Семинар для педагогов ДОУ "Виды и структура занятий"
методическая разработка

Исупова Е.Н.

В зависимости от дидактических целей занятия под­разделяются на следующие виды: занятия по сообщению детям новых знаний; по закреплению и систематизации знаний; учетно-контрольные занятия; комплексные за­нятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_zanyatiya.docx38.13 КБ

Предварительный просмотр:

ВИДЫ И СТРУКТУРА ЗАНЯТИЙ

В зависимости от дидактических целей занятия подразделяются на следующие виды: занятия по сообщению детям новых знаний; по закреплению и систематизации знаний; учетно-контрольные занятия; комплексные занятия.

  1. Занятия по сообщению детям новых знаний. Цель их — постановка перед детьми познавательных задач, подача, расширение и уточнение знаний о предметах и явлениях окружающего мира. Это занятия по наблюдению новых объектов, чтение художественных произведений, рассказ воспитателя и др. Подобные занятия проводятся во всех возрастных группах.
  2. Занятия по закреплению и систематизации накопленного (организованного и стихийного) опыта детей, Основной целью их является осмысление воспринятого и формирование первичных обобщений. Это занятия по наблюдению знакомых объектов, сравнительные наблюдения двух однородных предметов (комнатные растения, деревья, животные), дидактические игры, беседы. При проведении этих занятий воспитатель знает, что детьми усвоено хорошо, что недостаточно, а что необходимо повторить, Педагог дополняет известное новыми деталями, которые обогащают имеющиеся у детей знания.

3.        Учетно-контрольные, проверочные занятия. Цель их — определить наличие у детей соответствующих представлений, умений, навыков и на этой основе сделать выводы о выполнении требований программы, о направлении и методах дальнейшей работы. Такие занятия воспитатель может проводить по своему усмотрению (для самоконтроля) в конце квартала, полугодия, года, а также по просьбе методиста детского сада и заведующей (для контроля за ходом выполнения программы овладения детьми знаниями, умениями и навыками)

4.        Комплексные занятия — самые распространенные занятия в практике детского сада, на которых сообщают детям новый материал, повторяют, закрепляют и систематизируют имеющиеся знания, учат применять знания, умения, навыки в практической деятельности.

В детском саду проводятся занятия по изобразительной деятельности, конструированию, по ознакомлению с окружающей общественной жизнью и природой, по развитию речи, обучению начаткам грамоты, по развитию элементарных математических представлений, музыкальные и физкультурные занятия.

Структура занятия

Занятия в детском учреждении структурно выглядят так:

1)        организационный момент (использование приемов, способствующих возникновению интереса к содержанию занятия).

2)        постановка цели занятия (объяснение путей достижения этой цели. Использование приемов, способствующих поддержанию интереса к содержанию учебного материала в течение занятия).

3)        организация активной самостоятельной практической и познавательной деятельности детей на занятии.

4)        анализ деятельности детей, качества выполнения ими заданий в соответствии с дидактической целью.

Гигиенические требования к занятию:

  1. Занятия проводятся в чистом, проветренном, хорошо освещенном помещении.
  2. Воспитатель постоянно следит за правильностью позы ребенка, не допускает низкого наклона головы, что ведет к неправильному положению позвоночника и развитию близорукости. Мебель должна соответствовать росту ребенка и быть закрепленной за ним. Необходимо учить умению сидеть на занятии (ноги под прямым углом, согнуты в коленях, опираются на всю ступню, лишь слегка наклонять голову при выполнении работы, но не касаясь грудью стола). Проводить эту работу надо с младшего возраста, чтобы у детей выработалась привычка правильной осанки.
  3. Воспитатель не должен допускать переутомления детей на занятии.
  4. Особое внимание надо обратить на соблюдение продолжительности непрерывной НОД для детей:
  • не более 10 минут — в первой младшей,
  • не более 15 минут — во второй младшей
  • не более 20 минут -  в средней группе,
  • не более 25 минут  - в старшей группе,
  • не более 30 минут  - в подготовительной группе.

Необходимо предусматривать чередование различных видов деятельности детей не только на различных занятиях, но и на протяжении одного занятия. К. Д. Ушинский писал, что ребенок устает не столько от самой деятельности, сколько от ее однообразия.

Ребят с недостатками зрения сажают ближе к источнику света и воспитателю, а детей с пониженным слухом — ближе к воспитателю.

  1. После занятия с пластилином, клеем, красками нужно следить, чтобы дети тщательно мыли руки.

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ, ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИИ

Важное значение имеет подготовка воспитателя к занятию.

Опытный воспитатель продумывает каждое занятие в деталях, во всех подробностях, предусматривает не только что и как он будет делать сам, но что и как будут делать дети.

Особое внимание при подготовке к занятию педагог обращает на выбор образовательной задачи и программного материала, который должен быть усвоен на занятии. Воспитатель помнит о том, что этот материал должен даваться в системе и в тех естественных, доступных ребенку причинно-следственных связях, реально отражающих окружающую действительность. В подготовку входит и подбор вспомогательного материала, его распределение; характер и содержание объяснений и пояснений, которые потребуются на занятии (их конкретность, живость, образность, объем). Воспитатель продумывает последовательность изучения материала на занятии, последовательность выполнения определенных практических действий, намечает вопросы, приемы организации внимания детей на занятиях. Педагог осуществляет дифференцированный подход к детям с тем, чтобы каждый ребенок работал в полную меру своих сил, предусматривает заранее объем заданий и характер помощи тем ребятам, которым выполнение задания дается труднее, и тем, кто опережает своих товарищей.

Важное значение в методике занятия имеет также подведение итогов занятия: что дети узнали нового? чему научились? как выполняли задания? как справились с работой?

Каждое занятие должно представлять собою законченное целое, в котором отобрана определенная порция программного материала, органически вытекающая из предшествующих знаний и служащая источником, фундаментом для получения новых, то есть каждое занятие должно вписываться в систему занятий. Вместе с тем, учитывая то, что в работе с детьми младшего дошкольного возраста цель обучения перед ними непосредственно не ставится, она как бы скрыта от них, то занятия в этих группах не анализируются и не подводятся результаты в присутствии детей. Эту работу воспитатель производит для себя.

От подготовки занятия воспитатель переходит к непосредственной его организации и проведению. Во многом успех проведения занятия зависит от того, как педагог сумеет организовать детей. Если воспитатель тщательно продумывает и обеспечивает активное участие в работе каждого ребенка и всей группы в целом, то поведение детей всегда бывает организованным, и воспитателю нет необходимости тратить время на организацию детей, на дисциплинарные замечания и предупреждения. Неподготовленность занятия, задержка его начала, вынужденное ожидание расхолаживают ребят, они начинают отвлекаться, шалить, у них пропадает интерес к занятию, внимание рассеивается. Этому еще способствует и нечеткое объяснение воспитателя, вопросы в неудачной формулировке. Дети, не поняв, как надо выполнять задание, не могут целенаправленно работать и требуют дополнительных объяснений, на которые уходит время. В результате занятия не приносят желанного результата.

Нельзя ожидать хороших результатов и от такого занятия, когда воспитатель не организует активность всех детей, когда он спрашивает одних и тех же детей, что неизбежно ведет к снижению интереса у других ребят: они начинают отвлекаться и шалить.

Замечено, что правильно организованный процесс обучения сам по себе оказывает дисциплинирующее влияние на поведение детей. Не выговоры и нотации, не наказания и упреки, а разумная организация деятельности всех детей и каждого ребенка в отдельности в каждую минуту занятия делает их внимательными как во время пояснения и показа, так и в ходе самой работы. Именно в этом кроется секрет воспитания дисциплины в дошкольном возрасте, где еще только начинают развиваться воля и сознательное поведение ребенка.

Особо следует сказать об особенностях организации занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

Характерной особенностью детей этого возраста является высокая двигательная активность, непоседливость, затрудняющие организацию игр и занятий. Малыш вначале не реагирует на обращение воспитателя к нему, как бы не слышит его. Организовать ребят этого возраста на первых порах не так просто. Обращаясь ко всем детям, воспитатель одновременно называет имена отдельных детей, тем самым давая им понять, что общее обращение относится к каждому. Например: «Дети, подойдите ко мне. И Дима, и Света, и Саша. Вы, Танечка и Галина, тоже подойдите ко мне. Все, все дети».

На начальных этапах обучения на занятиях необходимы приемы, поддерживающие непроизвольное внимание, нужны особые формы организации детей и демонстрации дидактического материала.

Наиболее эффективный прием организации маленьких детей на занятиях — это игровые приемы. А наилучшая форма организации — игра.

Самый трудный момент в организации детей на занятии — сконцентрировать внимание ребят и удержать, сохранить его в течение нескольких минут. Поэтому, когда дети сели заниматься, нельзя задерживать начало занятия. Паузы между показом предметов и картинок не должны превышать 10—20 секунд.

Длительность сосредоточенного поведения маленьких детей увеличивается, если в одном занятии воспитатель чередует разные виды деятельности.

В практике работы с маленькими детьми испытанными приемами возбуждения их внимания являются игровые приемы: сюрпризности, загадочности, неожиданности («Что это лежит в этой корзинке?», «Кто-то к нам пришел в гости!»). Однако после удовлетворения любопытства, активное внимание ребенка утрачивается. Поэтому воспитатель ищет новые приемы, стремится к возбуждению более глубокого познавательного интереса посредством постановки перед детьми доступных и интересных для них умственных задач.

В процессе проведения занятия воспитатель стремится к тому, чтобы дети поняли поставленную перед ними задачу, следит, чтобы все ребята правильно выполнили задания. Нельзя торопить детей в работе. Это создает нервозное напряжение, дети начинают волноваться, спешить, а в спешке делают ошибки.

Важно так вести занятие, чтобы каждый ребенок обязательно добился положительного результата в выполнении задания. Если ребенок, не поняв объяснения воспитателя, неоднократно не справляется с заданием или выполняет его неверно, то у него вырабатывается отрицательное отношение к занятиям.

Некоторые ребята, прежде чем приступить к выполнению задания, долго «раскачиваются», теряют драгоценные минуты и, как правило, не успевают выполнить работу до конца в полном объеме. При частом повторении подобных ситуаций у дошкольников вырабатывается вредная привычка не доводить начатое дело до конца.

Часто приходится наблюдать, что некоторые дети на занятии остаются пассивными, не проявляют самостоятельности, активности мысли и действия. Изучение причин этого явления показало, что одним детям мешает неуверенность в своих силах, другим — неумение организовать себя, у третьих пропал интерес к занятиям в результате невнимания воспитателя.

В каждой возрастной группе есть дети робкие, медлительные, они сидят на занятии тихо, создается впечатление, что они внимательно слушают, что им все понятно. Необходимо постоянно предоставлять этим детям возможность быть активными. Только постоянные упражнения делают ребенка активным в мыслительной деятельности и в поведении.

Следует особо сказать о детях, которые по тем или иным причинам приобрели репутацию  «неспособных», «отсталых» (о таких детях их товарищи по группе говорят, что они ничего не умеют, не знают и т. д.). Изучение этого явления показало, что в список «отсталых» детей попадают дети робкие, медлительные, педагогически запущенные. Только доброжелательное отношение взрослых, их такт могут вернуть такому ребенку веру в свои силы, свои возможности, а незаметная для ребенка помощь и поддержка убедят его в том, что и он знает и умеет делать многое не хуже сверстников.

Воспитатель должен предвидеть трудности, с которыми может встретиться ребенок на занятии и постараться предупредить возможное отставание ребенка. Одновременно педагог практикует дополнительные задания для тех детей, кто выполнит свою работу раньше времени и качественно.

Хорошо активизирует детей    практический показ  приемов работы.

Воспитатель вызывает ребенка повторить прием, который она только что объяснила и показала детям, а также ребенок может показать приемы, которые он уже усвоил на предыдущих занятиях. В последнем случае воспитатель может сам не показывать прием, а только прокомментировать и уточнить действия ребенка.

Вызывать детей  можно начиная со второй младшей группы. Побуждать детей к тому, чтобы они обдумывали, как лучше ответить на поставленный вопрос, как можно сказать иначе, как доказать правильность своего ответа, подумать над тем, кто прав, если ответы получились разные.

Побуждает к активной мыслительной деятельности главным образом правильная постановка вопросов перед детьми. Например: Как ты узнал? Почему ты так думаешь? Правильно ли ответил Сережа? Кто заметил в его ответе ошибку? Как ее можно исправить? Кто думает иначе?

В данном случае ребенок активно добывает знания, а это обеспечивает развитие у него умственных способностей.

Занятие заканчивается подведением итогов.

Анализ детских работ помогает выяснить, что ребята сделали правильно, в чем допустили ошибку, что сделали неправильно.

Нельзя упрекать детей в недостаточном умении владеть тем или иным  навыком, нельзя давать оценку личности ребенка, квалифицируя его как неумелого, ленивого.

В процессе занятий воспитатель формирует у детей правильную реакцию на успехи и неудачи в учебной деятельности, оказывает детям помощь и поддержку, учит не отступать перед трудностями. Некоторые дети, столкнувшись с трудностями, пасуют, отказываются от выполнения задания. Воспитатель должен суметь убедить детей в том, что стоит только удвоить усилия, изменить способ выполнение задания, как дело идет на лад. Ребенок начинает сознавать значимость собственной активности и настойчивости, понимает, что многое зависит от него самого. Важно, чтобы каждый ребенок обязательно испытывал удовлетворение от правильно выполненной работы, радость успеха.

Эмоциональный фактор в обучении дошкольников имеет важное значение для физического и психического, здоровья ребенка. Жизнерадостный тонус, постоянство положительных эмоций — необходимые условия для успешного протекания образовательной деятельности детей на занятиях.        

Способность к обучению необходимо воспитывать начиная с раннего возраста, а не только в последний год его пребывания в детском саду. Требуя от малышей соблюдения правил, а также умения вести себя в коллективе, приучая сидеть на определенном месте, слушать воспитателя, товарища, говорить по очереди; спрашивать разрешения, воспитатель тем самым развивает у детей произвольное внимание, способность к торможению, т. е. те качества, из которых и складывается умение учиться.

В старшей и подготовительной группах центральной задачей обучения является задача воспитания у детей желания учиться, а также развитие познавательных способностей: способности контролировать свое поведение, управлять своими психическими процессами (памятью, вниманием) и т. д.

Главной отличительной чертой учебной деятельности старших дошкольников становится познавательное отношение ребенка к действительности.

 Практика показывает, что между уровнем знаний, умений, навыков детей и качеством занятий существует тесная связь. Поэтому изучение методов работы воспитателя, его «педагогического почерка», творческой лаборатории позволяет более объективно оценивать эффективность учебной работы, степень оптимальности процесса обучения. Умение воспитателя стимулировать познавательную активность детей, развивать их творческие способности, вооружать методами самостоятельного приобретения знаний; рациональное использование наглядных пособий и технических средств обучения; осуществление индивидуального подхода к детям в условиях коллективной учебной работы, организационная сторона занятия: поведение воспитателя на занятии, его педагогический такт — говорят о профессиональном мастерстве - воспитателя.


Структура занятия

Этапы,  время

Методы, формы, приемы

1. Вводно-организационный   1-2 мин.

  • Формирование  интереса к содержанию НОД
  • Направление внимания детей
  • Создание атмосферы психологической безопасности

Беседа. Игровые  упражнения.

Психогимнастика, психологические этюды, игровые моменты и др.

2. Мотивационно-побудительный,

2-3 мин.

  • Формирование представлений о предстоящей деятельности, ее задачах
  • Создание ситуаций, в которых возникает необходимость в получении новых представлений, умений

Создание проблемной ситуации.

Придание личностной значимости предстоящей деятельности.

Сюрпризный или соревновательный момент, прием «яркое пятно» и т. д. Наводящие и проблемные вопросы.

Игровые приемы и упражнения.

3. Содержательный     5-8 мин.

Усвоение (закрепление, расширение, обобщение, систематизация) определенного объема знаний о свойствах и качествах объектов, их преобразовании, связях, способах действий и т.д.

Приемы активизации самостоятельного мышления детей.

Фантазирование. Моделирование.

Решение проблемной ситуации.

Экспериментирование. Импровизация.

Наглядный показ образца, способа действия.

Беседа, рассказ воспитателя, объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Моделирование.

Наблюдение.

Обсуждение.

Разучивание.

 Дидактические игры.

Чтение художественных произведений. Драматизация. Демонстрация фильма.

Заочная экскурсия.

Игра и пр.

4. Динамическая пауза,    1 мин.

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Игровые приемы

5. Практическая работа (если предусмотрена)    5-10 мин

Овладение способами действий, применение знаний, навыков и умений

Моделирование.
Упражнения конструктивного, творческого характера.
Выполнение практических творческих работ и др.
Групповые, парные, индивидуальные
формы организации деятельности.

6. Заключительный. Рефлексия.  3 мин.

  • Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.
  • Формирование элементарных навыков самооценки

Беседа, обсуждение.

Фронтальная работа, индивидуально- коллективная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Методы и приёмы математического развития детей старшего дошкольного возраста, структура занятия"

Основные структурные компоненты компоненты занятия это: организация детей (вводная часть), основная и заключительная части. Раскрывается значение этих компонентов занятия. И как лучше их проводить. Оп...

Консультация для педагогов «Структура занятия по пересказу. Приемы обучения пересказу».

Консультация для педагогов "Структура занятия по пересказу. приемы обучения пересказу"...

Семинар для педагогов «Требования к организации занятий по художественно-эстетическому развитию»

Задача воспитателя – стимулировать и направлять творческую фантазию, умение импровизировать, сочинять в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Формирование художественного вкуса на...

Консультация для педагогов "Структура занятий в соответствии с ФГОС ДО"

Занятие начинается не за партами, а со сбора детей вокруг воспитателя. В младших группах дети могут, например, рассаживаться на стулья полукругом перед воспитателем....

Консультация для педагогов «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Дидактическая задача является основным элементом дидактической игры и тесно связана с программой занятий. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обеспечивают её выполнение....

Семинар для педагогов Структура АООП ДОУ

Посткурсовая деятельность...

Консультация для педагогов дошкольной организации: «Структура и педагогическое руководство дидактическими играми в структуре занятий по развитию речи»

Уважаемые педагоги, развитие речи у детей дошкольного возраста играет ключевую роль в их обучении и социализации.Ваша функция в формировании навыков речи у детей невероятно важна.В этой консультации м...