Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику в музыкальной подвижной игре у дошкольников.
статья

Жорова Наталия Олеговна

Музыкальная игра сама по себе очень увлекательна для детей дошкольного возраста. Но, если она связана с созданием образа, то здесь необходимо обратить внимание на три аспекта театральной деятельности - движение, звукоизвлечение  и мимику, использование которых может поднять игру на новый уровень, который позволит приблизить детей к пониманию того, что называется музыкальным спектаклем.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Передача музыкального образа через движение, вокализацию и мимику  в музыкальной подвижной  игре у дошкольников.

«Кем бы ни стал в дальнейшем

ребенок – музыкантом или врачом,

ученым или рабочим, задача

педагогов – воспитывать в нем

творческое начало, творческое мышление»

К. Орф

      Музыкальное воспитание играет огромную роль в  эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети с раннего возраста приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями, у них расширяется кругозор. Музыка активизирует восприятие и представление, будит фантазию и воображение. Музыка так же имеет познавательное значение. В ней отражены жизненные явления, обогащающие дошкольников новыми представлениями.

      В детском саду всегда была и остается ведущим видом деятельности игра. Использование игр для развития и обучения дошкольников во всех образовательных областях - это неотъемлемая и основная часть образовательного процесса. Широкое использование разнообразных музыкальных игр на музыкальных занятиях позволяет сделать обучение пению, танцам, игре на музыкальных инструментах более интересным для малышей. Доступным, увлекательным, ярким и эмоционально обогащенным. В игре дети быстрее усваивают требования программы. У них формируются необходимые черты личности, и в первую очередь чувство товарищества, ответственности.

Музыкальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желания петь, слушать, играть и танцевать.

Существует огромное множество музыкальных игр. В разное время разными авторами давались различные классификации. Вот одна из современных классификаций, которая дана с учетом интеграционных процессов в образовательной деятельности на музыкальных занятиях:

  • игры, развивающие музыкальный слух
  • игры, развивающие вокально-певческие способности
  • игры, развивающие чувство ритма;
  • игры, способствующие восприятию музыки посредством движений;

  • игры, синтезирующие различные виды детской музыкальной деятельностимузыкально-игровые композиции.

Последний вид игр, куда можно смело отнести подвижные музыкальные игры.

Подвижная игра – это так же естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой.

Музыкальные подвижные игры и пляски в детском саду составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Наравне с пением песен, слушанием музыки, игры и пляски помогают донести содержание музыкальных произведений, зародить у детей любовь к искусству. Играя и танцуя, дети испытывают эстетическое удовольствие, переживают светлые, радостные настроения. Музыкальные подвижные игры, особенно, если в игре есть сюжет, способствуют тому, что внимание детей концентрируется и направляется то, чтобы понять содержание произведения, на его характер и на средства музыкальной выразительности для того, чтобы как можно точнее передать заложенный в музыке образ.

Само понятие «музыкальный образ» детям еще не доступен для понимания, но язык музыки помогает даже малышам постепенно приближаться к осознанности своих действий. И здесь на помощь ребятам приходят педагоги, знающие, что

каждая музыкальная подвижная игра, имея четкую педагогическую направленность, является средством, при помощи которого дети учатся не только понимать музыкальный образ, но  и передавать его с помощью движений, мимики и вокализации (пения, воспроизведение отдельных звуков).

Необходимо более пристально обратить внимание на эти три составляющие формирования музыкального образа в игре.

I. Движение

Необходимо, чтобы на протяжении всей работы с детьми каждая музыкальная подвижная игра развивала связь характера детских движений с характером конкретной музыки, чтобы эта связь постепенно углублялась и детализировалась и ни в коем случае не нарушалась ни на один момент.

Такая работа проходит успешно, если соблюдается последовательность в усложнении задач по воспитанию музыкального восприятия через движение, и если в течение всех лет пребывания детей в детском саду детей учат выразительно двигаться, искренно, правдиво и сознательно выявляя в движениях содержание музыкальных подвижных игр.

Уже в первой младшей группе необходимо внимательно следить за тем, чтобы движения детей в играх и плясках всегда были осмысленными и отвечали характеру музыкального материала. Каждое движение должно возбуждать в детях чувства и мысли, созвучные музыкальным образам и содержанию игры. Нельзя допускать механического выполнения ими движений. Развивая выразительность детского движения, необходимо ставить детей в такие условия, при которых они должны проявить самостоятельность в выполнении задания. В младших группах педагог обязательно должен включаться в игру, чтобы помочь детям своим примером. При этом можно допустить, чтобы дети точно копировали движение, глядя на педагога; но в дальнейшем необходимо побуждать их побуждать к тому, чтобы они исполняли движение, как они сами понимают его.

Постепенно в средней и старшей группах требования к выразительности движений повышаются и уточняются. Возрастающий музыкальный опыт детей требует все более детального и четкого отражения в их движениях содержания и особенностей музыки.

Работа по движению на музыкальных занятиях во всех возрастных группах должна происходить в тесном и постоянном контакте с работой инструктора по физическому воспитанию и хореографа. Без этого подлинная выразительность движений детей, их умение непринужденно передавать в движениях характер, содержание и особенности музыки, игры, пляски не могут быть достигнуты.

Выразительность и музыкальность движений опирается на общее физическое развитие детей, крепость их мышц, ловкость, координированность движений. В то же время разучивание музыкальных игр, плясок закрепляет и совершенствует навыки, приобретаемые на физкультуре (хорошая осанка, правильный шаг, бег, прыжок, умение ориентироваться в пространстве и т.д.). Занятия с хореографом несомненно добавляют эстетику и красоту в движения, закрепляются понятия передачи музыкального образа.

II. Вокализация

Развитие певческих навыков является одной из задач музыкального воспитания в детском саду. Тут тоже используются музыкально-дидактические игры, игровые методики обучения пению, которые помогают научить детей петь выразительно, непринуждённо. И в свою очередь, дети применяют полученные певческие навыки для создания выразительного музыкального образа, заложенного в музыкальном игровом материале.

Прежде, чем проводить игры с пением, необходимо заранее выучить текст песни, под которую будет проводиться игра, чтобы во время игры дети не отвлекались на запоминание текста. Во время разучивания песни, педагог, конечно, постарается заинтересовать детей ее содержанием, образами; он возобновит в памяти детей нужные сведения, представления, дополнит их новыми. Перед тем, как начинать играть, нужно убедиться, что содержание музыки, образы детям полностью понятны. На первоначальном этапе разучивания игры позволительно не концентрироваться на деталях и не стремиться к четкости. Нужно дать возможность детям услышать музыкальный материал, почувствовать его, представить себе игру в целом, понять связь содержания игры и движений с музыкой. Постепенно исполнение  в игре, и движения и пение, уточняется и совершенствуется. В процессе освоения музыкально-игрового материала,  педагог может ставить перед детьми все новые задачи, последовательно раскрывать смысл и характер игры, вносить новые детали в образы, направляя внимание детей на менее заметные особенности музыки и повышая требования к исполнению движений, интонационной точности в пении. При такой работе игра, пляска долго остается для детей интересной, живой, увлекательной; у них накапливается репертуар любимых произведений, к которым они с удовольствием возвращаются в течение всего года, получая от них радость и яркие впечатления.

III. Мимика

Мимика так же должна быть задействована в музыкальной игре для создания наиболее полного музыкального образа, но здесь нужно отметить, что небольшой жизненный опыт и эмоциональная закрытость некоторых детей делают эту задачу наиболее трудновыполнимой, поэтому здесь требуется помощь  педагогов, которые, показывая своим примером, проявляют свой художественный вкус, реализовывают личный творческий потенциал. Пожалуй, самым важным, что требуется педагогу для организации творческих музыкальных игр с детьми, – самому быть творческой личностью. Работая над собой и развивая у себя вкус к профессиональному творчеству, педагог периода детства обретает главное – способность понимать детей, видеть мир их глазами.

Прежде чем начать разучивать с детьми новую игру, пляску, педагог должен сам хорошо ее освоить: разобраться в ее воспитательном значении, в содержании игры, в целом и в деталях, определить характер музыки, музыкального образа и ведущие средства выразительности, а также проверить на себе движения. Ведь чтобы музыкальная игра доставляла каждому ребенку радость, он должен быть хорошо ознакомлен с правилами, понимать значение игры и иметь доброжелательные отношения с другими участниками данной игры. Если  часто использовать музыкальные подвижные игры, дети станут более послушными – ведь желание поучаствовать в новой, увлекательной игре, будет лучшим стимулом, удерживающим их от чрезмерных шалостей. А благодарностью педагогу будут несколько минут детской радости и веселья от совместной игровой деятельности, которые и нам, взрослым, помогут, хотя бы не надолго, вернуться в детство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интереса дошкольников к музыкально-ритмическим движениям на основе современных музыкальных композиций"

Педагогический опыт в развитии интереса дошкольников к музыкально-ритмическим движениям на основе современных музыкальных композиций....

Постижение мира через музыкальные образы

Статья посвящена развитию у детей -дошкольников образного мышления и воображения....

Презентация на тему" Постижение мира природы через музыкальные образы"

Презентация сопровождает статью под тем же названием.Предназначена для педагогов ДОУ....

«Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях в ДОО»

Формирование культуры здорового образа жизни через использование здоровьесберегающих технологий  на музыкальных занятиях в ДОО....

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности»

Семинара для музыкальных руководителей ДОУ «Приобщение детей к музыкальному искусству через разные виды музыкальной деятельности» 22 марта 2018 года в МБДОУ № 4 прошел муниципальный с...

Средства музыкальной выразительности. Их характеристика. Значение средств музыкальной выразительности на понимание музыкального образа. Методы научного исследования в музыкальной педагогике.

Основой любого музыкального произведения, его ведущим началом является мелодия. Мелодия представляет собой развитую и законченную музыкальную мысль, выраженную одноголосно. Она бывает разной &nda...