Проект "Зимующие птицы", старшая группа
проект (старшая группа)

Саляхетдинова Олеся Викторовна

Актуальность.

 Роль птиц в природе значительна  благодаря разнообразию их деятельности  и большому количеству. Все птицы считаются полезными, т.к. они истребляют насекомых, массовых вредителей культурных растений.

Каково приходится нашим пернатым  в зимнее время?

Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время  из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их?  Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются        зимой в нашей помощи, в нашей заботе.                                   

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon salyahetdinova._proekt_zimuyushchie_ptitsy.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №28»

ПРОЕКТ


Тема: «Зимующие птицы»

                                                             Автор-разработчик проекта: Саляхетдинова О.В.                        

                                                                         

                                                      Руководитель проекта: воспитатель                                

                                                                                                        Саляхетдинова О.В.

2021-2022 учебный год.

Цель проекта: расширить знания детей о зимующих птицах, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в суровых зимних условиях.

Задачи проекта:  

- Расширение и обогащение знаний о зимующих птицах нашего края.              

- Формировать умение различать и называть зимующих птиц (внешний вид, среда обитания, питание).

- Развивать навыки познавательно-исследовательской деятельности при поиске информации.                                                                                                  

-  Пополнить предметно-развивающую среду по теме проекта.

- Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помочь выжить в суровых зимних условиях.

- Привлечь воспитанников и родителей к данной проблеме.

- Убедить родителей принять участие в создании кормушек, выборе места расположения кормушек на участке ДОУ.

Участники проекта:  дети старшей группы (5-6 лет), воспитатели, родители.

Предполагаемый результат: 

- Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им зимой.

- Развивать у детей любознательность, творческие способности, познавательную активность, коммуникативные навыки.

- Активное участие родителей в реализации проекта.


Срок реализации:
  краткосрочный 2 недели.

Актуальность. 

      Роль птиц в природе значительна  благодаря разнообразию их деятельности  и большому количеству. Все птицы считаются полезными, т.к. они истребляют насекомых, массовых вредителей культурных растений.

Каково приходится нашим пернатым  в зимнее время?

      Туго приходится птицам зимой. Ведь найти корм под снегом нелегко. Никто не задумывается, сколько птиц погибает в зимнее время  из-за отсутствия корма. Да и кому придет в голову считать их?  Обычно многие не замечают их, просто не обращают внимания на наших маленьких соседей. А ведь они тоже жители нашего города – часть окружающего нас мира. И все они нуждаются        зимой в нашей помощи, в нашей заботе.                                   

      К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Самый доступный и распространенный вид заботы - развешивание кормушек и подкормка птиц.   Каждый из нас должен заботиться о зимующих птицах, поэтому тема нашей  работы является актуальной.

Содержание работы над проектом по этапам

Содержание деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

1-й этап работы - подготовительный

- Изучение справочной, методической литературы.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Зимующие птицы».

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Разработка проекта.

Пополнение развивающей предметно-пространственный среды:

- Рассказ воспитателя о зимующих птицах нашего края.
- Подготовить игровое пособие «Птицы на кормушке».

- Внести дидактические игры «Разрезные картинки», «Парные картинки»,  «Птичья столовая», «Такие разные птицы», «Чей хвост?», «Кто что ест», «Что едят птицы», «Кто прилетел», «Кто лишний?».

- Изготовить лепбук «Зимующие птицы».

- Картотека проблемных ситуаций.
- Пословицы и поговорки  по теме.
- Пополнить библиотеку книгами: и т.д.

- Подготовить  презентации "Зимующие птицы", "Кормушки", «Польза птиц в природе».

- Подборка стихов, загадок по теме.

- Познавательный маршрут «Птичья столовая».

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Воспитатели.

Воспитатели, родители.

Декабрь

Декабрь

2-й этап работы с детьми - основной

- Организовать непосредственно образовательную деятельность.

