Проект «Оживший экспонат»
проект (старшая группа)

 Боброва Ирина Юрьевна

Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Но к диалогу не всегда готовы музейные работники. Обычно музейные посещения носят характер монолога и крайне редко диалога с дошкольниками. В последнее время педагоги сталкиваются со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Как сделать знакомство с экспонатами необычным, интересным, запоминающимся не посещая музей? Виртуальная экспозиция экспоната поможет нам рассмотреть его, и даст возможность рассматривать экспозицию постепенно, по мере получения новой информации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 67 комбинированного вида Выборгского района

Санкт-Петербурга

Проект

         «Оживший экспонат»

Боброва Ирина Юрьевна, воспитатель

        Санкт-Петербург

2023

Актуальность:

«Пытливый ум и в курице найдёт удивление, и в яйце – глубокий смысл» (Е.Ф Топорищев «Моралист», мысли и размышления)

Музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств. Но к диалогу не всегда готовы музейные работники. Обычно музейные посещения носят характер монолога и крайне редко диалога с дошкольниками. В последнее время педагоги сталкиваются со скованностью детского мышления, стремлением мыслить по готовым схемам, получать эти схемы от взрослого. Дети боятся ошибаться при выполнении того или иного задания. Как сделать знакомство с экспонатами необычным, интересным, запоминающимся не посещая музей? Виртуальная экспозиция экспоната поможет нам рассмотреть его, и даст возможность рассматривать экспозицию постепенно, по мере получения новой информации.

Паспорт проекта

Проблема

«Недавно я была в музее и меня привлекла одна экспозиция, но на ней не было этикетки, где я бы могла прочитать информацию. Что это такое? Как эти вещи попали в музей?  Зачем их хранить в музее? Может, вы мне поможете рассмотреть музейную экспозицию? Я её сфотографировала, но мне захотелось, чтобы она стала оживать. Давайте скажем волшебные слова: «1,2,3 – экспозиция оживи».

Полное наименование

проекта

«Оживший экспонат»  

Тип проекта

 Информационно – исследовательский

Цель проекта

Способствовать созданию условий рассматривания экспозиции педагогического музея, благодаря которым дети могли бы проявить свою компетентность в рассматривание музейного экспоната, рассказывать другим о том, что знают, учить тому, что умеют делать.

Задачи проекта

Задачи:

Образовательные:

Расширить представления дошкольников об экспонате Педагогического музея («Курица с яйцами»), в процессе виртуального осмотра экспоната.

Формировать умение осуществлять элементарную поисковую деятельность, замечать и осознавать противоречия в суждениях, использовать разные проверки предположений;

Самостоятельно применять знания при анализе ситуаций, находить противоречия и решать их;

Упражнять в более глубоком анализе предмета, выявление свойств и качеств, не связанных с выполнением основных функций предмета;

Развивающие:

Развивать активность, самостоятельность при решении проблемных задач;

Развитие способности у дошкольников самостоятельно и творчески мыслить.

Воспитательные:

Воспитывать у детей культуру общения, обучать умению доказывать свои суждения, вести дискуссию, отстаивать свое мнение.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Образовательные области

ОО «Физическое развитие», ОО «Социально –

коммуникативное развитие», ОО «Познавательное развитие», ОО «Речевое развитие», ОО «Художественно – эстетическое развитие»

Период  (продолжительность)  и этапы реализации проекта

Краткосрочный (23.01.2023 – 27.01.2023)

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели:

для детей

для педагогов

для родителей

для ДОУ

Дети получают новые представления о курице как о части животного мира, научатся выявлять признаки данного вида птиц;

Повысить уровень знаний педагогов о технологии проблемного обучения в ДОУ.

Позволит родителям проявлять инициативу и занять активную позицию в планировании и реализации мероприятия.

Создание мотивационной среды для работы у педагогических сотрудников ДОУ.

Участники проекта

Воспитанники старшего возраста (5-6 лет) группы компенсирующей направленности, педагоги группы, родители и ближайшие члены семьи.

Организация и продуманность системы оценивания (поэтапная и конечная)

1 этап – целеполагание: Экспериментальная ситуация с детьми старшей группы компенсирующей направленности: «Узнаем тайну предмета?» Ребенку предлагается внимательно рассмотреть предмет и рассказать о нем, как можно больше: «Представь, что ты следопыт и умеешь разгадывать тайны предметов! Внимательно рассмотри предметы в волшебную лупу и, как настоящий следопыт по «следам» на предмете, узнай, что с ними происходило, кому они принадлежали. Расскажи все, что сможет, именно об этом предмете (какой он, кому принадлежал, что с ним происходило) – по «следам» на нем прочитай его тайну- историю». Цель: выявление особенностей развития умений «познания музейного предмета» (умений «считывать» информацию с предмета) у дошкольников.

Рисунок «Я узнаю тайну музейного экспоната» Цель: помочь детям высказать через рисунок свою мысль о том, зачем эти экспонаты хранить в музее.  

2 этап – разработка проекта. Обсудили с детьми мероприятия проекта и решили привлечь родителей группы. Цель: привлечь внимание участников образовательного процесса группы к деятельности.  

3 этап – практическая часть. Подготовка запланированных мероприятий с детьми для проведения проекта (разучивание подвижных игр, ритмических композиций, раскрашивание раскрасок и т.д.). Цель: создавать условия для творческой самореализации детей группы.

4 этап – Создание мультимедийного продукта

Цель: содействовать формированию интереса к экспонату музея при помощи визуальных средств

Презентация проекта

Мультимедийный продукт «Оживший экспонат»

Цель: содействовать формированию интереса к экспонату музея при помощи визуальных средств.

Перспективы развития проекта

«Кто появляется из яйца?»

