Доклад на тему «Отечественный опыт дошкольного образования»
учебно-методический материал

История дошкольного образования

В древние и античные времена в воспитании детей раннего и дошкольного возраста доминирует инфантицидный стиль воспитания. Характеризуется крайне жестоким обращением к ребенку, практикуется насилие, массовое детоубийство. Подтверждением того являются библейские сюжеты избиения младенцев, сбрасывание со скалы физически слабых и больных детей в Древней Спарте. Ценность жизни ребенка была крайне низка, ребенок заслуживал внимания, лишь, когда он подрастал и становился работником. Взрослоцентризм доминирует в общественном сознании. Ребенок, по сути, приравнивался к маленькому взрослому. Характерно то, что в эпоху Средневековья большинство людей не знали, сколько им лет. Возраст не был значимой характеристикой. Принадлежность к социальному сословию - вот что предопределяло судьбу человека. Ситуация изменилась в эпоху Возрождения. Подтверждение мы находим в произведениях живописи. На картинах мы видим ритуальное изображение детей, в основном царствующих особ. Для этого периода характерна метафора «ребенок - есть взрослый со знаком минус».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otechestvennyy_opyt_doshkolnogo_obrazovaniya.docx41.97 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

на тему «Отечественный опыт дошкольного образования»

Подготовила:

Воспитатель

Фомина И. А.

Мичуринск, 2022г.

История дошкольного образования

В древние и античные времена в воспитании детей раннего и дошкольного возраста доминирует инфантицидный стиль воспитания. Характеризуется крайне жестоким обращением к ребенку, практикуется насилие, массовое детоубийство. Подтверждением того являются библейские сюжеты избиения младенцев, сбрасывание со скалы физически слабых и больных детей в Древней Спарте. Ценность жизни ребенка была крайне низка, ребенок заслуживал внимания, лишь, когда он подрастал и становился работником. Взрослоцентризм доминирует в общественном сознании. Ребенок, по сути, приравнивался к маленькому взрослому. Характерно то, что в эпоху Средневековья большинство людей не знали, сколько им лет. Возраст не был значимой характеристикой. Принадлежность к социальному сословию - вот что предопределяло судьбу человека. Ситуация изменилась в эпоху Возрождения. Подтверждение мы находим в произведениях живописи. На картинах мы видим ритуальное изображение детей, в основном царствующих особ. Для этого периода характерна метафора «ребенок - есть взрослый со знаком минус».

Эпоха Просвещения стала рассматривать ребенка как объект воспитания. Метафора «чистой доски» задала задачу воспитания – «вылепить» личность по определенному социальному заказу. Этот период в развитии общества был периодом предрешенности: в момент рождения человека, по сути, его судьба и социальные роли были предопределены традициями и социальными нормами. Движение Просвещения фокусом внимания делает воспитание и обучение, связывая с ними развитие личности. Примерно в тоже время ребенок в литературе и живописи предстает как существо чистое и непосредственное, по природе своей благородное и доброе, а за тем общаясь со взрослыми он становится подвержен негативным влияниям общества. Детство это период когда ребенок сохраняет природное благородство и добродетели.

В начале 19 века в западноевропейских странах в связи с развитием капитализма, вовлечением женщин в капиталистическое производство выдвигается идея общественного воспитания рядом прогрессивных педагогических деятелей и мыслителей.

Впервые эта идея  была реализована в Англии в созданных Робертом Оуэном воспитательных учреждениях для детей рабочих. Прогрессивные стороны его учения и педагогического опыта были охарактеризованы К. Марксом как «зародыш воспитания эпохи будущего». При подборе воспитателей в эти учреждения приоритетными были качества не образованного человека, а любовь к детям, доброта, порядочность.

Позднее, в 30-е годы 19 века открываются детские сады в Германии, основателем которых является Фридрих Фребель. Впервые термин «детский сад» вводит именно Ф. Фребель, значительно обогатив практику дошкольного воспитания и образования. Ему принадлежит заслуга в том, что он способствовал выделению дошкольной педагогики в самостоятельную отрасль науки.

