Семинар для педагогов Структура АООП ДОУ
материал

Посткурсовая деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_dlya_pedagogov_struktura_aoop_dou.docx21.61 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Сейкинская СОШ»

Детский сад «Рябинка»

Методический семинар для педагогов

«Структура адаптированной основной образовательной программы ДО

для детей с ОВЗ»

учитель-логопед:

Каюкова Наталья Владимировна

2023 г.

Актуальность

В современной системе образования, направленной на обеспечение доступности качественного образования, создание условий для обучающихся с ОВЗ является одним из главных ресурсов «развития человеческого капитала».

 Так, в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяется задача, направленная на повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (в том числе с ОВЗ), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество. Во ФГОС ДО определяется в качестве основной задачи «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями».

Согласно Порядку организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014), содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ОВЗ определяются Адаптированная образовательная программа, а для инвалидов также – в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (п. 16).

Таким образом, исходя из нормативных требований, любая ДОО, в которой обучаются дети с ОВЗ, обязана самостоятельно разрабатывать и реализовывать АОП. При проектировании такой программы для детей дошкольного возраста с ОВЗ важно понимать, что такие программы, с одной стороны, должны в полной мере соответствовать установленным законодательством требованиям к структуре и содержательному наполнению разделов, а с другой  отражать специфику ее реализации в ДОО для детей с конкретными видами ограничений по здоровью, учитывать психофизические особенности, возможности и потребности ребенка. 

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по АООП ДО для детей с ОВЗ.

Задачи:

- ознакомить педагогов с требованиями к структуре и содержанию АООП ДО;  

- разобрать содержание разделов АООП ДО;

Адаптированная основная образовательная программа по структуре должна соответствовать требованиям, установленным к структуре стандартной ООП дошкольного образования.  В ФГОС ДО обозначены разделы, которые должны присутствовать в структуре программы (Программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений»). Также должен быть оформлен титульный лист.

Титульный лист АООП содержит:

- информацию о ДОУ, о том, когда и кем рассмотрена, согласована и утверждена АООП;

- гриф согласования АООП (с указанием даты, Ф.И.О. родителя (законного представителя) ребенка с ОВЗ);

- гриф рассмотрения АООП (с указанием даты проведения и номера протокола заседания Педагогического совета;

- гриф утверждения программы заведующим дошкольным образовательным учреждением (с указанием даты и номера приказа);

- полное наименование АООП с указанием категории детей, для которых она разрабатывается;

- информацию об авторах, разработчиках АООП (ФИО педагога (-ов), возможно указание стажа работы, категории;

- год составления АООП.

Целевой раздел состоит из двух подразделов: пояснительной записки и планируемых результатов освоения программы. В пояснительной записке должны быть: описание нормативно-правовой базы: заключения ПМПК, ИПРА (при наличии), заключения ППк детского сада, цели и задачи программы, принципы и подходы к ее реализации, особые образовательные потребности детей. Планируемые результаты освоения программы должны быть представлены в виде целевых ориентиров. Целевые ориентиры нужно формулировать так, чтобы они отражали специфику нарушений у детей с ОВЗ. Их разбивают по годам обучения, чтобы каждый новый шаг в коррекции нарушения был взаимосвязан с предыдущим результатом. Такой подход позволяет отследить результаты коррекционной работы и при необходимости разработать АОП под конкретного ребенка. Целевые ориентиры являются основаниями для преемственности дошкольного и начального общего образования. Раздел завершается описанием оценки качества образовательной деятельности по данной программе. Оценивают условия, созданные в организации, а также степень развития ребенка в течение года. При этом, проявление целевых ориентиров могут варьироваться индивидуально у каждого воспитанника.

Содержательный. Этот раздел включает в себя два компонента: образовательный и коррекционный. В первом описывают план образовательной деятельности по пяти направлениям развития: 

- социально-коммуникативному;

- познавательному;

-  речевому;

-  художественно-эстетическому;

- физическому. 

Это общее требование для всех программ дошкольного образования.  Каждая область описана для определенного возраста: младенческий (2-12 месяцев); ранний (1-3 года); дошкольный (3-7 лет). В адаптированной программе также должно быть отражено содержание образовательной деятельности по коррекции нарушений развития детей (коррекционная программа). Это и есть коррекционный компонент.

Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:

- индивидуальную и групповую коррекционную работу, удовлетворяющую особые образовательные потребности детей с ОВЗ;

- обеспечение коррекционной направленности в процессе проведения учебных занятий и воспитательных мероприятий;

- психолого-педагогическое сопровождение семьи, ее активное включение в коррекционно-развивающую работу; 

- выстраивание партнерских отношений с родителями.

То есть в этой части содержательного раздела должна быть программа работы профильных специалистов, работа с которыми была рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Содержание и образовательного, и коррекционного компонентов зависят от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанника и его образовательных потребностей.

Организационный. Этот раздел обязательно должен включать в себя описание:

- кадровых условий, какие специалисты должны работать с ребенком, требования к их квалификации, образованию и опыту работы, особенности осуществления работы и обязанности;

- финансовых условий: как осуществляется финансовое обеспечение, определяется объем финансирования, какие расходы (основные и дополнительные) может включать в себя реализация АООП, формула расчета нормативных затрат на реализацию программы, оплату труда и т.д.;

- материально-технического обеспечения, в том числе обеспеченность методическими материалами, средствами обучения и методами воспитания;

- особенностей организации развивающей предметно-пространственной среды - как необходимо организовать пространство в группах, где находятся воспитанники с определенным отклонением в развитии, а также оформление и оснащение музыкального, спортивного залов, других кабинетов, прогулочной площадки, общественных пространств, санузлов;

- распорядка и режима дня воспитанников с ОВЗ: можно прописать точное расписание деятельности детей в течение дня, а можно указать на то, что распорядок зависит от конкретных условий и особенностей реализации программы;

- мероприятий по совершенствованию и развитию содержания программы: при каких условиях программа будет улучшаться, какая работа должна быть проведена для совершенствования ресурсов, как и с какой периодичностью происходит диагностика нарушений развития ребенка; 

- особенностей традиционных событий, праздников, мероприятий;

- список нормативных и нормативно-методических документов, список литературных источников.

В адаптированные образовательные программы обязательно надо включить описание психолого-педагогических условий, благодаря которым происходит развитие ребенка с ОВЗ. А также эти условия создают перспективу в работе по совершенствованию программы. Можно дополнить АООП другими сведениями или разделами. ФГОС в качестве необязательного раздела предлагает подготовить презентацию по рабочей программе для родителей детей с ОВЗ.

Электронные источники: 

  1. https://fgosreestr.ru/
  2. https://www.resobr.ru/article/63693-adaptirovannaya-programma-dlya-detey-s-ovz
  3. https://vk.com/wa1182373093_34527 
  4. https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/11/08/trebovaniya-k-strukture-aoop-do-dlya-obuchayushchihsya?ysclid=lf8cky95ae495397379 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к структуре (АООП ДО) для обучающихся с ОВЗ. Компоненты разделов АООП ДО

Требования к структуре (АООП  ДО) для обучающихся с ОВЗ.Компоненты разделов АООП ДО            Целевой1.      Поясн...

тетрадь взаимодействия с педагогами по АООП

тетрадь взаимодействия с педагогами по АООП...

Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....

Семинар для педагогов ДОУ "Виды и структура занятий"

В зависимости от дидактических целей занятия под­разделяются на следующие виды: занятия по сообщению детям новых знаний; по закреплению и систематизации знаний; учетно-контрольные занятия; комплек...