Сообщение «Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –
знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к
трудовой деятельности взрослого. Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №14
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»
Сообщение
«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»
Воспитатель:
Карлик С.А.
Г.о. Электрогорск
2023г
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –
знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к
трудовой деятельности взрослого. Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.
В игре ребенок воссоздает и предает виды человеческой деятельности.
Принимая на себя разные социальные роли, ребенок постигает в игре сложную
систему человеческих взаимоотношений. Именно в игровой форме ребенок
понимает, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают и
приходят на помощь друг другу. Если соответствующий игровой опыт не
будет сформирован в дошкольном возрасте, то социальное развитие дошкольника может быть осложнено.
Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.
Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд
взрослых. Тематика, которых заимствуется из окружающей жизни: школа, магазин, почта, парикмахерская, поликлиника, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, завод, строительство.
Сюжетно-ролевые игры незаменимы в воспитании дошкольников.
Труд взаимосвязан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых, а
также знакомятся с трудом взрослых. Рассмотрим знакомство детей с трудом взрослых, особенностями профессий при помощи сюжетно-ролевых игр.
Для проведения сюжетно-ролевой игры необходимо предварительно
подготовить детей. Подготовка к сюжетно-ролевым играм в профессии прослеживается во всех видах деятельности, где ребенок может познакомиться с качествами специальностей, накопить нужный объем информации, на основе которого можно воссоздать в игре определенный вид человеческой жизнедеятельности.
Источники накопления информации для сюжетно-ролевых игр: получения сведений о профессиях от родителей; воспитателей детского сада; от сверстников и детей более старшего возраста; из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми; приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).
Дети объединяются в группы для игр, происходит обмен информацией
друг с другом. В процессе игры случается смена ролей, что способствует
поддержанию интереса детей к различным сторонам профессии. В некоторых
случаях взрослые регулируют смену ролей в сюжетно-ролевой игре, для
повышения интереса и развития сюжетной линии. Систематическая смена
играющих, способствует взаимовлиянию друг на друга, расширению объема
усваиваемой информации в процессе игры.
Игра оказывает познавательное и воспитательное влияние на ребенка на
всем своем протяжении: от возникновения желания играть и до после игрового
периода.
Воспитатель должен создать условия для игры, чтобы она стала
увлекательной деятельностью. Это обогащение детей реалиями об
окружающем: о предметах, явлениях, о взаимоотношениях людей. Для
достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о профессиях с использованием фотографий, фильмов, картинок; инсценировки, мультфильмы.
Воспитатели, при ознакомлении детей с трудом взрослых, наглядные
способы, умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Важное место
среди словесных методов отводится использованию детской художественной
литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские книги
заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважительное
отношение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.
Организация сюжетно-ролевой игры «Строители»
Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.
Задачи: Образовательные
1.Продолжать учить детей, самостоятельно определять и продумывать замысел игры.
2.Реализовывать и развивать сюжет строительства дома по проекту, используя различные строительные материалы и их заменители.
3.Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
4.Закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, блоки, вход, крыльцо и т.д.
Развивающие
1.Развивать и активизировать словарь в речи названия профессий и строительных материалов.
2.Развивать диалогическую речь, навыки речевого общения.
3.Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности.
Воспитательные
1.Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно- полезному труду.
Словарная работа: чертёж, проект, архитектор, прораб, озеленитель, фундамент, блоки.
Игровой материал: Чертёж дома, строительный материал (кубы и блоки), инструменты строителей, грузовые машины, оконные рамы из бумаги, одежда строителей (шлемы, жилет), искусственные цветы для озеленения, коврики – дорожки, грузовик, бетономешалка.
Предварительная работа. Рисование различных эскизов зданий. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Строитель». Беседа о профессиях – архитектор, строитель, озеленитель об их орудиях труда. Обыгрывание ситуации (приезд архитектора в детский сад). Экскурсия по детскому саду. Рассматривание иллюстраций оформления цветочных клумб. Подготовка оконных блоков, вырезанных из бумаги.
Игровые роли: прораб, архитектор, строители: каменщики, стекольщики, столяры, кровельщики, шофёр грузовика, водитель цементовоза, озеленители.
Ход игры
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Знает каждый в доме житель. Этот дом возвел…
Ответы детей: (Строитель).
Воспитатель: Как вы думаете, что делают строители?
Ответы детей: Строят дома, больницы, магазины, школы, детские сады и т. д.
Воспитатель: Из чего строят дома, из каких материалов?
Ответы детей: Из строительного материала.
Воспитатель: а кто знает, что входит в строительный материал?
Ответы детей: (Кирпичи, песок, глина, цемент и т. д.)
Воспитатель: Строитель - это профессия людей, которая нас окружает повсюду. Чтобы построить дом, надо приложить немало усилий различных специалистов строительных профессий. Давайте вспомним что делают люди строительных профессий.
Ответы детей: (Архитектор готовит план будущего здания. Каменщики заливают фундамент под дом и кладут кирпичи. Плотники ставят двери, стекольщики устанавливают окна, кровельщики кроют крышу. Штукатуры штукатурят стены, маляры красят.)
Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:
Что за башенка стоит,
А в окошке свет горит?
В этой башне мы живем
И она зовется….
Ответы детей: (Дом).
Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем в строителей и построим новой дом.
(Воспитатель с детьми подходят к строительной площадке и проводит инструктаж по технике безопасного поведения на строительном объекте и рядом с ним.)
Воспитатель: Детям запрещено посещать настоящие строительные объекты
Ребята, скажите какая опасность подстерегает нас на стройке?
Ответы детей: (можно упасть в траншею для фундамента, споткнуться о кирпичи и доски, можно попасть под строительные машины и грузы)
Воспитатель: Так же настоящие молоток и клещи тоже могут быть опасными. Что может произойти?
Ответы детей: (Можно пораниться)
Воспитатель: Не в каком случае нельзя трогать растворители, краски, лаки и тем более их нюхать или пить. Что может произойти?
Ответы детей: (можно отравиться)
Воспитатель: Так же очень опасной может быть строительная пыль, строительные смеси, опилки. Что может произойти, если вдохнуть эти смеси?
Ответы детей: (Смесь может попасть в лёгкие и начнётся кашель, а также может появится аллергия)
Воспитатель: Молодцы ребята, я надеюсь, что вы запомните правила и не когда не попадёте в беду.
А сейчас скажите, во что одет строитель? Почему?
Ответы детей: (строитель одет в оранжевый жилет и красную каску, чтобы защитить голову и что бы его было хорошо видно).
Воспитатель: Мы находимся на строительной площадке. На стройке работают строители. Воспитатель предлагает роли (кто будет строить, а кто доставлять на место стройки строительные материалы, на себя же берет роль архитектора)
Ребята, скажите, а с чего начинается любая стройка?
(необходимо ознакомится с чертежом будущего дома)
Воспитатель: А как называется профессия человека,
который занимается проектами и чертежами построек?
Ответы детей: (Архитектор).
Воспитатель:
Мы строителями станем
И построим новый дом.
Первым делом подойдите,
Ознакомьтесь с чертежом.
Воспитатель: На чем, держится здание дома?
Ответы детей: (на фундаменте)
Воспитатель: Сколько этажей у нашего дома?
Ответы детей: (2 этажа)
Воспитатель: Сколько дверей?
Ответы детей: (1 дверь)
Воспитатель: Сколько оконных блоков?
Ответы детей: (2)
Воспитатель: Ребята на любой стройке есть главный человек, который руководит строительством. Это прораб. А кто еще помогает при строительстве?
Ответы детей.
(Раздаются роли и начинается строительство. В ходе строительства воспитатель задает вопросы).
Воспитатель: Что бы начать строительство дома, что нужно сделать?
Ответы детей: (Очистить участок от мусора и выкопать котлован)
Воспитатель: «Из чего будем строить дом?
Ответы детей: (Из кирпичиков и кубов)
Воспитатель: Посмотрите на чертёж и скажите с чего мы начнём строительство?
Ответы детей: (с постройки фундамента)
(шофёр подвозит на грузовике кубы и блоки. Каменщики выкладывают фундамент и стены))
Воспитатель: Это будут стены дома.
Воспитатель: Теперь нужно установить лестницу и двери. Кто устанавливает деревянную лестницу и двери?
Ответы детей: (Плотник)
(Плотники устанавливают лестницу и дверь)
Воспитатель: А как сделать крышу?
Ответы детей: (Надо положить геометрическое тело треугольной формы сверху на стены.)
Воспитатель: Кто занимается строительством крыши?
Ответы детей: (Кровельщик)
(Кровельщики кроют крышу)
Воспитатель: А чтобы в доме было светло, что нужно сделать?
Ответы детей: (установить окна)
Воспитатель: Кто устанавливает окна?
Ответы детей: (Стекольщик)
(в процессе строительства дома воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому — дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей).
Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие строители! Объявляю наш дом готовым к заселению! Что вам особенно понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Рабочий день закончился и заканчивается работа на строительной площадке. А нам пора возвращаться в нашу группу.
Вывод: Через игру у ребенка формируется своё отношение к окружающему миру. Сюжетно-ролевая игра оказывает позитивное отношение к труду и трудовой деятельности. Игра воспитывает желание помогать взрослым, подражать их деятельности, обогащать познаниями о профессиях, креативность,коммуникацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/13/picture-266128-1371150443.jpg)
Сценарий педагогической игры - викторины «Трудовое воспитание дошкольников»
1. Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2. Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/17/picture-301494-1581957941.jpg)
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников Задачи: - Раскрыть связь понятий ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/05/picture-442718-1399280306.jpg)
Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"
данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/16/picture-974411-1510797256.jpg)
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников
В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/22/picture-1014787-1519283629.jpg)
Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников
Дидактические игры по трудовому воспитанию детей от 3х до 7ми лет....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/19/picture-1128051-1552991054.jpg)
«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»
Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ...