Рабочая программа "Мир головоломок" (5-6 лет)
рабочая программа (старшая группа)

Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников», рекомендованной Министерством просвещения РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_mir_golovolomok.docx524.83 КБ

Предварительный просмотр:

титульник .jpg

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Комплекс основных характеристик программы
  1. Пояснительная записка………………………………………………..3
  2.  Цели и задачи………………………………………………………….5
  3.  Содержание программы………………………………………………5
  4.  Планируемые результаты…………………………………………….7
  1. Комплекс организационно-педагогических условий
  1.  Календарный учебный график……………………………………….8
  2.  Условия реализации программы……………………………………..11
  3.  Формы аттестации…………………………………………………….11
  4.  Оценочные материалы………………………………………………..12
  5.  Методические материалы…………………………………………….12
  1. Список литературы…………………………………………………..13

      Приложение № 1 Календарно-учебный график…………………………14

  1. Комплекс основных характеристик программы

1.1. Пояснительная записка.

           Рабочая программа «Мир головоломок» нацелена на развитие у дошкольников логического мышления. Программа составлена на основе методических рекомендаций И.И. Казуниной «Мир головоломок. Смарт тренинг для дошкольников», рекомендованной Министерством просвещения РФ.

Актуальность.

Проблема интеллектуального развития и воспитания детей дошкольного возраста является одной из самых актуальных в современной педагогике. Программа предназначена для формирования у обучающихся образовательного потенциала с помощью головоломок, так как систематическому использованию головоломок в образовательном процессе на данный момент уделяется мало внимания. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запомнят материал, будут более уверенны в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, будут лучше подготовлены к школе.  

Отличительные особенности.

Программа предусматривает включение различных игровых упражнений, которые позволяют задействовать различные психологические качества, способности, эмоции. В процессе решения трудной задачи дети могут проявлять целеустремленность, настойчивость, упорство и решительность. А также влияет на общее развитие детей, так как позволяет использовать в индивидуальном познавательном опыте ребенка различные составляющие его способностей.

Новизна.

Программа реализовывается впервые, на  основе метода активного обучения детей, направленного на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.

         Акроним «smart» известен, как метод определения «умной» цели и постановки задач.

S.M.A.R.T.

• Specific– конкретный

• Measurable – измеримый

• Attainable – достижимый

• Relevant – значимый

• Time-bound – ограниченный во времени

Слово «тре́нинг» (англ. training от train–обучать, воспитывать) обозначает метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков.

Адресат программы

Программа рассчитана на старший дошкольный возраст. Субъектами реализации программы являются мальчики и девочки 5-6 лет.

Возрастные особенности

В дошкольном возрасте на фоне общего физического развития совершенствуется нервная система ребенка: улучшается подвижность, уравновешенность, устойчивость нервных процессов. У детей происходит активное развитие мелкой моторики и логического мышления. Познавательные интересы претерпевают качественные изменения; развивается произвольность действий. Начинают формироваться общие категории мышления. Продолжают развиваться и такие свойства внимания, как распределение и переключение. Подобные возрастные изменения характерны и для такого психического процесса, как память. Дети в состоянии воспроизвести полученные знания, впечатления даже через достаточно длительный промежуток времени. Воображение в этом возрасте расширяет возможности ребенка во взаимодействии с внешней средой, способствует ее освоению, служит вместе с мышлением средством познания действительности. Развитие представлений во многом характеризует процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне.

Объем и срок освоения программы.

Программа рассчитана на 19 недель и предполагает среднюю сложность предлагаемого материала для освоения содержания. Общее количество часов, необходимых для освоения программы составляет 38 часов.

Форма обучения - очная.

Уровень программы – стартовый.

Особенности организации образовательного процесса.

          Учебно-тематический материал Программы распределён в соответствии с принципом последовательного и постепенного расширения теоретических знаний, практических, умений и навыков.

         Представленные в Программе темы создают целостную систему подготовки обучающихся.

Формы реализации образовательной программы.

Традиционная модель, которая представляет собой линейную последовательность освоения содержания в течение одного года обучения в одной образовательной организации.

Организационные формы обучения

Занятия проводятся в группе, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным подходом.

Режим занятий.

Занятия проводятся согласно расписанию, 2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Продолжительность академического часа 25 минут.

1.2. Цели и задачи программы.

Цель: развитие умственных, творческих способностей и логического мышления у детей дошкольного возраста через игру.

Задачи программы:

Предметные:

  • Расширять словарный запас и общий кругозор детей.
  • Привить устойчивый интерес детей к играм-головоломкам.

