Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»
учебно-методический материал


Предварительный просмотр:

Муниципальное Казённое Общеобразовательное  Учреждение

Шубинская средняя общеобразовательная школа детский сад «Лучик»

Мастер-класс для педагогов

«Сотрудничество – путь к успеху, или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»

Подготовила и провела

воспитатель

структурного подразделения

детский сад «Лучик»

Лахина Наталья Николаевна

2019 год.

Мастер-класс для педагогов «Сотрудничество – путь к успеху , или Методы и приёмы эффективной работы с воспитанниками посредством сотрудничества»

В условиях реализации стандарта нового поколения ключевой идеей является реализация системно-деятельностного подхода, а это значит перед нами, педагогами, одной из ключевых задач является - сформировать у детей навыки общения в группе и коллективе, а так же со взрослыми.

И поэтому наш мастер-класс звучит так:

«Сотрудничество – путь к успеху» ( слайд 1)

Уважаемые коллеги,- как вы понимаете термин «Сотрудничество»? (ответы)

Да, вы правы. Сотрудничество -это…(слайд 2)

Дружба

Равенство

Партнерство

Взаимодействие

 Коммуникация

Контакт

Взаимопомощь

Общение

Симпатия

СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема.

Сотрудничество в воспитательно-образовательном процессе выстраивается между такими субъектами как (воспитатель - ребенок, воспитатель-родитель, воспитатель- родитель- ребёнок, ребенок - ребенок).

Технология сотрудничества заключается в том, что прежде чем устанавливать деловые взаимоотношения со сверстниками, ребенку необходимо освоить способы взаимодействия с другими людьми.

Коллеги, как вы считаете, а умеете ли Вы сотрудничать?

Давайте проверим:

Игра «Пчелы и бабочки»( слайд3)

1. Я предлагаю всем участникам сейчас поделить на две группы.

2. Левая от меня команда – будет называться пчелы, правая от меня команда будет называться – бабочки.

3. Вам необходимо выбрать своего короля.

4. Королей я попрошу выйти из комнаты и подождать, я вас позову.

5. Ваша задача спрятать предметы. Пчелы прячут условную банку мёда, а бабочки прячут цветок.

(Приглашаем королей)

6. Дорогие короли, мы спрятали два предмета, которые вам необходимо найти. Король пчел будет искать мед, а король бабочек- цветок.

7. А вы Пчёлы и Бабочки должны помогать своим королям. Каждая группа может делать это, издавая определенный звук. Все пчёлы должны жужжать: жжжжжжжж, бабочки  хлопать в ладоши. Чем ближе король  бабочек приближается к цветку, тем громче должны хлопать в ладоши.

8. Помните, что во время игры никто не должен что-либо говорить.

Вопросы:

- Как вы чувствовали себя в роли короля пчёл (бабочек)?

- Ваши группы хорошо вам помогали?

- Вы остались довольны вашими подданными?

- Пчёлы, как вы взаимодействовали друг с другом?

- Бабочки, как вы взаимодействовали друг с другом?

- Что необходимо сделать, прежде, чем начать искать?

 Из нашей игры вытекает 1 правило: Определить конкретную цель (задание) (т. е., что нужно было искать конкретно).(слайд 4)

Следующее упражнение называется

 "Неожиданные картинки"( слайд 5)

1. Дорогие коллеги, я предлагаю всем встать в круг.

2. У вас на столе лежит листок – подпишите его, переверните. (звучит музыка)

3. Нарисуйте какой-нибудь рисунок. (музыка остановилась)

4. А теперь свой рисунок передайте по часовой стрелке соседу, дорисуйте что-нибудь.

5. Снова обменяемся рисунками.

Вопросы:

- Нравится ли вам рисунок, который вы начали рисовать?

- Понравилось ли вам дорисовывать чужие рисунки?

- А можем ли мы этот прием использовать на своих занятиях?

 В ходе этой игры определилось следующее правило : Определить последовательность (алгоритм действий) и роли участников.(слайд 6)

Уважаемые коллеги, я хочу предложить  вам  игру:

«Рисунок в два этапа»(слайд 7)

1. Разбейтесь на пары и сядьте друг напротив друга.

2. Положите между собой лист формата А3 и поставьте фломастер в центр листа , закройте глаза, и  не отрывая руку, будем рисовать.

3. Пока звучит музыка, вы будете путешествовать фломастером по всей поверхности листа, не отрывая его от бумаги.

4. Рисуйте во все стороны, пока вам не покажется, что нарисовано на бумаге.

5. Если хотите, вы можете разговаривать при этом с друг с другом.

6.Как только музыка остановится, открываете глаза и дорисовываете свой рисунок.

7. Завершив рисунок , решите, как Вы его назовете.

Вопросы:

- Понравилось ли Вам рисовать с закрытыми глазами?

- Насколько Вы довольны своим рисунком?

- Вам, сложно было придумать название вашей картины?

