Технологическая карта НОД "Волшебники - наши друзья" по развитию речи с использованием технологии ОТСМ-ТРИЗ
план-конспект занятия (младшая группа)

Власенко Светлана Вячеславовна

Технологическая карта

непосредственно образовательнойдеятельности

Образовательная область"Речевое развитие"

Раздел «Развитие речи»

младшая группа

Тема «Использование ТПФ в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста».

Название: «Волшебники – наши друзья».

 

 

 

Цель– Закрепление у  детей  приемом оживления-окаменения, уменьшения – увеличения и наоборот какого-либо объекта на примере приемов ТПФ.

 Образовательные:

- Систематизировать знания о приемах ТПФ, развитие логического мышления при использовании приемов ТПФ.

- закреплять представления о признаках объекта.

-формировать умения самостоятельно пользоваться приемами ТПФ.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -формировать интерес и способность к работе в группе.

-способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением объектов для игр, картинки с изображением признаков объекта, лист бумаги и планшет для составления морфодорожки, маркер для заполнения морфодорожки, книга со сказкой колобок, игрушка колобок, карточки волшебников: увеличения – уменьшения, оживления – окаменения, наоборот, домик волшебников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vlasenko_iip_zanyatie_2021.docx31.86 КБ

Предварительный просмотр:

Тюменская область Ханты – Мансийский автономный округ - Югра

Муниципальноеавтономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающеговида с приоритетным осуществлениемдеятельности по физическому развитию детей «Снегурочка», корпус 2

Технологическая карта

непосредственно образовательнойдеятельности

Образовательная область"Речевое развитие"

Раздел «Развитие речи»

младшая группа

Тема «Использование ТПФ в развитии связной речи у детей младшего дошкольного возраста».

Название: «Волшебники – наши друзья».

Составила: воспитатель первой

квалификационной категории Власенко С.В.

г. Югорск, 2021.

Цель– Закрепление у  детей  приемом оживления-окаменения, уменьшения – увеличения и наоборот какого-либо объекта на примере приемов ТПФ. 

 Образовательные:

- Систематизировать знания о приемах ТПФ, развитие логического мышления при использовании приемов ТПФ.

- закреплять представления о признаках объекта.

-формировать умения самостоятельно пользоваться приемами ТПФ.

Развивающие:

-формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

-развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

-развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.

Воспитательные:

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -формировать интерес и способность к работе в группе.

-способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Материалы и оборудование: Магнитная доска, картинки с изображением объектов для игр, картинки с изображением признаков объекта, лист бумаги и планшет для составления морфодорожки, маркер для заполнения морфодорожки, книга со сказкой колобок, игрушка колобок, карточки волшебников: увеличения – уменьшения, оживления – окаменения, наоборот, домик волшебников.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации.

Деятельность педагога, месторасположение

Предполагаемая деятельность воспитанников, месторасположение

Организационный этап

(1мин)

Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи.

Актуализация имеющихся знаний, представлений. Формировать познавательные процессы  и  способы  умственной  деятельности.

Воспитывать интерес и способность работать в группе.

Игра «да - нетка».

Воспитатель загадал объект (книга).

-Ребята! Я загадала объект.

-Нет, не в центре.

-Да (убираем половинку).

-Да, правильно, книга.

Воспитатель закрепляет карточку на магнитной доске.

— это книга со сказкой колобок.

Сидят на ковре полукругом.

Дети задают вопросы:

-Этот объект находится в центре?

-Этот объект находится справа от центра?

Дети — это книга.

Закрепление и систематизация имеющихся знаний и умений

(2мин)

Продолжать

Систематизировать знания о признаках, развитие логического мышления при сравнивании составлении морфодорожки.

Закреплять представления о признаках объекта.

Составление морфодорожки по признакам.

Кто был главный герой сказки?

-Давайте рассмотрим колобка по признакам и заполним морфодорожку.

- О чем спрашивает нас признак? (вопрос к каждому признаку).

Дети сидят на ковре полукругом.

- какой колобок по цвету?

- какой колобок по форме?

-какой ты по действию?

Расширение имеющихся представлений

10 мин

систематизировать знания о приемах ТПФ (волшебник оживления-окаменения, увеличения-уменьшения), развитие логического мышления при использовании приемов ТПФ.

-формировать умения самостоятельно пользоваться приемами ТПФ.

- развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

 -воспитывать интерес и способность работать в группе.

-способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Развивать устную и связную речь детей - диалогической формы.

Развивать коммуникативные компетенции воспитанников.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление

Закрепление волшебников  оживления-окаменения, увеличения - уменьшения;

Подвижная игра «Оживляйка»;

Игра «Путаница»;

Игра «Волшебные изменения»

Прием статики.

Беседа о КГН.

Возвращение волшебников оживления-окаменения, увеличения-уменьшения в домик волшебников.

- Ребята, а почему колобок стал разговаривать, катится, прыгать?

— это потому, что пришел волшебник оживления (показывает карточку) и дотронулся своей волшебной палочкой до колобка и поэтому он ожил.

- ребята, представьте, волшебник дотронулся своей палочкой до платья Дианы, и платье ожило и заговорило.

- платье сказало, Диана я хочу, чтобы ты меня переодела, потому что у меня тут пятнышко и взяла меня домой постирать.

- дотронулся волшебник до сандаликов Егора и сандалии ожили и что они скажут? Как вы думаете?

- волшебник дотронулся до нашего стульчика, что произойдёт со стульчиком?

