Научная статья "ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ"
статья

Геворгян Римма Кареновна

УДК 159.9

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Геворгян Римма Кареновна, студент группы НР-21 Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки), Россия, Ессентуки

 

PROBLEMS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

Gevorgyan Rimma Karenovna, student of the NR-21 group Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

 

Аннотация. В статье рассмотрены характеристики эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду. Данная проблема особенно актуальна и важна в современном обществе, так как касается вопросов разработки и подготовки средств, в том числе организационных, психологических, педагогических, кадровых, которые должны способствовать формированию толерантности в социальной среде дошкольного и школьного образовательного пространства. В работе определены цели, стоящие перед образовательными учреждениями в процессе организации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная школа.

            Annotation. The article considers the characteristics of the effective inclusion of children with disabilities (HIA) in the educational environment. This problem is especially relevant and important in modern society, as it concerns the development and preparation of means, including organizational, psychological, pedagogical, personnel, which should contribute to the formation of tolerance in the social environment of preschool and school educational space. The paper defines the goals facing educational institutions in the process of organizing inclusive education.

Keywords: inclusive education, students, children with disabilities health, educational school.

 

 

Введение.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

 

Выводы.

В нашей стране существует ряд специализированных учебных заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь человека в социуме. Основная задача учителей для детей с ОВЗ –компенсация дефекта, «приведение» ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии совместной работы в группе: логопед –дефектолог - воспитатель-учитель - родитель-ребенок.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования

Одна из важнейших проблем современного общества - включение детей с ОВЗ в социум в условиях общеобразовательной школы. Обучение, воспитание и развитие, а так же формирование социальных навыков детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты.

Уже сейчас общеобразовательные школы могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для возможности образования, социальной интеграции и адаптации.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Причинами проблем адаптации могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из важнейших условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:

1) дети с нарушениями слуха;

2) дети с нарушениями зрения;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений).

В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

В исследовании Темиршиной Г.Р, и Минахметовой А.З. было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].

В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:

На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).

На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).

Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.

Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).

Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.

Таким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия. [1]

Проблемы детей с ОВЗ в образовании сводятся к следующим пунктам:

  • коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ;
  • многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком;
  • педагоги не могут полностью обеспечить ребенка с ОВЗ должным вниманием;
  • существуют трудности при реализации методов обучения;
  • не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и индивидуальных условий обучения.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе – одна из основных проблем неспециализированной школы. Поскольку процесс адаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

  • Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа должна: обеспечить исполнение нормативных документов, регламентирующих специфику инклюзивного образования детей с ОВЗ;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать комфортную образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы толерантности и взаимопомощи;
  • создать непрерывную учебную и практическую среду для деятельности педагогов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе;
  • реализовать методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
  • активно использовать возможности дистанционного образования и ИКТ как эффективного инструмента обучения;
  • обеспечить доверительное отношения не только с учащимися, но и их родителями, для организации совместной коррекционно- восстановительной работы;

Главная трудность состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Работая в таких классах, учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Необходимо создание индивидуальных образовательных маршрутов, сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка и взаимодействие  сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве школы.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционноразвивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. [4]

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Таким образом,  проблемы социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе имеют порой четко  выраженный региональный характер, поэтому нужно практиковать поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья на местах, демонстрировать современные инновационные технологии, содействующие интеграции их в общество.

 

Литература.
            1. Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Исследование; Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 17.04.2023).

            2. Опросник FPI/. — Текст: электронный // Справочник психолога.: [сайт]. — URL: http://psyvsem.ru/testy/oprosnik-fpi.html (дата обращения: 27.06.2020).
            3. Анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся. — Текст: электронный // Ваш психолог: [сайт]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school... (дата обращения: 27.06.2020).
            4. Трудности обучения детей с ОВЗ/сост.: Учитель-логопед: Хомюк М. А. — Текст: электронный // [сайт]. — deti_OVZ_redaktirovan.pdf (prosadiki.ru)

            5. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

            6. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010.

