Формирование основ духовно - нравственного развития дошкольников посредством православных праздников в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
консультация

Егорова Ольга Николаевна

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры — это православные праздники. Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы - не полны, не цельны 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Формирование основ духовно - нравственного развития  дошкольников посредством  православных праздников

в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»

Егорова Ольга Николаевна

воспитатель МАДОУ «Детский сад комбинированного вида

«Берёзка» г. Белоярский»

 «Пусть каждый припомнит свое детство, и он увидит, что

праздник для ребенка совсем не то, что для нас, что это –

действительно событие в годовой детской жизни, и что

ребенок считает свои дни от праздника до праздника,

как мы считаем свои годы от одного важного события

нашей жизни до другого. Храмы со своими торжественными

обрядами, природа со своими годовыми переменами и

семья со своими праздничными традициями – вот три элемента,

озаряющие в моей памяти каждый праздник моего детства».

     К.Д. Ушинский 

Обращение к опыту православной педагогики очень важно и актуально в настоящее время, так как идет поиск духовного возрождения России. Православное воспитание всегда было и есть особо почитаемо русским народом.

В дошкольном периоде идет постепенное накопление нравственного и духовного опыта так, как духовно-нравственное воспитание, на основе православных традиций, формирует личность, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений ребенка с миром.  

Удивительное и загадочное явление русской народной культуры — это православные праздники. Православные праздники — это тоже часть нашей истории, нашей православной культуры, нашего быта - всего без чего мы - не полны, не цельны [1], [2].

Если говорят, что в празднике скрыта душа народа, то именно в праздничные дни она раскрывается наиболее полно. Предлагая детям ознакомиться с православными праздниками, мы имеем возможность привлечь их к истокам православной культуры и восстановлению традиций русского народа, сохранить духовное здоровье, возродить традиции семейного воспитания, способствовать становлению духовно-нравственных ценностей на основе познания и раскрытия значения православного праздника.

Реализация программы «Социокультурные истоки» под редакцией Кузьмина Игоря Алексеевича профессора Российской академии естественных наук, позволяет в полной мере познакомить дошкольников с православной культурой и традициями русского народа через православные праздники [1], [2].

Основная цель программы «Социокультурные истоки» - заложить формирование духовно-нравственной основы личности дошкольника, а также присоединить ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственным и социокультурным ценностям России.  Данная программа создаёт благоприятные условия для проведения православных праздников. Она позволяет комплексно, системно, интегративно, опираясь на отечественные традиции, в тесном сотрудничестве с семьей решать задачи духовно-нравственного развития дошкольников. Главным средством духовно-нравственного развития личности ребенка является введение его в православную культурную традицию, а также народную культуру через воспроизведение годового цикла православных праздников: Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Масленица, Благовещение, Вербное воскресенье, Пасха, Троица, которые являются для них яркой и глубоко содержательной игрой.

В рамках реализации программы «Социокультурные истоки» с детьми дошкольного возраста можно провести три православных праздника: «Праздник «Русской березки - Троица», «Рождество Христово», «Пасха».  Образовательный инструментарий программы, книги для развития детей,  которые помогают раскрыть глубокий смысл православных праздников.

В нашем детском саду стало доброй традицией проводить вместе с детьми и родителями православные праздники – спектакли. До начала пандемии спектакли в детском саду проходили с присутствием родителей и почетных гостей. К сожалению, жизнь вносит свои коррективы, поэтому в этом году премьера спектакля «Рождество Христово»  прошла уже в привычном для всех онлайн - режиме на платформе ZOOM.

В каком возрасте и с какими православными праздниками можно знакомить детей дошкольного возраста?

С детьми 4-5 лет организуется праздник русской березки – Троица. Духовно-нравственный смысл праздника Троица раскрывается, как традиция русского народа украшать храм и свой дом ветками березы, свежей травой и цветами, умением мириться и быть благодарными. В дальнейшем, по мере взросления, ребенку все более будет открываться его глубокий духовный смысл [3].