Совместная деятельность воспитателя с детьми:

- Беседа «Как живут наши пернатые друзья зимой», «Кто заботится о птицах», «Пользу или вред приносят птицы?», «Меню птиц», «Как дети с родителями заботятся о птицах зимой? и др.

- Рисование «Моя любимая птичка».

- Наблюдение за поведением птиц во время кормления.

- Чтение художественных произведений: М. Горького «Воробьишко», И. Тургенева «Воробей», Н. Рубцова «Воробей» и «Ворона», Сухомлинского «О чем плачет синичка», «Как синичка меня будит», Л.Воронкова «Птичьи кормушки», В.Звягиной «Воробей», С.А.Есенина «Поёт зима аукает», Т.Евдошенко «Берегите птиц», А.Яшин «Покормите птиц», Ю.Никонова «Зимние гости», О.Григорьевой «Синица».
- Исследовательская деятельность

- Пальчиковая игра «Кормушка для птиц», «Снегири», «Кормушка».
- Рассматривание  иллюстративного материала.

- Дидактические игры «Разрезные картинки», «Парные картинки», «Такие разные птицы», «Птичья столовая» «Назови ласково», "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы», «Кто прилетел», «Кто лишний?», «Один-много», «Назови одним словом», «Угадай птицу по описанию".

- Отгадывание загадок по теме.

- Заучивание пословиц, поговорок по теме.

- Проблемные ситуации.

- Просмотр презентаций: "Зимующие птицы", "Кормушки", «Польза птиц в природе».
- Просмотр мультфильмов
«Высокая горка».

- Театрализация: «Птичий теремок», «Где обедал воробей».

- Акция «Покормите птиц зимой».

- Творческое рассказывание «Как бы я спас птичку».

- Сочинение  стихов о птицах.

- Ведение дневника наблюдений «Птичий дневник».

- Выставка рисунков «Зимующие птицы».

- Викторина  «Знатоки зимующих птиц».

Самостоятельная деятельность детей:

-Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах «Зимующие птицы».

- Раскрашивание раскрасок «Птицы нашего края».  

- Подвижная игра «Воробушки и кот», «Совушка», «Коршун и наседка», «Воробушки и автомобиль», «Скачет шустрая синица», «Птички в гнездах».

- Продуктивная деятельность «Изготовление кормушек из бросового материала».

- Познавательный маршрут «Птичья столовая».

Воспитатели.

Декабрь

3-й этап работы с детьми - заключительный

- Оформление альбома по теме.
- Викторина «
«Знатоки зимующих птиц».

- Изготовление лепбука «Зимующие птицы».
- Презентация проекта в ДОУ.
- Публикация проекта на сайте ДОУ, в социальной сети (nsportal.ru).

Воспитатели.

Декабрь

Формы  работы с родителями

- Беседа с родителями.

- Изготовление кормушек.

- Изготовление атрибутов для подвижных игр.

- Пополнить уголок  играми.

- Изготовление лепбука «Зимующие птицы».
- Подбор пословиц, поговорок по теме.

- Консультации для родителей:
«Как и из чего можно сделать кормушку для птиц».,

«Покормите птиц зимой», 
«Зимующие птицы нашего края»,

«Наши пернатые друзья».
Памятки для родителей:
 

- Размещение консультаций, памяток  на сайте ДОУ, в социальной сети (nsportal.ru).

Воспитатели, родители.

Декабрь

Приложение №1

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Что ты знаешь о птицах?»

Задачи: 

Формировать у детей обобщённое представление о птицах как живых существах, живущих на земле, на воде, которые умеют летать в воздухе, и имеют типичное строение;
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи различного характера; доказательно строить суждения; воспитывать интерес к природе; желание глубже познавать её тайны;
Активизировать словарь по теме: орнитология, символ; развивать речевую активность; развивать логическое мышление, внимание и память;
Воспитывать бережное отношение к птицам, желание помогать им.

Ход НОД:

Воспитатель:

Ребята, сегодня мы отправимся с вами в путешествие (гости). А куда? Попробуйте угадать. (Звучит аудиозапись «голоса птиц»).
Правильно, мы отправимся в мир птиц!