Во Франции в 80-х годах 19 века вводятся законом от 2 августа 1881 года материнские школы.

Современная парадигма детства – переход к пониманию детства как периода понимания самоценности развития личности, подготовки к самоопределению и саморазвитию происходит на рубеже прошлого века.

Развитие дошкольного образования в России

Государственная централизация России, особенно усилившаяся с воцарением Петра I, привела к необходимости придать государственный характер призрению большого числа беспризорных детей. В 1706 году был открыт первый «домик для подкидышей», или, как их еще называли, зазорнорожденных детей. По указам Петра I при некоторых монастырях были открыты своеобразные воспитательные дома.

Первые детские сады в России появились в крупных городах: Петербурге, Москве, Воронеже, Смоленске и др. В 1863 году открылся первый детский сад в Петербурге. В Москве первые детские сады появились в 70-е годы 19 века. Детские сады не входили в систему образования. Дошкольное воспитание не являлось государственным делом, поэтому государство не участвовало в организации дошкольных учреждений.

Детские сады открывались и содержались благотворительными обществами, а также частными лицами. Задача этих детских садов состояла в том, чтобы оказать помощь буржуазии и чиновничеству в семейном воспитании. Частные детские сады могли посещать дети состоятельных родителей, так как плата за посещение была очень высокой. Время пребывания в них ограничивалась 4-мя часами.

Почти во всех частных детских садах воспитательная работа преследовала цель формирования покорных слуг буржуазии.

Первый бесплатный, так называемый «народный детский сад» для детей низших слоев населения был открыт в 1866 году при благотворительном «Обществе дешевых квартир» в Петербурге.

В конце 19 века в крупных городах и промышленных центрах России открывается еще ряд «народных детских садов». Содержались они на средства филантропических организаций и педагогических обществ. Например, Санкт-Петербургское Фребелевское общество, московское общество «Сетлемент».

Финансовые возможности обществ были ограничены, поэтому детские сады существовали недолго.

Детских садов для детей рабочих насчитывались единицы, хотя они были крайне необходимы в связи с участием женщин в производстве.

Следует отметить, что идея распространения дошкольного образования  была поддержана не только отдельными педагогами, но и существовавшим в то время в России Санкт-Петербургским педагогическим собранием. В 1867 году при нем была создана специальная комиссия по детским садам под председательством Ф.Н. Медникова. Основной задачей комиссии была разработка теоретических основ работы детских садов.

Ярким показателем того, что вопросы дошкольного воспитания и образования стали в 60-е годы XIX века актуальными, было возникновение в 1866 году журнала «Детский сад». Круг педагогических вопросов, освещавшихся в журнале, был достаточно разнообразен: общие принципы и содержание работы детских садов, физическое развитие ребенка, игры детей, развитие речи, воспитание поведения; воспитание детей в семье.

В целом же развитие дошкольных учреждений в России шло крайне медленно. Государственные ассигнования на дошкольное воспитание были ничтожны. В 1913 году по статье «Занятия с детьми дошкольного возраста» предусматривались затраты в среднем на одного ребенка дошкольного возраста в размере 1 копейка в год.

В Петрограде к 1917 году были открыты:

21 частный детский сад, 3 народных и 4 частных детских сада для детей военных, которые действовали во время войны 1914–1917 годов.

К октябрю 1917 года в России имелось 285 детских садов, которые находились исключительно в крупных городах. Задачи воспитания в них определялись идеологией господствующего класса.

Таким образом, ни по количеству, ни по задачам воспитания детские сады дореволюционной России не могли решить проблему общественного воспитания. Дошкольное воспитание в России существовало и развивалось лишь благодаря энтузиазму педагогов, среди которых следует выделить: Аделаиду Семеновну Симонович, Елизавету Николаевну Водовозову, Луизу Карловну Шлегер, Елизавету Ивановну Тихееву.

