Материал по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»
рабочая программа (младшая группа)

Михалева Наталья Васильевна

Пальчиковые игры для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям младшего дошкольного возраста. Ученые доказали, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста. Ведущей деятельностью в этот период является предметная деятельность, а мышление — наглядно-предметное. Поэтому, обследование предметов, и действия с ними являются наиболее отвечающим потребностям ребёнка, способом познания мира.

Я выбрала данную тему для самообразования, так как считаю необходимым для себя более подробно изучить литературу по данной теме, и применять на практике знания по данной теме. А также использовать на занятиях и в свободной деятельности упражнения и игры на развитие мелкой моторики. И в дополнение нетрадиционные способы изодеятельности—рисования, лепки и аппликации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx23.64 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования по теме «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Автор: Михалева Наталья Васильевна

Организация: МКДОУ БГО ДЕТСКИЙ САД №12 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА

Пальчиковые игры для дошкольников — занятие не только увлекательное, но и очень полезное. Особенно это относится к детям младшего дошкольного возраста. Ученые доказали, что развитие движений пальцев рук положительно влияет на умственное и речевое развитие детей. Пальчиковой гимнастике уделяют внимание во всех возрастных группах детского сада, но особенное значение придают ей в работе с детьми младшего возраста. Ведущей деятельностью в этот период является предметная деятельность, а мышление — наглядно-предметное. Поэтому, обследование предметов, и действия с ними являются наиболее отвечающим потребностям ребёнка, способом познания мира.

Я выбрала данную тему для самообразования, так как считаю необходимым для себя более подробно изучить литературу по данной теме, и применять на практике знания по данной теме. А также использовать на занятиях и в свободной деятельности упражнения и игры на развитие мелкой моторики. И в дополнение нетрадиционные способы изодеятельности—рисования, лепки и аппликации.

Задачи пальчиковой гимнастики это:

1.Развитие мелкой моторики. Для этого используют упражнения, в которых детям необходимо совершать движения пальчиками, изображая действия или героев стихотворения, потешки. И сопровождать движения словами. 2.Развитие речи, обогащение и активизация словаря, заучивание коротких текстов наизусть (потешек).

3.Развитие мыслительных функций - памяти, внимания, воображения.

Какую же пользу приносят пальчиковые игры детям?

 

Игры с пальчиками создают положительное эмоциональное настроение, развивают умение подражать взрослому, учат понимать смысл речи.

- Если ребёнок сможет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой.

- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Основные направления работы с детьми, которые я использую на занятиях и в режимных моментах.

1.Пальчиковые игры.

2.Игры с мелкими игрушками, камешками, пуговицами.

3.Работа с бумагой (складывание, сминание, обрывание).

4.Раскрашивание картинок.

5.Игры с прищепками. Дети охотно прикрепляют прищепки на силуэты различных животных, или предметов. Например: помоги ежику, прикрепи иголочки. Или прикрепи лучики солнышку.

6.Игры с бусами. Дети предлагаю выложить различные силуэты из бус. Например, домик, или кружок.

7.Изготовление рисунков, аппликаций, поделок вместе с детьми в нетрадиционной технике.

В процессе работы над темой: " Развитие речи детей младшего возраста с

использованием пальчиковых игр и упражнений " я научилась владеть

методикой проведения пальчиковых игр. Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек. Дети научились совершать манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Считаю, что очень важно продолжать использовать пальчиковые игры во

всех видах деятельности, так как они дают положительный результат в развитии речи у детей дошкольного возраста.

Сроки

Форма работы

Сентябрь

Изучение методической литературы по теме самообразования

Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».

Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста».

Богуславская З.М., Смирнова Е.О. Развивающие игры для детей дошкольного возраста.

Павлова Л.Н. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет: Пособие для воспитателей и родителей.- М.: Мозаика-Синтез, 2003

 

Октябрь.

1.Разучивание с детьми пальчиковых игр «Мальчик- пальчик» «Цветок». Цель: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

2.Обучение детей игре «Умелые ручки» - учить правильно, шнуровать, завязывать бантик.

3.Игры на развитие тактильного восприятия: «Чудесный мешочек»- развивать умение на ощупь определять предмет.

4.Консультация для родителей: «Для чего нужны пальчиковые игры?»

5. «Колючие ёжики». Обучение элементам самомассажа ладоней с мячиками Су-Джок.

Ноябрь

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Декабрь

1.Разучивание пальчиковых игр «Засолка капусты», «Как живешь?» Цель: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать

слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику

пальцев рук и активную речь.

2. Аппликация « Снеговик».

Цель: Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, создавать изображение по образцу.

  1. Игра с мелкими игрушками. «Переложи игрушки» - развивать координацию движений, мелкую моторику.

4. Выкладывание из бус «Елочка», «Кружок», «Огурец»- развивать мелкую моторику.

5 . Рисование в нетрадиционной технике: «Веточка рябины»

Цель: Продолжать знакомить детей с красками, учить обмакивать

пальчик в краску, оставлять отпечатки на бумаге.

6.Упражнение «Раскрась картинку». Цель: Формировать умение раскрашивать картинки, обводить картинки по трафарету.

____________________________________________________

1 Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик маленький, мизинчик удаленький».Цель: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

2.Рисование на манке различных предметов, силуэтов животных. Зайчик, мишка, пирамидка, дом, мячик, машина и т.п.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев рук.

3.Изготовление картотеки пальчиковых игр и упражнений для работы с детьми.

4.Закреплять умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки,

для коллективной работы «Укрась елочку разноцветными шариками»- развивать мелкую моторику.

5. Информация для родителей: «Чем можно занять ребенка дома. Несколько способов, которые можно применить во время занятий с детьми ».