Воспитатель: Вы уже очень много знаете о них. В природе существует очень большое разнообразие птиц. Давайте вспомним, на какие две большие группы можно их разделить?

Дети: Перелётные и зимующие.

Воспитатель: Почему птицы улетают на юг?

Дети: Самое страшное для птиц – не холод, потому что у них к зиме вырастает подпушек под крылышками; самое ужасное - голод. Когда корма мало, для птиц наступают тяжёлые времена.

Воспитатель: Каких представителей перелётных птиц вы знаете?

Дети: Перелётные – утки, журавли, ласточки.

Воспитатель: Как человек заботится о пернатых друзьях в зимнее время?

Дети: Необходимо развесить птичьи столовые – кормушки. Их можно вешать на деревья, под навесами, на верандах, на балконах. А птицы, в знак благодарности, споют нам радостные песни.

Воспитатель:

Вот послушайте стихотворение на эту тему: 

Покормите птиц зимой

Покормите птиц зимой. 
Пусть со всех концов 
К вам слетятся, как домой, 
Стайки на крыльцо. 

Не богаты их корма. 
Горсть зерна нужна, 
Горсть одна — 
И не страшна 
Будет им зима. 

Сколько гибнет их — не счесть, 
Видеть тяжело. 
А ведь в нашем сердце есть 
И для птиц тепло. 

Разве можно забывать: 
Улететь могли, 
А остались зимовать 
Заодно с людьми. 

Приучите птиц в мороз 
К своему окну, 
Чтоб без песен не пришлось 
Нам встречать весну.

(А. Яшин)

Воспитатель: Каких представителей зимующих птиц вы знаете?

Дети: Зимующие – дятел, синица, воробей.

Воспитатель: Как человек заботится о птицах с приходом весны?

Дети: Строит и развешивает скворечники.

Воспитатель: Давайте рассмотрим скворечник. Посмотрите, это маленькое отверстие – вход в скворечник, птица легко может попасть внутрь, а вот, например, кошка не сможет. Перед входом можно сделать жердочку. Из какого материала он сделан?

Дети: Из дерева.

Воспитатель: Верно. Скворцы всегда возвращаются на прежнее место в свой скворечник. Поселится лишь в тот домик, у которого вход направлен на восток, там, где встаёт солнышко.

Давайте вспомним, какие ещё можно выделить группы птиц?

Дети: Морские – живут у моря, ноги как у водоплавающих с перепонками: чайка, пингвин;
Водоплавающие – живут у водоёмов, ноги с перепонками: утка, лебедь;
Домашние – живут рядом с человеком, приносят ему пользу, человек о них заботится: куры, гуси, индюки;
Ночные – днём спят, а ночью охотятся: сова, сыч;
Певчие – отличаются красивым пением: канарейка, соловей, щегол;
Хищные – употребляют в пищу мясо других животных: орёл, сова;
Экзотические – живут в других странах, отличаются красивым оперением: колибри, павлин, фламинго, тукан.

Воспитатель: Молодцы, вы отлично разбираетесь во всём многообразии птиц! У меня для вас есть интересная игра «Четвёртый лишний», на карточках изображены птицы, нужно определить, по какому признаку они объединены, а кто является лишним и почему.

Игра «Четвёртый лишний»

Ласточка, павлин, воробей, журавль.
(Павлин – обитатель жарких стран).

Соловей, канарейка, щегол, трясогузка.
(Трясогузка не певчая птица).

Аист, фламинго, страус, альбатрос.
(Альбатрос – птица с короткими ногами).

Грач скворец, ласточка, индюк.
(Индюк – домашняя птица).

Сойка, фазан, гусь, сова.
(Гусь - водоплавающая птица).

Сова, утка, голубь, сойка.
(Сова – ночная птица).

4. Сравнение птиц по разным признакам

Действительно, птицы все очень разные. Они отличаются друг от друга. Чем например?