Становление общественного дошкольного воспитания в России в советский период

С первых дней советской власти развернулась широкая деятельность по созданию новой системы образования и воспитания.

Уже 9 (22) ноября 1917 года Декретом ВЦИК и Совнаркома была учреждена Государственная комиссия по просвещению, в состав которой входил отдел дошкольного воспитания и помощи детям. Это означало, что советская власть рассматривает дошкольное воспитание как часть единой системы народного образования и принимает на себя заботу о его развитии.

20 декабря 1917 года Наркомпрос опубликовал «Декларацию о дошкольном воспитании», в которой говорилось, что дошкольное воспитание должно начинаться с рождения ребенка, и призвано осуществлять его всестороннее развитие.

В послеоктябрьские дни, несмотря на многочисленные трудности (голод, холод, разруха) в стране повсеместно создавались дошкольные учреждения. Под детские сады отдавались лучшие особняки, квартиры, детям отдавалась лучшая одежда, продукты.

К концу 1918 года в 192 уездах Советской республики работало уже около 400 детских учреждений.

4 февраля 1919 года публикуется Декрет Совета народных комиссаров «Об учреждении Совета защиты детей» во главе с наркомом просвещения А.В. Луначарским. Совет занимался обеспечением детских садов продуктами питания, топливом, одеждой, эвакуацией детей в хлебородные губернии и т.д.

В апреле 1919 года состоялся I Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию в Москве. Основная задача съезда – согласовать задачи дошкольного воспитания с новыми формами жизни. Говорилось об организации дела дошкольного воспитания в государственном масштабе. Были подняты вопросы о национальных детских садах, о подготовке дошкольных работников.

В 1920 году в стране насчитывалось уже 4723 детских сада с общим охватом 254527 детей. Дошкольное дело сравнительно быстро набирало силы.

В ноябре 1921 года состоялся II Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. На нем были подведены итоги работы за прошедший период и поставлены ближайшие задачи в области дошкольного воспитания.

Рассматривались вопросы о создании длительных детских садов, о физическом развитии детей, о связи детских садов со школой, о подготовке кадров в связи с быстрым ростом сети дошкольных учреждений. Поставлен вопрос о прикреплении детских садов к предприятиям, так как общегосударственных ресурсов на обслуживание дошкольных учреждений не хватало.

В октябре 1924 года на III Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию были подняты вопросы о создании круглосуточных детских садов, о создании летних площадок, как в городе, так и в селе.

В декабре 1928 года состоялся IV Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию. Выступил с большим докладом А.В. Луначарский. Н.К. Крупская в своем выступлении привела данные Центрального статистического управления (ЦСУ) о прогрессе дошкольных учреждений за 11 лет существования Советской власти. Но, не смотря на это, детских садов было всё еще очень мало. На съезде был брошен клич «О дошкольном походе» за развитие сети дошкольных учреждений. Цель похода: охватить дошкольным воспитанием детей рабочих районов на 100%.

Одним из главных вопросов съезда был вопрос о планировании работы дошкольных учреждений.

В это время в стране для показа лучших достижений создавались образцовые детские сады в Москве и Ленинграде. В них приглашались работать научные сотрудники. В этих детских садах организовывались методические кабинеты.

В 1930 году дошкольный отдел Наркомпроса реорганизуется в Управление по дошкольному воспитанию.

В 1932 году был выпущен первый проект программы для детских садов. В нем делается попытка определить задачи и объем работы с детьми в детских садах. Выделены следующие разделы: общественно-политическое воспитание; трудовое воспитание; музыкально-двигательное воспитание; изобразительная деятельность; математическое развитие; грамота.

В 1934 году издается усовершенствованный документ - «Программа и внутренний распорядок детского сада». В ней больше внимания уделяется вопросам организации и содержания многогранной жизни детского сада.

Разделы программы: общественное воспитание; физическое воспитание; рисование, лепка; трудовые занятия; развитие речи; занятия с книгой, картиной; начатки знаний о природе; развитие первоначальных математических представлений; занятия грамотой.

Недостатки программы: включала сложный познавательный материал, не учитывались возрастные особенности детей, недооценивалась руководящая роль воспитателя.

В эти годы наблюдался быстрый рост сети дошкольных учреждений.

Дошкольное образование в годы Великой Отечественной войны

В суровые дни Великой Отечественной войны на общественное дошкольное воспитание легла ответственная задача сохранения жизни и здоровья детей.

23 января 1942 года Совет народных комиссаров (СНК) СССР принимает Постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Тысячи семей взяли этих детей на воспитание.

В 1944 году создается Академия педагогических наук (АПН) СССР. Дошкольный отдел возглавила А.П. Усова. Отдел приступил к работе над созданием учебника по дошкольной педагогике, который вышел в1946 году.

10 ноября 1944 года принято постановление «О мероприятиях по расширению сети дошкольных учреждений и улучшению медицинского и бытового обслуживания женщин и детей».

В декабре 1944 года выходит Устав детского сада, где еще раз отмечается государственный характер дошкольного учреждения, и конкретизируются требования единства и преемственности в работе детских садов и школ.

В 1945 году выходит второе, переработанное «Руководство для воспитателя детского сада». Содержание педагогической работы разрабатывается на основе научных исследований и передового опыта.

В 1953 году переработано и входит в жизнь третье «Руководство для воспитателя детского сада». В нем были выделены образовательные задачи и введено обучение.

В 1959 году выходит постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста». Ставится вопрос об объединении яслей и детских садов и, в связи с этим, о переработке «Руководства для воспитателя детского сада».

В 1962 году выходит «Программа воспитания в детском саду», куда был включен и ранний возраст.

В 1969 году эта программа усовершенствуется. В последующие годы она неоднократно переиздавалась и дополнялась. В 1978 году выходит 8-е исправленное издание.

С 1986 года дошкольные учреждения начали работать по усовершенствованной «Программе воспитания и обучения в детском саду».

Обновление дошкольного образования

В 1959 году Международное сообщество приняло «Декларацию прав ребенка». Основной ее тезис: «Человечество обязано давать ребенку лучшее, что оно имеет…». Через 30 лет возникла необходимость принятия нового документа, в котором не просто декларировались права детей, а на основе юридических норм предлагались меры для защиты этих прав.

И в 1989 году утверждается «Конвенция о правах ребенка». Важнейший ее принцип - признание ребенка полноценной и полноправной личностью, как самостоятельного субъекта общества во всем комплексе гражданских, политических, экономических, социальных прав. Россия эту «Конвенцию» также приняла.

В 1989 году Государственный комитет по народному образованию СССР утвердил новую «Концепцию дошкольного воспитания» (авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.).

Впервые был дан серьезный анализ отрицательных сторон современного состояния общественного дошкольного воспитания в стране. Главный недостаток заключался в использовании учебно-дисциплинарной модели при организации педагогического процесса в детском саду. В «Концепции» раскрывалась сущность другой – альтернативной модели – личностно-ориентированной. Эта модель способствовала становлению ребенка как личности, развиваю его индивидуальности.

В 1991 году постановлением Правительства Российской Федерации утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении». «Положение» давало возможность каждому дошкольному учреждению выбирать программу воспитания и обучения, создавать авторские программы, использовать разнообразные формы работы. Кроме того, «Положением» предусматривалась определенная самостоятельность детского учреждения в хозяйственно-финансовой деятельности (возможность заниматься предпринимательством).

В 1993 году публикуются методические рекомендации Н.Я. Михайленко и Н.А. Коротковой. В них авторы предлагают совершенствовать педагогический процесс по следующим направлениям:

- изменение форм общения с детьми (переход от авторитарных форм воздействия к личностно-ориентированному общению, на установление партнерских отношений воспитателя с детьми);

- отказ от преподнесения детям политико-идеологизированных сведений при ознакомлении с окружающим;

- изменение форм и содержания обучающих занятий, сокращение их числа (переход от фронтальных занятий к занятиям с подгруппами, сокращение числа занятий за счет отбора наиболее эффективного для развития детей содержания);

- насыщение жизни детей классической и современной музыкой, произведениями изобразительного искусства, использование лучших образцов детской литературы;

- изменение организации предметной среды и жизненного пространства в групповой комнате.