Оценка результативности проекта

В ходе проекта мы постарались предоставить дошкольникам возможность путём исследовательской деятельности продемонстрировать свои знания, умения и навыки в диалоге друг с другом и педагогом, который направляет поиск в нужное русло, в совместном мышлении.

Возможность использования итогового продукта в экспозиции Педагогического музея

Мультимедийный продукт позволит разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызовет интерес у посетителей музея.

Комплексно – тематическое планирование проекта

ОО «Физическое

развитие»

Речь с движением пальчиковая игра «Курочка», «Цыплята»

Физминутка «Цыплёнок»

Подвижные игры: «Лис и куры», «Ловля хорька»

Дыхательное упражнение «Подуй на пёрышко»

РППС : «Пёрышки»

ОО «Социально –

коммуникативное

развитие»

Алгоритмы «Правила поведения в музее», «Правила поведения в контактном зоопарке»

Театрализация потешки «Курочка рябушечка»

ОО «Познавательное

развитие»

Виртуальное рассматривание экспозиции педагогического музея «Курица с яйцами»

ФЦКМ (рассматривание живого объекта) «Рассматривание курицы наседки».

«Рассматривание куриного яйца, скорлупы и разбитого яйца».

Опыты с яйцами (совершенствовать действия экспериментального характера, направленные на выявления скрытых свойств яйца)» Как отличить вареное яйцо от сырого?», «Утонет или нет яйцо варёное и сырое», «Забытое разбитое яйцо на тарелке».

РППС:  Д/ игры Что сначала, что потом», палочки Кьюзинера «Курица», танграм «Курица», магнитная мозаика «Цыплёнок и петух».

ОО «Речевое развитие»

НОД составление рассказа «Как курица в музее стала жить»

Чтение художественной литературы: Е. И. Чарушин «Курочка», М. М. Пришвин «Пиковая дама» и «Курица на столбах», К. Чуковский «Курица красавица», К. Ушинский «Петушок с семьёй» и «Добро за добро», С. Баруздин «Яйцо», С. Маршак «Курочка ряба и десять утят» и «Сосчитай по пальцам», М. Зощенко «Умная кура», И. Л. Золотарёв «Цыплята под решетом».

Речевые игры: «Назови ласково», «Сравни» (цыпленка и курицу), «Кто лишний в курятнике».

Просмотр передачи: Шишкин лес «Перо птицы».

РППС: выставка книг в книжном уголке, составление рассказа по серии картин «Как Таня кота Барсика потеряла».

ОО «Художественно – эстетическое

развитие»

Рисование: «Дымковская курица», Лепка «Дымковская курица», Конструирование из бумаги (оригами) «Курочка».

РППС: разрезные картинки «Дымковские курицы», картины «Девочке, кормящей курицу с цыплятами» (неизвестный художник), Алексея Кондратьевича Саврасов. «Летний день. Куры на задворках» (1874 г), Кирилл Викентьевич Лемох «Девочка, кормящая кур», Константин Аполлонович Савицкий «Дети с курами».

Прослушивание музыкальных произведений: «Вышла курочка гулять» (А. Филиппенко слова Т. Волгиной), немецкая народная песня «Хохлатка» (обработка Тамары Попатенко, перевод А. Кузнецовой), распевка «Курочка» (музыка и слова М. Картушина), игра с пением «Прогоним курицу» (ческая народная песня в обработке Ан. Александрова), песня «Жёлтый маленький цыплёнок», песня «Курочка – рябушечка» (музыка Г. Лобачёва, слова народные) логоритмическая пасхальная песенка-игра «Курочка снесла яичко» (https://youtu.be/w3ij70fZayw).

Развитие ритмического слуха «Петушок, курочка и цыплёнок».

Ритмический танец: «Мы весёлые цыплята».

РППС: металлофон, карточки схемы ритмических рисунков.

Работа с родителями:

Буклет «Деревенская усадьба «Курочка Ряба»» (д. Скотное, 21)

Книга А. И. Шапиро «Секреты знакомых предметов. Яйцо» (на сайте ВКонтакте)

Список используемой литературы:
 Кузнецова С. В.,«Проблемное обучение в ДОУ», «Молодой ученый», 2020 г № 42 , стр. 45-48
Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии», Москва «Народное Образование», 1999 г

Н. Е. Веракса, О. Р. Галимова «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» (тема 4 «Схема превращения»)

Сборник уроков, с использованием элементов проблемного обучения для 1 класса

(https://infourok.ru/sbornik-urokov-s-ispolzovaniem-elementov-problemnogo-obucheniya-dlya-klassa-2085281.html )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект "Ожившие страницы городской истории"

Муниципальное  Бюджетное  Дошкольное  Образовательное УчреждениеЦентр Развития Ребенка –  детский сад  №14 «Росинка» Соци...

Проект "Ожившие странички Детского альбома" по произведениям П.И.Чайковского

Прооект МБДОУ "Детский сад №9 г.Льгова". Краткосрочный : 10.2013 - 12.2014 г.г....

Творческий проект "Ожившие страницы истории"

Долгосрочный проект для подготовительной к школе группы....

Проект " Ожившие камушки"

Презентация проектная работа" Ожившие камушки"...

Проект "Ожившие игрушки (богородская резная игрушка)"

Народная игрушка, как и игра вообще, является традиционным элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе, что особенно актуально ...

Краткосрочный проект «Оживший цветок"

В современном мире гендерное воспитание детей уходит на задний план. Это связано с часто сталкиваемой проблемой - воспитание детей в неполноценных семьях, где ребенок не видит взаимоотношений мужчины ...

Проект "Ожившие картины"

Главная цель проекта «Ожившие картины»: раскрытие и развитие в ребенке восприятия красоты, а также приобщение его к мировой художественной культуре в целом и родной страны в частности....