Мастер - класс для воспитателей на тему "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"
консультация (подготовительная группа)

Макарова Елена Викторовна

Мастер - класс  для воспитателей на тему  " Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для воспитателей ДОУ

Тема:  «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

разработала музыкальный руководитель
1 кв. категории
Макарова Е.В.

МОУ СОШ № 3

Подразделение « Колосок» № 50

Целевая аудитория: воспитатели

Цель мастер-класса: 
Трансляция опыта работы в ДОУ по музыкально-ритмическому развитию детей дошкольного возраста.

Задачи: 
• Представить педагогам методы и приемы работы по развитию чувства ритма у детей дошкольного возраста.  
• Раскрыть содержание игр и упражнений по развитию ритмического чувства. 
• Разучить с музыкальными руководителями музыкально-речевые игры, игры с палочками, игры с использованием звуковых жестов.


Используемый материал:  проектор, музыкальные инструменты, ритмические карточки, деревянные палочки, мяч.


Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмических игр.

Структура мастер-класса: 
1. Теоретическая часть: 
Вступительное слово по теме: Современные подходы к организации музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Некоторые вопросы музыкально-ритмического развития детей дошкольного возраста.

2. Практическая часть – занятие с педагогами с показом эффективных приемов развития чувства ритма. 
3. Рефлексия – итог мастер-класса



1. Теоретическая часть 

     Добрый день, уважаемые коллеги.

       Сегодня наша встреча будет посвящена вопросам музыкально-ритмического развития детей, ведь именно ритм, как явление музыкальное, является основой не только музыкальных произведений, а всей нашей жизни. Согласитесь, ритм, пульс, биения сердца, смена времен года, день и ночь – все эти явления имеют прямое отношение к термину «ритм».   А развитое чувство ритма в дошкольном возрасте – это прямой путь к обретению гармонии с внешним миром в дальнейшем.

Музыкально – ритмические движения – это особый вид деятельности, требующий от  педагогов умений, без которых невозможно приучить маленьких детей к ритмике.

Главный метод в приобщении детей к музыкально – ритмической деятельности , в формировании красивой осанки, правильных двигательных навыков, умении координировать движения с музыкой – это вовлекающий показ педагога.

 В дальнейшем дети, копируя движения взрослых смогут выполнять их самостоятельно.

Музыкально – ритмические движения формируют не только двигательные умения у детей, но и развивают мыслительные и эмоциональные процессы. А также развивают

внимание, волю,  память  - подвижность и гибкость мыслительных процессов.

      Первоочередная задача для педагога-музыканта: сделать обучение, развитие, воспитание детей дошкольного возраста интересным.

Конечно, всем известно, что ведущей формой обучения и развития детей-дошкольников является игра, но, также понятно, что современным детям необходимы новые интересные игры, которые соответствуют как потребностям детей, так и веяниям времени. И все мы находимся в поиске и разработке таких игр.    

     Исследователи в области музыкальной педагогики отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным.  В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело.

2. Практическая часть 

На моих занятиях используются музыкально-двигательные игры, помогающие развить наблюдательность и сообразительность, эмоциональность и образность восприятия музыки. Большая часть упражнений предлагается к разучиванию через игру. Задания содействуют развитию воображения, необходимого для создания выразительных образов. Существенно, что каждое из заданий очень естественно, интересно и  рассчитано именно на возможности детства. Вся система заданий не только пробуждает творческую активность, но и позволяет в занимательной, игровой форме многому научиться. Ребёнок не должен подозревать, что дело вовсе не в игре, а в каком-то её «обучающем эффекте», что с ним играют не ради самой игры.

Такое обучение, когда ребёнок овладевает каким-то навыком, развивает в себе нужное качество не в результате специальных сознательных усилий, т.е. не имея перед собой цели чему-то определённому научиться, а в результате игровой деятельности, можно назвать непроизвольным обучением. И такое обучение – когда оно возможно – бывает очень эффективным.

     Я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма. 

Чтобы проведение игр состоялось, приглашаю всех желающих пройти в активную зону зала.

Давайте встанем в красивый круг и поздороваемся, для этого мы прохлопаем и проговорим: «Здравствуйте!». Молодцы, ручки поздоровались! А теперь здороваются ножки, топаем и говорим: «Здравствуйте!». А теперь плечики, локоточки, пальчики, можно предложить множество вариантов для приветствия, в котором связаны речь и движения.

Я предлагаю вам еще один вариант приветствия: музыкальный. 

Мы  поздороваемся под веселую песенку – распевку « Доброе  утро»


Доброе утро  улыбнись скорее

Доброе утро   будет веселее

Мы погладим лобик, щечки

Разотрем ладошки

Ушки тоже мы потрем

И здоровье сбережем!

Далее, я предлагаю поиграть в игру, которая развивает чувство ритма с помощью речи и движения.

Игра « Барабан»

Цель игры: закреплять умения исполнять

простейший ритмический рисунок.

Ход игры.