Еще один методический документ («Построение развивающей среды в дошкольном учреждении») был разработан группой ученых под руководством В.А. Петровского и опубликован в 1993 году. В нем были определены принципы построения развивающей среды.

  1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.
  1. Принцип активности, самостоятельности, творчества.
  1. Принцип стабильности – динамичности
  1. Принцип комплексирования и гибкого зонирования
  1. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого
  1. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетическом оформлении группы
  2. Принцип открытости-закрытости

8.     Принцип учета половых и возрастных различий детей

В 1995 году выходит методическое пособие «Развивающая предметная среда» под редакцией С.П. Новоселовой. В нем подчеркивается значение единства стилевого решения всех помещений детского сада.

Новоселова С.П. указывает, что для нормального развития ребенку необходимо жить в трех предметных пространствах: со масштабном его росту; со масштабном действиям его рук; со масштабном предметному миру взрослых.

Новоселова С.П. предлагает новые подходы к формированию структуры здания детского сада (групповые помещения, общие столовые, спальни, аудиовизуальные и компьютерные комплексы, библиотеки, дизайн и изостудия, музыкальные и танцевально-театральные залы, зимние сады, живые уголки, физкультурно-оздоровительный комплекс с бассейном и сауной, холлы, кабинеты специалистов, комнаты отдыха для персонала, дворы-парки на участке детского сада).

В 1995 году постановлением Правительства РФ было утверждено «Типовое положение о ДОУ», где указывалось, что дошкольные учреждения в соответствии с их направленностью делятся на следующие виды:

- детский сад общеразвивающего вида;

- детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (познавательно-речевого, социально-личностного, физического, художественно-эстетического);

- детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалифицированной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников;

- детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур;

- детский сад комбинированного вида (в состав комбинированного детского сада могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании);

- центр развития ребенка – детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников.

В «Положении» закреплялось право дошкольного учреждения в самостоятельном выборе программ, в разработке авторских программ в соответствие с государственными требованиями. В также в 1995 году Министерством образования России публикует методическое письмо «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ», где указывалось, что программы должны обеспечивать:

  • охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;
  • эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • интеллектуальное развитие ребенка;
  • создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
  • приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
  • взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.

Программы подразделяются на комплексные и парциальные. Комплексные программы включают все основные направления развития ребенка. Парциальные программы включают одно или несколько направлений. Целостность педагогического процесса в дошкольном учреждении обеспечивается путем применения комплексной программы или набора парциальных программ.

Все аннотируемые экспертным советом программы имеют общие черты: целостность, системность, возрастную адресованность, учет индивидуальных особенностей, личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком.

Все программы отражают идеологию педагогики развития, построены с учетом достижений психологической науки о самоценности дошкольного детства, его роли в развитии личности.

Дошкольное образование на современном этапе

В 1996 году приказом Министерства образования РФ № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений» были установлены «Временные требования к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемые в ДОУ».

В 1996 году Коллегия Министерства образования Российской Федерации впервые зарегистрировала преемственность как главное условие непрерывного образования, а идею приоритета личностного развития (ранее – знаний, умений и навыков) – как ведущий принцип преемственности на этапах дошкольного – начального школьного образования.

В 1997 году в сфере дошкольного образования произошло важное событие. Впервые учебно-методические пособия для дошкольных образовательных учреждений были включены в ежегодный Перечень учебников и учебной литературы, рекомендованный Министерством общего и профессионального образования. В 1998 году Министерство образования России опубликовало Российской Федерации данный Федеральный комплект.