            7. Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова; – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015 – С.11-18.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Научная статья59.5 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 159.9

ПРОБЛЕМЫ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Геворгян Римма Кареновна, студент группы НР-21 Ставропольский государственный педагогический институт (филиал в г. Ессентуки), Россия, Ессентуки

PROBLEMS OF CHILDREN WITH DISABILITIES IN A COMPREHENSIVE SCHOOL

Gevorgyan Rimma Karenovna, student of the NR-21 group Stavropol State Pedagogical Institute (branch in Essentuki), Russia, Essentuki

Аннотация. В статье рассмотрены характеристики эффективного включения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательную среду. Данная проблема особенно актуальна и важна в современном обществе, так как касается вопросов разработки и подготовки средств, в том числе организационных, психологических, педагогических, кадровых, которые должны способствовать формированию толерантности в социальной среде дошкольного и школьного образовательного пространства. В работе определены цели, стоящие перед образовательными учреждениями в процессе организации инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование, обучающиеся, дети с ограниченными возможностями здоровья, образовательная школа.

        
Annotation. The article considers the characteristics of the effective inclusion of children with disabilities (HIA) in the educational environment. This problem is especially relevant and important in modern society, as it concerns the development and preparation of means, including organizational, psychological, pedagogical, personnel, which should contribute to the formation of tolerance in the social environment of preschool and school educational space. The paper defines the goals facing educational institutions in the process of organizing inclusive education.

Keywords: inclusive education, students, children with disabilities health, educational school.

Введение.

Получение образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.

Выводы.

В нашей стране существует ряд специализированных учебных заведений для детей с теми или иными отклонениями в развитии. На базе данных учреждений работает целая команда специалистов, которые работают с детьми. Без развития коммуникации трудно себе представить жизнь человека в социуме. Основная задача учителей для детей с ОВЗ –компенсация дефекта, «приведение» ребенка к норме, если возможно подготовка ребенка к поступлению в массовую школу. Этого результата учителя-логопеда мы можем достичь только при условии совместной работы в группе: логопед –дефектолог - воспитатель-учитель - родитель-ребенок.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ОВЗ на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития РФ.  В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования

Одна из важнейших проблем современного общества - включение детей с ОВЗ в социум в условиях общеобразовательной школы. Обучение, воспитание и развитие, а так же формирование социальных навыков детей с ОВЗ, их активное участие в жизни социума могли бы способствовать последующему развитию страны.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания

Группа детей с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы; с задержкой и комплексными нарушениями развития.

Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения: так немота является следствием глухоты лишь при отсутствии специального обучения, а нарушение пространственной ориентировки, искаженные представления о мире вероятным, но необязательным следствием слепоты.

Уже сейчас общеобразовательные школы могут стать той образовательной средой, где дети с ОВЗ имеют возможность и средства для возможности образования, социальной интеграции и адаптации.

Образовательное пространство формируется культурными традициями обучения детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждений. Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Проблемы, которые ждут детей с ограниченными возможностями за школьной скамьей — обширны, они не редко испытывают трудности в социальных контактах и адаптации. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития. Причинами проблем адаптации могут быть разные источники: родители, педагоги, сверстники.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из важнейших условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах социальной деятельности.

Согласно основной классификации дети с ограниченными возможностями здоровья подразделяются на следующие категории:

1) дети с нарушениями слуха;

2) дети с нарушениями зрения;

3) дети с нарушениями речи;

4) дети с нарушением интеллекта (умственно отсталые дети);

5) дети со смешанными специфическими расстройствами психомоторного развития (ранее — ЗПР);

6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП);

7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы;

8) дети с сочетанными, множественными нарушениями (сочетание 2-х, 3-х и более нарушений).

В настоящее время одним из главных направлений деятельности образовательных и социальных организаций являются проблемы воспитания, обучения, социализации детей с отклонением в развитии. Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в отсутствии понимания со стороны взрослого сообщества. Несмотря на наличие специфических особенностей, у детей с ОВЗ есть возможность личностного развития. Целесообразно говорить о психологических резервах процесса социализации относительно детей с ОВЗ и о том, что сущность развития социального потенциала детей с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от педагогической поддержки детей, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности.

