Мастер-класс «Технология группового сбора» (из опыта работы с детьми старшей группы)
материал
Цель: мотивация педагогов для работы по внедрению технологии утреннего сбора дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего группового круга.
2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_utrenniy_sbor.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс «Технология группового сбора»
(из опыта работы с детьми старшей группы)
Цель: мотивация педагогов для работы по внедрению технологии утреннего сбора дошкольников.
Задачи:
1. Познакомить с методикой организации и проведения утреннего группового круга.
2. Дать возможность применить полученные знания на практике.
2 слайд
Утренний сбор (групповой сбор или утренний круг) — это режимный момент, являющийся формой организации образовательного процесса при совместной деятельности взрослых и детей, который проводится сразу после завтрака.
Основная цель проведения утреннего сбора — «задать тон» всему дню, то есть создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным.
Утренний круг решает целый ряд образовательных задач:3 слайд
- Создаёт условия для общения детей и взрослых.
- Развивает коммуникативные навыки и способность планировать собственную деятельность. Иными словами, ребята учатся правильно строить разговор (к примеру, давать возможность высказаться товарищу), привыкают к режиму дня.
- Нарабатывает у детей опыт понимать эмоциональное состояние других людей, то есть развивает эмпатию. Например, видя, что товарищ расстроен, ребенок ищет способ его отвлечь.
- Работает над развитием навыков культурного общения.
- Обучает аргументированному построению высказываний, отстаиванию своей точки зрения. Например, если обсуждается поступок героев прочитанной накануне сказки или увиденного мультфильма.
- Развивает умение вычленять из своего опыта интересные события, а также описывать их лаконично, последовательно и логично.
Сбор группы обычно носит обобщенный характер, то есть, не привязан к конкретной теме.
Утренний сбор включает в себя несколько структурных элементов:4 слайд
Позывные для утреннего сбора
- музыка;
- звуки колокольчика (этот позывной хорошо подходит для детей старшего возраста, так как приучает их воспринимать школьный звонок как сигнал концентрации внимания на работе);
- речевка (может сочетаться с движениями; периодически рифмовки нужно обновлять).
Я считаю, исходя из опыта работы с детьми по данной технологии, что сама по себе речевка в качестве позывного малоэффективна, так как настраивает на работу только тогда, когда произносится очень громко, хором, что осуществить очень сложно, ведь дети еще не настроены на совместную деятельность. Поэтому этот прием рекомендую сочетать с музыкой или звоном колокольчика.
Организация круга
Сбор проходит в виде круга, где дети вместе с взрослыми сидят на стульчиках, на подушках и так далее. Каждая группа сама вправе определить традицию организации круга и порядок расположения детей в кругу может меняться. Круг – это открытость, внимание детей друг к другу и чувство единства в коллективе. Мы с детьми выбрали организацию круга на именных подушках.
Приветствие5 слайд
Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников и хотят чувствовать себя частью группы, поэтому приветствие должно быть адресовано каждому, кто находится в круге. Начиная приветствие, необходимо показать, как это делается. Есть много веселых, занимательных, уважительных приветствий, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия также могут содержать эпитеты, комплименты. Дети, усвоив процедуру, могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Используются различные предметы (любимая игрушка, мяч, флажок, волшебная палочка, микрофон), которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие.
Нам с ребятами полюбилось приветствие с флажком или с клубком ниток, называя при этом, друг друга интересными именами, которые связаны с темой утреннего сбора. Например, по названиям ягод, фруктов, животных или птиц.
Новости6 слайд
Один из любимых частей утреннего сбора – обмен новостями, так как предоставляет возможность рассказать другим то, «что еще никто, кроме меня не знает», поделиться своими наблюдениями, похвастаться интересными событиями. Темы новостей могут носить различный характер. Чтобы избежать проблем по поводу, как в течение небольшого отрезка времени удовлетворить желание всех детей, предлагается коллегиально решить, какое количество и кого сегодня выслушать.
Новости принимаются как факт, поэтому не регламентируются (только по одной короткой новости), не селекционируются (только хорошие новости), не вытягиваются (мы еще не слышали твоих новостей), не запрещаются (об этом мы не говорим).
Обмен информацией7 слайд
На утреннем сборе происходит общий обмен информацией: календарь (погода/день недели/время года/праздник) и групповые (сколько сегодня всего детей/мальчиков/девочек, кто отсутствует/ сколько дней осталось до ближайшего дня рождения/что сегодня нам предстоит/что интересного заметили в группе). Здесь очень важно вводить различные критерии – кто и что будет рассказывать сегодня и следить, чтобы в течение недели каждый из детей поучаствовал.