Дети: У птиц разные ноги по длине, в зависимости от среды обитания. Цапля имеет длинные ноги – живёт на болоте; лебедь имеет короткие ноги с перепонками – живёт на воде, плавает. Синичка имеет короткие ножки с цепкими коготками – живут на деревьях.

Воспитатель: Я предлагаю вам выполнить небольшое задание. На столе лежат изображения птиц и разных мест, где они могли бы обитать. Вам их следует расселить в зависимости от того где они живут (у воды, в лесу или других местах).

Воспитатель: Что ещё у птиц разного? Вспомните, мы читали с вами произведение В. Бианки «Чей нос лучше?»

Дети: У птиц клювы разной формы, потому что они едят разную пищу. У ласточки клюв маленький, она ест мошек. У цапли длинный – ест рыбу. У пеликана клюв-мешок – заглатывает рыбу целиком. У клеста – крепкий загнутый – легко расщёлкивает семечки.

Воспитатель: Конечно, смог бы пеликан достать жучков и личинок из-под коры деревьев? А ласточка рыбу из воды, или цапля поймать мошку?

Дети: Нет.

Воспитатель: Что ещё у птиц разного?

Дети: У птиц разное оперение. Перья отличаются по окрасу, длине.

Воспитатель: А знаете ли вы, как водоплавающие птицы защищают свои перья от намокания, ведь им подолгу приходится находиться в воде? (Смазывают жиром, который находится в сальнике в хвостовой части). 

Опыт: жир отталкивает воду

Давайте проверим? Возьмите листочек бумаги, сверните его пополам. Одну часть намажьте жиром, другую оставьте так как есть. На поверхность листа капните водой. Что вы обнаружили?

Дети: Мы увидели, что вода скатывается по поверхности листа смазанного жиром, а не смазанная часть листа впитала воду и бумага размокла.

Воспитатель: Верно, не зря в народе говорят «Как с гуся вода».

Воспитатель: Как называются дети птиц?(Птенцы). Давайте посмотрим на макет яйца в нашем музее, из чего оно состоит? (Скорлупа, желток, белок, воздушная камера) Как развивается птенец?

Дети: Птенец развивается из желтка, питание он получает из белка, воздух из воздушной камеры, который поступает из маленьких отверстий на поверхности скорлупы.

Воспитатель: Верно, мы наблюдали с вами эти отверстия через лупу.

Игра «У кого кто?»

А сейчас, я предлагаю вам поиграть в игру «У кого кто?»

Грач-грачата,
Дрозд – дроздята,
Стриж-стрижата,
Журавль-журавлята,
Кукушка-кукушата,
Ласточка-ласточата.

Игра-перевоплащение

Воспитатель: Давайте сейчас с вами тоже превратимся в птиц! Я буду называть, а вы их изображать.

Игра «Чей дом?»

У меня для вас есть интересная игра «Чей дом?» Давайте поможем нашим птицам расселиться в свои гнёзда. Объясните свой выбор.

Обобщение признаков, выведение типичного строения птиц

Воспитатель: Вы хорошо справились с заданием. Всё у птиц разное, а название одинаковое – птицы. Как же мы отличаем птиц от других животных?

Дети: (Опираясь на модель). Ноги у птиц разные, но их две. Крылья разные, но у всех по два крыла. Клювы разные, но клюв есть у всех птиц. Перья разного цвета, но у всех птиц тело покрыто перьями.

Игра «Угадай по описанию»

Воспитатель: Молодцы. А сейчас давайте поиграем с вами в игру. Дайте описание птицы, но не называйте её. Ребята должны догадаться, о какой птице вы говорите.

Воспитатель: Как человек использует птиц в своей жизни?

Дети: Использует мясо и яйца в еду, перья для украшений, пух для изготовления перин, подушек, одеял, верхней одежды. Слушает пение птиц.

Воспитатель: Какую пользу приносят птицы в природе?

Дети: Уничтожают вредных насекомых, грызунов. Разносят семена растений.