Педагог предлагает детям послушать, как разговаривает барабан.

Вместе повторить его песенку: «БАМ! БАМ! БАМ!».

 Далее вместе со стихотворением проговорить, пропеть слова, выполняя        ритмические движения.

Мне купили барабан – БАМ, БАМ, БАМ!

Я на нём играю сам – БАМ. БАМ. БАМ!

Игра «Один, два, три, четыре, пять»

Цель: учить детей действовать по одному и вместе с другими; развивать организаторские способности детей; развивать внимание детей, их ориентировку в пространстве, быстроту реакций; упражнять в счете и в основных движениях.

Ход игры: Под музыку дети двигаются по всей комнате в разных направлениях, используя энергичную ходьбу, бег, подскоки в зависимости от характера музыки. С окончанием музыки воспитатель называет первую цифру. Дети должны построиться в соответствии с названным числом парами, тройками и т.д., встав в кружок или шеренгу и подняв руки вверх.

  Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства ритма у детей, верный путь к началу импровизации Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи и песни, иногда придумывают тексты сами. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку.

Игра « МЯЧ»

Цель игры: Развить координацию движений, внимание, реакцию, коммуникативные качества у детей.

Ход игры: Дети стоят  в кругу, в руках у одного из них мяч, нужно передавать его по кругу.

Ты лети веселый мячик

Быстро быстро по рукам

У кого веселый мячик

Тот сейчас станцует нам!

  Давайте проверим, ровный ли у нас круг, потому что мы поиграем в

 музыкально – ритмическую игру « Дорожка»

 Игра «По лесной дорожке»

 Цель: учить дошкольников передавать несложный ритмический рисунок

Ход игры:. Ведущий. Я гуляю по дорожке (марширует), выделяя сильную долю.

И мои шагают ножки.

 А потом, а потом (бежит на месте)

Все бегом, бегом, бегом.

Через лужи прыг-скок. Прыг-скок, прыг-скок (прыжки с ноги на ногу).

 А теперь на бугорок, Стоп (притоп)

Надоело мне стоять, Лучше буду танцевать (исполняет простые движения: нога на носок, на пятку, ковырялочка и т.п.).

А сейчас мы потанцуем! Наша задача повторять танцевальные движения за мной.

Танец « Пяточка – носочек»

Движения с музыкальным сопровождением положительно влияют на развитие слуха, внимания, памяти, воспитывают временную ориентировку, т. е. способность уложить свои движения во времени, в соответствии в различным ритмическим рисунком музыкального произведения.

Благодаря музыке или пению, можно регулировать скорость выполнения упражнения, а также акцентирование сильные доли. Начинают их выполнять в медленном темпе, затем постепенно темп музыки увеличивается, и соответственно ускоряется темп выполнения упражнения. Очень хорошо, если при этом вы еще и поете. Упражнения выполняются сначала каждой рукой отдельно, затем одновременно двумя руками.

     В багаже опытного музыкального руководителя найдется много затей, с которыми детям никогда не будет скучно. В копилке педагога-музыканта должны быть не только песни, танцы и музыка для слушания, но и игры, развивающие моторику и познавательную сферу детей. К такому роду игр относятся игры с ниточками  на моделирование ритма.

Ход игры:

Из длинных и коротких ниточек, дети должны выложить ритмический рисунок  простой песенки. Например « Маленькой елочке ».

Игра « Картинки»

Также, для изучения длительности звуков можно использовать карточки с иллюстрациями.

У меня есть вот такие картинки. На них нарисованы овощи.

С детьми нужно проговорить название овощей и определить длительность звука в названии овоща.

Например: 1 карточка: кукуруза, помидор, лук, чеснок.

                    2 карточка: баклажан, тыква, лук, чеснок.

Молодцы! Справились с заданием!  

И в заключении, я хочу предложить вам сыграть в оркестре.

Все очень просто! Смотрим видео и играем на своих музыкальных инструментах.

Оркестр « Осенний»

Все предложенные мной игры срабатывают на развитие ритмических способностей детей, позволяют развивать речь воспитанников и  подготавливают их к учебной деятельности, а также воспитывают умение сопереживать, радоваться успехам друг друга, способствуют легче адаптироваться в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер - класс для музыкальных руководителей и воспитателей дошкольных учреждений...

Мастер-класс «Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме»

Мастер-класс для музыкальных руководителей ДОУ.Ожидаемый результат: повышение уровня профессиональной компетенции педагогов, совершенствование практических навыков по проведению музыкально-ритмич...

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме.

Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме....

Мастер класс "Развитие ритмических способностей у дошкольников в игровой форме"

Мастер класс поможет расширить опыт педагогов в подборе развивающих и дидактических игр, упражнений в формировании ритмических способностей воспитанников ДОУ....

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"

Мастер-класс для педагогов "Развитие ритмических способностей дошкольников в игровой форме"...

Развитие творческих способностей дошкольников в игровой форме

laquo;Игра – это огромное окно,  через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигаю...