Сообщение «Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Карлик Светлана Анатольевна

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –
знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к
трудовой деятельности взрослого.  Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_syuzhetno.docx21.28 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАЛЬНАЯ ШКОЛА №14

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «ЁЛОЧКА»

Сообщение

 «Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»

Воспитатель:

Карлик С.А.

Г.о. Электрогорск

2023г

                                                               

   Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –
знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения к
трудовой деятельности взрослого.  Большинство воспитанников детского сада не имеют возможности наблюдать за трудовой деятельностью своих родителей на общественном производстве, по этой причине на помощь взрослым направлен основной вид деятельности дошкольников – сюжетно-ролевая игра. «Игра — источник развития, она создает зону ближайшего развития, т. е. определяет развитие ребенка» утверждал Л. С. Выготский. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования обучение детей производится в игре, т. к. она составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью.

   В игре ребенок воссоздает и предает виды человеческой деятельности.
Принимая на себя разные социальные роли, ребенок постигает в игре сложную
систему человеческих взаимоотношений. Именно в игровой форме ребенок
понимает, что люди любят друг друга и проявляют заботу, защищают и
приходят на помощь друг другу. Если соответствующий игровой опыт не
будет сформирован в дошкольном возрасте, то социальное развитие дошкольника может быть осложнено. 

   Сюжетно-ролевая игра – это творческий вид игры, в которой дети отражают явления окружающей действительности через ролевое взаимодействие.
  Игры на производственные и общественные темы, отражающие труд
взрослых. Тематика, которых заимствуется из окружающей жизни: школа, магазин, почта, парикмахерская, поликлиника, транспорт, полиция, пожарные, цирк, театр, завод, строительство.

   Сюжетно-ролевые игры незаменимы в воспитании дошкольников. 
Труд взаимосвязан с игрой. В игре дети отражают труд взрослых, а
также знакомятся с трудом взрослых. Рассмотрим знакомство детей с трудом взрослых, особенностями профессий при помощи сюжетно-ролевых игр.
Для проведения сюжетно-ролевой игры необходимо предварительно
подготовить детей. Подготовка к сюжетно-ролевым играм в профессии прослеживается во всех видах деятельности, где ребенок может познакомиться с качествами специальностей, накопить нужный объем информации, на основе которого можно воссоздать в игре определенный вид человеческой жизнедеятельности.

    Источники накопления информации для сюжетно-ролевых игр: получения сведений о профессиях от родителей; воспитателей детского сада; от сверстников и детей более старшего возраста; из своих собственных наблюдений за родителями, родственниками, другими взрослыми; приобретение дополнительных навыков, не относящихся непосредственно к теме игры, но которые в ней могут быть использованы (изготовление игрушек, лепка, рисование, умение делать аппликации и т.д.).

   Дети объединяются в группы для игр, происходит обмен информацией
друг с другом. В процессе игры случается смена ролей, что способствует
поддержанию интереса детей к различным сторонам профессии. В некоторых
случаях взрослые регулируют смену ролей в сюжетно-ролевой игре, для
повышения интереса и развития сюжетной линии. Систематическая смена
играющих, способствует взаимовлиянию друг на друга, расширению объема
усваиваемой информации в процессе игры.

   Игра оказывает познавательное и воспитательное влияние на ребенка на
всем своем протяжении: от возникновения желания играть и до после игрового
периода.
  Воспитатель должен создать условия для игры, чтобы она стала
увлекательной деятельностью. Это обогащение детей реалиями об
окружающем: о предметах, явлениях, о взаимоотношениях людей. Для
достижения этой цели мною используются следующие методы: наблюдение; экскурсии; встречи с людьми разных профессий; чтение литературы; рассказ о взаимоотношениях людей, о профессиях с использованием фотографий, фильмов, картинок; инсценировки, мультфильмы.

   Воспитатели, при ознакомлении детей с трудом взрослых, наглядные
способы, умело сочетают со словесными (рассказы, беседы). Важное место
среди словесных методов отводится использованию детской художественной
литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детские книги
заражает детей энтузиазмом труда: пробуждает интерес, уважительное
отношение к труду, желание подражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Организация сюжетно-ролевой игры «Строители»

Цель: Совершенствование у дошкольников конкретных представлений о строительстве и его этапах.

Задачи: Образовательные

1.Продолжать учить детей, самостоятельно определять и продумывать замысел игры.

2.Реализовывать и развивать сюжет строительства дома по проекту, используя различные строительные материалы и их заменители.

3.Обучать детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.

4.Закрепить названия элементов архитектуры: этаж, окна, блоки, вход, крыльцо и т.д.

Развивающие

1.Развивать и активизировать словарь в речи названия профессий и строительных материалов.

2.Развивать диалогическую речь, навыки речевого общения.

3.Развивать пространственное мышление, умение ориентироваться в пространстве, творческие способности.

Воспитательные

1.Воспитывать интерес к строительным профессиям, уважение к общественно- полезному труду.

Словарная работа: чертёж, проект, архитектор, прораб, озеленитель, фундамент, блоки.

Игровой материал: Чертёж дома, строительный материал (кубы и блоки), инструменты строителей, грузовые машины, оконные рамы из бумаги, одежда строителей (шлемы, жилет), искусственные цветы для озеленения, коврики – дорожки, грузовик, бетономешалка. 

Предварительная работа. Рисование различных эскизов зданий. Рассматривание и чтение детских книг по теме «Строитель». Беседа о профессиях – архитектор, строитель, озеленитель об их орудиях труда. Обыгрывание ситуации (приезд архитектора в детский сад). Экскурсия по детскому саду. Рассматривание иллюстраций оформления цветочных клумб. Подготовка оконных блоков, вырезанных из бумаги.

Игровые роли: прораб, архитектор, строители: каменщики, стекольщики, столяры, кровельщики, шофёр грузовика, водитель цементовоза, озеленители.

Ход игры

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку: Знает каждый в доме житель. Этот дом возвел…

Ответы детей: (Строитель).

Воспитатель: Как вы думаете, что делают строители?

Ответы детей: Строят дома, больницы, магазины, школы, детские сады и т. д.

Воспитатель: Из чего строят дома, из каких материалов?

Ответы детей: Из строительного материала.

Воспитатель: а кто знает, что входит в строительный материал?

Ответы детей: (Кирпичи, песок, глина, цемент и т. д.)

Воспитатель: Строитель - это профессия людей, которая нас окружает повсюду. Чтобы построить дом, надо приложить немало усилий различных специалистов строительных профессий. Давайте вспомним что делают люди строительных профессий.

Ответы детей: (Архитектор готовит план будущего здания. Каменщики заливают фундамент под дом и кладут кирпичи. Плотники ставят двери, стекольщики устанавливают окна, кровельщики кроют крышу. Штукатуры штукатурят стены, маляры красят.)

Воспитатель: А теперь отгадайте загадку:

Что за башенка стоит,

А в окошке свет горит?

В этой башне мы живем

И она зовется….

Ответы детей: (Дом).

Воспитатель: Ребята, а давайте с вами поиграем в строителей и построим новой дом.

(Воспитатель с детьми подходят к строительной площадке и проводит инструктаж по технике безопасного поведения на строительном объекте и рядом с ним.)

Воспитатель: Детям запрещено посещать настоящие строительные объекты

Ребята, скажите какая опасность подстерегает нас на стройке?

Ответы детей: (можно упасть в траншею для фундамента, споткнуться о кирпичи и доски, можно попасть под строительные машины и грузы)

Воспитатель: Так же настоящие молоток и клещи тоже могут быть опасными. Что может произойти?

Ответы детей: (Можно пораниться)

Воспитатель: Не в каком случае нельзя трогать растворители, краски, лаки и тем более их нюхать или пить. Что может произойти?

Ответы детей: (можно отравиться)

Воспитатель: Так же очень опасной может быть строительная пыль, строительные смеси, опилки. Что может произойти, если вдохнуть эти смеси?

Ответы детей: (Смесь может попасть в лёгкие и начнётся кашель, а также может появится аллергия)

Воспитатель: Молодцы ребята, я надеюсь, что вы запомните правила и не когда не попадёте в беду.

А сейчас скажите, во что одет строитель? Почему?

Ответы детей: (строитель одет в оранжевый жилет и красную каску, чтобы защитить голову и что бы его было хорошо видно).