В исследовании Темиршиной Г.Р, и Минахметовой А.З. было 2 выборки: дети без ОВЗ (21 человек) и дети с ОВЗ (16 человек) (по зрению, слуху, опорно-двигательному аппарату, ЗПР), учащиеся 9–11 классов.

В качестве эмпирических методов исследования были использованы следующие методы и методики: многофакторный личностный опросник FPI [2], анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся [3].

В ходе анализа результатов анкеты для выявления уровня коммуникативных навыков учащихся можно сделать следующие выводы:

На вопросы определения степени ответственности за качество выполнения общего задания (вопросы № 8, 11, 13, 14) 73 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (11 человек) ответили «является всегда» или «является часто», а среди остальных детей этот показатель ниже (18 человек, 56 %).

На вопросы определения взаимодействия участников группы (вопросы № 3, 4, 5, 15, 16) положительно ответили 60 % опрошенных детей с ограниченными возможностями здоровья (9 человек), а у обычных детей 19 человек (59 %).

Испытывают психологический комфорт (вопрос № 1а, 1б, 6) 66 % детей с ограниченными возможностями здоровья (10 человек), среди обычных детей 78 % (25 человек) отметили позитивное самочувствие.

Включенность в совместную работу группы (вопрос № 2, 9, 10, 12) среди учащихся составило 62 % (20 человек), а среди детей с ограниченными возможностями здоровья 53 % (8 человек).

Таким образом, мы можем отметить, что дети с ОВЗ имеют высокую степень ответственности, чуть выше, чем у обычных детей. Чувствуют комфорт и включенность в совместную деятельность чуть больше половины детей с ОВЗ, в отличии от обычных детей, у которых показатели выше.

Таким образом, дети с ОВЗ и инвалидностью испытывают ряд проблем: высокую тревожность, возбудимость с быстрой истощаемостью исходя из результатов методики FPI по шкале невротичность; дезадаптация — подтверждается результатами подученными по шкале уравновешенность; неуверенность, скованность, трудности в социальных контактах, избегают рискованных ситуаций, испытывают детям сложно принимать самостоятельные решения без помощи других, легко теряют душевное состояние по шкале экстраверсия-интроверсия. [1]

Проблемы детей с ОВЗ в образовании сводятся к следующим пунктам:

  • коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ;
  • многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком;
  • педагоги не могут полностью обеспечить ребенка с ОВЗ должным вниманием;
  • существуют трудности при реализации методов обучения;
  • не все дети с ОВЗ способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и индивидуальных условий обучения.

Дети с ОВЗ в общеобразовательной школе – одна из основных проблем неспециализированной школы. Поскольку процесс адаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

  • Для преодоления этих трудностей общеобразовательная школа должна: обеспечить исполнение нормативных документов, регламентирующих специфику инклюзивного образования детей с ОВЗ;
  • обеспечить образовательный процесс профессионально подготовленными педагогами общего образования и специалистами сопровождения, способными реализовать инклюзивный подход;
  • создать комфортную образовательную и социальную среду инклюзивного образования, ориентированного на принципы толерантности и взаимопомощи;
  • создать непрерывную учебную и практическую среду для деятельности педагогов различного профиля, обеспечивающих процесс сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования в общеобразовательной школе;
  • реализовать методическое обеспечение инклюзивного образования (учебные планы, учебные программы (их варианты), при необходимости — специальные учебники и рабочие тетради, учебные пособия для самого ученика);
  • активно использовать возможности дистанционного образования и ИКТ как эффективного инструмента обучения;
  • обеспечить доверительное отношения не только с учащимися, но и их родителями, для организации совместной коррекционно- восстановительной работы;

Главная трудность состоит в том, чтобы соотнести индивидуальные возможности детей с ОВЗ с необходимостью выполнения образовательного стандарта.

Работая в таких классах, учителю необходимо разрабатывать поурочные планы для конкретного класса, а также для конкретного ребенка, уметь перерабатывать учебный план и адаптировать свои методы обучения к особенностям учеников с ОВЗ.

Необходимо создание индивидуальных образовательных маршрутов, сочетание зоны ближайшего и актуального развития ребёнка и взаимодействие  сред (учение, обучение, социализация) в образовательном пространстве школы.