Метапредметные:

  • Развивать мышление, память, внимание.
  • Развивать графические навыки, крупную и мелкую моторику.
  • Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  • Развивать        наблюдательность, воображение, фантазию, творческое начало.

Личностные:

  • Воспитывать усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость.
  • Развивать мотивацию к познанию.

1.3. Содержание программы

Учебный план.

Содержание

Количество часов

Формы аттестации и контроля

всего

теория

практика

1

Блок первый «Логические игры- упражнения»

10

2

8

Практическое задание «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций.

2

Блок второй «Геометрические головоломки на плоскости»

10

2

8

Практическое задание. «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов  головоломки.

3

Блок третий «Объемные головоломки»

6

2

4

Практическая работа «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате.

4

Блок четвертый «Головоломки- лабиринты»

6

2

4

Игровое упражнение «Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него».

5

Блок пятый «Словесные игры- головоломки»

6

2

4

Работа в группах  «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов

Итого часов:

38

10

28

Содержание учебного плана.

  1. Блок первый «Логические игры-упражнения» (10 часов).

Теория: Правила техники безопасности. Постановка задач на год.

Знакомить детей с логическими играми-упражнениями.

Практика: И/У «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу. И/У «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций.

  1. Блок второй «Геометрические головоломки на плоскости» (10 часов)

Теория: Знакомить детей с геометрическими головоломками на плоскости.

Практика: И/У «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм. И/У «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов  головоломки.

  1. Блок третий «Объемные головоломки» (6 часов)

Теория: Знакомить детей с объемными головоломками.

Практика: И/У «Осенний кубик» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3Dформате.    И/У «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате.

  1. Блок четвертый «Головоломки-лабиринты» (6 часов)

Теория: Знакомить детей с головоломками – лабиринтами.

Практика: Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него.

5. Блок пятый «Словесные игры-головоломки» (6 часов)

Теория: Знакомить детей со словесными играми – головоломками.

Практика: И/У «Да-нетка» - При помощи наводящих вопросов, предполагающих ответы «да», «нет», ответить на вопрос (решить загадку). И/У «Шарады» - отгадывание слова или фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов или слогов. И/У «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. И/У «Ребусы» - отгадывание ребусов.

1.4. Планируемые результаты

Предметные

У обучающихся будет:

  • расширен словарный запас и общий кругозор детей;
  • привит устойчивый интере детей к играм-головоломкам.

Метапредметные

У обучающихся будет:

  • развито мышление, память, внимание,  графические навыки, крупная и мелкая моторика;
  • развита речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Личностные

У обучающихся будет:

  • воспитана усидчивость, настойчивость, трудолюбие, целеустремлённость, волю к победе, эмоциональную устойчивость;
  • развита мотивация к познанию.

  1. Комплекс организационно - педагогических условий

2.1    Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.

Год обучения (уровень)

Дата начала занятий

Дата окончания занятий

Количество учебных недель

Количество учебных дней

Количество учебных часов

Режим занятий

        

                1 год

обучения

09.01.2023

31.05.2023

38

38

19

2 раза в неделю продолжительностью 1 час. Продолжительность академического часа 25 минут.

2.2 Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

Наименование

Количество (шт.)

1.

Стол

4

2.

Шкаф для хранения пособий

1

3.

Магнитная доска

1

4.

Видео-аудио-проигрыватель

1

Информационное обеспечение:

  • учебные фильмы;
  • интерактивные обучающие программы;
  • журналы, книги;

- интернет-источники:

Кадровое обеспечение:

         Программу реализует педагог первой квалификационной категории -Вяткина Екатерина Леонидовна, стаж работы 9 лет.

2.3 Формы аттестации

Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся,   (Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – ФЗ) (в редакции 2020г. Статья 64 пункт 2).

2.4.Оценочные материалы

Для оценки результативности освоения учебного материала по ДООП стартового уровня применяется:

текущий контроль – осуществляется в конце каждого занятия. Формы проверки: опрос,  рефлексия, наблюдение;

При оценивании достижений обучающихся по ДООП стартового уровня применяются следующие критерии:

Критерии оценки:

1 балл – ребенок не может выполнять все параметры оценки, помощь взрослого не принимает,
2 балла – ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки,
3 балла – ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого,
4 балла – ребенок выполняет самостоятельно и с частичной помощью взрослого все параметры оценки,
5 баллов – ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно..