- Какие действия сможет выполнить стул?

- давайте попрыгаем как стул.

-  волшебник дотронулся до нашего стола, что произойдёт со столом?

- Какие действия сможет выполнять стол?

- давайте приседаем как стол.

- а что произойдет, если волшебник оживления дотронется до ковра?

- какие действия сможет выполнять ковер?

-молодцы он сможет летать, есть такая сказка ковер – самолет.

- давайте мы полетаем как ковер – самолет.

- молодцы.

- ребята, а ведь волшебник оживления может не только оживлять, но и делать объекты какими?

- Правильно, вот ребята представьте, например: лежал мяч, и волшебник окаменения коснулся его, сможет мяч скакать?

-Какие признаки появятся у него?

-А что еще не сможет делать мяч?

-молодцы.

- пока мы с вами играли с волшебником оживления-окаменения, к нам пришел еще один волшебник (показывает карточку – волшебник «Наоборот»).

- он предлагает с ним  поиграть.

-поиграем?

- я буду говорить действия, а вы должны делать наоборот. Слушаем внимательно:

Руки вниз,

Руки вверх,

Не прыгать на ковре,

Ладошкам не хлопать,

Повернись ко мне лицом,

Повернись ко мне спиной,

Не садиться на ковер.

-Молодцы.

- А кто же тут спрятался? (воспитатель показывает карточку волшебника увеличения- уменьшения).

- у меня в руках еще один друг наших волшебников.

-Как его зовут?

-Ребята, что, если волшебник увеличения–уменьшения, используя признак, размер уменьшит, например колобка, что  произойдет?

-хорошо это, или плохо?

-А что произойдет, если волшебник увеличения–уменьшения, используя признак, размер увеличит колобка?

-хорошо это или плохо?

- а если, волшебник, используя признак, количество увеличит колобка, что произойдет?

- хорошо это, или плохо?

-молодцы.

- ребята, давайте мы отправим наших волшебников домой, где они живут?

- отлично, в следующий раз мы еще пригласим их поиграть вместе с нами.

- Ответы детей.

Ответы детей.

Не бросайте меня, одевайте правильно.

- он оживет и скажет нам, садитесь на меня аккуратно, не дергайте.

- ответы детей

- прыгают на месте.

- он оживет и скажет, садитесь за меня, чтобы порисовать

-ответы детей

- приседают

- он оживет и скажет нам, не мусорите на меня.

- ответы детей

- летают

- делать объекты недвижимыми, объекты становятся, как камень.

- нет

- ответы детей

- прыгать, катиться.

Ответы детей.

- выполняют движения.

- ответы детей.

- волшебник «Увеличения-уменьшения»

- ответы детей.

-плохо, он станет маленьким, и мы можем его потерять.

- ответы детей.

Хорошо, потому, что колобок станет большим и не потеряется.

Ответы детей.

-хорошо, потому, что у каждого из нас будет по колобку, и каждый из нас сможет поиграть со своим колобком и даже поделится с тем, у кого он потерялся.

- в домике волшебников

Убирают волшебников в домик волшебников.

Заключительный этап. Рефлексия

(2мин)

Подведение итогов НОД, формироватьумения самостоятельно пользоваться приемами ТПФ.

Формировать познавательные процессы и способы умственной деятельности.

Развивать эмоциональную отзывчивость, внимание, память, образное мышление.

Способствовать доброжелательному отношению друг к другу.

Заключительная беседа-диалог о результате занятия.

- а теперь пройдём на ковер

- ребята, давайте вспомним и расскажем колобку, что же интересного и необычного у нас произошло?

да-нетка

морфодорожка

волшебники

игра оживляйка

путаница

игра «волшебные изменения»

возвратили

-да, ребята это наши друзья, мы будем с ними играть и заниматься.

-Мы искали объект в игре «Да -нетка»

- заполняли морфодожку по признакам

- к нам приходили волшебники

- оживляли - окаменяли объекты

- увеличивали и уменьшали объекты по признакам

- вернули волшебников в наш домик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи

Технологическая карта организованной образовательной деятельности.Провела: Авдеева Г.Л.Дата проведения: апрель 2015г.Возрастная группа:  воспитанники 5 – 7 лет.Образовательная область: Разв...

Технологическая карта ООД старшая группа развитие речи

Технологическая карта ООД развитие речи...

Технологическая карта конспекта НОД по развитию речи "Прогулка в осенний лес".

Формирование эмоциональной лексики (подготовительная группа)....

Технологическая карта образовательной деятельности по развитию речи для детей 2-3 лет Тема Чтение потешки «Наши уточки с утра» . Дидактическая игра "Кто пришел? Кто ушел?".

Чтение потешки "Наши уточки с утра "легко запоминатся детьми 2-3 лет, и побуждат ребенка к простейшим игровым действиям....

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»

Практикум «Использование технологических карт на занятиях по развитию речи»Дошкольное образовательное учреждение – первое и самое ответственное звено в системе общего образ...

Технологическая карта образовательной деятельности (по развитию речи с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе)

Технологическая карта образовательной деятельности (по развитию речи с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе) "Поможем Буратино пойти в школу"...

Технологическая карта интегрированного занятия по развитию речи с использованием мнемотехники Тема: «Весна пришла!»

Образовательная область: речевое развитие, художественно-эстетическое развитие Группа: старшая группа (5-6 лет)Цель: Знакомство и заучивание стихотворения И.Белоусова «Весенняя гостья» с д...