать свежее заключение. На этом этапе, кроме нормативной базы, заведующий должен провести анализ кадровых ресурсов. Необходимо понять, кто из воспитателей и педагогов сможет войти в состав рабочей группы по разработке программы, а кто возьмется за реализацию АОП и АООП. С теми, кто подходит на роль разработчиков, проводят собеседование. В ходе него заведующий или старший воспитатель выясняет, кто согласен взять на себя обязанности по разработке адаптированной программы и по ее реализации. Также важно изучить потребности дошкольников с ОВЗ и запросы их родителей, чтобы учесть их при разработке АОП. Детский сад обязан организовать обучение детей с ОВЗ или особыми потребностями по заключению ПМПК.

2 этап - организационный 

Детей диагностируют специалисты из психолого-педагогической комиссии, созданной в ДОУ. На основании заключения ППк конкретизируют или дополняют рекомендации ПМПК. В соответствии с представленными показаниями воспитанников распределяют по двум группам: компенсирующей направленности - то есть в ней обучаются дети с аналогичными нарушениями, для всех воспитанников такой группы разрабатывают одну общую программу - АООП; комбинированной направленности - в ней числится всего один ребенок с определенным типом ОВЗ или несколько детей с абсолютно разными диагнозами. Все норматипичные дети из такой группы обучаются по ООП ДО, а для ребенка с ограничениями в здоровье составляют - АОП. В каждой такой группе должно быть число специалистов, соответствующее новым требованиям к штатному расписанию.  После этого получают согласие от родителей. Документ составляют на имя заведующей. В нем законный представитель ребенка дает свое согласие на обучение несовершеннолетнего по адаптированной программе, реализуемой в дошкольном учреждении.

Следующий шаг - создание рабочей группы, которая будет разрабатывать проект адаптированной программы. Также важно на этом этапе проанализировать условия, имеющиеся в ДОУ: кадровые, материально-технические, финансовые, психолого-педагогические, предметно-пространственные. Они должны соответствовать требованиям федерального государственного стандарта образования. По результатам мониторинга составляют перечень того, что нужно доработать или заменить.  При анализе предметно-пространственной среды в инклюзивной группе необходимо учитывать, что уровень развития детей может сильно отличаться. На занятиях должны быть развивающие пособия и игры, а также задания с разными уровнями сложности, доступные для детей разного уровня развития. В группу необходимо приобрести игры и игрушки, интересные и доступные нормально развивающимся воспитанникам с особенностями. Это могут быть мягкие модули, железная дорога, магнитные конструкторы, LEGO и т.п. У каждого ребенка должна быть возможность включиться игру с другими детьми. В группах комбинированной и компенсирующей направленности рекомендуют подключить к работе дефектолога, логопеда, психолога, тьютора и других специалистов, которые указаны в рекомендациях ПМПК детей. Если собственных ресурсов у детского сада недостаточно, он может официально обратиться к учредителю за помощью.

3 этап - разработка программы в соответствии с рекомендациями ПМПК и утверждение. После того, как готовы все локальные акты, проанализированы условия в дошкольном учреждении, приступают к разработке АОП и/или АООП. Разработкой занимается специально созданная рабочая группа. За основу берется примерная АООП ДО. Такие программы есть для каждой категории детей с ОВЗ. Программы размещены в реестре примерных программ. Их составили сотрудники ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Особое внимание нужно обратить на описание специальных условий, создаваемых в детском саду для воспитания и развития детей с ОВЗ. При разработке адаптированной программы учитывают планы коррекционно-развивающей работы, индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) или другие материалы, которые ППк прикладывает к своему заключению после обследования ребенка. После разработки АОП, её утверждают. Сначала происходит согласование с родителями, а затем - с коллективом на педсовете. После согласования и корректировки программы заведующий издает приказ о ее утверждении. Так как этот документ нормативно-управленческий и регламентирует образовательную деятельность, его утверждают только приказом руководителя. Воспитатель пишет свою часть индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ.

4 этап - реализация адаптированной программы дошкольного образования

Для реализации АОП воспитатели обязаны предварительно пройти курсы повышения квалификации. Такое же обучение должен пройти и старший воспитатель, а также сам заведующий. У специалистов и воспитателей могут появиться трудности и вопросы при работе по адаптированным программам. Поэтому в помощь педагогам необходимо приобрести методическую литературу по работе с детьми, которые имеют разные типы нарушений в развитии: расстройство аутистического спектра, интеллектуальные отклонения, нарушения в развитии зрения и слуха, речи, опорно-двигательного аппарата. В процессе реализации АОП всем специалистам важно вовремя предоставлять актуальную и полезную информацию, консультировать их, направлять на обучение.

5 этап - аналитический 

После того как детский сад разработал и реализовал адаптированную программу, необходимо заняться оценкой ее эффективности. На аналитическом этапе учитывают результаты анализа качества образования, а также результаты ребенка, которых он достиг при освоении АООП ДО или АОП ДО.  По результатам анализа в программу нужно будет внести корректировку. Исправить придется 2 момента: конкретизировать отдельные направления программы, снизить или повысить требования, которые предъявляют к освоению адаптированной программы.  Методисты рекомендуют оценивать эффективность адаптированной программы каждый год. Так ДОУ своевременно сможет скорректировать ее положения под особые образовательные потребности детей.

Кто разрабатывает адаптированную образовательную программу?

Без согласия родителей вы не можете разрабатывать программу. Разрабатывает адаптированную программу специальная рабочая группа. Ее членов может назначить заведующий. В состав могут войти следующие специалисты разных профилей из штата образовательной организации: психолог; логопед; дефектолог; воспитатель; музыкальный педагог; педагог по физической культуре; педагог дополнительного образования; тьютор; старший воспитатель; медсестра или педиатр. Также можно привлечь к разработке сотрудников сторонних учреждений (реабилитационных центров, ППМС—центров и др.), которые занимаются разработкой на основании заключенного с ними договора. В группе разработчиков обязательно должен быть руководитель. Он несет ответственность за качество и сроки, а также координирует работу других специалистов.  Рабочую группу знакомят с перечнем обязанностей, которые руководитель ДОУ закрепляет в приказе. В нем же определяют периодичность встреч и обсуждения рабочих моментов.  Чтобы организовать работу специалистов по подготовке проекта АОП и АООП, составляют внутренний нормативный акт - положение. В нем прописывают: как и с какой периодичностью будут разрабатываться адаптированные программы, вноситься изменения в уже утвержденные; кто входит в состав комиссии по разработке, их обязанности и ответственность; как происходит обсуждение проекта программы; как происходит утверждение программы, как она будет введена в действие. Распределяют обязанности, а также закрепляют ответственных в специальном плане деятельности участников рабочей группы. Документ нужно приложить к приказу о создании рабочей группы. В таком плане указывают:

- мероприятия, которые должны будут выполнить разработчики;

- сроки их реализации;

- должности, фамилии, имена, отчества ответственных лиц.

Каждый специалист отвечает за свою область развития: познавательное, речевое, физическое и т.п. Поэтому проще распределять обязанности в соответствии с компетенциями членов рабочей группы. Количество программ, которые должны разработать представители рабочей группы, зависит от общего числа детей с ОВЗ, их диагнозов и особенностей развития, а также рекомендаций ПМПК и ППк. Например, если в дошкольное учреждение зачислили 3 детей с РАС, 1 слабослышащего, 2 с нарушениями опорно-двигательного аппарата, то необходимо будет разработать 3 адаптированных программы: одну АООП - для группы детей с РАС, 1 АОП - для ребенка с нарушениями слуха и 1 АООП - для детей с ДЦП.

До 1 октября должны быть утверждены все рабочие программы всех педагогов.

Электронные источники:

  1. https://ohrana-tryda.com/node
  2. https://www.resobr.ru/article/63693-adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz
  3. https://vk.com/wa1182373093_34527 
  4. www.logopedplus.ru
  5. www.defectolog.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для педагогов дошкольных образовательных учреждений "Требования к организации исследовательской деятельности"

В докладе для педагогов дошкольных образовательных учреждений освещены общие требования к организации исследовательской деятельности дошкольников, требования к процессу исследования и к педагогу....

Проектирование системной работы с педагогами ДОО на тему «Разработка системы организации консультативной методической поддержки в области повышения информационной компетентности педагогов»

Информационно-коммуникационные технологии в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Первостепенной задачей ...

Доклад на тему: «Работа педагога по организации взаимодействия с семьей»

Даны рекомендации педагогам по организации работы с семьей....

Приказ о разработке АООП

Перечень участников разработки АООП...

Доклад воспитателя Труфановой Е.И. в конкурсе: «Профперспектива» среди молодых педагогов образовательных организаций города Ачинска.

Доклад воспитателя Труфановой Е.И. в конкурсе: «Профперспектива» среди молодых педагогов образовательных организаций города Ачинска.Добрый день, уважаемые коллеги!«Воспитатель &mdash...

Доклад для педагогов на тему: «Организация проектной и исследовательской деятельности воспитанников ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Педагогический совет. Протокол №3.Тема: «Развитие познавательной активности дошкольников в процессе проектной- экспериментальной деятельности» Тема доклада:«Организация проектно...