Итак:

Правило 3: Принимать совместное решение, учитывая мнение других.(слайд 7)

В основе технологии  сотрудничества лежит этапность обучения детей навыкам сотрудничества. Освоение детьми одного этапа зависит от другого. (слайд 8)

Этих этапов –четыре:

1 этап (младший дошкольный возраст): направлен на обучение детей способам установления контакта с партнером, распределения материалов и средств осуществления цели.

Оптимальный на этом этапе обучения сотрудничеству вид деятельности - продуктивный: аппликация, конструирование, лепка, а так же сюжетно – ролевая игра. Содержание деятельности должно быть хорошо знакомо детям, навыками деятельности на этом этапе дети владеют на уровне самостоятельности (в таком случае внимание ребенка концентрируется на партнере, а не способах деятельности). Форма организации – совместно-индивидуальная.

2 этап (средний дошкольный возраст): направлен на обучение способам распределения действий, планированию отдельных действий, способам разрешения конфликтов, развитие навыков контроля.

По-прежнему оптимальной для обучения сотрудничеству является продуктивная деятельность: аппликация, лепка, конструирование, рисование, сюжетно – ролевая игра, а так же можно использовать организацию детского труда (хозяйственно-бытового, ручного, самообслуживания). Форма совместной деятельности - совместно-последовательная, в микро группах по 3 – 5 человек.

3 этап (старший дошкольный возраст (5-6 лет): направлен на обучение способам объединения с партнерами, распределения ролей, действий, ведение спора, выхода из конфликтных ситуаций; планированию предстоящей деятельности; развитие контроля, самоконтроля, самооценки, воспитание ответственности за коллективный результат.

Детские объединения используются уже не только в продуктивной, но и других видах деятельности: познавательной, физической . Форма организации – совместно-взаимодействующая, в микро группах из 3 – 4 человек.

4 этап (старший дошкольный возраст 6 – 7 лет): самостоятельное использование способов сотрудничества в совместной со сверстниками деятельности. Включение заданий для совместного выполнения во все виды занятий при изучении новой темы, «открытии» нового знания, способа деятельности. Организация в микро группы, состоящие из 4 – 6 человек по выбору детей.

А сейчас, предлагаю вам следующий игровой прием. .(слайд 10)

 «Чашки»

Мне нужно 2 педагога

Один из вас звонит по телефону другому и говорит, что у него разбилась чашка. Просит купить такую же и описывает её. А вы должны по описанию зарисовать чашку. Договоритесь, кто будет звонить, а кто рисовать. Тот кто звонит, тоже прорисовывает у себя заданный образец. После чего вы сравниваете результат.

Этот игровой прием направлен на развитие умения распределять действия, учитывать возможности партнера, принимать на себя роль и действовать в ее рамках.

Данные игровые приемы для обучения сотрудничеству можно использовать в режимных моментах.

Технология обучения дошкольников навыкам сотрудничества со сверстником используется чаще всего в ходе непосредственно образовательной деятельности. Развивающие занятия, включающие технологию сотрудничества, имеют особую структуру:(слайд 11)

1. На первом этапе детям предлагается проблемная ситуация, которая побуждает детей к поиску решения не только поставленной проблемы, но и способов организации для успешного решения, например: «Как мы будем работать? Как легче и быстрее выполнить это задание?»

Для поиска решения задачи педагог организует дискуссию, в процессе которой каждый ребенок хочет высказаться. Обобщив несколько точек зрения детей, воспитатель объединяет и предлагает проверить кто прав, через реальные действия: «вот попробуем выполнить, и увидим, кто из нас был прав»

2. Второй структурный элемент НОД – определение формы организации детей и воспитателя с детьми для решения задачи. Технология сотрудничества предполагает два вида взаимодействия детей друг с другом. Это, прежде всего – работа в парах. Другая форма сотрудничества детей – это деятельность в микрогруппах.

Дети должны понять, что успешность выполнения задания зависят от планирования совместных действий, коллективного замысла будущего продукта, от работы каждого члена группы.

Групповая поддержка, возможность действовать заодно с другими, вызывают у детей, чувство защищённости, которое облегчает любой шаг в неизведанное.

3. Третий структурный элемент – непосредственное выполнение задания, воспитатель может включиться в деятельность детей в паре с ребенком, в группе, или самостоятельно, на отдельном материале.

4. Четвертый структурный элемент – организация контроля и оценки.

Технология сотрудничества предполагает поэтапное введение средств и способов взаимодействия, а так же форм контроля и оценки.

Второй этап технологии обучения детей сотрудничеству основывается на совместно - последовательной деятельности.(слайд12)

Совместно – последовательная деятельность в НОД представляет собой два основных этапа:

1. индивидуальная работа ребенка над элементом, частью общего изделия, продукта деятельности;

2. последовательная работа, связанная со сборкой, определенной операцией последовательного монтажа коллективного изделия.

- Сейчас мы с вами попробуем проиграть. Я предлагаю вам  игровое упражнение – «Цветы для Маши. (слайд 13)

 Итак, вы группа моих воспитанников.

Обратите внимание на спинки ваших стульев, у кого есть картинка, прошу выйти. Тем самым мы с вами разделились на две команды.  Перед вами два стола. Каждая команда присаживается за свой стол.