Воспитатель: А какой вред?

Дети: Склёвывают посевы на полях, ягоды в ягодниках и садах.

Воспитатель: Кого можно назвать врагами птиц?

Дети: Диких животных, хищных птиц.

Викторина

Воспитатель: Мы с вами много читали сказок и рассказов о птицах. Давайте проведем небольшую викторину.

У Алёнушки – сестрицы унесли братишку птицы. Назовите их. (Гуси-лебеди).
Птица, которая помогла Дюймовочке попасть в страну эльфов? (Ласточка).
Волшебная птица с золотым оперением? (Жар-птица).
Кем была жена князя Гвидона в сказке о царе Салтане? (Царевна-лебедь).
Птица, которая заставила плакать деда и бабку из-за яйца? (Курочка Ряба).
У кого лиса была в гостях, и, обидевшись, преподнесла угощение на тарелке? (Журавль).
Какие птицы жили у бабуси? (Два весёлых гуся).

Воспитатель: Конечно, о птицах много написано рассказов, сказок и стихов и песен. Человек украшал изображениями птиц и одежду и посуду.
Ребята, а какие профессии вы знаете, связанные с птицами?

Дети: Птичник – работает на птицеферме, выращивает птиц. Орнитолог – изучает птиц, их виды, где живут, чем питаются.

Итог занятия:

Воспитатель: Ребята, расскажите, что нового, интересного вы узнали, собирая музей птиц?    

Дети: Мы узнали, какими разными бывают птицы, что живут они в разных местах и строят разные гнёзда. Узнали о некоторых особенностях их поведения. Проведённый опыт, помог нам выяснить, что жир отталкивает воду.

Воспитатель: Вы очень много узнали нового о мире птиц, поэтому смело можете называться юными орнитологами. Желаю вам новых интересных открытий в окружающем вас мире живой природы.

Приложение №2

Беседа «Что ты знаешь о птицах?»

Воспитатель: Сегодняшняя тема спрятана в загадке:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это.
Дети: Птица.
Воспитатель: Мы безмерно богаты,
В наших чащах и рощах,
Столько всяких пернатых - 
Просто диву даешься!
Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково - 
И, гляди, удивится:
Как же, фауна, дескать,
Как же, наше богатство - 
На полях, перелесках,
Так сказать, птичье царство.
Птичье царство – и только?
Ну, дрозды, ну, синички .
Где запомнишь все клички, 
Просто птички – и только?
     Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя. 
     Разнообразие птиц на Земле велико – их около 9000 видов. Раздел зоологии, изучающий птиц, называется орнитологией. Археологи свидетельствуют, что еще в глубокой древности люди понимали хозяйственное и экологическое значение птиц.

     Это интересно:
     В знак признательности к заслугам птиц во многих странах люди установили им памятники:
     В 1942 г. в Англии на подводной лодке произошла авария, матросы выпустили птицу и она доставила сообщение на сушу – экипаж был спасен. Птицу наградили высшей воинской наградой и навечно зачислили в экипаж лодки (голубь).
     В 16 веке в Германии, в осажденном городе люди умирали от голода, когда осажденные выставили птицу на крепостную стену – враг подумал, что в городе много продовольствия и снял осаду. Благодарные люди поставили птице памятник (петух). 
     В 1850 г. в Америке, впервые завезли воробья, здесь он быстро освоился. В пригороде Бостона сильно размножились насекомые. На помощь пришла эта птица. В знак благодарности жители поставили ей памятник в центральном парке (воробей). 
Этой птице поставлено 2 памятника в честь спасения ею посевов от саранчи: один в США, штат Юта, а другой в Австралии. Ведь она спасла людей от голодной смерти (чайка).

Приложение №3

Приметы

Если вороны сидят на верхушках деревьев, будет мороз.

В какую сторону ворона села носом – оттуда и будет ветер.

Синичка с утра начинает пищать – ожидай мороз.

Воробьи дружно расчирикались – к оттепели.