С детьми 5-6 лет праздник - Рождество Христово.  Рождество Христово - один из самых волшебных и чудесных праздников. В этот праздник принято зажигать свечи, наряжать ели и славить родившегося младенца Христа, у детей формируются представления о милосердии, заботе, любви к ближнему, желание дарить подарки [4].

С детьми подготовительной группы - Праздник Пасха (Светлое Христово Воскресение) - самый главный православный праздник «праздник праздников» и «торжество из торжеств», прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. На Пасху пекут пасхальные куличи, делают творожную пасху и красят яйца. Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе!» В ответ следует сказать: «Воистину воскресе!» — и расцеловаться в знак всепрощения и любви. У дошкольников формируются такие понятия как, всепрощение (умение прощать обиды), любовь к ближним, забота, милосердие [5].

При подготовке православных праздников проходит большая предварительная работа с детьми и родителями. Дошкольники и родители  знакомятся с историей праздника через поучительные рассказы и сказки, библейские сказания, народные игры, рассматривание картин выдающихся русских художников, слушание музыкальных произведений русских композиторов. Художественные образы для ребенка становятся образцами, с которыми он соотносит свои действия, представления о добре и зле, верности и предательстве и др. В народной игре дошкольники усваивают социально-ценностные смыслы. Наряду с произведениями живописи, дети учиться видеть и понимать изображения икон православных праздников. Такая планомерная работа способствует формированию у детей и родителей не только представлений о православных праздниках, но и раскрывает духовно - нравственные ценности русского народа. До праздника в группе оформляются тематические выставки рисунков и поделок «Русская березонька», «Рожественский калейдоскоп», «Пасхальные перезвоны». Поделки, рисунки изготовляются с нравственным значением: подарить, украсить, порадовать, организовать выставку, ярмарку.

Главным показателем успешности праздника является эмоционально  окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведения детей, заинтересованность, радостные эмоции, детей, родителей. В памяти детей остаётся незабываемое сияние огоньков и ароматов хвои на Рождество, веточек берёзки на Троицу, ванильный вкус куличей, крашенки – на Пасху. У каждого праздника есть «свой» цвет (Троица – зеленый, Рождество – белый, Пасха – красный); даже запах, своё особенное звучание, своя музыка, свой звон колоколов…

В заключение хочется отметить, что в процессе ознакомления дошкольников с православными праздниками идет постепенное формирование духовно - нравственной личности ребенка, основанное на православных традициях, у детей расширяются представления о культурном наследии нашего народа, развиваются навыки доброжелательного общения и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, формируются такие понятия как доброта, щедрость, милосердие, сострадание.

Список использованных источников

1. Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 11.  – М.: Издательский дом «Истоки», 2017.-320с.

2.Кузьмин И.А. Истоковедение. Том 5.  – Издание 5-е, дополненное. - М.: Издательский дом «Истоки», 2018.-224с.

3. Благодарное слово. Книга 4 для развития детей дошкольного возраста (4 -5 лет). Под редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2019-25с.

4.Светлая Надежда. Книга 3 для развития детей дошкольного возраста (5 – 6 лет). Издание второе, исправленное. Под редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2020-28с.

5. Семейные традиции. Книга 5 для развития детей дошкольного возраста (6 – 7 лет). Под редакцией И. А. Кузьмина. - М.: Издательский дом «Истоки», 2020-19с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План работы по самообразованию на 2020 – 2021 учебный год По теме: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»»

Именно в дошкольном возрасте начинают формироваться нравственные чувства, имеющие важное значение для развития детских взаимоотношений.В детстве усвоение социальных норм происходит сравнительно легко....

План работы по самообразованию: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки» На 2022 – 2023 г.

В нашей повседневной жизни мы всё чаще сталкиваемся с проблемой, которая существует последние пару  десятилетий. Ухудшение духовно-нравственного состояния общества, обеднение его моральных устоев...

Проект по духовно-нравственному воспитанию в рамках реализации программы «Социокультурные истоки». Тема: «Мама – солнышко мое»

Проект «Мама – солнышко моё» направлен на духовно-нравственное воспитание детей младшего дошкольного возраста через различные виды детской деятельности. В процессе реализации проекта...