Январь

 

 

 

 

 

 

Февраль

1.Заучивание пальчиковой игры «Апельсин».Цель: формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь.

повторение игры «Мальчик пальчик».

2 .Изготовление поделки «Ёжик» из пластилина и подсолнечных семечек - развивать мелкую моторику, усидчивость.

3.Организовать игру со счетными палочками, выкладывая различные картинки по образцу воспитателя и карточек- схем.

4. Изготовление карточек-схем для упражнений со счетными палочками и геометрическими фигурами.

5. Познакомить детей с игрой «Шустрый котенок» - сматывание ниток в клубок. Цель: развивать ловкость, мелкую моторику.

Март

1.Закрепление пальчиковых игр «Моя семья», «Точим нож».

2.Разучивание пальчиковой игры «По дорожке ровной, гладкой скачут пальцы как лошадки» - формировать умение проявлять положительные эмоции в общении с взрослыми и сверстниками, учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь

3. Поделка «Заюшкина избушка».

Цель: научить детей способу обрывания бумаги.

4.Конструирование из счетных палочек «Домик», «Флажок» и другие фигуры. Цель: учить детей сопровождать свои действия словами.

5.Развивать умение раскрашивать картинки (крупные для малышей) например, пирамидка, яблоко.

6.Продолжать работу со шнуровкой для развития мелкой моторики.

Апрель

1.Заучивание пальчиковой игры «Этот пальчик хочет спать»

Цель - учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь

2.Повторить пальчиковые игры «Моя семья», «Карандаш».

3.Конструирование из счетных палочек предметов мебели: «Диван», «Шкаф».

4.Выкладывание из бус, игры с бусами для развития мелкой моторики.

5 Изготовление пальчикового театра по сказке «Колобок» .

Май

1.Заучивание пальчиковой игры «Спал цветок», «Точим нож»

Цель - учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки; развивать мелкую моторику пальцев рук и активную речь

2. Аппликации « Букет сирени».

Цель: Развивать умение детей скатывать шарики из кусочка салфетки, наклеивать их по образцу педагога.

3.Рисование на манке пальчиками предметов, развивать мелкую моторику.

  • 4 Упражнение «Веселая гусеница»: выкладывание цветных крышек по заданному образцу с проговариванием стихотворения «гусеница, гусеница, высунь рога, дам кусок пирога. Ползи по дорожке, дам тебе лепешки».

5 Подготовить отчет по итогам работы за год, по теме самообразования.

 

 

 

Приложение

«Цветок»

Спал цветок и вдруг проснулся. Ладони сложены вместе вверх

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, встрепенулся, Ладони открываются

Взвился вверх и улетел. Выполняют движение крыльев.

 

«Мои друзья»

 

Этот пальчик — Серёжка, поочередно открывают пальчики
Этот пальчик — Алёшка,
Этот пальчик — Маринка,
Этот пальчик — Иринка.
А вот этот пальчик — я.
Вот и все мои друзья!

 

Засолка капусты

- Мы капусту рубим, рубим. Руками показывать, как мы рубим капусту

- Мы морковку трем, трем. Руками показывать, как мы трем морковку

- Мы капусту солим, солим. Пальчики щепоткой – солим

- Мы капусту мнем, мнем. Руками "мнем" капусту.

 

Точим нож

Точим, точим, точим нож показываем, как точит нож ребром ладони.

Будет очень он хорош

Будет резать он припасы,

Масло, сало, сыр, колбаску.

Помидору, огурцы, угощайтесь молодцы

 

Этот пальчик хочет спать, (загните мизинец)

Этот пальчик лег в кровать, (загните безымянный палец)

Этот рядом прикорнул, (загните средний палец)

Этот пальчик уж заснул, (загните указательный палец)

… (загните большой палец)

(погрозите пальчиком другой руки)

Тише, тише, не шуми, братиков не разбуди

Встали пальчики, ура в детский сад идти пора!

 

Этот пальчик маленький

Мизинчик удаленький

Этот пальчик кольцо носит, никогда его не бросит

Этот пальчик самый длинный. Он как раз посередине

Этот указательный, очень замечательный

Этот пальчик, хоть не длинный, но зато он самый сильный

Пальчики не ссорятся, вместе дело спорится.

Игра «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик –папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я, Вот и вся моя семья!

 

Игра «По дорожке»

По дорожке ровной гладкой

скачут пальцы как лошадки, -пальчиками одной руки стучать по ладони на другой.

Цок, цок, цок, цок, скачет резвый табунок.

 

Игра «Апельсин»

Мы делили апельсин. (Рука сжата в кулачок)

Много нас, а он один!(Крутим кулачком вправо-влево)

Эта долька для ежа, (Другой рукой разгибаем пальчики, сложенные в кулачок, начиная с большого)

Эта долька для чижа, (Разгибаем указательный пальчик)

Эта долька для утят, (Разгибаем средний пальчик)

Эта долька для котят,(Разгибаем безымянный пальчик)

Эта долька для бобра,(Разгибаем мизинчик)

Ну, а волку - кожура. (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)

Он сердит на нас - беда! (Двумя руками показываем волчью пасть)

В домик прячемся - сюда!

(Складываем руки домиком)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-творческий проект во второй группе раннего возраста " Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений "

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

План работы по самообразованию  Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»...

Выступление на педагогическом часе Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Актуальность: В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки  становится важной частью развития детской речи. Формирование устной речи ребёнка начинаетс...

План работы по самообразованию Тема: «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений»

Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих восп...

Самообразования "Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений

План самообразования: Тема: Развитие речи детей младшей группы с использованием пальчиковых игр и упражнений"...

Самообразование "Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"

Самообразование "Развитие речи детей младшего возраста с использованием пальчиковых игр и упражнений"...