Какими навыками должен обладать педагог-наставник
статья

Леонтьева Татьяна Борисовна


В статье рассматриваются основные "современные" навыки педагога-наставника.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakimi_navykami_dolzhen_obladat_pedagog_nastavnik.docx40.65 КБ

Предварительный просмотр:

Какими навыками должен обладать 09_13_01_i.jpg

педагог - наставник

Наставничество — одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров. Педагог в роли наставника ретранслирует знания и отвечает на вызов времени. В общем случае наставник — это лицо, существенно превосходящее молодого педагога в следующих отношениях: — у наставника отсутствует образовательный дефицит, существующий у молодого педагога; — у наставника есть личный опыт преодоления образовательного дефицита (на собственном примере или в процессе практического обучения ); — личный опыт отрефлексирован наставником и может использоваться им в работе с молодым педагогом и (или) для передачи молодому педагогу. Существует много списков навыков, которыми должен обладать педагог-наставник. В современной управленческой теории навыки принято разделять на «мягкие» («гибкие») и «жесткие» (hard skills и soft skills). Под жесткими навыками понимают способность работать с техникой и выполнять конкретную работу, результат которой проверяем и измеряем. К мягким навыкам относятся навыки, проявление которых сложно отследить, проверить и наглядно продемонстрировать, например, управление временем и способность эффективно взаимодействовать с людьми. Педагог — это, в первую очередь, профессия коммуникативная, требующая большой самоотдачи и способностей корректно, грамотно и эффективно вести диалог со всеми участниками образовательных отношений. Поэтому, чтобы как можно более полно реализовать свой квалификационный потенциал, педагогу требуется гибко реагировать на возникающие изменения образовательной ситуации, и за очень короткие сроки адаптироваться к возникшим условиям. Поэтому основополагающими при формировании профессиональных компетенций, становятся soft skills — мягкие или гибкие навыки, помогающие молодому специалисту решать жизненные задачи и выстраивать оптимальную коммуникацию. Рассмотрим основные «гибкие» навыки, которыми сегодня должен обладать каждый педагог.

1. Коммуникативные навыки. Включают в себя следующее: — способность ясно выражать свои мысли; — активное слушание (умение внимательно слушать, задавать вопросы, умение актуализировать вопросы и отвечать на них); — самопрезентация; — установление контакта и организация диалога с разными людьми; — владение разными педагогическими стилями (для наставничества в образовательных организациях).

 2. Социальные навыки. Включают целый комплекс гибких навыков, необходимых наставнику для корректных действий и принятия решений в VUCA-мире. Наставнику необходимо обладать развитым эмоциональным интеллектом, то есть способностью сопереживать, понимать и реагировать на чувства другого человека. Эта компетенция позволяет контролировать и управлять огромным ресурсом таким, как эмоциональные реакции. Все люди разные, поэтому и подход к наставничеству должен быть отчасти индивидуальным. Умение сопереживать, понимать чувства и эмоции другого человека помогут сделать процесс обучения легким и эффективным, а также быстрее прийти к поставленной цели. Не менее важно наставнику уметь управлять конфликтами и работать в команде , оперативно реагировать и использовать тактики, направленные на поиск оптимального решения, удовлетворяющего решение всех сторон конфликта. Также сюда можно отнести умение слушать, способность видеть единую цель и находить точки соприкосновения общей идеи с личными амбициями, готовность оказать помощь другим и поддержать в сложной ситуации, умение убеждать и находить компромисс. Адаптивность к изменяющимся условиям. Предполагает умение гибко переключаться между ролями — не «застревать» в профессиональных деформациях, статусах, моделях поведения и т. п. Поэтому способность адаптации к новым условиям является необходимой для существования познавательных и самообразовательных способностей педагога. Показателем уровня адаптивных способностей, как правило, является информированность о тенденциях развития, инновациях в системе образования и готовность к быстрой перестройке своей деятельности в соответствии с новыми требованиями. Умение мыслить и действовать экологично — это навык относиться к событиям и выражать свое мнение без вреда для себя и окружающих. Экологичное мышление объединяет эмоциональную устойчивость и позитивный настрой. Следствием этого становится бережное отношение к людям и своему делу. Банальный пример, где понадобится навык мыслить и действовать экологично, — конфликт. В учительской среде это могут быть разногласия с коллегами, администрацией школы или родителями учеников. Выражая свое недовольство в корректной форме, желая прийти к консенсусу, педагог подает пример своим подопечным, как вести себя в ситуации конфликта.