Включение учебно-методических пособий в Федеральный комплект учебников не только подчеркивало важность и необходимость дошкольного образования, его роль в развитии личности, но и способствовало решению проблемы преемственности дошкольного и начального образования.

В январе 2000 года в Москве прошло Всероссийское совещание работников образования, которое по своему значению и содержанию можно назвать съездом.

На секции «Дошкольное образование» обсуждались проблемы и перспективы развития системы образования на современном этапе, специфичные для сферы дошкольного образования.

Обсуждались три основных блока проблем:

  • обновлением содержания дошкольного образования на современном этапе;
  • кадровое обеспечение системы дошкольного образования;
  • сохранение и развитие сети дошкольных образовательных учреждений.

При обсуждении проекта Национальной доктрины образования РФ участники секции отметили, что в ней отражены перспективные пути развития системы дошкольного образования на современном этапе, и выразили уверенность, что реализация этого важнейшего стратегического документа позволит обеспечить повышение социального статуса педагога, усилить влияние образования на общее развитие страны, укрепить приоритетность системы дошкольного образования в государственной политике как базовой ступени формирования личности ребенка.

Вместе с тем участники секции просили учесть их единогласное мнение о переходе детей в начальную школу не ранее чем с 6,5 лет (на начало учебного года).

В 2001 году Минобразование России выпустило рекомендации «О приоритетных направлениях создания учебной продукции по дошкольному образованию», где четко определило основные принципы, на которые необходимо опираться при разработке учебных изданий, а именно:

  • принцип адекватности особенностям психического развития ребенка;
  • принцип комплектности;
  • принцип вариативности;
  • принцип преемственности дошкольного и начального общего образования;
  • принцип целостности;
  • принцип координации подходов к обучению и воспитанию в условиях детского сада и семьи.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в проекте Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено). В целом Концепция была одобрена Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства 17 июня 2003 года. Этот стратегический документ раскрывал перспективу развития дошкольного – начального образования, в нем впервые преемственность давалась на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определялись такие психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования ребенка на этих этапах детства будет протекать наиболее эффективно. Концепция провозгласила отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утвердила индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и мог развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

С 2004 года Министерством образования осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключения из них дублирования части учебного материала школьного содержания. Наряду с этим организована разработка диагностических методик, обслуживающих преемственность дошкольного и начального общего образования.

На заседании Правительства РФ 9 декабря 2004 года были приняты приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года. Одним из них признана необходимость обеспечения равных стартовых возможностей для получения качественного образования детьми из разных социальных групп и слоев населения, что свидетельствует о целесообразности введения «предшкольного образования».

В 2004 году вышла переработанная «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. В 2005 году к этой программе выпущены Методические рекомендации.

19-20 апреля 2007 года в Москве по инициативе Федерального института развития образования и при поддержке Министерства образования и науки РФ прошло Всероссийское совещание по дошкольному образованию: «Деятельность органов управления образованием, руководителей дошкольных образовательных учреждений по организации, содержанию и методическому обеспечению образования детей старшего дошкольного возраста». Многочисленные участники совещания, собравшиеся со всех регионов России, в течение двух дней активно обсуждали проблемы реализации приоритетных направлений государственной политики в области дошкольного образования и разработки механизмов получения детьми 5-7 лет из разных слоев населения России полноценной подготовки к школе.

Большое внимание на совещании было уделено приоритетным направлениям государственной политики в области дошкольного образования. Было отмечено, что Министерство образования и науки России согласно поручениям Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, разработало и представило в Правительство РФ комплекс мер по развитию дошкольного образования, предусматривающий меры по:

- увеличению фактического числа мест в дошкольных учреждениях,

- использованию внутренних резервов самой системы образования;

- разработке и внедрению различных моделей дошкольного образования.

Комплекс мер по развитию дошкольного образования на всех уровнях – федеральном, региональном и муниципальном – должен осуществляться по двум основным направлениям: обеспечение доступности дошкольного образования и обеспечение его качества.