Воспитатель: Мы находимся на строительной площадке. На стройке работают строители. Воспитатель предлагает роли (кто будет строить, а кто доставлять на место стройки строительные материалы, на себя же берет роль архитектора)

Ребята, скажите, а с чего начинается любая стройка?

(необходимо ознакомится с чертежом будущего дома)

Воспитатель: А как называется профессия человека,

который занимается проектами и чертежами построек?

Ответы детей: (Архитектор).

Воспитатель: 

Мы строителями станем

И построим новый дом.

Первым делом подойдите,

Ознакомьтесь с чертежом.

Воспитатель: На чем, держится здание дома?

Ответы детей: (на фундаменте)

Воспитатель: Сколько этажей у нашего дома?

Ответы детей: (2 этажа)

Воспитатель: Сколько дверей?

Ответы детей: (1 дверь)

Воспитатель: Сколько оконных блоков?

Ответы детей: (2)

Воспитатель: Ребята на любой стройке есть главный человек, который руководит строительством. Это прораб. А кто еще помогает при строительстве?

Ответы детей.

(Раздаются роли и начинается строительство. В ходе строительства воспитатель задает вопросы).

Воспитатель: Что бы начать строительство дома, что нужно сделать?

Ответы детей: (Очистить участок от мусора и выкопать котлован)

Воспитатель: «Из чего будем строить дом? 

Ответы детей: (Из кирпичиков и кубов)

Воспитатель: Посмотрите на чертёж и скажите с чего мы начнём строительство?

Ответы детей: (с постройки фундамента)

(шофёр подвозит на грузовике кубы и блоки. Каменщики выкладывают фундамент и стены))

Воспитатель: Это будут стены дома.

Воспитатель: Теперь нужно установить лестницу и двери. Кто устанавливает деревянную лестницу и двери?

Ответы детей: (Плотник)

(Плотники устанавливают лестницу и дверь)

Воспитатель: А как сделать крышу? 

Ответы детей: (Надо положить геометрическое тело треугольной формы сверху на стены.)

Воспитатель: Кто занимается строительством крыши?

Ответы детей: (Кровельщик)

(Кровельщики кроют крышу)

Воспитатель: А чтобы в доме было светло, что нужно сделать?

Ответы детей: (установить окна)

Воспитатель: Кто устанавливает окна?

Ответы детей: (Стекольщик)

(в процессе строительства дома воспитатель привлекает к работе и других, заинтересовавшихся игрой детей: одному предлагает сделать забор, другому — дорожку к дому и т. д. Поощряет совместные игры детей).

Воспитатель: Молодцы! Вы настоящие строители! Объявляю наш дом готовым к заселению! Что вам особенно понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Рабочий день закончился и заканчивается работа на строительной площадке. А нам пора возвращаться в нашу группу.

Вывод: Через игру у ребенка формируется своё отношение к окружающему миру. Сюжетно-ролевая игра оказывает позитивное отношение к труду и трудовой деятельности. Игра воспитывает желание помогать взрослым, подражать их деятельности, обогащать познаниями о профессиях, креативность,коммуникацию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий педагогической игры - викторины «Трудовое воспитание дошкольников»

1.   Совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников трудовых навыков.2.   Развитие профессиональных качеств воспитателей по образовательной области «Труд»...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

Цель:Рассмотреть сюжетно-ролевые игры как средство повышения уровня развития нравственности дошкольников  Задачи:         -  Раскрыть связь понятий ...

Буклет "Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников"

данный буклет будет хорошим помощником в трудовом воспитани дошкольников для воспитателей и родителей...

Использование сюжетно-ролевых игр в процессе нравственного воспитания дошкольников

В статье рассматривается проблема нравственного воспитания дошкольника в современном обществе.С помощью каких методик повысить уровень нравственногго воспитаня ребенка.Информация как для родителей, та...

Дидактические игры по трудовому воспитанию дошкольников

Дидактические игры по трудовому воспитанию детей от 3х до 7ми лет....

«Роль сюжетно-ролевой игры в трудовом воспитании дошкольников»

Одна из основных задач трудового воспитания дошкольников –знакомство с трудом взрослых, формирование положительного отношения ктрудовой деятельности взрослого. С начала посещения детского сада, ...