Ворона под крыло клюв прячет к холоду.

Перед метелью воробьи чирикают.

Перед сильным ветром воробьи стайками перелетают с места на место.

Синицы порхают под окном к холоду.

В марте птички щебечут – к хорошей погоде.

Стихи

«Воробышки»

О чём поют воробышки?

Поют: «Сейчас зима!»

Нам холодно, нам голодно

Скорее бы весна!

Весной тепло, и солнечно

Какая красота!

Но что – же мы поделаем

Сейчас идёт зима!

«Зимующие птицы»

У нас на Урале

Зимуют птицы:

Воробьи, сороки, синицы

Люди в кормушки крошки кладут,

А птички прилетают

И крошки клюют.

«Воробей»

Вот двор стоит,

А там кормушка,

Ну а в кормушке

Хлеб белого крошка

И воробей клюёт зерно.

«Зимующие птицы»

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,         

Стайки на крыльцо.

Сколько гибнет их – не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для птиц тепло.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

          

                                                                                                                          Приложение №4

Картотека дидактических игр

«Сдуй пёрышко"

Цель: Развивать фонематический слух, речевое дыхание. Активизация мышц губ.

Содержание: 1вариант Воспитатель предлагает ребёнку взять пёрышко , положить на ладошку и подуть на него так сильно, чтобы оно слетело с ладошки.

2 вариант Можно предложить подуть на маленький кусочек ваты, лежащий на столе на столе и воздухом загнать его в ворота(кубики)

«Прилетели птицы»

 Цель: Развивать слуховое внимание, активизировать словарь по теме «Птицы».

Описание: Педагог называет птиц, но допускает ошибки. Дети должны заметить ошибку и отреагировать хлопками, топаньем и т.п.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и вороны...

голуби, синицы, аисты, вороны, снегири, макароны...

голуби, синицы, комары, сороки, кукушки...

голуби, синицы, аисты, кукушки, совы, плюшки, лебеди, скворцы...

«В зимней столовой»

Цель: Закрепить знания детей о зимующих птицах и их названия. Развивать умение подражать их повадкам.

Оборудование: Силуэты птиц, ветка на подставке, кормушка.

 Описание: Педагог закрепляет силуэт птицы на ветке, обращает внимание детей на то, какая птица прилетела к кормушке. Предлагает назвать ее и показать, как она кричит. Дети называют птиц, подражают их звукам, изображают, как они летают, прыгают.

«Кто как голос подает»

Цель: Закреплять умение детей звукоподражать птицам.

Описание: Дети делятся на пары. Первый ребёнок изображает голос какой - либо птицы, второй угадывает, что это за птица. 1-й ребёнок: «Чирик-чирик»,

2-й ребёнок: «Это чирикает воробей».

«Летает, не летает»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Описание: Дети садятся полукругом, руки кладут на колени. Педагог называет предметы и спрашивает: «Летает?» («Голубь летает? Самолёт летает?»). Если назван предмет, который летает, дети поднимают руки. Если назван нелетающий предмет, руки поднимать не следует.

Игра с мячом «Подскажи словечко»

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, активизировать глагольный словарь по теме. Описание: Педагог кидает мяч ребенку и называет какую-либо птицу. Ребенок ловит мяч, возвращает его взрослому и произносит подходящий по смыслу глагол. Голубь – (воркует). Кукушка – (кукует). Ворона – (каркает). Воробей – (чирикает). Синица – (пищит).

«Закончи предложения»

Цель: Развитие мышления, активизация словаря антонимов, формирование умения согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе.

 Описание: Педагог начинает предложение, ребенок подбирает соответствующее слово и договаривает предложение.

Воробей маленький, а аист...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится…

У синицы хвост короткий, а у сороки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

У синицы клюв тонкий, а у дятла…

Ворона большая, а воробей…

Про кого из зимующих птиц можно сказать? Мой - … (дятел, снегирь, воробей, голубь), Моя - … (ворона, синица), Мои - …

«Где какая птица находится?»