Оценка эффективности реализации программы

Критерии оценки

Количество детей  

Начало года            

%

Конец года

%

 Низкий уровень 0-1 баллов

 Средний уровень 2-3 баллов

 Высокий уровень 4-5 баллов

2.5 Методические материалы

Используемые педагогические технологии:

Метод активного обучения детей, направленного на достижение поставленной цели, развитие познавательного интереса, сообразительности и находчивости – смарт-тренинга.

S.M.A.R.T.

• Specific– конкретный

• Measurable – измеримый

• Attainable – достижимый

• Relevant – значимый

• Time-bound – ограниченный во времени

- Игровая  технология – влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов – от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, обучающийся подчиняет этой задаче все свои сиюминутные действия. В условиях игры они лучше сосредотачиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого;

Методы воспитания:

  • поощрение (устное, дипломы и грамоты);
  • мотивация (настрой обучающегося на достижение цели).

Формы обучения и виды занятий.

  • Игра;
  • Беседа;
  • Рассказ;
  • Чтение;

Алгоритм учебного занятия:

  • приветствие, проверка присутствия обучающихся;
  • объявление темы и цели занятия;
  • повторение правил техники безопасности, правил поведения на занятии;
  • повторение пройденного материала;
  • объяснение нового материала;
  • опрос по усвоению нового материала;
  • практическая работа;
  • подведение итогов занятия;
  • уборка рабочих мест.

Методические материалы:

Для методического обеспечения образовательной программы дополнительного образования «Мир головоломок» имеется:

дидактический материал (таблицы, дидактические карточки, раздаточный материал для каждого ребёнка в достаточном количестве, схемы, алгоритмы, картинки для составления задач, наглядные пособия, пазлы), головоломки, логико – математические игры («Логическая мозаика», «Играем в математику», Логика и Цифры»), развивающие игры («Сложи узор», «Хамелеон»), инструкции по ТБ, задания, упражнения.

2.6. Рабочая программа воспитания

Цель – воспитание и развитие функционально грамотной личности: культурного, порядочного, духовно-нравственного гражданина.

Задачи:

  1. Побуждение к развитию творческих способностей.
  2. Формирование у учащихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях.
  3. Содействие сплочению родительского коллектива, его вовлечения в разнообразные сферы жизнедеятельности образовательного учреждения.

Виды, формы и содержание деятельности:

  • творческие задания;
  • участие в конкурсах, акциях.

Виды, формы и содержание деятельности:

  • родительское собрание;
  • беседа;
  • изготовление практических работ.

Планируемые результаты:

  • установить роль педагога дополнительного образования и родителей в процессе интеллектуального развития дошкольников;
  • формирование представлений об этических идеалах и ценностях;
  • чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

2.7. Календарный план воспитательной работы

№ п/ п

Направления воспитательной работы

Название мероприятия события, форма его проведения

Цель

Краткое

содержание

Сроки проведе ния

Ответ ствен ный испол нител

ь

1.

Духовно-нравственная

11 января – Международный день спасибо.

Привить у обучающихся   манеры вежливости, хороших поступков.  

Напомнить о высокой ценности вежливости, хороших манерах и умения благодарить окружающих за добрые поступки

Январь, 2023

Вяткина Е.Л.

2.

Художественно-эстетический

150 лет – «Снегурочка» (1873) А.Н. Островский

Раскрыть особенности художественного мира посредством сказок

Познакомить обучающихся с историей сказки «Снегурочка», персонажем сказки.

Февраль, 2023

Вяткина Е.Л.

3.

Воспитание

семейных ценностей

Проведение

родительского собрания

Познакомить

родителей с целями и

задачами, содержанием работы, итогами объединения

«Мир головолмок».

Формировать готовность родителей к сотрудничеству с педагогом

дополнительного образования

Март

2023

Вяткина Е.Л.

3. Список литературы

Нормативные документы:

Данная программа составлена с учётом требований следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 (в редакции 2020г);
  2. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» от 31.07.2020 № 304-ФЗ;
  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (утв.28.09.2020);
  4. Постановление Главного государственного санитарного врача СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», зарегистрировано 29.01.2021.
  5. Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года (от 31.03.2022  № 678-р).
  6. Устав муниципального бюджетного образовательного учреждения

         дополнительного образования Тогучинского района «Центр развития

         творчества».

  1. Положение «О дополнительной общеобразовательной программе» МБОУ ДО Тогучинского района «Центр развития творчества».

Литература для педагога:

  1. Казунина И.И, Соловей Е. Ю. Игровой набор «МИР ГОЛОВОЛОМОК» смарт – тренинг для дошкольников. Самара: «Инсома-пресс», 2021г.;
  2. Кордемский. – М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО Издательство «Мир и образование», 2005. – 512 с.

