Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников
статья (младшая группа)

Латышева Наталья Владимировна

Статья  "Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников".   Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_maam.docx20.69 КБ

Предварительный просмотр:

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников

      Патриотическое воспитание дошкольников является одним из важнейших направлений работы ДОУ. Руководя деятельностью детей, именно мы, педагоги, формируем такие важные для русского человека черты, как любовь к родному краю, Родине, Российской Армии, истории.

       Три направления в воспитании детей — нравственное, патриотическое и культурное неразрывно связаны между собой. Нельзя представить себе патриота безнравственным, который не знает историю и культуру своего народа. Все эти три направления присутствуют в нашей педагогической деятельности каждый день, ведь детский сад – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционально – практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее значимых для его развития сферах жизни.

        Большое нравственно-патриотическое воздействие на ребенка оказывает русская народная музыка, с которой дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздниках.  Русские народные песни, прибаутки, частушки воспитывают у детей дошкольного возраста такие  качества, как доброта, открытость, достоинство, сострадание, благородство.  

        Средства патриотического воспитания: фольклор, художественная литература и искусство, окружающая среда, практическая деятельность. Выбор средств должен быть адекватен возрастным особенностям детей. Все эти средства патриотического воспитания мы, педагогические работники, используем в тесном контакте с музыкальным  руководителем. Мы вместе решаем, какую музыку использовать на комплексных, тематических занятиях, утренниках, развлечениях, как её лучше преподнести. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти произведения знакомыми и любимыми.

        Русская классическая музыка – это достояние России. Ни одна страна мира не может представить такую блестящую плеяду великих композиторов. Поэтому классическая музыка должна звучать на занятиях, начиная с младших групп, а в старших группах важно акцентировать внимание ребенка, на то, что это именно русский композитор, наш соотечественник.

        Знакомство детей с государственными символами России, является неотъемлемой частью в воспитание патриотизма у ребёнка. Государственные символы России — установленные федеральными конституционными законами особые отличительные знаки России, олицетворяющие её национальный суверенитет и самобытность, несущие определённый идеологический смысл. Таковыми символами являются: государственный флаг, герб и гимн.

        Герб – это эмблема, созданная в соответствии с требованиями геральдики, которая служит отличительным знаком для семьи, рода, династии, города или целой страны. На гербе российского государства отражается его история и культура.  Современным гербом страны является изменённое изображение, существовавшее ещё в годы правления Александра II. На гербе Российской Федерации орёл с двумя головами, смотрящими в разные стороны, держит скипетр и державу, являющиеся знаками власти, а также единства всего государства. Орёл с двумя главами ещё со времён Римской империи ассоциируется с властью. Россия переняла эту традицию у Византии, которая была преемником Рима.  Но в российском варианте орёл дополнен и другими деталями. Над головами орла расположены три короны. Они во времена Петра I обозначали его власть над целой страной и отдельными её частями и сейчас по-прежнему означают единство российской власти.  Значок, на котором всадник одерживает победу над драконом, находится на груди орла. Это является символическим изображением борьбы доброго начала со злым и защиты своей Отчизны от зла. Герб содержит в себе продолжение традиции разных исторических эпох в новом тысячелетии и выглядит торжественно.

        Государственный флаг, хотя современный триколор возник при Алексее Михайловиче, Пётр Великий может считаться основателем этой традиции. Он перенял с Запада трёхцветную композицию флага. Когда короновали Елизавету, был создан флаг с чёрной, жёлтой и белой полосками, употреблявшийся помимо бело-сине-красного. Но при Александре Третьем, в 1883 году, разрешался только старый триколор.   Во время Гражданской войны этот флаг символизировал движение Белых. Оппозиционные организации эмигрантов использовали этот флаг в то время, как в СССР было красное знамя. После распада СССР этот красивый триколор торжественно взмыл над Белым домом.  Сейчас отсутствует официальная расшифровка цветов. Но версий есть много. Наиболее распространена версия, согласно которой белый цвет указывает на благородные свойства души и человеческую искренность, синий – на честное поведение, сохранение верности и целомудренную жизнь, а красный – на отвагу и щедрость. По другой версии, белый цвет связан с Белоруссией, синий – с Украиной, а красный – символ Великой Руси, собственно России, всё вместе говорит об единстве этих народов. Но профессиональные геральдисты считают оба толкования просто эмоциональной трактовкой на уровне высоких чувств гордости за страну. Комиссия, работавшая при Николае II, трактовала синий и красный цвета как цвета народных костюмов, а белый обозначал холодную зиму.  Без флага невозможно представить себе ни один из военных парадов и государственных праздников.