В выступлении И. Тарадановой, начальника отдела Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации, был затронут вопрос о стандартах дошкольного образования. Участникам совещания напомнили, что в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 309 «О федеральных компонентах государственных образовательных стандартов дошкольного образования» на конкурсной основе в 2002 году были разработаны проекты стандартов, которые предполагалось утвердить приказом Минобразования России.

Однако, во-первых, в соответствии с законодательством Российской Федерации дошкольное образование не является обязательным в системе непрерывного образования: дети могут поступать в школу, как из детского сада, так и из семьи. Кроме того, дошкольное образование не является уровнем образования и, соответственно, не заканчивается выдачей документов государственного образца. Следовательно, неправомерно предъявлять жесткие требования к уровню подготовки детей на этапе завершения дошкольного образования, и требования к выпускнику дошкольного образовательного учреждения не должны применяться к ребенку дошкольного возраста при его поступлении в первый класс школы. Учитывая вышеизложенное, следует сказать, что федеральные компоненты государственных образовательных стандартов, предусмотренные статьей 7 Закона РФ «Об образовании» и в обязательном порядке определяющие обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; требования к уровню подготовки выпускников,  для дошкольного образования неприменимы. 

В отношении дошкольного образования предположили установить Федеральные государственные требования к основной образовательной программе дошкольного образования и условиям ее реализации. Пока же содержание дошкольного образования определяется Временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемыми в ДОУ. Они утверждены приказом Минобразования России от 22.08.96 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений».

Центральным вопросом совещания был вопрос о необходимости государственного обеспечения равных условий для образования максимально возможного числа детей старшего дошкольного возраста, что позволит обеспечить им «равные стартовые возможности» для успешного обучения в школе. Для достижения указанной цели необходимо, во-первых, развивать различные организационные модели образования детей старшего дошкольного возраста и, во-вторых, разработать такое содержание образования детей старшего дошкольного возраста, которое обеспечило бы достижение равных стартовых возможностей.

По окончании Всероссийского совещания была принята резолюция.

Учитывая вышеизложенное, Всероссийское совещание постановило (извлечения):

1. Одобрить Концепцию организации, содержания и методического обеспечения подготовки детей к школе.

2. Рекомендовать Федеральному институту развития образования разработать положение «О группах подготовки детей к школе».

В январе 2008 года Минобрнауки России опубликовало Методические рекомендации по внедрению различных моделей обеспечения равных стартовых возможностей получения общего образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.

Модель № 1 реализуется в группах полного дня для детей дошкольного возраста на базе образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. Модель № 1 характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях полного дня в ДОУ и образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, учреждениях общего образования, учреждениях дополнительного образования детей, в которых созданы соответствующие условия.

Модель № 2 реализуется в группах кратковременного пребывания детей. Модель № 2 характеризуется тем, что организация воспитательно-образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется в условиях кратковременного пребывания детей (в течение 3 – 5 часов в день от 3 до 5 раз в неделю) на базе образовательных учреждений разных типов, учреждений культуры и родительских сообществ.

Модель № 3 реализуется в условиях семейного воспитания. Модель № 3 характеризуется тем, что дошкольное образование организуется в форме собственно семейного образования, осуществляемого родителями, а также в форме гувернерства.

Сложившаяся ситуация в области дошкольного образования потребовала некоторых изменений в Типовом положении о ДОУ. Правительство РФ опубликовало Постановление № 666 от 12 сентября 2008 г. «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении». С этого момента Правительство РФ признало утратившим силу постановление от 1 июля 1995 г. № 667 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» и всех изменений и дополнений к нему. В пункте 7 утвержденного Типового положения определены виды дошкольных образовательных учреждений:

- детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

- детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

- детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

- детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

- детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

- детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

- детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

- центр развития ребенка – детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 ноября 2009 г. N655 были утверждены Федеральные государственные требования (ФГТ) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. 21 октября 2010 г. письмом Минобрнауки России N03-248 опубликованы «Методические рекомендации о разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

Методические рекомендации включали следующие разделы: общие положения; требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

29 декабря 2012 года Президентом России был подписан Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ.

