Мастер класс для педагогов ДОУ "Сотрудничество -путь к успеху"
материал

Федоренко Екатерина Вячеславовна

СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема.

Сотрудничество в воспитательно-образовательном процессе выстраивается между такими субъектами как (воспитатель - ребенок, воспитатель-родитель, воспитатель – родитель - ребёнок, ребенок - ребенок).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sotrudnichestvo-put_k_uspehu.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов

 

 

«Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»

 

В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми.

И поэтому наш мастер-класс звучит так:

«Сотрудничество – путь к успеху» (слайд)

Уважаемые коллеги,- как вы понимаете термин «Сотрудничество»? (ответы)

Да, вы правы. Сотрудничество - это

Дружба

Равенство

Партнерство

Взаимодействие

Коммуникация

Контакт

Взаимопомощь

Общение

Симпатия

 

СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема.

Сотрудничество в воспитательно-образовательном процессе выстраивается между такими субъектами как (воспитатель - ребенок, воспитатель-родитель, воспитатель – родитель - ребёнок, ребенок - ребенок).

Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми.

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?

Тогда приглашаю вас к сотрудничеству:

Игра «Пчелы и бабочки»

1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.

2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – бабочки.

3. Вам необходимо выбрать своего короля.

4. Королей я попрошу выйти из команды, отвернуться и подождать, я вас позову.

5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а бабочки прячут цветок.

(Приглашаем королей)

6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король бабочек - цветок.

7. А вы Пчёлы и Бабочки должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж, бабочки  хлопать в ладоши. Чем ближе король   приближается к объекту, тем громче должны издаваться звуки.

8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:

- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (бабочек)?

- Ваши группы хорошо вам помогали?

- Вы остались довольны вашими подданными?

- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?

- Бабочки, как вы взаимодействовали друг с другом?

- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?

 Из нашей игры вытекает 1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно). (слайд )

Следующее упражнение называется

 "Неожиданные картинки"

1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.

2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните (звучит музыка).

3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок (музыка остановилась).

4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.

5. Снова обменяемся рисунками.

Вопросы:

- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?

- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

- А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях?

 В ходе этой игры определилось следующее правило: Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников (слайд).

Уважаемые коллеги, я хочу предложить  вам  игру:

«Рисунок в два этапа»

1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

2. Положите между собой лист формата А3 и поставьте фломастер в центр листа, закройте глаза  и,  не отрывая руку, будем рисовать.

3. Пока звучит музыка, вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.

4. Рисуйте во все стороны.

5.  При этом Вы,  можете разговаривать с друг с другом.

6. Как только музыка остановится, открываете глаза и дорисовываете свой рисунок.

7. Завершив рисунок, решите, как Вы его назовете.

Вопросы:

- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?

- Насколько Вы довольны своим рисунком?

- Вам, сложно было придумать название вашей картины?

Итак:

Правило 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других (слайд).

В основе технологии  сотрудничества лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого. (слайд 8)

Этих этапов – четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической. Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием (слайд)

 «Чашки»

Мне нужно 2 педагога

Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот, кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимных моментах.

Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности. Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:

 На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

1.Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно - последовательной деятельности.(слайд12)

В нашем детском саду с недавнего времени стала действовать «говорящая стена».

Мы, используя технологию сотрудничества, оформляем её к различным тематическим дням.

Например, стена действовала  при реализации проекта « День рожденье

Шарля Перро», ….

А сейчас мы готовимся к реализации проекта к 9 мая. И возможно вы предложите нам какие-то новые идеи в её оформлении.

Давайте сформируем три микрогруппы. Проходите, пожалуйста, к столу. На столе есть заготовки, которые возможно вы сможете использовать для оформления. И есть макет «Говорящей стены»

В процессе необходимо определить последовательность действий.

Это:

1.Мотивация;

2.Целеполагание;

3.Планирование;

4 Конкретизация групповой цели;

5 Проговаривание индивидуальной цели;

6.Организация рабочего стола;

7.Осуществление деятельности;

8. Оценка результата.

Мотивация: Мы готовимся к празднованию Великого Дня Победы. Как же нам сообщить всем об этом празднике?

Целеполагание: мы оформим говорящую стену и расскажем о истории этого праздника. Согласны со мной?

Планирование:  Перед вами на столе лежат символы, атрибуты, слоганы, говорящие о предстоящем дне.

Подумайте, какие темы мы можем осветить с помощью этих атрибутов?

Подумайте, на какие зоны можно будет распределить макет? Установите очередность ваших действий.

Есть еще атрибуты для чего можно будет использовать их?

Необходимо договориться какое задание будет выполнять каждая группа.

Конкретизация групповой цели:

Ваша команда, какое задание будет выполнять? А ваша? Ваша?

Распределение деятельности: Вам, уважаемые коллеги нужно самостоятельно распределить деятельность, договориться в своей группе: кто, какую операцию будет выполнять.

Проговаривание индивидуальной цели:

Договорились? Вы что будете делать, а вы что? (каждый озвучивает индивидуальную цель).

Организация рабочего стола:

- А теперь возьмите все, что вам нужно для работы и можете приступать.

Осуществление деятельности.

Пауза (музыка).

Оценка результата: Справились наши группы с поставленной задачей?

Скажите, пожалуйста, хорошо ли вам было вместе работать?

Это творческое упражнение раскрывает  технологию сотрудничества, построенную на совместно-последовательной деятельности.

Совместно – последовательная деятельность представляет собой два основных этапа:

1. индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;

2. последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; развивается умение оценивать свои достижения, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко и всегда интересно!

  

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"

Мастер-класс для педагогов "Красивая речь - залог успеха"...

Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»

Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путь к успеху»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов с понятием “квест-игра”. • Углубить знания п...

Мастер-класс для педагогов. Квест-игра «Путь к успеху»

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию формы квест-игры в работе с детьми. Задачи: • Познакомить педагогов с понятием “квест - игра”. • Углубить знания...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Мотивация – путь к успеху!»

Что же такое мотивация? Мотивация  -  представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности.Для чего вообще нужна эта мотивация?Це...

Презентация про лягушку к мастер-классу для педагогов «Мотивация – путь к успеху!»

Презентация отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и педагогов, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, от...