Цель: Формировать умение узнавать зимующих птиц и перелётных птиц, правильно их называть; развивать умение ориентироваться в пространстве, употребляя в речи понятия «вверху», «внизу», «слева», «справа», «между», «под», «над», «на». Оборудование: Сюжетная картинка «У кормушки».

Описание: Педагог предлагает детям посмотреть на прилетевших к кормушке птиц и назвать птиц, которые находятся слева от снегиря, сидящих под крышей, на крыше, между сорокой и снегирём, находящимися под воробьём и т. д.

Игра «Кого не стало?»

 Цель: Формировать умение образовывать существительные в родительном падеже; развитие памяти, зрительного восприятия.

Оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.

Описание: На доске или на столе выкладываются 5- 6 картинок зимующих и перелётных птиц, предлагают детям назвать всех птиц и запомнить их. Затем дети закрывают глаза, в это время воспитатель убирает одну из картинок. Дети открывают глаза и называют, какой птицы не стало.

«Узнай птицу по силуэту»

 Цель: Способствовать закреплению знаний детей о зимующих и перелетных птицах, упражнять в умении узнавать птиц по силуэту.

Описание: Детям предлагаются силуэты птиц. Дети отгадывают птиц, называя перелетная или зимующая данная птица.

«Зимующие и перелетные птицы»

Цель: Закреплять умение детей классифицировать птиц по видам – перелетные, зимующие. Описание: На двух кругах расположены птицы: снегирь, скворец, синица, воробей, грач, кукушка, дятел, ласточка, ворона, соловей. Задача детей – расположить перелетных птиц в круге с солнцем, а зимующих – в круге со снежинкой.

«Кто улетел?»

Цель: Закрепить названия зимующих птиц. Развивать зрительное внимание, память, речь.

На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением птиц, проговаривает с детьми их названия (например: «К кормушке прилетели голубь, воробей, снегирь»). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос «Кто улетел?»

«Что склевали птицы?»

Цель: Закрепить знания о зимующих птицах (предпочтения в еде).

Развивать зрительное внимание, память, речь.

На магнитной доске воспитатель выкладывает в ряд под изображением кормушки три карточки с изображением корма для птиц, проговаривает с детьми: «В кормушку положили семечки, пшено, сало). Затем дети закрывают глаза, воспитатель убирает одну из карточек и задает ребятам вопрос: «Что склевали птицы?».

Детям постарше можно задать вопрос: «Как вы думаете, кто прилетал к кормушке?» (например, если убрали карточку «сало» - синица или ворона, если убрали карточку «рябина» - снегирь, клест, «шишка» - клест и т. д.)

«Кто лишний?»

Цель: Учить различать зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное внимание, наблюдательность, память, речь.

Детям предлагается внимательно рассмотреть иллюстрации с изображением птиц и сказать, какая лишняя, объяснить почему.

«Один – много»

Цель: закрепить понятие «один - много»; учить детей называть птиц в единственном и множественном числе; развивать речь

Материал: карточки с изображением кормушки и зимующих птиц.

Ход игры

Воспитатель называет птицу и предлагает ребенку изменить слово так, чтобы было много птиц. Затем ребенок находит карточку с изображением названной птицы и прикрепляет ее к кормушке.

Таким же образом выполняют задание наоборот (из множественного в единственное число).

Приложение №5

Сообщения о птицах

Воробей

Это одна из самых известных птиц, обитающих по соседству с жилищем человека. В России встречаются два вида воробьёв: воробей домовой (или городской) и воробей полевой (или деревенский).

 Воробьи встречаются везде. Только на Таймыре, на Чукотке и на Камчатке не живет воробей.  Воробей назван так давным-давно за то, что стаи полевых воробьев, могли опустошать огромные поля. Люди, разгоняя стаи этих маленьких птичек, кричали: "Вора бей!".

Строение глаза воробья таково, что птицы видят мир в розовом цвете. Сердце воробья делает до 850 ударов в минуту в состоянии покоя, а во время полёта до 1000 ударов. При этом при сильном испуге воробей может погибнуть.

Воробей – плохой строитель. Гнездо его не отличается красотой. Иногда он вообще не строит гнездо, а захватывает чужое – скворечник или гнездо ласточки.

Зимой воробей кормится всем, чем сможет поживиться возле человека. Любит пшено, просо, овёс, пшеницу. Воробей за день тратит много энергии и поэтому не может голодать более двух суток. Трудно воробьям зимой их нужно подкармливать!

Синица       

Это  яркая красивая птица. На голове у неё чёрная шапочка,  щёчки белоснежные, животик ярко – жёлтый, а спинка - зеленовато бурая. Название они получили из-за синих перьев на теле. В наших лесах можно встретить: большую синицу, чёрную синицу. Бегать не умеет, зато умеет скакать, как воробей.

Синица очень прожорлива, она поедает за сутки столько, сколько весит сама. Тем самым она приносит большую пользу, поедая вредных насекомых, а в зимний солнечный денёк радует нас весёлой песенкой. Очень подвижная птица.

Зимой сбивается в смешанные стайки с другими птицами и кочует в поисках корма. Охотно посещает кормушки, где кормится семечками подсолнуха, несолёным салом.

За короткий зимний день птицы  просто не в состоянии отыскать и съесть столько кормов, сколько им необходимо. Поэтому мы с одноклассниками решили им помочь. Мы сделали кормушки и развесили их дома. Кормушки у нас получились разные:  из пустых коробок из-под сока, от печенья, пластиковых бутылок.  Кормушки из деревянных дощечек получились, как настоящие домики. Даже есть кормушка из гардины и зонтика.

Совет: при устройстве кормушки не стоит увлекаться сложными и причудливыми конструкциями. Самые простые в изготовлении кормушки – из картонных коробок. Удобны различные варианты кормушек - автоматов, в которых пища высыпается постепенно.  

Наблюдая за птицами, мы заметили, что за этот период времени на кормушки прилетали следующие виды птиц: синицы, воробьи, снегири.

        Птиц подкармливали каждый день. Каждый день они прилетали, опустошая кормушки. Снова и снова подсыпаем корм и с большим удовольствием наблюдаем за птицами. Зимующие птицы охотно прилетают на места кормления.

    Воробьи в отличие от синиц,  удобно усаживались  и подолгу  засиживались в наших  столовых. Синицы же вели себя очень культурно. Быстро прилетали, усаживались на край кормушки. Схватив семечку, синица улетала на ветку соседнего дерева.   

Мы подсчитали  число птиц,  прилетающих к кормушке,  и вели  дневник наблюдений за птицами.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии "Пришла весна, прилетели птицы". ( старшая группа)

Данное занятие расширяет и уточняет представления детей о весенних изменениях в природе, знания о птицах. Учит  выделять и называть характерные особенности птиц. Формирует представление о том, чт...

Конспект занятия на тему «Зимующие птицы». (старшая группа)

Конспект занятия по ИЗО, на тему "Зимующие птицы"...

сценарий совместной деятельности ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ старшая группа

   Сценарий совместной деятельности       Тема: “Зимующие  птицы” Программное  содержание:1.Систематизация и дополнение знаний детей о зим...

Конспект НОД "Куда улетают птицы?" Старшая группа

Конснект НОД "Познание. ФКЦМ" "Куда улетают птицы" направлен на формирование представлений у детей старшего дошкольного возраста о перелетных птицах....

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы". Старшая группа

Папка-раскладушка по теме "Перелетные птицы" предназначена для консультативной помощи  родителям детей старшего дошкольного возраста с ОНР....

Открытое занятие на тему: «Водоплавающие птицы» старшая группа

Цель занятия: расширить  и уточнить представление детей о водоплавающих птицах.( на лапах перепонки, перья смазываются жиром) Учить находить признаки сходства и различия объектов, выражать и...