Общие принципы и правила коррекционной работы:

1. Индивидуальный подход к каждому ученику.

2.Предотвращение наступления утомления, используя для этого разнообразные средства (чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности).

3. Использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.

4. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.

Эффективными приемами коррекционного воздействия на эмоциональную и познавательную сферу детей с отклонениями в развитии являются:

- игровые ситуации;

- дидактические игры, которые связаны с поиском видовых и родовых признаков предметов;

- игровые тренинги, способствующие развитию умения общаться с другими;

- психогимнастика и релаксация, позволяющие снять мышечные спазмы и зажимы, особенно в области лица и кистей рук.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционноразвивающего процесса в работе учителя.

При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ необходимо учитывать, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, не допускать излишнего упрощения материала. Содержание становится эффективным средством активизации учебной деятельности в том случае, если оно соответствует психическим, интеллектуальным возможностям детей и их потребностям. Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей учителя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям учащихся методов и форм организации обучения. [4]

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Таким образом,  проблемы социализации детей с ОВЗ в общеобразовательной школе имеют порой четко  выраженный региональный характер, поэтому нужно практиковать поддержку детей с ограниченными возможностями здоровья на местах, демонстрировать современные инновационные технологии, содействующие интеграции их в общество.

Литература.
        1. Темиршина, Г. Р. Проблемы детей с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы / Г. Р. Темиршина, А. З. Минахметова. — Исследование; Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 240-243. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72237/ (дата обращения: 17.04.2023).

        2. Опросник FPI/. — Текст: электронный // Справочник психолога.: [сайт]. — URL: http://psyvsem.ru/testy/oprosnik-fpi.html (дата обращения: 27.06.2020).
        3. Анкета для выявления уровня развития коммуникативных навыков учащихся. — Текст: электронный // Ваш психолог: [сайт]. — URL: http://www.vashpsixolog.ru/psychodiagnostic-school-psychologist/114-questionnaire/1114-anketa-dlya-analiza-urovnya-razvitiya-kommunikativnyx-navykov-uchashhixsya (дата обращения: 27.06.2020).
        4. Трудности обучения детей с ОВЗ/сост.: Учитель-логопед: Хомюк М. А. — Текст: электронный // [сайт]. — deti_OVZ_redaktirovan.pdf (prosadiki.ru)

        5. Алехина С. В., Зарецкий В. К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». — М., 2010. С. 104—116.

        6. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения» // Научно-методический журнал «Коррекционная педагогика». 2010.

        7. Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова; – М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015 – С.11-18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по реабилитации и социальной адаптации слабослышащих обучающихся в условиях общеобразовательной школы.

Содержание:I. Проблема социализации слабослышащих детей в  системе специального образования.II. Моделирование процесса реабилитации и социальной адаптации слабослышащего ребёнка при обучени...

СОПРОВОЖДЕНИЕ РЕБЕНКА С ТРУДНОСТЯМИ В ОБУЧЕНИИ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ЦЕНТРОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сборник материалов XVI Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-медико-педагогическое сопровождение особого ребенка», Красноярск 2014г....

Адаптация ребенка-инвалида к условиям общеобразовательной школы

Кто поможет такому ребенку адаптироваться к взрослой жизни, условиям общеобразовательной школы?...

Взаимосвязь в работе педагогов-психологов детского сада и школы как фактор успешной адаптации дошкольников «группы риска» к условиям общеобразовательной школы.

Статья для педагогов-психологов. Представлен комплексный, командный подход к решению проблем школьной дезадаптации....

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ. (из опыта работы)

Одной из важнейших задач для любого общества является воспитание и социализация подрастающего поколения, его подготовка к самостоятельной жизни и труду.Социализация (от лат. socialis - общественный), ...

Логопедическое сопровождение детей с ЗПР, обучающихся по общеобразовательной программе с учётом адаптированной программы в условиях общеобразовательной школы.

В последние годы стремительно растет количество детей, имеющих различные нарушения устной и письменной речи. Среди них достаточно много обучающихся с задержкой психического развития и интеллекту...