3. Self-skills. Это навыки, направленные на понимание себя, на самодиагностику. Включают в себя 3 навыка: — Самоопределение — навык, подразумевающий соотнесение себя с определённой профессиональной деятельностью. Если человек понимает, чем он хочет заниматься в жизни, то он сможет реализоваться и помочь другим в реализации профессиональных и личностных возможностей. — Самообразование — это формирование и реализация индивидуальной образовательной программы. Для наставника важно проявлять заинтересованность в повышении качества своей деятельности и стремиться к изучению различных образовательных ресурсов и практик. Те, кто не учатся — не способны учить других. Непрерывное обучение может достигаться как формальными методами — получение образования, тренинги, наставничество, учебные курсы, повышение квалификации — так и неформальными, то есть путем извлечения нового опыта из жизни. Конечно же, нужно искать настоящие, интересные курсы, в том числе те, которые проводят практикующие педагоги или ученые, крупные специалисты в своем предмете. Такие курсы отличаются высокой практико-ориентированностью, а предлагаемые «готовые решения» позволяют экономя время и силы педагога быстро и массово внедрять новые образовательные продукты, современное оборудование и средства обучения для решения стоящих перед системой образования задач. — Самоорганизация — подразумевает умение наставника управлять своим временем. Современные педагоги должны всегда быть готовы к изменениям своей профессиональной деятельности и к модернизации учебного процесса. Поэтому возрастает роль такого качественного состояния личности педагога как организованность. Высокая организованность педагога связана с самоорганизацией и самоуправлением, представляет собой уровень развития организаторских способностей, отвечающий современным требованиям. Хронический недостаток времени при возрастающем трудовом ритме — явление, наблюдаемое во всем мире. Сегодня перед каждым педагогом стоит вопрос: как организовать свое время и время тех, кого он учит. Самоорганизация также включает самомотивацию, саморефлексию, умение устанавливать личные границы.

4. Управленческие и исследовательские навыки. Не менее важны для наставника следующие навыки: — способность к анализу и предложению решений, то есть умение выявить причины тех или иных результатов и рассмотреть альтернативные варианты решения; — организаторские способности — умение объединять людей — для достижения цели и воодушевлять себя и других на действия; — инициативность, требовательность к себе и другим, внимание к деталям, способность делегировать или делать самому — важные качества организатора; — креативность, способность решать нестандартные задачи. Самый эффективный инструмент, который может использовать педагог — это творчество. Педагог обязан быть креативным. Однако при огромном количестве имеющихся возможностей для творческой реализации, часто наблюдается то, что можно назвать «апатией творчества». Это может случиться с каждым, но обычно быстро проходит. Креативность педагога может проявляться в выборе стратегии обучения, форм подачи учебного материала, методов и средств обучения и воспитания. То, что педагоги имеют высокие ограничения по учебным программам, поурочному планированию и т. п. не значит, что педагоги не могут по-прежнему получать удовольствие от творчества. Мы рассмотрели только некоторые из множества навыков, которые нужны как молодому, так и опытному педагогу. Их развитие и тонкая шлифовка могут помочь педагогам всегда оставаться на переднем крае в своей области и обеспечат успешный опыт работы в команде. Без вышеперечисленных навыков будет трудно поддерживать длительные наставнические отношения и избежать эмоционального выгорания.
#ГПН_2023   #Годпедагогаинаставника



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

каким опытом должен обладать 7 летний ребенок

Перевод книги: Donata Elschenbroich Weltwissen der Siebenjährigen. Wie die Kinder die Welt entdecken können.  Перевод на очень скорую руку, так как мало времени...

Каким опытом должен обладать ребенок 7 лет

Перевод книги "Мир Знаний семь лет: Как дети могут открыть для себя мир" Donata Elschenbroich. в книге перечислены те моменты, которые ребенок должен пережить, испытать, попробоват...

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при поступлении в школу?

Какими знаниями, умениями и навыками должен обладать ребенок при по­ступлении в школу?...

Какими навыками должен обладать педагог-наставник

Консультация. Какими навыками должен обладать педагога-наставник...