    Современный гимн России ведёт свою историю ещё со времён Великой Отечественной войны. В первый день 1944 года прозвучала песня со словами С. В. Михалкова и Эль-Регистана. Это произведение стало гимном, исполнявшимся на всех торжествах. После распада СССР Сергей Михалков изменил слова этого гимна и положил их на музыку А. В. Александрова. В 2001 г. этот текст с одобрения Президента утвердили официально.  По закону РФ, к гимну надо относиться с почтением. Первоначально после перестройки планировалось написать гимн на музыку Михаила Глинки, но ни один из многочисленных предложенных текстов не подошёл, несмотря на то, что со всей страны прислали почти шесть тысяч разных текстов. Поэтому лучшим вариантом стал тот гимн, который используется сейчас. В тексте гимна говорится о национальном единстве государства, его величии, а также о необъятных просторах русских земель и надежде на будущее.

   Георгиевская лента - официальный символ Дня Победы в России. Все жители страны надевают ее на 9 мая. И выходят в георгиевских лентах гулять по улице. Отдавать дань уважения ветеранам Второй Мировой Войны.    

    Праздник, посвященный «Дню Защитника Отечества» - это день воинской славы, в который мы чтим и учим детей чтить традиции нашей армии: преданность Родине, готовность защищать её до последнего дыхания, верность военной присяге и Боевому Знамени! При подготовке празднования у мальчиков формируется понятие, что они будущие мужчины, сильные и крепкие, опора своей семьи, Родины, ее защитники.

    Праздники с мамой - «День матери», «Праздник 8 марта» посвящены формированию у дошкольников семейных ценностей и образа матери, женщины как хранительницы семьи. С большой любовью ребята делают для мам подарки, рисуют их портреты и даже сочиняют про них стихи и сказки. А песни о маме устойчиво вошли в детский репертуар.

     День России и День народного единства проводятся с целью воспитания чувства уважения и любви к своей Родине, к её традициям и обычаям, к народному творчеству. В процессе подготовки и проведения мероприятия у дошкольников формируется понимание принадлежности к русскому народу и России, как единой Родине всех проживающих на её территории людей; расширяются представления о народах, проживающих в России, о дружбе и мире, о значении сплоченности в жизни человека и целого народа. Прослушивание гимна нашей страны, Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, духовным наследием своего народа.

    День семьи, любви и верности и День пожилого человека посвящен формированию у дошкольников представлений о семье, как о людях, которые любят друг друга и заботятся друг о друге; воспитанию у детей чувства любви и уважения к родителям, гордости за свою семью.

    Праздник ко «Дню Великой Победы». В этой теме мы раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями и музыкой тех времён и о тех временах. Музыкальные впечатления дошкольников опираются на знания, полученные на занятиях по ознакомлению с окружающим миром.

    Такие праздники, как День космонавтики, День знаний, День российского флага и др. расширяют представление детей об истории и традициях нашей страны.

    День города Санкт-Петербурга  -  это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время - родной край, родной город, родная улица. Надо показать ребенку, что они славны своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми и т. п. Ребенок будет любить и по-настоящему ценить свой родной край, если мы научим его этому.

    Чувство любви к родной природе – ещё одно из слагаемых патриотизма. Выразительность музыкального языка, яркость и поэтичность стихов помогают детям почувствовать теплоту и сердечность песен, воспевающих красоту родной природы. Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздником или развлечением. Эта атмосфера радостной встречи с родной природой надолго остается в памяти ребенка, способствуя формированию его сознания как гражданина и патриота.

     Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает воспитание физически здоровой личности. Поэтому физическое развитие является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Народные игры и спортивные конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции, так как дают возможность привлечения родителей.

   Работа по формированию нравственно – патриотического воспитания более эффективна, если установлена тесная связь с родителями детей.        Чтобы работа с родителями не ограничивалась рамками педагогического просвещения (беседы, консультации, педагоги привлекают их к совместному труду с детьми (например, конкурсы  и выставки работ осенних и зимних поделок. Привлечение к активному участию в подготовке к совместным праздникам и отдыху. В нашем детском саду организовываются тематические выставки семейных рисунков, фотографий, проводится совместная проектная деятельность, что вызывает положительный эмоциональный отклик у детей и родителей.

     Работа по развитию нравственного начала в детях многогранна и никогда не кончается. И полностью направлена на то, чтобы наши дети выросли добрыми и умными, достойными гражданами родной страны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию старших дошкольников через познавательное развитие. Модернизация и инновационное развитие – единственный путь, который позволит России...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

«Современные подходы к нравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»

Обобщение опыта педагогической работы по теме: «Современные подходы кнравственно - патриотическому воспитанию старших дошкольников в условиях внедрения ФГОС ДО»...

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

Сообощение из опыта работы.Современные подходы к нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников.

В настоящее время большое значение приобретает поиск и разработка инновационных подходов к патриотическому воспитанию, которые не казались бы ребенку чрезмерно назидательными.  Главной целью дошк...