Мотивация: У нас сегодня гостья, девочка Маша. Почему она грустит? Маша сказала мне на ушко, что в дождливые осенние дни, ей так не хватает летнего тепла, яркого солнца. Как же нам поднять настроение Маше?

Целеполагание: мы подарим Маше  цветы (одуванчики) частичку тепла и света. Согласны со мной?

Планирование:Перед вами на столе расположились горшочки и стебелёк будущего цветка, также имеются лепестки, по очереди необходимо каждый лепесток расположить на основании одуванчика. Вспомним, каким по цвету бывает одуванчик? Каждой команде предоставлено права выбора цвета, на подносе лежат два вида лепестков: белые и жёлтые. Необходимо договориться о цвете лепестков одуванчика.

Конкретизация групповой цели:

Ваша команда, какой одуванчик будет делать? А ваша?

Распределение деятельности: Вам, уважаемые коллеги нужно самостоятельно распределить деятельность, договориться в своей группе: кто, какую операцию будет выполнять. Сколько операций у нас получилось? ( У нас получилось-5 операций: -оклеивание стебля,-приклеивание листьев;- изготовление цветка;-насыпать керамзит;- посадить цветок)

Проговаривание индивидуальной цели:

Договорились? Вы что будете делать, а вы что? (каждый озвучивает индивидуальную цель) .

Организация рабочего стола:

- А теперь подойдите к столам и возьмите все, что вам нужно для работы и можете приступать.

Осуществление деятельности.

Пауза (музыка).

Оценка результата: Красивые одуванчики получились, как вы считаете?

- Маша очень довольна!

Скажите, пожалуйста, хорошо ли вам было вместе работать?

Это игровое упражнение раскрывает  технологию сотрудничества, построенную на совместно-последовательной деятельности. Коллеги, какую последовательность можно

выделить в ходе этого игрового упражнения?(слайд 14)

  ( 1.Мотивация;2.Целеполагание;3.Планирование;4 Конкретизация групповой цели;5 Проговаривание индивидуальной цели;6. Организация рабочего стола;7.) Осуществление деятельности; 8. Оценка результата).

Маша, шепнула мне на ушко, что хотела бы поделиться с присутствующими в зале гостями частичкой тепла и света. Девочка хочет с нами поиграть в игру «Подарок». Сделанные вами одуванчики— это чудесные подарки, которые вы можете подарить лучшему другу. Подумайте, как вы хотите передать подарок. Может, вы приветливо посмотрите, улыбнетесь, отдадите подарок медленно или быстро, что-то при этом скажете, проявите фантазию?

А человек, который получает подарок, сам решит, как он будет его принимать: с улыбкой, с довольным лицом, скажет «спасибо»...

Анализ

В ходе этого игрового упражнения при обучении дошкольников навыкам сотрудничества решаются следующие задачи:

• Формировать у детей способы взаимодействия в паре, малой группе.

• Развивать способность к использованию элементов символизации для выражения своих действий.

• Развивать основы самоконтроля, взаимоконтроля и взаимооценки по результатам деятельности.

Таким образом, технология сотрудничества имеет огромный развивающий потенциал. Создает условия для речевой и познавательной активности каждого ребенка, его самореализации, повышает интерес к познавательной деятельности, формирует предпосылки учебной деятельности, открывает возможности взаимного обучения. В процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом; навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности; формируется умение отстаивать своё мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, используя прогностическую оценку, закладывается основа адекватной самооценки, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.

Рефлексия: (слайд15)

Если, вы остались довольны полученным результатом, то поднимите руки вверх. (слайд16)

Если, вам было не интересно, то закройте лицо руками. (слайд17)

(слайд18)

Вместе не трудно,

вместе не тесно,

вместе легко

и всегда интересно!

 (слайд19)

Спасибо за участие.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Методы и приёмы индивидуальной работы с детьми с нарушенным зрением»

Мастер-класс будет полезен педагогам, работающим с детьми, которые имеют нарушения зрения....

Мастер-класс "Методы и приёмы коррекционной работы и профилактика нарушения зрения"

Опыт работы по применению здоровьезберегающих технологий и организация коррекционной работы по оздоровлению дошкольников через  организацию НОД....

Мастер-класс "Методы и приёмы коррекционной работы и профилактика нарушения зрения"

Профилактика нарушений зрения у детей дошкольного возрастаВ современный век развитых информационных технологий и компьютерных устройств человеческий организм подвергается большим нагрузкам, а также не...

мастер-класс "Сотрудничество-путь к успеху"

Материал раскрывает основу технологии сотрудничества, цель, задачи и примеры использования в образовательном процессе ДОУ....

Презентация про лягушку к мастер-классу для педагогов «Мотивация – путь к успеху!»

Презентация отражает основную проблему многих взрослых людей, в том числе и педагогов, которые изначально проектируют ребёнка на неудачу.Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, от...

Мастер класс для педагогов ДОУ "Сотрудничество -путь к успеху"

СОТРУДНИЧЕСТВО - форма взаимодействия педагога и детей, в котором совместно ставится и решается проблема.Сотрудничество в воспитательно-образовательном процессе выстраивается между такими субъект...