Литература для обучающихся:

  1. Скиба Т.В.   «Головоломки для самых маленьких». 2019. – с.32
  2. Валентина Дмитриева: 1000 лучших головоломок от 5 до 7 лет

   (Электронный ресурс).- Режим доступа:https://www.labirint.ru/books/640205/

Приложение 1

Календарно-учебный  график

реализации программы «Мир головоломок» (2 часа в неделю)

Форма

занятий

К-во  часов

Тема занятия

Место проведения

Форма

контроля

«Логические игры- упражнения» 10 часов

Беседа

2 т

Правила техники безопасности. Постановка задач на год.

группа  детского сада

Устный опрос,

рефлексия

Беседа

2 т

Знакомство с логическими играми-упражнениями.

группа  детского сада

Устный опрос,

рефлексия

Игровые упражнения

2 п

 «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу.

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 «Складушки» - составление рисунка из ¼ кругов, совпадающих по цвету так, чтобы углы и (или) стороны подходили друг к другу.

Группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций.

группа  детского сада

Практическое задание «Пуговицы» - выполнение заданий с пуговицами на раскладывание, перемещение, выполнение мыслительных операций.

«Геометрические головоломки на плоскости» 10 часов

Беседа, лекция

2 т

Знакомство с геометрическими головоломками на плоскости.

группа  детского сада

Устный опрос,

урок практических

заданий, рефлексия

Игровые упражнения

 2 п

И/У «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм.

Группа детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 «Слагалица» - воссоздание (создание) на плоскости силуэтов предметов и объектов из комплекта геометрических форм.

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов  головоломки.

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 Выкладывание силуэтов из геометрических элементов  головоломки.

группа  детского сада

Практическое задание. «Репка» - Выкладывание силуэтов из геометрических элементов  головоломки.

«Объемные головоломки». 6 часов

Беседа

2 т

Знакомство с объемными головоломками.

группа  детского сада

Устный опрос,

Игровые упражнения

2 п

 «Осенний кубик» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 2D и 3Dформате.    

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

«ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате.

группа  детского сада

Практическая работа «ГАЛА-КУБ» - создание объемной конструкции путем соединения, разъединения, перестановки деталей в 3Dформате.

«Головоломки – лабиринты» 6 часов

Беседа

2 т

Знакомство   с головоломками – лабиринтами.

группа  детского сада

Устный опрос,

урок практических

заданий, рефлексия

Игровые упражнения

2 п

Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него.

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 т

Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него.

группа  детского сада

 Игровое упражнение «Тематические лабиринты - пройти от входа в лабиринт до выхода из него».

«Словесные игры-головоломки» 6 часов

Беседа

2 т

Знакомство со словесными играми – головоломками.

группа  детского сада

Устный опрос,

урок практических

заданий, рефлексия

Игровые упражнения

2 п

«Да-нетка», «Шарады» - отгадывание слова или фразы, которые состоят из двух или нескольких коротких слов или слогов.

группа  детского сада

Наблюдение, активность участия

Игровые упражнения

2 п

 «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов

группа  детского сада

Работа в группах  «Загадки с подвохом» - ответить на нестандартный вопрос. «Ребусы» - отгадывание ребусов

38 часов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль головоломок в развитии личности ребенка дошкольника.

в  работе показано значение использования головоломок для всестороннего развития ребенка, дан примерный перечень головоломок, которые могут представлены в развивающей среде в разных возрастных гр...

Инновационный проект «Развитие интеллектуальных умений у детей старшего дошкольного возраста путем решения головоломок».

Если дети научатся с удовольствием решать головоломки, можно смело говорить о том, что интеллектуальная пассивность им не грозит. Разгадывая головоломки, старшие дошкольники испытывают удовольствие от...

Книга кроссвордов, головоломок, загадок и рассказов.

Книга для обучения детей пожарной безопасности, для всех возрастов....

Использование задач-головоломок на занятиях по ФЭМП

Учить понимать поставленную задачу и выполнять ее самостоятельно,  записывать решение задачи.Продолжать учить детей решать примеры.Формировать навык самоконтроля.Формировать умение  ориентир...

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок

Картотека игр головоломок (З.А. Михайлова) Виды игр-головоломок:«ТАНГРАМ», «ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ»,  «ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА», «КОЛУМБОВО ЯЙЦО», «ВЬЕТНАМСКАЯ ИГРА», «ПЕНТАМИНО»Игры-головоломки развивают:*...

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»

Консультация для педагогов о роли головоломок в ДОО «МИР ГОЛОВОЛОМОК»...