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. Как отметила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Анастасия Зырянова, «с одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Разработка стандарта велась с января 2013 года рабочей группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова.

В июне 2013 года проект ФГОС дошкольного образования был представлен на широкое общественное обсуждение. Свыше 300 замечаний и предложений, поступивших на проект стандарта, были рассмотрены на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 3 июля 2013 года.

В соответствии с решением Совета проект ФГОС дошкольного образования был доработан и внесён на повторное рассмотрение. На основе заключений 11 экспертных организаций и рекомендации рабочей группы общего образования Совет Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам 28 августа 2013 года принял решение утвердить ФГОС дошкольного образования.

Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования разработан впервые в российской истории в соответствии с требованиями вступающего в силу с 1 сентября 2013 году Федерального закона №273 от 29.09.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» и представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию.

Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) целью, которого регламентировать требования к профессиональным знаниям и навыкам воспитателя. Этот документ играет ключевую роль в профессиональной жизни каждого воспитателя ДОУ. В соответствии с ним устанавливается квалификационный уровень педагога, формируются должностные инструкции и требования при приёме на работу.

Примечательна история этого профстандарта: он чаще остальных подвергался изменениям и в настоящее время опять находится на стадии пересмотра. Введение обновленного профстандарта запланировано на 1 сентября 2019 года.

«Довольно сложно стандартизировать творческую сторону профессии воспитателя в детском саду», - так эксперты объясняют постоянный пересмотр этого документа. Возможно ли, подвести к каким-либо стандартам педагогическую миссию? Вопрос спорный. Поэтому профстандарт воспитателя дошкольного учреждения и по сей день вызывает горячие споры и повышенный интерес в профессиональном сообществе.

Заключение

Таким образом, можно сказать, что дошкольное образование в Российской Федерации – это обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребенка дошкольного возраста от 2 до 7 лет. А современное дошкольное образование, опираясь на проверенный временем опыт российских методистов прошлых лет, продолжает лучшие традиции педагогики и развивает принципиально новые идеи и методики в области дошкольного образования и воспитания.

Литература

1. Белая К., Волобуева Л. Из прошлого дошкольного воспитания. // Дошкольное воспитание. 1997. № 9.С. 3–13.

2. История советской дошкольной педагогики. Хрестоматия. М., 1980.

3. Литвин Л. Идея «свободного воспитания» в истории русской и советской дошкольной педагогики. // Дошкольное воспитание. 1991. № 6. С. 54.

4. Подьяков Н., Казарян Л. Педагогика дошкольного детства // Дошкольное воспитание. 1987. № 11. С. 50–56.

5. Справочник по дошкольному воспитанию. / Под ред. А.И. Шустова. М., 1980.

6. Тростянская Г. История развития дошкольного воспитания в документах. // Дошкольное воспитание.1987. № 11.С. 6–11.

7. Чувашев И. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., 1955.

8. Астапова, В. А. История дошкольного образования в России / В. А. Астапова, Т. Н. Воробьева, Н. М. Чебиняева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 52 (290). — С. 248-250. — URL: https://moluch.ru/archive/290/65717/ (дата обращения: 12.04.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

ДОКЛАД на тему: Дидактические игры этнопедагогического образования как средство социализации детей дошкольного возраста

Культуру Якутии невозможно представить себе без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни народа Саха, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественный в...

Доклад на тему: «Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS - R)

 «Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта...

Доклад Тема: ««Современные технологии дошкольного образования»

Воспитание у ребенка интереса к познанию делает его жизнь насыщенной и увлеченной.В.А. Сухомлинский Задача педагога – формировать и развивать у детей интерес, пытливый ум и такие...

Доклад на тему: "Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решения"

Добрый день, уважаемые члены жюри, уважаемые коллеги. Сегодняшняя наша тема: «Актуальные проблемы дошкольного образования и пути их решение:По этому вопросу самыми важными вопросами по моему мне...