Динамическая пауза8 слайд
Динамическую паузу лучше проводить по выбору детей. Моим воспитанникам больше всего нравятся пальчиковые игры и игра малой подвижности «Встаньте те, кто…».
Проблемные ситуации9 слайд
Важно создавать такие ситуации для размышления, высказывания своего мнения по вопросу, чтобы дети могли сообща подумать над разрешением ситуации. Например, ребенок задал вопрос «Почему у нас в поселке строят дома не выше трех этажей?».
Игры по теме проекта10 слайд
Ребята выбирают игры из предложенного списка или организуют их самостоятельно. При наличии условий в это время дети могут слушать музыку.
11 слайд
Однообразие порождает апатию, что совершенно неприемлемо по отношению к детям, тем более дошкольникам. Поэтому педагогу необходимо постоянно пополнять свою методическую копилку новыми и содержательными приёмами проведения утреннего сбора. Некоторые из них детям нравятся больше, другие — меньше. Так появляются традиции утреннего круга.
Предоставление права выбора центра активности
Завершающий элемент структуры утреннего сбора - презентация педагогом деятельности в центрах активности, а дети делают выбор центра, в котором они будут заниматься. Свой выбор дети должны закрепить карточкой на доске выбора, а педагог может использовать этот момент и как образовательный.
У детей формируется познавательный интерес, так необходимый для дальнейшего обучения в школе. Утренний сбор, объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений, и способствует более тесному контакту всех специалистов и сотрудничеству с родителями, в результате образуется детско-взрослое сообщество.
Практическая часть:
Тема «Домашние животные»
1.Позывные для утреннего сбора.
Звон колокольчика
«Слева друг и справа друг.
Очень дружный общий круг.
Крепче за руки держитесь,
И друг другу улыбнитесь».
2. Организация круга.
на именных подушках
3.Приветствие.
Передавая по кругу мягкую игрушку, нужно поздороваться с ребятами звуками домашних животных.
4. Новости.
Давным-давно жили на Земле Человек и много разных животных, и были эти животные дикими. Были животные, которые боялись Человека, а были и такие, которых боялся Человек. Как вы думаете, какое животное Человек приручил первым? Правильно, первым домашним животным стала собака. (картинка) А зачем она была нужна Человеку? Да, верно, она была полезна на охоте, охраняла жилье, а когда домашними стали козы, овцы, коровы (картинки) - собака помогала Человеку пасти, охранять их. Со временем Человек приручил и других животных. У всех домашних животных остались в дикой природе братья и сестры. И первое задание - Я буду называть домашнее животное, а вы назовите его дикого предка (Педагог называет домашнее животное, а дети - дикого предка.Собака - волк, кролик - заяц, свинья - кабан, кошка - рысь и т. д.)
5. Обмен информацией
Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц? Какая погода? Приметы весны?
6. Динамическая пауза. Физкультминутка
Села кошка под кусточек,
(Приседают).
Мяса скушала кусочек.
(Поглаживают свой животик).
Встала кошка, потянулась,
(Встают, потягиваются).
Ее шерстка развернулась.
(Поглаживают по голове соседа).
7. Проблемные ситуации.
Почему домашнему животному лучше жить рядом с человеком? (ненужно строить себе жилье, самому добывать пищу, защищаться от врагов)
8. Игры по теме Игра «Кто спрятался?»
Воспитатель показывает картинку, на которой изображены разные части животных, которые видны из-за куста. Дети должны отгадать.
Разрезные картинки или наложенные друг на друга силуэты животных.
9. Предоставление права выбора центра активности
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс «Педагогическая технология использования фитбол-гимнастики при работе с детьми ОНР»
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности дошкольного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и п...
Мастер-класс для музыкальных руководителей ВАО "Техника вокальной работы с детьми старшего дошкольного возраста".
Материал,содержащийся в данном занятии, позволяет более эффективно заниматься развитием детского голоса, формировать основные певческие навыки:дыхание,звукообразование,артикуляцию и другие....
Мастер-класс на тему:"Использование техники "Квилинг" в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Основной темой моего самообразования является тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста". В целях продолжения работы по теме решила использовать технику "квилинг...
Мастер-класс «О сложном просто, или пропедевтика профориентационной работы с детьми старшего дошкольного возраста».
Как часто воспитатель сталкивается с необходимостью объяснить сложность вещей......
Выступление на Едином методическом дне Мастер – класс для воспитателей «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
мастер- класс для воспитателей...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание...
Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель: Повысить мотивацию родителей дошкольников к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить родителей с приемами и способами изображения.Задач...