Картотека музыкально-дидактических игр
учебно-методический материал

Гришаева Ольга Витальевна

Дошкольники проявляют особую любовь к музыкальному искусству и могут быть вовлечены в посильную для их возраста деятельность, целями которой являются развитие интереса к музыке, правильное восприятие ее содержания, структуры, формы, а также пробуждение потребности постоянного общения с ней и желания активно проявить себя в этой сфере.

Через музыкально-дидактические игры у детей формируются музыкальные способности в доступной игровой форме, а музыкально-дидактические игры на развитие тембрового и динамического слуха помогают в игровой форме помочь ребенку разобраться в соотношении звуков.

У детей к четырем годам сформировано эмоционально-ассоциативное и предметно-образное восприятие музыкальных произведений. Могут различать голоса сверстников и узнавать их и выполнять плясовые движения под музыку. Эмоциональная сфера ребенка обогащается новыми впечатлениями. Он начинает, более осознанно, относится к окружающему, пытается сравнивать, сопоставлять. Развивается связная речь, увеличивается словарный запас, появляется желание высказать свое суждение. Все это позволяет значительно расширить объем музыкального воспитания трехлетнего дошкольника, который способен различать регистры, тембровую окраску двух-трех инструментов, несложный ритм (если он постоянен), уверенно различают громкое и тихое звучание, узнают знакомые песни и пьесы. Восприятие становится эмоциональнее, дифференцированнее.

Дети от 3 до 4 лет учатся понимать настроение произведения, внимательно дослушивая его до конца; запоминают и узнают знакомые песни, пьесы, называют, о чем рассказала музыка;  различают  высоту двух звуков в пределах октавы – сексты; различают тихое и громкое звучание; узнают некоторые инструменты (бубен, барабан, металлофон), их звучание; характерный ритм, связанный с игровыми образами.

Музыкально-дидактические игры обогащают детей новыми впечатлениями, развивают у них инициативу, самостоятельность, способность к восприятию, различению основных свойств музыкального звука. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание, движение под музыку, игру на инструментах.

Музыкально-дидактические игры можно организовывать в музыкальной и другой образовательной деятельности, в свободное время, а также в эти игры могут играть дома родители с детьми.

В процессе музыкально- дидактических игр продолжает развиваться музыкальный слух, сенсорные способности. Игры уже имеют определенное содержание и правила. Дети не только различают контрастное звучание, но и воспроизводят его, например, показывают, каким голосом мяукает кошка, а каким котенок («Чей домик?» Е. Тиличеевой,); звенят колокольчиками или ударяют по барабану («Угадай, на чем играю» Е. Тиличеевой). Дидактические игры часто проводятся в виде подвижных игр.

Музыкально-дидактическая игра должна быть увлекательной, красочной и интересной.  В решении этой непростой задачи, музыкальному руководителю сможет помочь сочетание нетрадиционных методов обучения и современных информационных технологий, в том числе компьютерных. Предъявление информации, в игровой форме, на экране компьютера вызывает у детей огромный интерес, повышает интерес к занятию, улучшает активность каждого ребёнка. Применение ИКТ позволяет сделать музыкально-образовательную деятельность более современным и привлекательным, осуществлять восприятие детей, активировать их познавательную деятельность, развивать инициативу, самостоятельность, различению основных свойств музыкального звука.

В своей работе использую интерактивные музыкально-дидактические игры для развития тембрового и динамического слуха, которые позволяют прослушивать музыкальные инструменты в качественной записи, просматривать и прослушивать ритмические рисунки.

На своем опыте работе я убедилась, что использование новых информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребенка достаточно эффективным, наполняет музыкальную образовательную деятельность новым содержанием, также открывает новые возможности для музыкального руководителя. Мной было принято решение разработать музыкально-дидактические игры на развитие тембрового и динамического слуха с использование ИКТ.

Основная часть

Комплекс музыкально-дидактических игр на развитие тембрового и динамического слуха, с использованием ИКТ, направлен не только на совершенствование слухового восприятия музыки, но и на способность воспринимать информацию зрительно, на физическое и интеллектуальное развитие дошкольника. Данный комплекс является основным из составных компонентов мультимедиа библиотеки ДОУ, что обеспечивает возможность развития информационно-образовательной среды учреждения и способствует расширению образовательного пространства для всех воспитанников учреждения. Комплекс разработан в соответствии с возрастными психологическими особенностями детей и задачами развития музыкального воспитания детей 3-4 лет.

Данный комплекс предусматривает дифференциацию первого и второго уровня сложности в зависимости от уровня музыкального развития ребенка.

Мобильные возможности прикладных программ PowerPoint, Vocalremover, в которых создан материал, просты в применении, каждый музыкальный руководитель может произвести с минимальными временными затратами.

Ресурсы дидактического материала (фото-видео, графические изображения, звуковые файлы, анимационные и другие эффекты и т.п.).

Расширение используемых файлов:

Графические файлы: jpg, JPEG, PNG, GIF.

Звуковые файлы: MPEG-4,  Audio (m4a), MPEG Layer 3 (mp3).

Ссылки: на слайдах в презентации «Нотка», «Музыкальный инструмент» является гиперссылкой к видео материалу, к музыкальному материалу.

Цель: развитие тембрового и динамического слуха у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр и ИКТ.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствование условий для успешного усвоение программного материала;

-выделить эффективные методы и педагогические технологии для развития тембрового и динамического слуха у детей 3-4 лет

-удовлетворение познавательных способностей и интересов детей через использование средств информационно-коммуникативных технологий.

Развивающие:

-развивать музыкально-сенсорные способности (тембровые динамические компоненты слуха и чувства ритма); активизировать слуховое восприятие детей.

Воспитательные:

-прививать интерес к самостоятельной музыкально-творческой деятельности

-воспитывать интерес к творческой деятельности

Интеграция образовательных областей:

-«художественно-эстетическое развитие», «социально-коммуникативное развитие», «физическое развитие», «речевое развитие».

Использование разработанных музыкально-дидактических игр при проведении образовательной деятельности, индивидуальной работы, праздников, самостоятельной деятельности.

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр...

Картотека музыкально-дидактических игр

Картотека музыкально-дидактических игр для воспитателей и музыкальных руководителей...

Картотека музыкально-дидактических игр для детей старшего дошкольного возраста.

Музыкально-дидактические игры для детей старшего дошкольного возраста....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...

Картотека музыкально-дидактических игр для развития музыкальных способностей дошкольников на основе ТРИЗ технологии

Музыкально-дидактические игры можно использовать на музкальном занятии и в самостоятельной деятельности....

Картотека музыкально - дидактических игр направленных на развитие музыкально-творческих способностей картотека по музыке (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Музыкально - дидактические игры для разновозрастных групп направленны на: развитие ритмической памяти, чувство ритма, ритмического слуха детей, умение правильно извлекать слух на детских музыкальных и...